Материал к устному журналу "Музы не молчали"
занимательные факты по истории

Щербакова Ирина Владимировна

Данный материал поможет провести устный журнал, посвящённый блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_ustnomu_zhurnalu_muzy_ne_molchali.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТР.

В блокадном Ленинграде не прекращал своей работы Театр комедии. Большим успехом пользовались созданные в годы войны пьесы А. Корнейчука «Фронт»,  Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские люди», А. Крона «Офицер флота».

Академический театр им. Комиссаржевской был основан 18 октября 1942 года, поэтому многие жители Петербурга, особенно представители старшего поколения, называют его «Блокадным театром». Театр , возникший в осажденном городе. Расположился в здании бывшего торгового помещения 19 века, и работал в течении всей блокады. Первым спектаклем, сыгранным на сцене «Блокадного театра» стала пьеса Константина Симонова «Русские люди». В Театре до сих пор хранятся уникальные материалы: фотографии, на которых запечатлены блокадные постановки театра и люди, сидящие в зрительном зале в ватниках, пуховых платках и зимних пальто, а также стенограммы обсуждения первых спектаклей.

Спектакли, которые ставил в блокадном городе, начались рано, чтобы зрители и актеры успели добраться домой до начала комендантского часа. Во время бомбежек и артобстрелов актеры в месте со зрителями спускались в бомбоубежище, а когда угроза оставалась позади, возвращались на сцену и доигрывали спектакль. В театре часто не бывало света, и сцену, на которой играли актеры, освещали лишь карманные фонари, принесенные зрителями. Эти светящиеся маячки становятся единственным освещением в зале. Те спектакли как раз тот случай, когда сами актеры становятся свидетелями трагедий – в тот момент, когда фонарь гаснет. Кроме того, артисты не ограничились игрой на родной сцене. С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха,  труженикам сельского хозяйства.

ХУДОЖНИКИ.

Художники Ленинграда за первые месяцы блокады создали более 300 работ разных наименований, тиражом более 20 000 экз.

Они работали в неотапливаемых мастерских, тускло освещаемых коптилками во время бомбардировок и обстрелов. В начале января 1942 г. Они организовали выставку своих произведений, отражавших героическую борьбу с врагом – «Ленинград и Отечественной Войны». Было предоставлено 126 картин и эскизов. Участвовало 37 художников. Температура в выставочном зале не поднималась выше 10 градусов, а организаторы выставки и её участники, еле передвигались от истощения. Художник Герец в состоянии крайней дистрофии принес с Васильевского острова два эскиза. Один в тяжёлой позолоченной раме. Он сказал: «Я хочу, чтобы картины хорошо выглядели». В день открытия Герец умер в помещении выставки.

Весной 1943 г. В городе состоялась выставка более чем 300 произведений живописи, скульптуры, графики, созданных в блокадном Ленинграде, был проведен музыкальный конкурс на лучшее музыкальное произведение.                Многие художники Ленинграда были тесно связаны с фронтом: Астапов, Казанцев, Кобелев, Курдов, Николаев работали в частях действующей армии: Верейский, Петров, Хигер – на кораблях Балтийского флота: Власов, Прошкин, и др. в партизанских отрядах.

ШОСТАКОВИЧ.

9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал К. И. Элиасберг. Николай Тихонов записал в своем дневнике: «…Симфонию Шостаковича…с трепетом и восторгом исполняли ленинградские музыканты в зале Филармонии. Ее играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или в Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было свое – ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и, может быть, только в нем она и могла родиться. В этом ее особая сила».

Звучала она не только как вызов врагу, но и как предвестник победы. Дмитрий Шостакович так рассказывает о создании своего произведения: «Почти вся симфония сочинена мною в моем родном городе Ленинграде. Город подвергался бомбардировке с воздуха, по городу била вражеская артиллерия.

Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зарвавшемуся врагу. В эти дни я работал над симфонией, работал много напряженно и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которое борются во имя торжества нашего над врагами, которые делаются героями и побеждают».  

ПОЭЗИЯ.

Ольга Федоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюбленная в свой город, в свой народ, в свою страну. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. Она не с чужих слов знает, что такое блокада. В годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книгу «Ленинградская тетрадь». Голос Берггольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

АННА  АХМАТОВА

Великая Отечественная война заставила Анну в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. Лирика А. Ахматовой многогранна и глубока. В ее творчество органически входит теме войны; веру в победу, любовь к сестре, к человеку. За годы войны она создает сборник «Ветер войны». Написанное ею стихотворение «Клятва» звучит как торжественное обещание, обращенное как к будущему поколению, так и к памяти предков.

«Мы детям клянемся, клянемся могилами, что нас покориться никто не заставит». В стихотворении «Мужество» возникает глубинный, по своему содержанию, образ – символ «великого русского слова».

Мы знаем что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово».

СПОРТ.

Уже в 1942 году в городе по ряду видов спорта было первенство города. Так, например, несмотря на сложность обстановки военного времени. Первый чемпионат Ленинграда по легкой атлетике состоялся 6 сентября 1942 года на стадионе имен В. И. Ленина и в нем приняли уже 262 человека.

Героями этого уникального по своей значимости события стали: лейтенант Зебрин – завоевавший три первых места, Мария Минина – победительница в 3-х видах программы, дискобол Артур Шехтель, прыгнул в длину В.Волчков, Е. Миронов – победитель в беге на 1000 метров и другие. Программа была, рассчитанная всего на 2 часа. Но само по себе проведение в эту пору чемпионата города было настоящим героизмом.

31 мая 1942 года в Ленинграде состоялся большой спортивный праздник, частью которого стал знаменитый футбольный матч на стадионе «Динамо». Перед футболистами была поставлена задача показать настоящую спортивную борьбу. Желание такое было, но вот сил – нет. Многие были истощены, и сам выход на поле дался им с огромным трудом. Так полузащитник «Зенита» Мишук, только что выписавшийся из госпиталя после дистрофии, вспоминал впоследствии, что попытка сыграть головой закончилась тем, что мяч сбил его с ног, а подняться без посторонней помощи он уже не смог. «Трудный был матч. После нескольких пробежек появлялась отдышка, кружилась голова. Иногда казалось, что вот-вот упадешь без всякого толчка. Но мяч делал свое дело. Он заставлял догонять себя, заставлял прорываться вперед, стремиться к воротам «противника». На трибунах не прекращались восторженные крики, поощрявшие обе команды. К концу первого тайма разыгрались, почувствовали себя крепче, и капитаны команд приняли правильное решение: сократить перерыв до минимума и продолжать игру. Все мы боялись, что, выключившись из темпа, уже не сможет подняться. Даже не присаживаясь, мы выпили по стакану чаю и опять вышли на поле. С честью довели игру до конца. Я близко видел побледневшие лица своих товарищей, игравших из последних сил, слышал их тяжелое дыхание, но никто с поля не ушел. Если кто падал, его сразу поднимали друзья, и «противники». В перерыве между получасовыми таймами спортсмены даже не садились на траву. Они знали, что сил подняться не будет. После матча игроки покидали поле в обнимку – так просто было легче идти», - так вспоминает о матче один из его участников.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.

Суровой блокадой зимой 1941-42 гг. в Ленинграде работали 39 школ (позднее число их увеличилось до 100). Шли занятия в университете, транспорта. Дипломы об окончании учебных заведений получили 2,5 тыс. молодых специалистов. В университете на зачетах и экзаменах 256 студентов получили «отлично», 83- «хорошо», 11- «удовлетворительно». К весне 1943г. Работало уже 13 институтов. Занятия в них проводились по вечерам, так как днем все студенты работали.

Газета «Ленинградская правда» выходила ежедневно с перерывом всего на один день, 25 января 1942г., когда отключили электроэнергию.

Во Всесоюзном научно-исследовательском институте растениеводства сотрудники сумели сохранить всемирно известную уникальную коллекцию семян. В ней насчитывалось 185 тыс. образцов. Ценой героических усилий люди сберегли ее от холода и крыс. От голода умерло 14 сотрудников, но зерна некто не тронул. В институте шла повседневная работа: проводились научные исследования, готовились к защите диссертации и т.д. Весной 1943г. В Монетном дворе были отчеканены медали «За оборону Ленинграда». 3 июня 1943г. Их начали торжественно вручать всем отличившимся горожанам. Всего до конца 1943г. Эту почетную награду получило 300 тыс. ленинградцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане-мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням

Никто не забыт и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал для устного определения на слух аккордов и интервалов

Различные варианты заданий в помощь преподавателю для сопоставления слуховых представлений с теоретическими сведениями...

Материал для устного счёта на уроках математики.

Материал для устного счёта на уроках математики 5 класс....

Дидактический материал для устного счета

дидактический материал для устного счета в 6 классе в форме игры "Эстафета"...

материал для устного счета

примеры на быстрый счет...

материал для устного счета в 7 классе

материал для устного счета в 7 классе...

"Производная, монотонность, экстремумы" Материал для устной работы для подготовки к ЕГЭ.

Материал для устной работы "Производная, монотонность, экстремумы"...

Дидактический материал для устного счета в 5-11 классах

Всеобщая компьютеризация привела  школьное математическое образование к большой проблеме: дети разучиваются считать. Причем, чем старше, тем хуже считают. Предлагаемый материал можно использовать...