Рабочая программа по предмету "Мир истории"
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по предмету "Мир истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы - интерната
____________________Гришина М.Б.
30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«МИР ИСТОРИИ»
6 в класс
Составила: Хмырова Татьяна Владимировна
учитель истории
первой квалификационной категории
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа составлена по учебнику Мир истории 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018год., 207с.
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит корнями в философию и педагогику XVI-XXвв., которые ставили вопросы о взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается личность ребенка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта выступает сам процесс обучения: его содержания, средства, условия организации деятельности в системе субъект-субъективных отношений «ученик-учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие ребенка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в условиях обучения.
Процессы включения ребенка в культуру происходят на разных уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион, край, город), так и в ближней культурной среде: школа, семья, сверстники. Взаимодействие сред, точка их пересечения становятся объектами обучения и воспитания.
Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живет и развивается ребенок. Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду – одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти человеческого общества.
Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметом материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершении на благо Отечества, единства и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства).
Содержание истории позволяет формировать у обучающихся представление относительно:
- самоценности человеческой жизни;
- единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности (формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);
- сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;
- уважение к религиям мира и России;
- культуры, традиций страны, ее народа, своей нации;
- добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
- необходимости диалога между государствами и народами.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.
В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя. В средней школе личность педагога становиться предметом оценок со стороны учащихся. Они высказывают в адрес любимых и нелюбимых учителей такие суждения, как «справедливый», «хорошо учит», «некогда не злится», «строгая, но хорошо объясняет», «там (на уроке) интересно». Излишне говорить о необходимости соблюдения профессиональной и культурной этики в работе учителя, но при обучении истории присутствует еще проблема мировоззренческих взглядов, субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике особо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся: не допускается подмена научных сведений «житейскими», бытовыми.
Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять и помогать детям выяснять причины, последствия исторических фактов, избегать субъективных оценок. В этом смысле нужно быть особенно внимательным к событиям в истории России конца XX – начала XXI в.
Реализация рабочих программ предполагает поэтапность: от знакомого – к новому и далее – к обобщению в понятиях. Некоторые пункты рабочих материалов преобразуются в знания, другие имеют прикладной, информационный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий. Особое внимание следует уделить последней теме как наиболее трудной для понимания умственно отсталыми школьниками. Исключать ее из программы нельзя, так как она создает первоначальные представления о базовых понятиях истории, таких как государство, общество, культура и др.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в коррекционных классах используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Цель:
- дать представление об истории как науке;
- научить определять последовательность событий.
Задачи:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
- формирование учебных действий;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.
Содержание учебного предмета:
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
1 четверть – 16ч.
2 четверть – 16ч.
3 четверть – 20 ч.
4 четверть – 16 ч.
Итого - 68 ч.
Планируемые результаты освоения предмета «Мир истории» в 6 в классе
1-й уровень
• Удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;
• участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
• высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
• понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
• владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владеть элементами оценки и самооценки;
• проявлять интерес к изучению истории.
2-й уровень
• Знать наиболее доступные исторические события на уровне их понимания;
• использовать часть понятий в активной речи;
• уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
• уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
• использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;
• усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
• адекватно реагировать на оценку учебных действий.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Мир истории»
№ урока | Тема | Кол- во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1. | Вводный урок на тему «Почему надо изучать историю» | 1 | 03.09 | |
I. | ИМЯ, ОТЧЕСТВО, СЕМЬЯ, РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА (6 часов) | |||
2. | История имени | 1 | 04.09 | |
3. | Отчество и фамилия человека | 1 | 10.09 | |
4. | Семья | 1 | 11.09 | |
5. | Биография | 1 | 17.09 | |
6. | Поколения людей | 1 | 18.09 | |
7. | Повтор – обобщающий урок по теме «Имя, отчество, семья, родословная человека» | 1 | 24.09 | |
II. | ОТЧИЙ ДОМ. НАША РОДИНА – РОССИЯ. (10 часов) | |||
8. | О доме | 1 | 25.09 | |
9. | Названия городов и улиц | 1 | 01.10 | |
10. | Родник «Двенадцать ключей» | 1 | 02.10 | |
11. | Истоки | 1 | 08.10 | |
12. | Наша Родина – Россия | 1 | 09.10 | |
13. | Как устроено государство | 1 | 15.10 | |
14. | Герб, флаг, гимн России | 1 | 16.10 | |
15. | Москва – столица России | 1 | 22.10 | |
16. | Мы жители планеты Земля | 1 | 23.10 | |
17. | Повтор – обобщающий урок по теме «Отчий дом. Наша Родина – Россия» | 1 | 05.11 | |
III. | О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ И КАК ЕГО ИЗУЧАЮТ (7 часов) | |||
18. | Что такое время | 1 | 06.11 | |
19. | История календаря | 1 | 12.11 | |
20. | Русский земледельческий календарь | 1 | 13.11 | |
21. | Названия месяцев из русского земледельческого календаря | 1 | 19.11 | |
22. | Счёт лет в истории | 1 | 20.11 | |
23. | Историческое время | 1 | 26.11 | |
24. | Повтор – обобщающий урок по теме «О том, что такое время и как его изучают» | 1 | 27.11 | |
IV. | ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ИСТОРИЯ (6 часов) | |||
25. | Что такое история | 1 | 03.12 | |
26. | Какие науки помогают истории | 1 | 04.12 | |
27. | Как работают археологи | 1 | 10.12 | |
28. | Исторические памятники | 1 | 11.12 | |
29. | Историческая карта | 1 | 17.12 | |
30. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Что изучает наука история» | 1 | 18.12 | |
V. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (9 часов) | |||
31. | Земля и космос | 1 | 24.12 | |
32. | От кого произошёл человек | 1 | 25.12 | |
33. | Человек умелый | 1 | 14.01 | |
34. | Следующее поколение людей каменного века | 1 | 15.01 | |
35. | Лента времени | 1 | 21.01 | |
36. | Наступление ледников | 1 | 22.01 | |
37. | Как жили древние охотники, кочевники и собиратели | 1 | 28.01 | |
38. | Новые занятия людей | 1 | 29.01 | |
39. | Повтор – обобщающий урок по теме «История Древнего мира» | 1 | 04.02 | |
VI. | ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ. ЗАНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ (17 часов) | |||
40. | Огонь в жизни древнего человека | 1 | 05.02 | |
41. | Огонь, глина, гончар | 1 | 11.02 | |
42. | Огонь открывает новую эпоху в жизни людей | 1 | 12.02 | |
43. | Вода, её назначение в жизни человека | 1 | 18.02 | |
44. | О разных плавательных средствах | 1 | 19.02 | |
45. | Вода и земледелие | 1 | 25.02 | |
46. | Вода как источник энергии | 1 | 26.02 | |
47. | Какие дома строили древние люди | 1 | 03.03 | |
48. | Как появилась мебель | 1 | 04.03 | |
49. | Как появилась каша и хлеб | 1 | 10.03 | |
50. | История об обыкновенной картошке | 1 | 11.03 | |
51. | О керамике, фарфоре и деревянной посуде | 1 | 17.03 | |
52. | История появления одежды | 1 | 18.03 | |
53. | Одежда и положение человека в обществе | 1 | 31.03 | |
54. | Как люди украшали себя | 1 | 01.04 | |
55. | В чём истинная красота человека | 1 | 07.04 | |
56. | Повтор – обобщающий урок по теме «История вещей. Занятия человека на Земле» | 1 | 08.04 | |
VII. | ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (12 часов) | |||
57. | О далёких предках-славянах и родовом строе | 1 | 14.04 | |
58. | Как люди понимали мир природы в древности | 1 | 15.04 | |
59. | Каким богам поклонялись славяне | 1 | 21.04 | |
60. | Современные религии | 1 | 22.04 | |
61. | Как появились современные религии | 1 | 28.04 | |
62. | Что общего между разными религиями | 1 | 29.04 | |
63. | Искусство и культура | 1 | 05.05 | |
64. | Произведения народного творчества | 1 | 06.05 | |
65. | Письмо и первые книги | 1 | 12.05 | |
66. | От изобретения колеса – к новым открытиям | 1 | 13.05 | |
67. | Человечество стремиться к миру | 1 | 19.05 | |
68. | Повторение на тему «Человек и общество» | 1 | 20.05 | |
ВСЕГО: 68 часов |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.
- Мир истории. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2018 год., 207с.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Мир истории» 6 класс. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова, Е. Н. Фёдорова. М.: Просвещение, 2016 год., 64с.
- «История Отечества» Е.Ф. Пуля – книга для учителя спец.(корр.) общеобразовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль, 2010г., 169с.
- «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г., 270с.
- «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.
- «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М., «Просвещение», 2018., 230 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/30/picture-28205.jpg)
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-130277-1351009134.jpg)
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-453911-1401783948.jpg)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....