Методическая разработка урока "ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИСТСКИХ ОККУПАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР"
методическая разработка по истории (10 класс)

Марченко Владимир Алексеевич

Методическая разработка по истории Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prestupleniya_natsistskih_okkupantov_na_territorii_sssr.docx398.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ  урока по истории России

ТЕМА УРОКА:  ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИСТСКИХ ОККУПАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР

ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МБОУ СОШ СЕЛА СЫРСКОЕ ЛИПЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБДАСТИ МАРЧЕНКО ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

 Цели урока:

1.Формирование знаний об оккупационном режиме, о бесчеловечности.

2.Развитие навыков анализа (в том числе сравнительного) исторического источника: документа, изобразительного материала.

3. Воспитание непримиримого отношения к нацизму, неприятия дискриминации, уважения прав человека, профилактика ксенофобии.

План урока:

1. Что такое оккупационный режим?

2. Суд истории.

3. Забыть нельзя.

4. Массовые зверства на территории СССР. Гетто. Холокост. Лагеря смерти.

5. Итоги нацистской оккупации. Память о трагедии.

6. Домашнее задание.

Оборудование урока:

1. Карта «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)».

2. Документы.

Основные понятия урока:

Фашизм. «Оккупационный режим». План «Ост». Геноцид. Холокост.  Бабий Яр.  Гетто, Сопротивление.

Формы работы:

1. Анализ документов, в том числе сравнительный.

2. Анализ изобразительных источников.

3. Совместное обсуждение проблемы классом.

4. Элементы лекции.

5. Работа с картой

I.  Что такое оккупационный режим?  

1.Учитель:

Миллионы людей во всем мире знают о зверином лице фашизма из книг, документальных и художественных фильмов. Все меньше остается тех, кто помнит преступления фашистов из своего трагического опыта.

На оккупированной территории гитлеровцы издевались над мирным населением и военнопленными. Они массово расстреливали жителей городов и сел, не жалея ни старых, ни малых, поддавали нечеловеческим пыткам пленных солдат и офицеров, партизан, подпольщиков, тысячами принудительно вывозили работоспособных граждан на каторжные работы в Германию, разрушали памятники национальной культуры, жилые дома, предприятия, разворовывали имущество граждан и общенациональные ценности. Идеологи фашизма проповедовали надуманную расовую теорию о высочестве арийской расы - расы хозяев, призванных руководить другими народами. Свирепо ненавидели фашисты советских людей, славянские народы - поляков, белорусов, украинцев, россиян. Разрабатывались и выполнялись планы массового физического уничтожения, порабощения тех, кто остался живым.

Работа с картой «Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)» и «Фашистские концлагеря».

2. Просиотр фрагмента фильма « Гитлеровский план ост» - 5 мин., затем ученикам на парты раздается текст документа – план «Ост».

“Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость не желательна… Нужно управлять этим народом с железной решимостью”.

Весной 1942 г. профессором Берлинского университета К.Майером был разработан секретный “Генеральный план Ост”, предусматривавший конкретные цифры и сроки колонизации Польши, Чехии, СССР. От 50 до 85% местного населения предполагалось переселить в Сибирь, остальных “недочеловеков” или уничтожить или занять на принудительных неквалифицированных работах. Дети “арийской внешности” подлежали германизации. План “Ост” стал государственной директивой фашистской Германии

Выписать в тетрадь основные положения плана «ОСТ». Ответы учащихся на вопросы учителя

.3. Ученикам на парты раздается текст воспоминаний женщины, пережившей оккупацию, и дается задание: прочитать текст и сформулировать, о чем пойдет речь на уроке. После обмена мнениями слова «оккупационный режим» можно выписать на доску.

«Моя бабушка, Ульяна Кузьминична, в начале войны жила в поселке Бабынино Калужской области. У нее было несколько детей, 3 сентября г. родился мой отец. В октябре Калужская область была оккупирована. Еще до того, как немцы пришли, бабушке пришлось познакомиться с Люфтваффе (германские военно-воздушные силы). Однажды летом поселок был подвергнут бомбардировке. Бомба пробила крышу дома, в котором жила бабушка, разворотила часть избы. В доме в тот момент никого не было и все остались живы, но пришлось искать другое жилье. В другой раз бабушка шла по улице с двумя полными ведрами воды. Пролетавший немецкий истребитель снизился и дал по бабушке очереди из двух бортовых пулеметов. Две дорожки от пуль прошли справа и слева от нее.

Когда немцы пришли, в бабушкином доме были расквартированы офицеры. По вечерам устраивали посиделки: пили, курили, говорили. Если мой отец начинал плакать, офицеры сердились, бабушка брала ребенка на руки и уходила в нетопленные сени (была поздняя осень, начало зимы).

Потом офицеры съехали, но стали заходить солдаты и свои ребята-полицаи (полицаями во время войны называли тех, кто служил в полиции, организованной оккупантами). Немцы отбирали кур, полицаи – теплую одежду. Бабушка их ругала, пыталась выгнать, отстоять вещи. Они бранились и тащили к себе – не без успеха, но оружие в ход не пускали и, кажется, не дрались. Грабили не один раз.

Учитель предлагает ответить на вопрос, сколько времени поселок Бабынино находился под оккупацией? Он обращает внимание на то, где происходит действие воспоминаний и показывает на карте Калужскую область. Освобожденная уже зимой 1941г., она пострадала меньше многих других.

Учитель рассказывает о том, что летом-осенью 1941 г. германские войска заняли огромную территорию с населением более 80 млн. человек.

Оккупированные области были разделены на военную (восточнее Днепра) и гражданскую зоны. В гражданской зоне оккупации были созданы рейхскомиссариаты «Остланд» (Прибалтика, часть Белоруссии) и «Украина».


В военной зоне действовали военные комендатуры. При этом создавалась иллюзия местного самоуправления. В городах создавались управы из местных жителей во главе с бургомистрами (городскими головами), а также местная полиция. В волостях и селах назначались старшины и старосты.

Нацистские идеологи полагали, что добиться повиновения на территории СССР можно только методами устрашения, поскольку население этой страны привыкло жить в условиях репрессивного режима и жесткого давления властей. Поэтому и порядки, установленные здесь гитлеровцами, оказались более жесткими, чем в Западной Европе.

Оккупационная власть проводила регистрацию населения; вводила трудовую повинность для лиц от 18 до 50 лет. Местное население использовалось на тяжелых работах; рабочий день составлял 14-16 часов в день. Зарплата фиксировалась на низком уровне, работодателям запрещалось ее повышать. Свобода передвижения ограничивалась, действовал комендантский час. Производился насильственный вывоз молодых людей и подростков на работу в Германию – всего было угнано 6 млн. человек.

Продовольствием местное население снабжалось по остаточному принципу: сначала немецкая администрация и вермахт, потом фольксдойче (немцы, жившие в СССР), а потом все остальные. Была введена карточная система, однако карточки отоваривались плохо, по ним в лучшем случае выдавали хлеб, соль и крупу. Во многих местах люди голодали.

В сельской местности оккупационная власть производила реквизиции продовольствия, в городах – теплых вещей. Перестала действовать советская система образования. Во многих местах школы не работали вовсе или работали только начальные и профессиональные. Резко ухудшилась медицинская помощь.

II. Суд истории.

Один из учеников класса выступает с обвинительной речью от имени ГЛАВНОГО ОБВИНИТЕЛЯ ОТ СССР РОМАНА РУДЕНКО

Господа Судьи!

Для осуществления задуманных ими злодеяний главари фашистского заговора создали систему преступных организаций, которой была посвящена моя речь. Ныне те, кто поставили целью установить господство над миром и истребление народов, с трепетом ждут грядущего приговора суда. Этот приговор должен настичь не только посаженных на скамью подсудимых авторов кровавых фашистских «идей», главных организаторов преступлений гитлеризма. Ваш приговор должен осудить всю преступную систему германского фашизма, ту сложную, широко разветвлённую сеть партийных, правительственных, эсэсовских, военных организаций, которые непосредственно претворяли в жизнь злодейские предначертания главных заговорщиков. На полях битв человечество уже вынесло свой приговор преступному германскому фашизму. В огне величайших в истории человечества боёв героической Советской Армией и доблестными войсками союзников были не только разгромлены гитлеровские орды, но утверждены высокие и благородные принципы международного сотрудничества, человеческой морали, гуманные правила человеческого общежития. Обвинение выполнило свой долг перед высоким судом, перед светлой памятью невинных жертв, перед совестью народов, перед своей собственной совестью.

Да свершится же над фашистскими палачами суд народов — справедливый и суровый.

Обсуждение речи. Ответы учащихся на вопросы; Что такое фашизм? И др.

III. Забыть нельзя.

Учитель раздает на парты текст воспоминаний ШУБКО НАДЕЖДЫ ГРИГОРЬЕВНЫ И ПЕТРА НИКИФОРОВИЧА ОЛЕЙНИКОВА И ХЕЙФЕЦ ФРУМЫ ИСААКОВНЫ. Где происходят события? Что общего в воспоминаниях? Кому пришлось тяжелее при оккупантах? Как вы думаете, почему?

1. Воспоминания Петра Никифоровича Олейникова  и его дочери Новиковой Софьи Петровны г. Сенно, ул.Советская,  второй дом от парка (соседи Капуткиных): 12 февраля 1942 года Расстреляно и закопано живьем около 2000 евреев. Целую неделю висел на стене управы приказ, чтобы 12 февраля все лица еврейской национальности в 10 часов утра собрались на площади (на этом месте сейчас городской парк). Колонной их повели через с. Слобода,  с.Копцевище, через реку Улла к поселку Чашники .  Там были овраги , людей загоняли в эти овраги и там расстреливали

2. Воспоминания Петра Никифоровича Олейникова  и его дочери Новиковой Софьи Петровны г. Сенно, ул.Советская,  второй дом от парка (соседи Капуткиных): 12 февраля 1942 года Расстреляно и закопано живьем около 2000 евреев. Целую неделю висел на стене управы приказ, чтобы 12 февраля все лица еврейской национальности в 10 часов утра собрались на площади (на этом месте сейчас городской парк). Колонной их повели через с. Слобода,  с.Копцевище, через реку Улла к поселку Чашники .  Там были овраги , людей загоняли в эти овраги и там расстреливали.

3.Приехал на подводе директор школы, велел открыть ворота, загнал подводу во двор и рассказал, что люди плохое говорят, что немцы лютуют, вешают и расстреливают без разбора. Сказал что где – то евреев в хате заперли и живьем сожгли. «Ты, Фрумка в школе председатель партийной ячейки, да и все тебя знают, так что, если что, на тебя на первую покажут. Как хочешь, но собирай всех своих и к - утру чтоб вас не было.» Позвала всех, схватила, что успела, вещи и восьмерых детей погрузили на подводу, так и ушли пешком.

IV. Массовые зверства на территории СССР.

В этой части урока используется текст исследовательской краеведческой работы. Выступают с сообщениями авторы (используется карта «Лагеря смерти»).

Фрагмент интервью  с краеведом Егоровым Юрием Егоровичем,

Вопрос: «Юрий Егорович, мы ученицы 9 класса МОУ СОШ с. Сырское, мы готовимся к краеведческой конференции по теме «Дети – узники фашизма». Мы пришли к Вам за помощью в написании исследовательской работы. Юрий Егорович, мы знаем, что Вы написали книгу «Прошлое не отпускает». Вы не могли бы ее показать и рассказать о ней.»

Ответ: «Да, это так, в ней представлены воспоминания бывших узников фашистских лагерей смерти.»

Вопрос: «Вы не могли бы нам дать какую-нибудь информацию по нашей теме?»

Ответ:  «Вот, посмотрите на «Сборник воспоминаний о концлагере Бухенвальд». В нем есть ценные свидетельства бывших узников. Он был издан в городе Эрфурт в 1945 году. Еще в нем есть рисунки узников этого лагеря.

Сейчас я вам прочитаю строки из этого сборника, которые меня берут за душу. «По мне ползают во сне вши, если я вспоминаю ужас  тех дней».

«О, Бухенвальд, - я тебя не забуду,

Ты стал моей судьбой.

Тебя всегда я помнить буду,

Если вернусь домой.»

В лагерях висела надпись: «Работа приносит освобождение». Если только задуматься, в одном только Бухенвальде погибло 52 тысячи человек, когда гибель одного человека – это уже трагедия. В то время было много талантливых людей, сложивших головы на войне. Война – страшное зло.»

Ответ: «А у Вас нет списков оставшихся в живых узников по Липецку и Липецкой области?»

Ответ: «Да, имеются. Посмотрите. Только они 1994 года. И многих из этого списка уже нет в живых. Еще у меня есть письма, которые мне присылали узники. В них они рассказывали о войне. Я вам даю письма, сборник и списки 1994 года. Может, они вам понадобятся.»

Вопрос: «Как ветераны идут на контакт, когда у них спрашивают о годах, проведенных в неволе? Как нужно правильно с ними общаться, чтобы им не было больно?»

Ответ: «Жизнь сложная...Буенкова и Третьякова сами приходили ко мне и рассказывали о тех днях. Ветераны теряют близких людей, от этого им становится еще хуже. Женщины-ветераны более откровенны в беседе о войне. С ветеранами нужно начинать разговор о том, где они родились, как провели годы после войны, то есть, не касаясь тех горьких дней. А затем плавно переходить к самой войне.»

Вопрос: «Спасибо Вам большое за то, что Вы нам уделили внимание, оказали большую помощь и дали нам документы.»

УЗНИКИ ФАШИЗМА ПРОЖИВАЮЩИЕ В ЛИПЕЦКОМ РАЙОНЕ

DSC00933 - копия

18 декабря в деревню на подводах приехали каратели и полицаи.  Всё оцепили. С соседних сел стали к нам сгонять людей. Село сожгли.  Затем всех повели на станцию Передольскую. Там нас погрузили в товарные вагоны и повезли...

   Ехали две недели. В дороге не кормили. Многие умерли с голода. Привезли в город Оберландштейн  в рабочий лагерь №35, рядом протекала река Рейн. Там уже было очень много украинской молодёжи. Нас переписали и разместили в бараках.  Выдали зеленоватую робу. На спине была надпись – ОSТ. Кормили баландой и хлебом с опилками. Люди едва выживали. (фрагмент воспоминания узника лагеря смерти Цыдренко Лидии Александровны)

Краткое обсуждение работы.

 Гетто. Холокост. Лагеря смерти.

А/ Записать термины в тетрадь. Работа с картой – «Лагеря смерти».

Б/ Учитель раздает на парты текст Сочинение-воспоминания ученика класса средней школы № 1 Юрия Германа (Работа с документами. Обсуждение проблемы).

 Одной из принципиальных основ гитлеровского режима была теория расового превосходства «арийцев», как именовали немцев нацистские идеологи. Остальные народы они планировали потеснить, дабы освободить жизненное пространство для расы господ. Евреев и цыган фашисты и вовсе лишили права на жизнь.

Учителю целесообразно обратить внимание на то, что нацисты рассчитывали на помощь местного населения.

Вслед за вермахтом шли айнзатцгруппы – специальные подразделения, задачей которых являлось выявление, изоляция и полное уничтожение евреев. Массовые акции расстрела евреев осуществлялись повсеместно.

Только в Бабьем Яре под Киевом 29 и 30 сентября 1941 г. было убито более 33 000 человек (по собственным подсчетам оккупантов). Гитлеровцы широко привлекали к участию в этих акциях местных коллаборационистов.

 Тех евреев, которых не уничтожали сразу, оккупационные власти изолировали в гетто. Учитель показывает на карте, где располагались гетто, обращая внимание, что нацисты создавали их только в странах Восточной Европы и в СССР, так же как и лагеря уничтожения.

Попробуем, изучив источники, понять, что такое гетто, как жили люди в гетто на оккупированной территории. Можно выписать на доску вторую часть темы урока: «проблема выживания в гетто».

Класс делится на три группы, каждая из которых получает набор источников, анализ которых позволяет ответить на предложенные вопросы.

На анализ документов дается 9-10 минут, после чего каждая группа делает трехминутный доклад: рассказывает содержание источников и отвечает на поставленные вопросы.

Для экономии времени целесообразно раздать каждому ученику по три карточки, на каждой из которых будет указана одна тема, названия анализируемых документов и перечень вопросов к ним. Хорошо, если учитель будет во время доклада групп фиксировать на доске ключевые понятия и положения темы, а слушающие – записывать их прямо на карточку, где для этого можно после каждого вопроса оставить место.

1. Что такое гетто.

Зачем немцы создавали еврейские гетто? Как были организованы гетто? Какие правила устанавливали фашисты для жителей гетто? Как было организовано внутреннее управление в гетто? Как жили люди в гетто?

Из воспоминаний бывшего малолетнего узника гродненского гетто Даниила Кловского:

«После войны к юденратам и тем, кто служил в полиции гетто, относились как к пособникам оккупантов. Прислужниками, холуями называли их многие и в гетто. Я же не брошу в них камень. Хотя допускаю, что они эту свою работу делали, надеясь, что она поможет им легче продержаться. Но при всем том, думаю, им в определенном смысле было труднее, чем остальным обитателям гетто. Потому что главным условием сохранения хотя бы той жизни, которая здесь сложилась, было скрупулезное соблюдении всех предписаний гестапо… (отрывок документа)

Итоги анализа документов:

Гетто создавались для изоляции евреев с последующим их уничтожением. Люди жили в постоянном страхе за своих близких и за себя, знали, что их убьют. Второй целью создания гетто была эксплуатация дешевой, фактически рабской рабочей силы.

2.Окружающие. Чем руководствовались те, кто участвовал в преследовании евреев или одобрял его. Чем руководствовались люди, помогавшие евреям и спасавшие их? Как именно окружающие помогали преследуемым евреям?

Из воспоминаний киевского священника отца Алексея Глаголева: (фрагмент)

«...Родственники Изабеллы Наумовны обратились к нам, умоляя спасти ее. Мы с женой не спали всю ночь, мучаясь и безрезультатно ища способа для ее спасения. Какие же мы христиане, если оттолкнем несчастную, с таким упованием простирающую к нам руки и умоляющую о помощь?

И вдруг жене моей пришла в голову отчаянная мысль: отдать Изабелле Наумовне свой паспорт и метрическое свидетельство о крещении и с этими русскими документами отправить ее в село к знакомым крестьянам.

Это было, конечно, очень страшно и очень трудно осуществимо.

Понятно, какой опасности повергалась моя жена, оставаясь без паспорта в такое тревожное время, когда немцы в каждом жителе Киева видели беглого еврея. Кроме того, на паспорт вместо фотокарточки моей жены надо было наклеить фотокарточку Изабеллы Наумовны из ее паспорта. Возможно ли это? Но я твердо надеялся, что Бог нам поможет в этом добром деле. Так и случилось. К счастью, паспорт моей жены во время бывшего у нас в доме пожара был залит водой и пришел в такое состояние, что печать на нем расплылась и сделалась совершенно неясной. Это и дало возможность, подмочив фотокарточку Изабеллы Наумовны, наклеить ее на место прежней».

Итоги анализа документов:

оккупированных территорий сообщниками и помощниками нацистов, такими же убийцами, как и оккупанты. Они разделяют вину нацистов.

Наряду с антисемитизмом причиной лояльного отношения соседей к преследованию евреев часто становилась корысть: надежда присвоить имущество гонимых, получить их квартиры и т.п. Помимо всего прочего, помощь евреям на оккупированной территории СССР, как правило, каралась смертью. Многие отворачивались от евреев из страха за себя и за своих близких.

В то же время многие люди, рискуя жизнью, оказывали гонимым помощь. Как правило, они руководствовались лучшими человеческими чувствами: человеколюбия, сострадания, дружбы, любви, товарищества.

Учитель может рассказать, что врач Елена Куторгене и ее сын Виктор Куторга осенью 1941 г. составили на английском языке и сумели передать в американское посольство в Берлине «Обращение к народам мира» – первое достоверное свидетельство о Холокосте на территории СССР.

Часто спасавшие евреев люди поступали так в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Правительство Израиля присваивает почетное звание Праведник народов мира тем, кто в годы фашистской оккупации, рискуя собственной жизнью, бескорыстно спасал преследуемых евреев. «Тот, кто спасает одну жизнь – спасает весь мир» – выбито на медали Праведника.

     3. Сопротивление  (Анализ предложенного учителем документа). Как преследуемые евреи сопротивлялись нацистам?

Итоги анализа документов.

Люди сопротивлялись по-разному, не обязательно с оружием в руках.

Достойное поведение, независимая манера держаться и презрение к мучителям, в том числе перед лицом смерти, также были формой сопротивления. Жители гетто поддерживали связь с внешним миром.

Важной формой сопротивление была интенсивная духовная жизнь:

работа школ, библиотек, театральных трупп, кружков и т.п. Осмысленная деятельность помогала многим людям выживать в условиях, когда шансы на жизнь были крайне малы.

разведывательная, диверсионная деятельность, вывод людей из гетто, часто в партизаны, подготовка восстаний. Восстание в гетто Белостока произошло в августе 1943 г., когда фашисты готовили акцию по его уничтожению. Оно продолжалось 6 дней, хотя силы были явно неравны.

Фашисты понесли потери, а несколько десятков повстанцев смогли вырваться из гетто и попасть к партизанам.

4. После завершения работы с источниками, учитель напоминает, что гетто были промежуточной станцией на дороге к уничтожению.

Всех заставили раздеться догола. Убивали из пулеметов, трупы сбрасывали в ров. Если пулеметная очередь допускала «пробелы» и огонь не прошивал всех подряд (чаще всего это были дети), их сбрасывали живыми в ров вместе с убитыми».

Ученик рассказывает стихотворение

Как мы выжили в этом проклятом аду...

Как мы выли  от страха, бессилья и злости...

Как стонала весна в белоснежном саду,

В том саду,... где земля переплавила узников   кости.

  Как делили мы лагерный стол...

Как в загоне  стояли ночами

Как свистели бичи, как нас били об пол –

Это всё не охватишь скупыми речами…

   Как мы выжили в этом проклятом аду...

Как надежды все в прах превращались...

Как рыдали мы в майском цветущем саду,

Вспоминали..., и снова прощались…

        V . Итоги нацистской оккупации. Память о трагедии.

 Оккупационный режим на территории СССР был очень жесток.

Число погибших на оккупированных территориях приближается к 7,5 млн. человек. 2 825 000 из них составили евреи, которых уничтожали в первую очередь и целенаправленно. Именно на территории СССР нацисты начали планомерное убийство еврейского населения с целью его полного уничтожения. Жертвами их стали более 6 000 000 европейских евреев. Эту трагедию называют древнегреческим словом Холокост (всесожжение) или еврейским Шоа (Катастрофа). Половину жертв Шоа составили жители Советского Союза.

Простите нас – «солдаты Бухенвальда».

Простите, что так долго мир молчит,

Когда в Москве  и около Грюнвальда –

Безумец «Heil» неистово кричит.

Простите нам грехи и «слабодумство».

Простите, что порою мы слепы,

Что власть не замечает безрассудства,

Которое отрыли вновь «кроты».

Простите нас,. горевшие в неволе.

Простите... мы очистим «дом» от зла.

Пусть колоситься хлебом новым поле,

Пусть будет похоронена война.

В конце урока дается домашнее задание:

Использованная литература:

Альтман И.А., Полторак Д.И. История Холокоста 1933-1945 гг. Пакеткомплект документальных материалов. М., 2001. (Пакет-комплект).

Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг.

Фонд «Ковчег», М., 2002, 544 с. (Анатомия Холокоста). (Жертвы).

Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. М., Фонд «Холокост», 2001 с., илл. (История).

При желании можно заранее подготовить и вывесить карту-схему «Оккупированные территории СССР.

Гетто на территории СССР» При этом можно воспользоваться схемами, приведенными в книге И.А.

Альтмана «Жертвы ненависти», с. 29, 94.

Беркнер С.С. Жизнь и борьба Белостокского гетто. Записки участника Сопротивления. М., Фонд «Холокост», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"

методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина

Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...

Методическая разработка урона на тему "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.)."

Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.Задачи урока:1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:1)факторов, повлиявших ...

ч.2. Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению оккупированных территорий СССР

Этот материал является продолжением рассказа о поведении фашистских оккупантов на захваченных территориях СССР, начатый в статье «Некоторые моменты отношения фашистских захватчиков к населению о...