Конспект урока по теме: "Финикийские мореплаватели"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Ооржак Аржаана Борисовна

План конспект урока  5 класса
по теме "Финикийские мореплаватели"
                                                                 Ооржак Аржаана Борисовна
                                                                 учитель истории и обществознания
Разделы: История и обществознание
________________________________________
Цель урока:
• выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев,
• формировать умения работать с картой, учебником, историческим источником, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык анализа получаемой информации на уроке. Помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Метод обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе проблемный, объяснительно – иллюстративный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finikiyskie_moreplavateli.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока  5 класса

 по теме "Финикийские мореплаватели"

  Ооржак Аржаана Борисовна

 учитель истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев,
  • формировать умения работать с картой, учебником, историческим источником, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык анализа получаемой информации на уроке. Помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Метод обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе проблемный, объяснительно – иллюстративный

На уроке используются:

  • развитие мышления учащихся через решение проблемных ситуаций
  • поиск решения поставленной учебной задачи
  • развитие аналитических умений учащихся
  • умение работать с документом, картой, излагать свои мысли.

Понятия: колония

Оборудование:

  • Карта “Египет и Западная Азия”
  • Документ

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивационно – целевая  часть.

  Сегодня мы совершим путешествие на восточный берег Средиземного моря, где располагалась страна Финикия, а в настоящее время там находится государство Ливан. Мы познакомимся с ее  жителями – финикийцами, которые прославились своими открытиями и достижениями.

Тема урока: «Финикийские мореплаватели».

1.Местоположение и природные условия Финикии. Занятия финикийцев.

2.Финикийские колонии.

3.Древнейший алфавит.

Постановка проблемного вопроса:

  • Какое открытие сделали финикийские мореплаватели?

Финикия – небольшая страна древности. Финикийцы были замечательными мастерами, отличными мореплаватели, бороздили просторы морей и океанов. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку. Интересен тот факт, что они первыми отправлялись в далекие плавания.

Учебная задача урока: Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?

  • Запишите тему и план работы урока, чтобы ответить на наши  вопросы  и  решить учебную задачу?

П л а н:

  1. Каковы природные особенности Финикии?
  2. Что позволило финикийским мореплавателям отправиться в далекие путешествия?
  3. Зачем финикийцам нужны были изобретения?

II этап. Организация учебной деятельности учащихся

  1. Месторасположение и природа Финикии (объяснение учителя).
  2. Выступление учащегося с опережающим заданием ( рассказ о Финикии).

-  Выделите природные особенности Финикии ( устные ответы учащихся).

Вопросы к классу:

  1. В какой части Средиземного моря расположена Финикия?
  2. Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Двуречья ?
  3. В чем природные особенности Финикии?
  4. Подумайте, какие занятия могли быть главными?

Запишите в тетрадь основные занятия финикийцев. (Ответ: мореплавание, торговля и ремесло).

Вывод: Скудная природа, недостаток хлеба, расположение страны на пересечении важных путей заставлял финикийцев заниматься мореплаванием, ремеслом и торговлей.

  1. Лучшие мореплаватели Востока.

(Сообщение учащегося о морских плаваниях финикийцев).

Вопросы классу:

            Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?

                   Финикийцы обладали хорошими морскими судами. Рассказ о судах финикийцев. 

                   Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?

                   Почему финикийцы постоянно находились в плавании?

Колония – поселение, основанное на чужой территории.

  • Где основали свои колонии финикийцы?

Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны.

Финикийские города, расположены в трех частях света, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения. Везде чтили солнечного бога Мелькарта, который странствует, показывает путь. Изображения бога ставили в гаванях, а перед отплытием и по окончании путешествия ему приносили жертву.

  • Почему финикийцев в городах боялись?
  • Почему они так поступали. Как данные деяния их характеризуют? Какая слава могла распространиться о финикийцах?

 Запишите в тетрадь: Что позволило финикийцам отправляться в далекие плавания?

Ответ: стремление торговать, получать прибыль, наличие хороших судов, природные условия Финикии.

Вывод: Стремление к прибыли и скудные условия Финикии заставляли жителей заниматься мореплаванием, совершать далекие путешествия.

3. Новые изобретения финикийцев.

Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями. Что изобрели финикийцы?

Рассказ учителя об изобретениях.

Однажды Финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как ее добывали? чтение учебника А.А. Вигасина 15 п.1 стр.71

В Финикии около трех тысяч лет назад придумали простое письмо. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов. Букв было всего двадцать две.

Вспомните и назовите изобретения финикийцев.

  1. Виноградное вино и оливковое масло
  2. Стекло
  3. Пурпурная краска
  4. Основание колоний.
  5. Алфавит.
  • Какое из открытий было главным для финикийцев?
  • Почему алфавит был нужен финикийским торговцам.

Запишите в тетрадь: Зачем финикийцам нужны были изобретения?

III этап. Контроль и коррекция знаний

  • Как вы думаете, почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?

(Записать в тетрадь ответ.)

  1. занятия торговлей и ремеслом
  2. наличие хороших кораблей
  3. расположение Финикии на перекрестке торговых путей.
  4. изобретение алфавита упрощало ведение торговли.

Домашнее задание

*15, п. 1,2 пересказ, в. 2, 3, 4.

Составить кроссворд  по новым изобретениям финикийцев.

Литература

1. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение 1987, с..73–74.

2. Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. – М: Просвещение, 2005.

3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 1988, с.99.

4. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. М., 1988, с.98.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока и презентация по ФГОСам второго поколения в 5 классе, тема: Финикийские мореплаватели

Урок и презентация по теме "Финикийские мореплаватели", 5 класс, по ФГОСам второго поколения. Урок - путешествие, исследование, открытия новых знаний, проблемно-диалоговая, индивидуальная работа в пар...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"

Краткое описание: В технологической карте прописаны планируемые образовательные результаты, отражены деятельность учителя, деятельность учащихся. Показан прием самостоятельной формулировки темы учащим...

Методическая разработка урока для 5 класса Я работаю по ФГОС. Тема: Финикийские мореплаватели.

Методическая разработка урока по истории для 5 класса.Тема: Финикийские мореплаватели.Цель: дать представления о месторасположении и природных условиях Финикии. Определить занятия и достижения  н...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"

Урок истории "Финикийские мореплаватели" способствует ознакомлению обучающихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создает условия для развития умений хара...

Слайды презентации по истории для 5 класса по теме "Финикийские мореплаватели"

Презентация разработана с целью систематизировать учебный материал по степени важности его усвоения. Основные акценты делаются на изучение экономических вопросов и достижений финикийцев....

Конспект урока 5 класс "Финикийские мореплаватели"

Тип урока: урок открытия новых знаний.Вид: комбинированный.Технология построения урока: проблемно-поисковый.Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.Формы: индивидуальная, фронталь...

Конспект урока по теме: "Финикийские мореплаватели"

План конспект урока  5 классапо теме "Финикийские мореплаватели"...