Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)

Цель урока:  Выяснить, какую роль играли первые князья в процессе становления Древнерусского государства.

Задачи  урока:

Образовательная:

-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.

Развивающая:

-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.

Воспитательная:

-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории России в 6 классе.

Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)

Цель урока:  Выяснить, какую роль играли первые князья в процессе становления Древнерусского государства.

Задачи  урока:

Образовательная:

-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.

Развивающая:

-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.

Воспитательная:

-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Оборудованиераздаточный материал с отрывками из "Повести временных лет"; тесты/

Ключевые термины: полюдье, погост, уроки, дань, древляне, история, Киев, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь, Новгород, Византия

Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

- Давайте проверим домашнее задание.

III. Этап «Вызова».

- На прошлом уроке мы с вами выполняли задание «Верные-неверные утверждения». Сейчас после изучения темы мы можем с вами сказать, что из предложенного было верным, а что неверным. (Приложение №1).

IV. Этап «Осмысление содержания»

-На прошлом уроке мы с вами не коснулись 5 статьи учебника на с.44 «Походы Святослава».

- с.44. прочитайте статью. Ответим на вопросы:

- Все ли в политике Святослава вам кажется положительным?

- Не слишком ли много сил и внимания уделял князь внешней политике?

- Почему князя упрекали русские люди? ( в том, что он не защищает русских городов, а ищет славы в других странах)

- Почему князь был убит печенегами?

- Почему император Византии вступил в сговор с печенегами?

- Какие можно вынести уроки из гибели Святослава?

- Почему после смерти Святослава началась междоусобная борьба?

Обратить внимание на политику князя Владимира (преемника Святослава), который учел ошибки отца и начал борьбу с печенегами. На карте обозначены оборонительные укрепления, которые были построены при Владимире.

-Заполним таблицу «Деятельность первых русских князей»

Имя правителя

Годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика

(Приложение № 2.)

IV. Рефлексия.

1.Задание. 

- Покажите на карте территорию Древнерусского государства в середине X века.

- Покажите направление походов Олега, Игоря, Святослава.

- Какие государства расположены сейчас на территориях, куда совершал походя Святослав?

- Последовательно перечислите названия рек, по которым проходил путь при движении «из греков  в варяги».

 2.Задание. Работа с заданием «История в лицах». На с. 46 прочитайте о том, кто был современником Святослава.

3.Задание

-Сравните власть князя у восточнославянских племен в IX-X вв. с властью европейских правителей. Сделайте выводы.

(Авторитет власти у европейских правителей был больше, чем у князя.

- Власть европейских правителей поддерживалась письменными законами.

- В европейских государствах была единая религия, а у славян различные языческие верования.)

4.задание:Вопросы

-Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?

(Потому что она провела реформы, которые укрепили государство.)

-Можно ли князю Святославу дать такую же оценку, какая дана княгине Ольге одним из историков? (Нет, он всю жизнь провел в походах и не заботился о внутреннем устройстве государства.)

-Соответствовали ли цели походов русских князей государственным интересам Руси?

(Да, соответствовали. Руси нужны были торговые отношения с другими государствами, повышался престиж страны среди других стран)

5.задание. Тест по теме «Образование Древнерусского государства».

1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:

а) Земледелие

б) Виноделие

в) Садоводство

г) Скотоводство

2. Киев стал центром объединения славянских племен, потому что:

а) Он занимал выгодное географическое положение

б) Киевские князья проводили умную дальновидную политику.

в) Оказала влияние Византия, которой это было выгодно.

3.Народное собрание восточных славян называлось:

а) Агора

б) Вече

в) Сбор

4. В каком веке сложилось государство Русь.

а) 1 половина IX века

б) 2 половина IX века

в) X век

5. Славяне вынуждены были обороняться от кочевников:

а) Хазар

б) Печенегов

в) Гуннов

г) Тюрков

6.Соотнеси историческую личность и события:

1.Князь Владимир

2.Князь Игорь

3. Князь Святослав

4. Князь Олег

а) Заключение договора с Византией, по которому Русь получала дань с Византией.

б) Остановлены набеги на Русь печенегов

в) Идя на войну предупреждал противника: «Иду на вы!»

г) Восстание древлян

Правильные ответы:

1) а, г 2) а 3) б 4)а, б 5) а 6) 1б, 2г, 3в, 4а

Оценивание: 11 – 10 = 5; 9 – 7 = 4; 6 – 4 = 3.

V.Итог урока.Рефлексия

-Я узнал…

-Мне было интересно…

-У меня вызвало затруднения….

-Я работал на уроке активно\неактивно

VI.Домашнее задание § 5, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания


- написать мини-сочинение на тему «Святослав – Александр Македонский Восточной Европы»



ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

  1. Прием «Верные – неверные утверждения»

Утверждения

ДО

ПОСЛЕ

1.         Государством называют объединение людей, которые живут на определенной территории и признают высший авторитет центральной власти.

2.         Власть передающаяся по наследству от отца к сыну называется – демократия

3. Дань это выплата определенной части доходов и продуктов.

4.        Рюрик объединил Новгород и Киев в 882 году и образовал Древнерусское государство.

5. Византия развитое и богатое государство Европы

6. Богатейший Константинополь привлекал русов как желанная военная добыча

7. Князь Игорь приказал вытащить на сушу корабли и поставить их на колеса

8. Князь Игорь совершил два похода на Византию и оба были удачны

9. Княгиня Ольга не отомстила древлянам за своего мужа Игоря  

10. Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья – объезда князем с дружиной подвластной территории

11. Уроки – это размер дани, погосты – места сбора дани.

12. Княгиня Ольга первая на Руси  приняла христианство

13. Сын Ольги Святослав последовал примеру своей матери и принял крещение

14. Святослав опытный воин, всю жизнь провел в военных походах

15. Перед нападением на иные земли Святослав отправлял посланников со словами «ИДУ НА ВЫ!»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Исторический деятель

Годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика

Олег

882—912

1. Захват Киева в 882 г.

2. Объединение двух центров восточных славян — Новгорода и Киева.

3. Попытка объединить все восточнославянские племена.

4. Возникновение единого Древнерусского государства с центром в Киеве (Киевская Русь).

5. Расширение границ государства (подчинение северян, древлян, радимичей)

1. Укрепление внешнеполитических позиций государства.

2. Военные походы на Византию в 907-911 гг. Заключение выгодных для Руси мирных договоров с Византией.

3. Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю на византийских рынках, создание торговых колоний русских купцов.

4. Выплата дани Византией

Игорь

912—945

1. Продолжение политики объединения восточно-славянских племен. Покорение тиверцев и уличей.

2. Подавление бунта древлян.

3. Введение ежегодного регулярного сбора дани с подвластных племен — полюдья

1. Заключение союза с печенегами в 915 г.

2. Походы на Царьград в 941 и 944 гг.

3. Заключение военно-торгового договора с Византией в 944 г.

4. Основание русских поселений рядом с византийскими колониями в Крыму и Северном Причерноморье

Ольга

945—964

1. Жестокая расправа с древлянами — месть за убийство мужа. Окончательное покорение древлян.

2. Установление размера дани и мест ее сбора.

3. Стремление сделать христианство государственной религией

1. Курс на сближение с Византией.

2. Повышение международного авторитета Руси дипломатическими методами.

3. Война против Хазарии в союзе с печенегами

Святослав

964—972

1. Покорение вятичей.

2. Завершение процесса объединения восточно-славянских племен

1. Разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

2. Покорение Дунайской Болгарии.

3. Переход к Руси земель, расположенных по нижнему течению Дуная.

4. Поражение в русско-византийской войне 970—971 гг.

5. Расширение и укрепление границ Киевской Руси

— Покажите на карте территории, вошедшие в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе. (Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 5, с. 40—44 учебника (ч. 1).

2. Задание на выбор.

• Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 49 учебника (ч. 1).

• Написать мини-сочинение на тему «Святослав — Александр Македонский Восточной Европы».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю  Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....

Образование Древнерусского государства (повторительно-обобщающий урок)

Урок по истории России в 6 классе. Позволяет повторить материал раздела "Образование Дренвнерусского государства". К сожалению, видеоролик не загружается, т. к. превышает немного позволенный размер....

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства

Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...