Разработка урока "Блокада Ленинграда"
методическая разработка по истории (9 класс)

Огальцова Римма Николаевна

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Разработка урока

 в 9 классе

по теме:

Учитель истории и обществознания:

Огальцова Р.Н.

г. Павловский Посад

2018 - 2019 год

ТЕМА УРОКА:

Коренной перелом в ходе ВОВ. Блокада Ленинграда.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. образовательная

а)  познакомить учащихся с трагическими событиями в ходе войны;

б)  подвести учащихся к пониманию значения подвига ленинградцев.

в) продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать, делать выводы.

2. воспитательная

а) воспитывать чувство патриотизма на примерах подвигов советского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. учебник;

2. карта «Вторая Мировая война»;

4. контурная карта;

5. рабочая тетрадь;

6. настольный атлас;

7. комплект портретов;

8. цветные флажки;

ТСО:

1. компьютер;

2. диск с презентацией «Блокада Ленинграда»;

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

1. Артобстрел

2. Блокада

3. Хлебная норма

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Объяснение новой темы.

  1. Закрепление и обобщение изученного.

  1. Домашнее задание.

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация опорных знаний по теме

 «Начало Великой Отечественной войны».

  1. Индивидуальный опрос (защита проектов – опережающее задание).
  2. Фронтальный опрос:

 

▪ Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

▪ Почему руководство страны не хотело верить, что началась война?

  1. Объяснение новой темы.

План.

  1. Оборона Ленинграда.
  2. Уничтожение складов с продовольствием.
  3. Ранняя зима.
  4. Жизнь в осаде.

Слово учителя:

        С первого дня войны немецкая группа армий «Север» имела задачу – захват Ленинграда. Гитлер предавал особое значение взятию этого города – одного из символов революции 1917 г.

работа с  документами

        8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда.

        Ранняя зима принесла тяжелые испытания защитникам города – страшный холод. Но испытания еще более сплотили людей. Самым тяжелым временем в обороне Ленинграда стала зима 1941-1942 гг.

просмотр презентации

        Символом страшной блокадной поры стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой.

работа с  документами

        Всего от голода, болезней и бомбежек погибло около одного миллиона ленинградцев, но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу.

выступления учащихся – опережающее задание

▪ защита проектов: «Жизнь в осаде», «Песчинки быта», «Всё для фронта», «Дорога жизни», «Хлебная норма»;

▪ чтение стихов.

Слово учителя:

        Блокада Ленинграда стала одной из самых трагических и героических страниц военной поры.

 

  1. Закрепление и обобщение изученного.

▪ Как вы думаете, почему немцам не удалось захватить Ленинград?

▪ Что нес фашизм советскому народу?

▪ Что помогало ленинградцам выстоять в тяжелые годы блокады?

        

         

V. Домашнее задание.

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки и раздает домашнее задание в форме тестирования.



Предварительный просмотр:

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

ПОЭЗИЯ ПОДВИГА

Анна Ахматова

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Февраль 1942 г.

Анна Ахматова

Победителям

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть...

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «берт».

Вот о вас напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки, —

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

Внуки, братики, сыновья!

1944

Ольга Берггольц

Февральский дневник

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном...

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

Ю. Воронов

В школе.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось:

Умерла.

Ее из школы на носилках

Домой

Ребята понесли.

В ресницах у подруг

Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья –

После похорон.

Ю. Воронов

Ленинградки

Что тяжелее тех минут,

Когда под вьюгой одичалой

Они

На кладбище везут

Детей, зашитых в одеяла.

Когда ночами снится сон,

Что муж навстречу

По перрону…

А на пороге почтальон,

И не с письмом,

А с похоронкой.

Когда не можешь есть и спать

И кажется, что жить не надо…

Но ты жива.

И ты опять

Идешь

На помощь Ленинграду.

Идешь, сжимая кулаки,

Сухие губы стиснув плотно.

Идешь.

И через грудь платки,

Крест-накрест,

Лентой пулеметной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда

Урок  мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"

конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...

Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)

Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Методическая разработка "Блокада Ленинграда"

Военная блокада города Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...