Конспект урока 5 класс "Финикийские мореплаватели"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид: комбинированный.

Технология построения урока: проблемно-поисковый.

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цель урока: формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев, о вкладе в мировую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе «Финикийские мореплаватели»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид: комбинированный.

Технология построения урока: проблемно-поисковый.

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цель урока: формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев, о вкладе в мировую культуру.

Задачи:

Предметные:

  • раскрыть влияние  природно-географического условий на формировании основных   занятий жителей древних государств;
  • оценить достижения и   вклад финикийцев в культуру древних цивилизаций.

Метапредметные:

  • Развивать умения:  
  • работать с текстом, извлекать и оформлять полученную информацию в таблицу;
  • анализировать исторический источник;
  • определять географические термины и заполнять контурную карту;
  • публично выступать с сообщением, высказывать собственную точку зрения на исторические явления и события;
  • самостоятельно ставить цели урока и самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Личностные:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории;
  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию древних цивилизаций

Формировать ключевые компетенции учащихся:

  1. Учебно-познавательную.
  2. Коммуникативную.
  3. Информационную.
  4. Личного совершенствования.

Оборудование: Карта, атлас, компьютер, учебник.

 Наглядно – демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные термины, понятия: благовония, пурпурная краска, колония, алфавит, ливанский кедр.

Образовательные ресурсы:  

1. Программа ФГОС ООО,

2. Учебник: Всеобщая история 5 класс История Древнего мира В.О. Никишин, А.В. Стрелков, Ф.А. Михайловский «Русское слово»2018 г.

3. Атлас с комплектом контурных карт по истории Древнего мира.

План урока.

I. Формирование проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

II. Актуализация знаний по теме «Древний Восток»

III. Проверка гипотез по теме «Финикия  - страна мореплавателей»

IY. Применение новых знаний

Y. Рефлексия

YI. Домашнее задание

Ход урока.

I. Формирование проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Из страны в страну путешествовали искусные мореходы …Их радостно встречали: привозили льняное полотно, пурпурные ткани, стеклянные бусы и сосуды… Но если представлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы разбойничать. Они грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Формулирование проблемы

- О каком народе идёт речь в этом тексте?

- В чём странность текста? (внутренне противоречие в тексте). Какое наблюдается противоречие?

На основе обнаруженного противоречия пятиклассники формулируют проблему, то есть вопрос.

- Какая слава – добрая или дурная - ходила о финикийцах?

Пятиклассники выдвигают гипотезы (предположительные ответы) на проблемный вопрос.

II. Актуализация знаний

-  Какие страны Древнего Востока мы изучали?

-  По какому модулю мы обычно изучаем государства в древности?

Учащиеся формулируют и называют план урока и цели урока

(Географическое положение, занятия жителей, достижения в культуре)

-  Где расположена Финикия?

 (Работа по карте - на восточном побережье Средиземного моря на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор)

-  Чем географическое положение и природа городов государств Восточного Средиземноморья отличалась от Египта и Междуречья? 

 (Не было крупных рек и долин с плодородными почвами)

-  Образ жизни у финикийцев был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян.   Почему?

(Иной была и сама природа: не было крупных рек и долин с плодородными почвами)

-  Назовите города финикийцев (работа по карте)

-  На какие особенности указывают названия городов: Библ – гора, Сидон – рыбный мешок, Тир – скала?

-  Что, по названию этой страны, придуманному другими народами, отличало жителей Библа, Сидона, Тира?

III. Проверка гипотез по теме «Финикия - страна мореплавателей»

   Начинается проверка гипотез: какая информация нам понадобится в первую очередь? Где искать эту информацию? Насколько достоверна найденная нами информация? Какие выводы позволят сделать эта информация? Наша гипотеза подтверждается или опровергается найденной информацией? (В ходе этой самостоятельной работы учащихся идет формирование их регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций.)

Работа по группам.

Класс разбит на 2 группы,

1 группа подтверждает гипотезу доброй славы о финикийцах

2 группа – гипотезу дурной славы

Учащиеся проверяют свою гипотезу, используя текст учебника § 15 стр. 85-87, карту в Атласе по истории древнего мира №5 и раздаточную карту, исторические документы и раздаточные материалы с иллюстрациями.

   Учащиеся формулируют аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Группы учащихся представляют свои ответы, отвечают на вопросы и возражения.

Примерные варианты презентации работы группами.

1 Группа – О финикийцах распространилась добрая слава.

1. Финикийцы искусные кораблестроители

Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей – военные и торговые.

Военные корабли назывались галерами. В носовой части у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам.

Торговые суда были широкими с полукруглыми бортами. На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев.

2.  Финикийцы – путешественники. Основание колоний.

Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Работа с картой.

Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки.

Во-вторых, финикийцы знали, что где-то далеко Средиземное море зажато между двумя скалами, которые они называли "столбами Мелькарта". (Гибралтарский пролив). Там расположена удивительная страна, где есть золото и серебро. Путь туда труден, страна лежит на краю света и простирается за безбрежный океан. Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными. Финикийцы привозили оттуда олово, поскольку собственных полезных ископаемых у них не было.

3. Финикийцы – торговцы

Финикийцы вывозили: ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, брёвна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино.

Ввозили в страну: зерно, папирус, медь, серебро, олово, янтарь.

4. Финикийцы – изобретатели

Финикийцы были не только кораблестроителями и мореплавателями. Они были изобретателями. Но все изобретения были так или иначе связаны с морем.

Однажды финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Так был открыт способ получения стекла

    Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. А добывали ее из раковин моллюсков.

Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид они были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик, наполненный такой краской, слиток серебра весом в два сикля (8,4 грамма). Одежда, окрашенная в пурпур, сверкала на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже – она алела, как будто обрызганная кровью. Можно было стирать пурпурную одежду каждый день в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.

Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по-гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”.

5. Финикийцы – учёные

«Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст».

В Финикии придумали очень простую систему письма. У них было 22 согласных буквы. Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели.

Финикийские буквы – зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно "перевернули" и буквы. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

2 Группа – О финикийцах распространилась дурная слава.

  1. Финикийцы – пираты и разбойники и торговцы людьми.

Финикийцы высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство. Рабов-военнопленных очень мало (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно. Рассказ документа «Как финикийцы похитили женщин».

2. Финикийцы – колонисты

Финикийцы завоеватели чужих земель

В тех странах, в которых постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения – колонии. Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. Чтобы их путешествия были благополучными, финикийцы молились богу водной стихии Мелькарту - покровителю мореплавателей. Финикийцы были религиозными и поклонялись различным богам, как и жители Египта, Двуречья.

Финикийцы основали много поселений, по всему Средиземноморью.

В 9 веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.           Итак, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая слава распространилась о финикийцах?

Вывод: о финикийцах распространилась добрая и дурная слава. Однако велика роль финикийцев в истории и в мировой культуре. Как не оценить их достижения и вклад в культуры мировых древних цивилизаций: изобретения, путешествия. Дурная слава перед этим величием доброй славы имеет только блеклый свет.

Многие народы мира благодарны финикийцам за бесценный подарок:  почти все существующие сегодня алфавиты имеют финикийское происхождение. Финикия была приморской страной. От внутренней части материка Финикию отделяли высокие труднопроходимые горы, поэтому финикийцы обратились к морю. Таким образом, природные условия плюс пересечение морских торговых путей определили основные занятия древних финикийцев. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло. Они прославились как отважные мореплаватели и предприимчивые торговцы. А это требовало появления более совершенных кораблей. Известно также, что самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами. Они по праву считались лучшими мореплавателями древнего Востока. 

IY. Применение новых знаний.

1. Местоположение Финикии

2. Финикийские города

3. Изобретения финикийцев:

Обобщающий тест:

1. Дерево, которым славилась Финикия, торговала строительным лесом из него с соседними странами

2. Участь уготованная доверчивым жителям Средиземноморья, которых заманивали на свои корабли финикийские мореплаватели            

3. Континент, который первыми в мире обогнули финикийские мореплаватели и рассказывали о нём такое, во что «трудно было поверить»    

4. Занятие, расцвету которого способствовало выгодное географическое положение Финикии и наличие в ней ценного строительного леса, искусных ремесленников и мореплавателей                 

5. Поселения, основанные финикийцами на берегах Средиземноморья        

Y. Рефлексия.

На бланках попробуйте оценить свою работу по 5-балльной шкале

Как я усвоил материал; узнал ли больше?

- получил глубокие знания – 5 баллов

- усвоил материал частично – 4 балла

- мало что понял и запомнил – 3 балла

Моё мнение

- было ли интересно на этом уроке

- с какими трудностями столкнулся

- какие пожелания могу дать

YI. Домашнее задание

1. На оценку «5» - написать мини-сочинение «Вклад Финикии в развитие человеческой цивилизации» или подготовить презентацию «Путешествия финикийских мореплавателей», и ответить на вопросы на стр. 88 № 1-3

2. На оценку «4» - ответить на вопросы на стр. 88 № 1-3 и выполнить задания на той же странице

3. На оценку «3» - ответить на вопросы на стр. 88 № 1-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5-м классе по теме "Финикия - страна мореплавателей"

Цель урока для учителя:Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определ...

Конспект урока по теме: "Финикийские мореплаватели"

План конспект урока  5 классапо теме "Финикийские мореплаватели"...

План-конспект урока в 5 классе «Финикия - страна мореплавателей»

3-ий урок в теме "Западная Азия в древности"...

Конспект урока по теме: "Финикийские мореплаватели"

План конспект урока  5 классапо теме "Финикийские мореплаватели"...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...

Конспект урока по географии "Открытие Антарктиды русскими мореплавателями" (корр. школа 8 класс)

8 класс.География. Тема урока: «Открытие Антарктиды русскими мореплавателями»....

Конспект урока «Финикийские мореплаватели», 5 класс

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая - М., «Просвещение», 2012 год.Раздел: Древний ВостокГлава: Западная Азия в древностиТема...