Методическая разработка урока "Древнейший Рим", 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс)

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Методическая разработка урока «Древнейший Рим», 5 класс, 2018г. Результат: демонстрация в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года-2018», победитель. Материал (из-за большого размера файлов) размещен на внешнем ресурсе: https://cloud.mail.ru/public/2Xfu/57ZfbB4mN

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

Тема: «Древнейший Рим» (1 в разделе «Древний Рим»  (18 ч) и 1 в теме: «Рим: от его возникновения до установления господства над  Италией» (3 ч).

Класс:  5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Педагогическая цель урока: - Организовать знакомство учащихся с самым первым периодом в римской истории – древнейший или  царский, создать первое впечатление о новой стране.

Педагогические задачи:

1. Образовательные: 

  • познакомить учащихся с географическим положением Древнего Рима,  занятиями и образом жизни жителей;
  • создать представление о возникновении Рима;
  • охарактеризовать положение патрициев и плебеев;
  • обеспечить усвоение учащимися новых понятий: весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ, через необычную форму работы – съемка мультфильма.
  • продолжить  работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты; работать с исторической картой, иллюстрациями и раздаточным материалом.  
  • развивать речь учащихся; способность высказывать собственное мнение, приводить аргументы.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к  истории других народов;
  • умение оценивать собственный результат.

Задачи:

  • Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей;
  • Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, знакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;
  • Метапредметные - развивать читательские компетенции, умение осознанного чтения, развивать умение применять схемы для решения учебных и познавательных задач.

Планируемые результаты:                                                                                                                                                              предметные:

  • - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
  • - извлекая необходимую информацию из текста, рассказывать о местоположении римской цивилизации, об условиях жизни  и управлении Древнего Рима;
  • - показывать на карте географические объекты;

       метапредметные:

  • - определять тему урока, цели;
  • - выстраивать алгоритм своей работы;

           личностные:

  • - развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
  • - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
  • - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Методы и приемы:  словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и  раздаточным материалом, сравнение исторических объектов (по Греции и Риму).

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: фронтальная и групповая.

Организация образовательного пространства:

• История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразователь-

ных школ. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.:

Просвение, 2012.г.

•Презентация, которая позволила использовать карту, наглядный и звуковой материал

•Раздаточный материал для создания мультфильма (сценарий, герои, декорации)

•Техническое сопровождение: мультимедийный проектор; экран, колонки

 

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный

Здравствуйте. Садитесь. Настроились на работу. На столах у нас учебники, тетради, ручка, дневник…а в кармашке хорошее настроение. Итак, …

Проверяют готовность к уроку. Мотивация на работу на уроке.

Слайд 1.

Актуализация изученных знаний

-Мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира. Вспомните, с историей, каких государств вы уже знакомы?

-Да, это Древний Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Индия, Китай. Узнали и о Древней Греции.

- Древний Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Индия, Китай

Слайд 1.

Целеполагание

Но посмотрите, белым пятном на карте осталась еще одна страна. Именно туда мы и отправимся. Кто догадался, о какой стране идет речь?

-Тема урока «Древнейший Рим». Открываем тетради, пишем тему и формулируем цель урока. Когда мы впервые узнаем о стране, мы что делаем?

-Цель урока: познакомиться с Древнейшим Римом.                                      Должно быть многие из вас слышали о «вечном городе», восстании Спартака, Цезаре, римских легионах. Но римская история не ограничивается этим списком. Она гораздо длиннее и насчитывает более тысячи трехсот лет: от основания Рима до его падения под натиском варваров в 476 г. н.э. За это время произошло очень много разных событий, с которыми нам предстоит познакомиться. Но обо всем по порядку.

-Скажите, с чего мы обычно начинаем изучение незнакомой страны? Давайте спланируем наш урок.

-План: 1.Географическое расположение и природные условия Древнего Рима.                                                  -Вспомните с чего мы стали рассматривать события Древней Греции? Много нам было известно фактов о древнейшем периоде Греции? Да, это были мифы. Так и историю Древнейшего Рима мы начнем с легенды.                                                                                                                                                  2. Легенда об основании Рима.                                                                                                                               -Изучив Миф о Минотавре по истории Древнейшей Греции, что мы сделали? Да, попытались найти в нем факты…правду.                                                                                                                         3.Правда о Риме (жители, деятельность, управление).                                                                                      

-Рим?

-пишут тему урока в тетрадь, формулируют цель урока.

Планируют совместно с учителем деятельность на уроке, направленную на достижение цели.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Открытие новых знаний

-Итак, работаем с материалами урока, стремясь достигнуть цели и отслеживаем пункты плана.                                                              -Где зародилась цивилизация Древнего Рима? Работаем с картой на с.203 и текстом на с.204.

-Выйти к доске и сравнив свою маленькую карту с моей, большой…показать.

-Цивилизация Древнего Рима зародилась в Италии. В стране, расположенной на Апеннинском полуострове. (обратите внимание на новые слова). С трех сторон омывается морями, с севера отрезана от остальной Европы гормами Альпами. Свое название полуостров получил от горного хребта Апеннины, а название Италия пришло из Греции и означает «страна телят». Здесь действительно очень тепло, много пахотной земли и пастбищ.

-Сравните с природными условиями Древней Греции?

-Возвращаемся к нашему плану. Выполнили 1 пункт?                                                                                       -А теперь внимание на экран. Кто знает, где находится эта бронзовая скульптура и что означает? (Просмотр видеоролика).

-Это символ Рима. Автор статуи неизвестен. Предположительно она была изготовлена в 12 веке и находится в Капитолийском музее в Риме. С волчицей связана интересная легенда. И сейчас мы с вами не просто познакомимся с ней.                                                                                                                          -Что делать будете, пока не скажу. Давайте разомнемся перед интересной работой.

-Я предлагаю снять мульфильм по мотивам этой легенды. Самим прикоснуться к истории. Мы уже разбились на две команды. Это две съемочные группы. Мультфильм у нас будет в двух сериях. В каждой команде вы выберете сценариста, который отвечает за озвучку текста и распределение ролей и декораций. На работу вам 5 минут. Вы выходите на съемочную площадку и озвучиваете действия. Я как режиссер имею право на руководство всем съемочным процессом. Для погружения в историческую реальность для вас музыка.

-Сценаристы, оцените работу своих команд.                                                                                                       -Вернемся к плану. Достигли второго пункта?                                                                                                     -Ребята, как вы думаете, что в этой легенде вымысел, а что правда?

- Полуостров действительно населяли племена латинов. Но помимо них здесь жили и другие. Это этруски, лигуры, италики. Рим, действительно стоит на холме. Точнее на семи холмах. Сначала был заселен ПалатИн и здесь потом жили только богатые семьи, затем КапитолИй и КвиринАл. НО, оказывается на семи холмах расположены многие современные города. Это Москва, Смоленск, Нижний Новгород и др. Все остальное – вымысел. Ученые не верят и в существование Ромула. Однако, самим римлянам льстит, что основателем их города мог быть сын бога войны Марса, поэтому чтят эту легенду.

-Датой основания Рима считается 753г.до н.э. Запишите эту дату в тетрадь для запоминания.                                                                -Итак, Ромул стал царем. Неужели он правил сам? …один. Работая с текстом учебника (с.207-208), объясните систему управления Римом.

- Народ Рима был разделен на патрициев (новое понятие!), т.е. потомков древнейших жителей Рима и плебеев, т.е. переселенцев. Во власть плебеи пущены не были. Когда-то Ромул отобрал из первых поселенцев 100 самых достойных людей, наделил их землей и властью, сделав советниками. Так появились сенаторы и орган власти – Сенат (Совет старейшин). Но высшим органом власти было Народное собрание. Оно избирало царя, принимало законы, заключало мир и объявляло войну.                                                                                                                                                     -Сравните с управлением в Афинах? В чем разница?

-Правление первых царей в Риме называется царским периодом в римской истории. Их было семь. Ромул. После загадочной его гибели (во время смотра войск его унес смерч) избран был НУма ПомпилИй. Правил около 40лет и не разорял Рим войнами. 3 и 4 цари вели постоянные войны с соседями. Последних трех царей называют Этрусской династией. При них в Рим переселяются этрусские ремесленники и Рим превращается из большой деревни в красивый город. 7-й царь был тираном. Его не избрали. Он убил предшественника и захватил власть. Уничтожил сенаторов-сторонников предыдущего правителя. Притеснял патрициев, изнурительными строительными работами изводил плебеев. Тогда римляне подняли восстание и изгнали Тарквиния вместе с семьей. С тех пор царей не выбирали. Закончился царский период. Рим станет республикой. А что это значит? …узнаете на следующем уроке.

-Достигли мы с вами поставленной цели?

-сделайте выводы.

Читают с.204, изучают карту на с.203, отвечают на вопрос учителя.

- у доски, работа по карте.

-следят за рассказом учителя.

-отвечают на вопрос учителя.

-Да!

-просмотр видео, ответ на вопрос.

-физминутка.

-класс разделен на 1 команды, каждая из которых будет снимать по одной серии мультфильма. Команда получает сценарий своей серии, образы-героев для серии, распределяет роли.

-работают в группах, готовятся к выступлению (сьемке своей серии).

-выступление команд.

-Да!

-Ответы.

-следят за рассказом учителя.

-запись даты в тетрадь.

-работа с текстом (с.207-208)

-следят за рассказом учителя по схеме.

-ответы по схеме.

-мотивируются на тему следующего урока.

-сравнение поставленной цели и задач урока с реализованными. Делают выводы по теме.

 Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Рефлексия

-Скажите, от чего:

Получил удовольствие/узнал что-то новое/научился/ничего не понял/удивился/расастроился.

-ответы

Слайд 13.

Информация о домашнем задании

-прочитать п.44, ответить на вопросы 1-5, раб.тетрадь №47-48

Слайд 13.

!!!Полная методическая разработка урока представлена на внешнем ресурсе и представлена по ссылке:

https://cloud.mail.ru/public/2Xfu/57ZfbB4mN 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...