Методическая разработка открытого урока "Быт простых и знатных людей" 8 класс.
методическая разработка по истории (8 класс)

Тупало Людмила Дмитриевна

Мето дическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Быт простых и знатных людей" Цель: углубить знания обучающихся о быте простых и знатных людей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся        с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара»

Методическая разработка

открытого урока  по истории

8 класс

«Быт простых и знатных людей»

Составитель:                                                      учитель истории

   Тупало Людмила Дмитриевна

Самара, 2019г.

Цель урока: углубить знания обучающихся о быте простых и знатных людей.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

  • систематизировать представление обучающихся  о быте знатных и простых людей 16 века;
  • дать знания о богатом и бедном сословии, укладе жизни, обычаях.
  • совершенствовать умение анализировать, сравнивать  и обобщать исторический материал;
  • совершенствовать навык работы с текстом учебника.

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать устную связную речь;
  • развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простые умозаключения;
  • совершенствовать зрительную память и сосредоточенность внимания.

3) коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению исторического материала;
  • воспитывать чувство патриотизма на основе изучения исторического материала;
  • развивать навыки волевой регуляции;
  • развивать навыки рефлексии;
  • развивать умение работать в команде (малой группе).

    Методическая цель - использование ИКТ-технологии и технологии организации группового взаимодействия для реализации дифференцированного подхода на уроках истории в старших классах для обучающихся с умственной отсталостью.

Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска, учебник, карточки c заданием,  тетради, презентация «Быт простых и знатных  людей»; выставка деревянных, глиняных и стеклянных изделий.         

Тип урока: комбинированный        

Ход урока:

Этапы урока:

I.Оргмомент

II.Повторение пройденного материала:

- Какую тему изучали на прошлом уроке?        

- Вспомните, когда была основана Москва?

- Кем была основана Москва?

Задание на интерактивной доске и в тетради.

- При каком князе были построены стены Кремля?        

(Обучающиеся  выполняют в тетради, один у доски)

Деревянные -                            Иван III

Белокаменные -                        Дмитрий Иванович Донской

Кирпичные -                             Иван Калита  

Проверочный слайд

Деревянные  –                           Иван III

Белокаменные –                        Дмитрий Иванович Донской

Кирпичные –                             Иван Калита  

Слайд с Красной площадь 16 века.

- Почему Красная площадь имеет такое название?        

Ответ обучающихся.

III.Актуализация знаний:

    Ребята на примере Москвы, и из других тем,  вы уже знаете, что  в 16 веке в России проживали разные группы населения или сословия.

Цель  урока: углубить ваши  знания  о быте простых и знатных людей.

Тема урока на слайде: «Быт простых и знатных людей»        

IV.Изучение нового материала:                 

     Ребята в тексте нам встретятся новые слова, давайте познакомимся с ними.

Слайд с определением слов : сословие, тулуп, слобода, тягло, хоромы        .

- Какие  сословия жили в России?        

- Открываем страницу  43 учебника, читаем.

     Один  ученик читает, другие следят.(В России в это время проживали разные слои населения……свой уклад жизни).

Закрепление на слайде. (картинки с представителями сословий)

       Ученики читают и называют сословия.

     Учитель уточняет :  чем занималось каждое сословие?

(Ответы обучающихся)

     Ребята, прежде чем мы будем читать дальше, давайте познакомимся со схемой, по которой мы будем  работать.

Слайд со схемой.

Сословия

Чем занимались:

В каких домах жили:

Что было  в доме:

Чем питались:

Как одевались:

 Крестьяне

Ремесленники

Купцы

Бояре

(Данная схема есть у каждого ученика на карточке)

  Далее идет чтение учеником  текста учебника о быте крестьян до слов …плотничали.

  - Опишите быт крестьян, опираясь на схему.

Слайд: крестьяне, земледелие,

Слайд с избой

Слайд с семьей.

      О сословии ремесленников   расскажет  Сергей  Ш. (Рассказ ученика о ремесленниках,  с опорой на слайды).

Слайды: кожевенная, кузнецкая, пушечная и другие слободы.

Слайд с купцами

Рассказ учителя о купцах на фоне показа слайдов.

Слайд с купеческим домом.

Слайд с  купеческим обеденным столом.

Слайд с музыкальной паузой. (Обучающиеся делают физминутку)

- Продолжаем работать по учебнику . - Чем занимались бояре?  Страница  44 последний абзац.        

Чтение текста обучающимися.

Закрепление.

Слайд с домом бояр.

- Чем занимались бояре?

- Где жили?  

Слайд с убранством дома бояр.

- Что было в боярском доме?  Как одевались? Чем питались?

V.Первичное закрепление материала:

А)Слайд с заданием:        ( Работа у  интерактивной доски и в тетради).

     Ребята, выберите и подчеркните в тетради  название  предметов, которые существовали в доме крестьян. (Кровать , люстра, чугунок, лавки, стулья, полати, чайник, лучина, бадья, сундук,  полки, шифоньер для посуды.)

       Проверка на правильность выполнения задания. Слайд с правильным ответом. (чугунок, лавки,  полати, чайник, лучина, бадья, сундук,  полки)

Б) Задание .

 -Послушайте стихотворение  и назовите  предметы боярского быта.

А боярин Матвей Ромодановский

Нам чарку поднес меду пенного,

А боярыня его белолицая

Поднесла нам на блюде серебряном

Полотенце новое, шелком шитое.

Угощали нас три дни. три ночи

И все слушали не наслушались.        

В)Задание.        

(Выставка из деревянных изделий, железных, глиняных , стеклянных)

Г) Какому сословию принадлежат данные вещи?

 Ответы обучающихся.

Д) Придумайте предложения со словами (Бояре, крестьяне, ремесленники, купцы).

Д) Работа в группах. Класс делится на 5 группы по количеству изучаемых сословий) 1г. - бояре, 2 гр. - крестьяне, 3гр. – купцы. 4 гр. – ремесленники. 5гр. (Слабоуспевающие обучающие  обводят по точкам рисунки представителей сословий и называют их). Задание для 1-4 группы: составить краткий рассказ о жизни сословий с опорой на схему. (Схема есть у  каждого обучающего на карточке).

Каждый  обучающийся вносит свое предложение в рассказ по цепочке.

Оценка выполненной работы.

VI.Вывод по теме.

     Ребята, сегодня мы познакомились с бытом простых и знатных сословий, их укладам жизни, традициями.

              Подведение итогов, комментарии, объявление оценок за работу, рефлексия.

Что вам понравилось? Какие трудности были? Ваши пожелания?

Домашнее задание. Стр.с 43-45. Вопросы 1-3, схема – 1 группа

Стр. 43-44 вопросы 1-2 ( 2 группа) .Стр 46 . ( в рамке) – 3 группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

методическая разработка открытого урока английского языка для 2го класса

Данная разработка урока может использоваться на этапе обобщения знаний во 2м классе о буквах и звуках английского алфавита, а также на этапе отработки изученной лексики....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе по теме: «Проекции геометрических тел».

В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения ...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...