Россия в конце XVI века.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Мокрицкая Наталья Олеговна

Урок истории в 7 классе на тему "Россия в конце XVI века" с мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedor_i_boris.pptx2.79 МБ
Файл rossiya_v_kontse_16_veka.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФЁДОР ДМИТРИЙ

Слайд 2

По отзывам современников, царь был “росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него был ястребиный, поступь нетвердая; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостлив , не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен” Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу М.М. Герасимова

Слайд 3

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Слайд 4

Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Бориса Годунова. Пресечение династии московских правителей. Царь Борис. Экономические трудности. Народные выступления. Самозванец. План урока.

Слайд 5

«Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты , Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха…» А.С. Пушкин

Слайд 6

В 1597 г. был издан указ об « урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от своих господ « до нынешнего … году за пять лет», подлежали сыску, суду и возвращению « назад, где хто жил ». Документ на стр. 11. На бежавших шесть лет и более указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали. Внутренняя политика

Слайд 7

3 мая 1597 г. дьяк Андрей Щелкалов решал спор между двумя новгородскими помещиками Зиновьевым и Молевановым . Зиновьев пытался вернуть крестьян, которых Молеванов увез из его поместья в самый последний год жизни Ивана Грозного. Какое решение вы бы вынесли, окажись на месте дьяка? Как бы вы его обосновали?

Слайд 8

Учреждение патриаршества В 1588 г. в Москве торжественно встречали константинопольского патриарха Иеремию , изгнанного турками. В 1589 г., в результате долгих переговоров, по благословению Иеремии был избран первый русский патриарх Иов.

Слайд 9

Деятельность правительства Бориса Годунова была направлена на восстановление престижа Русского государства и Русской православной церкви. Чем вы объясните введение в России патриаршества? Прекратилась зависимость Русской православной церкви от константинопольской. Возрос престиж России, ставшей одной из мировых держав.

Слайд 10

ИВАН-ГОРОД За время правления Бориса Годунова страна добилась успехов во внешней политике. Русско-шведская война ( 1590-1593 ) была успешной для России. Май 1595 г. – Тявзинский мир. России возвращены Ивангород, Ям, Копорье и волость Корела . Россия вернула себе утраченное в результате Ливонской войны побережье Финского залива. Внешняя политика

Слайд 11

В период царствования немощного Федора Ивановича фактическим правителем страны являлся Борис Годунов. По мнению историка Татищева В.Н., Борис Годунов проявил себя как коварный человек и все его действия были « во вред и к разорению государства». Согласны ли вы с данным утверждением?

Слайд 12

В погожий майский день 1591 года на зеленой солнечной лужайке случилось одно из самых трагических событий русской истории, повлекших за собой целую череду бед и несчастий,- в Угличе безвинно погиб последний сын царя Ивана Грозного – царевич Дмитрий.

Слайд 14

Многие из участников и свидетелей убийства младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, были жестоко наказаны. Одного из них принародно, на площади, секли плетьми, оторвали ухо, вырвали язык и на долгие годы сослали в ссылку в Сибирь. Этого «свидетеля» мы и сейчас можем увидеть в музее города Углича. Назовите его. УГЛИЧСКИЙ КОЛОКОЛ

Слайд 15

Пресечение династии московских правителей 1598 Умер царь Федор. Династия Ивана Калиты пресеклась Кандидаты на престол Фёдор Никитич Романов Василий Шуйский Борис Годунов Кто?

Слайд 16

ЗЕМСКИЙ СОБОР избрал Бориса царем и принес ему присягу.

Слайд 17

Экономические трудности. Народные выступления. В 1601 г . шли долгие дожди, а затем грянули ранние холода « поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех ». В следующий год неурожай повторился. В стране начался голод и продолжался целых три года. В народе зрела мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствие Бориса не благословляется Богом, потому оно беззаконно, достигнуто неправдой.

Слайд 18

«Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Они любить умеют только мертвых… Бог насылал на нашу землю глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали!» А.С. Пушкин, «Борис Годунов» Как народ воспринял меры Бориса Годунова по стабилизации ситуации в стране?

Слайд 19

Народные волнения охватили большие территории. Наиболее мощным было восстание под предводительством атамана Хлопка , разразившееся в 1603 г . В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские воеводы сумели разбить Хлопка. Но успокоить страну не удалось- было уже слишком поздно.

Слайд 20

История России знает немало фактов появления самозванных претендентов на престол. Как правило, они появлялись во времена династических неурядиц и выступали под именами реальных лиц, обстоятельства жизни и смерти которых были мало известны широким народным массам. САМОЗВАНЕЦ

Слайд 21

В это время по стране поползли слухи, что Дмитрий-царевич не погиб, а чудесно спасен и вынужден скрываться. Годунов осознал нависшую над ним угрозу: в сравнении с прирожденным государем он – никто. Царевич Дмитрий И. Глазунов

Слайд 22

Б. Годунов писал в Вену разъяснения по поводу Лжедмитрия: « Юшка ( Юрий) Отрепьев был в холопах у дворянина нашего, у Михаила Романова, и начал воровать, и Михаил за его воровство велел его гнать со двора, да постригся в дальних монастырях, а назвали его в чернецах Григорием». Каким Годунов изображает Григория Отрепьева? Какие средства он для этого использует?

Слайд 23

Даже проклятия московского патриарха в адрес Гришки Отрепьева не остудили народное воодушевление: Пусть, пусть проклинают Гришку! От этого царевичу ничего не станется. Царевич – Дмитрий, а не Гришка». Всеобщее недовольство должно было найти выход, и оно нашло его в поддержке Самозванца.

Слайд 24

Верно ли утверждение? «Царь Борис- это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну и был ненавидим народом». Можно ли считать, что правление Бориса Годунова обещало улучшить внутреннее положение в стране, но «сложный случай распорядился по иному»?

Слайд 25

Домашнее задание – параграф 1, рабочая тетрадь, задание № 1, 2, 3. Подготовить доклады: «царь Василий Иванович Шуйский», «Польский король Сигизмунд III », «Михаил Скопин-Шуйский».



Предварительный просмотр:

Русское государство в XVI-начале XVII века.

Актуальность темы: При Федоре Иоанновиче и в первые годы царствования Бориса Годунова Россия достигла пика своего могущества. Тем не менее, этот период  является провозвестником Смуты, положившей начало крутому повороту на историческом пути развития. Сегодня наша страна также стоит на перепутье. Что необходимо сделать, чтобы не допустить подобного развития событий?

Цель: развивать ценностно-смысловую, учебно-познавательную (конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией, коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы) и социокультурную (воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе) компетенции.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия патриарх; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бориса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце 16 в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; метапредметные УУД— 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: владеть общим приемом решения проблемных и творческих заданий; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, устойчивую мотивацию учения.

Технологии:

  1. Элементы дискуссии

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Оборудование: учебник «История России. 7 класс». - Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.; проектор; мультимедийная презентация. карта «Россия в XVII веке».

План урока:

  1. Внутренняя и внешняя политика царя Фёдора и Бориса Годунова.
  2. Пресечение династии Рюриковичей.
  3. Экономические трудности 1601 – 1605 г.г.
  4. Самозванец.

Оргмомент

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  • Вспомните, правлением какого царя мы закончили изучение истории России в 6 классе?

Иван IV умер, когда ему было всего 54 года. Считается, что ему помогли уйти из жизни. Под видом лекарства ему давали вещество, содержащее смертельную концентрацию ртути. Экспертиза подтвердила это недавно.

В записках Станислава Жолкевского называется и главный заказчик – Борис Годунов: «Он лишил жизни Иоанна, подкупив английского врача, который царя Иоанна лечил». Действительно ли так и было? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе изучения истории России начала 17 века.

От первого брака у Ивана Грозного с Анастасией Захарьиной Юрьевой остался сын Федор. СЛАЙД.  От второго брака с Марией Нагой был сын Дмитрий, которому в 1584 году исполнилось всего два года.

Иван IV поручил “беречи” сына боярам. СЛАЙД. Сообщение учащегося о царе Фёдоре.

  • Опишите внешность и характер Федора Ивановича.
  • Вспомните, какие проблемы стояли перед Россией в к. XVI в.
  • Как вы думаете, мог ли царь Федор решать эти проблемы?

Четырнадцать лет занимал престол Федор Иванович с 1584 по 1598 гг. По крайней мере, тринадцать из них фактическим правителем был Борис Федорович Годунов.

Тема нашего сегодняшнего урока: “Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова”.

Пушкин написал о нем так:

«Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха…»

А теперь рассмотрим их деятельность во внутренней и внешней политике. Таблица заполняется вместе и одновременно выполняются познавательные задания, работа с рабочей тетрадью.

Внутренняя и внешняя политика царей Фёдора и Бориса.

Основные направления внутренней политики

Основные направления внешней политики

Указ о «заповедных летах»(отмена Юрьева дня) стал действовать постоянно

1597 г. - Указ об «урочных летах» (5-летний срок сыска беглых крестьян)

 1589 г. был избран первый русский патриарх Иов.

Широкое городское строительство, сооружение монастырей и крепостей, развитие книгопечатания, отправка дворян за границу на учебу.

1586 г. – перемирие с Речью Посполитой до 1602 г.

1590-1593 г. – русско-шведская война – восстановлены утраченные позиции на Балтике.

1598 г. – территория Сибири вошла в состав России.

Рост влияния России на Кавказе, расширение внешней торговли.

В 1597 г. был издан указ об “ урочных летах”, согласно которому крестьяне, бежавшие от своих господ “до нынешнего … году за пять лет”, подлежали сыску, суду и возвращению “назад, где хто жил”. На бежавших шесть лет и более указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

3 мая 1594 г. дьяк Андрей Щелкалов решал спор между двумя новгородскими помещиками Зиновьевым и Молевановым. Зиновьев пытался вернуть крестьян, которых Молеванов увез из его поместья в самый последний год жизни Ивана Грозного. (слайд 11) 

  1. Какое решение вы бы вынесли, окажись на месте дьяка?
  2. Как бы вы его обосновали?

Задание № 5  в рабочей тетради на стр. 5. Подчеркните на карте крепости, построенные при Борисе Годунове.

Чем вы объясните введение в России патриаршества?

  • Прекратилась зависимость Русской православной церкви от константинопольской.
  • Возрос престиж России, ставшей одной из мировых держав.

За время правления Бориса Годунова страна добилась успехов во внешней политике. Русско-шведская война (1590-1593) была успешной для России. Май 1595 г. – Тявзинский мир. (слайд 16)

России возвращены Ивангород, Ям, Копорье и волость Корела.

Россия вернула себе утраченное в результате Ливонской войны побережье Финского залива.

В период царствования немощного Федора Ивановича фактическим правителем страны являлся Борис Годунов. По мнению историка Татищева В.Н., Борис Годунов проявил себя как коварный человек и все его действия были “ во вред и к разорению государства”. (слайд 17)

Согласны ли вы с данным утверждением?

Пресечение династии Рюриковичей.

15 мая 1591 г. отмечено трагическим событием, подлинный масштаб которого выявился только со временем. В тот день набатный колокол возвестил о непоправимой беде. На княжеском дворе в предсмертных судорогах бился младший брат и наследник царя Федора – восьмилетний царевич Дмитрий. Следствие признало, что убийства не было – царевич закололся ножом в припадке “падучей”, который случился во время игры в ножечек. Нагие за самосуд и обвинение правителя Годунова были отправлены в ссылку, Мария Нагая пострижена в монахини с именем Марфы.

Спор о причинах гибели Дмитрия продолжается до сих пор. Многие историки, вслед за матерью Дмитрия, обвиняют в убийстве Годунова, мол, ему была выгодна смерть последнего из рода Ивана Калиты. Но московская династия была лишь младшей ветвью рода Рюриковичей. А представитель старшей ветви, Шуйский, возглавил следственную комиссию…

6 января 1598 г. умер царь Федор. С его смертью оборвалась правившая в России династия. (слайд 22). В 1598 году Земский собор избрал Бориса на царство. В России впервые появился избранный царь. Рассказ о Борисе Годунове – доклад ученика.

После тихого, доброжелательного, набожного царя Фёдора наступили совсем другие времена, до боли напоминающие беззаконие опричнины. Режим, установленный Б.Г. можно назвать полицейским. Никто не чувствовал себя в безопасности: знакомые, слуги, родственники всегда могли донести, и последствия этого могли быть самые печальные. Правда, казни применялись мало, «воров» в основном отправляли в ссылку, но ссылку тоже счастливой долей не назовешь. – учебник, стр. 8. Последняя строчка – читаем вслух.

Интересно, что первым (еще при Федоре) был отправлен в ссылку за Уральский хребет, в Тобольск, не человек, а колокол угличского собора. Вся «вина» колокола состояла в том, что он зазвонил по поводу смерти царевича Дмитрия. Вслед за колоколом пошли и люди.

Экономические трудности 1601 – 1605 г.г.

В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние холода “ поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех”. В следующий год неурожай повторился. В стране начался голод и продолжался целых три года. Царь Борис распорядился открыть царские амбары с запасами зерна и бесплатно раздать их голодающим. Но по непонятной причине, зерно стали не раздавать, а продавать. Народные волнения охватили большие территории. Наиболее мощным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603 г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские воеводы сумели разбить Хлопка. Но успокоить страну не удалось – было уже слишком поздно.

Вывод: правительство Бориса Годунова, несмотря на очень разумную внешнюю политику, несмотря на то, что была налажена хозяйственная жизнь страны, сделаны большие государственные запасы, упорядочена налоговая система, было мало популярно в народе. Недовольство политикой Бориса Годунова зрело во всех сословиях и было вызвано, прежде всего «пережитками прошлого», то есть сохранением при Борисе наследия царствования Ивана Грозного в виде застенков и системы тотального доносительства. Всеобщее недовольство должно было найти выход, и оно нашло его в поддержке Самозванца.

Верно ли утверждение? (слайд 45)

“Царь Борис – это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну,  и был ненавидим народом”. 

  1. Что, по вашему мнению, должен был предпринять Борис Годунов, чтобы укрепить свое положение на троне?
  2. Можно ли считать, что правление Бориса Годунова обещало улучшить внутреннее положение в стране, но “сложный случай распорядился по-иному”?

Домашнее задание –  § 11. Опережающее задание: подготовить сообщения «царь Василий Иванович Шуйский»,  «Польский король Сигизмунд III», «Михаил Скопин-Шуйский».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Россия в конце XX века"

Презентация у уроку истории "Россия в конце XX века" может быть использована для учащихся 9, 11 класса....

Внешняя политика России в конце XIX века

Конспект урока истории в 8 классе.Третий урок в главе «На пороге XXвека»,  раскрывающей тему «Россия в пореформеннуюэпоху»....

Презентация "Международное положение России в конце XX века"

Презентация предназначена для урока истории в 11 классе....

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Тест "Экономика России в конце XIX века"

Тест по истории России для учащихся 8 класса на тему "Экономика России в конце XIX века"  с возможностью вариативного ввода в ячейки из выпадающего списка. Excel.СКАЧАТЬ ТЕСТ...

Россия в конце XVI века

Разработка урока по теме: "Россия в конце XVI века". История России, 7 класс....

Самостоятельная работа по теме "Россия в конце XVI века"

самостоятельная работа для систематизации и проверки знаний...