Тренинговая работа
учебно-методический материал по истории (6 класс)

Блохина Екатерина Юрьевна

Тренинговая работа в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_rabota_v_gruppah.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговая работа на уроках истории и обществознания в малых группах.

Одной из эффективных форм обучения является образовательный тренинг. Эта новая форма в настоящее время достаточно редко используется в школьной практике.

Тренинговая работа на уроках в первую очередь направлена на выработку различных умений, навыков и активизацию познавательной деятельности обучающихся. Это и развитие речи, познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, внимания…), и развитие различных общеучебных и специальных умений: умения извлекать информацию из предметной и

изобразительной наглядности, по отдельным деталям определять, какую информацию может нести предмет или изображение и развитие исторической интуиции, эмпатии ( умения чувствовать и понимать исторического героя, сопереживать ему, пытаясь приблизиться к той обстановке, атмосфере, в которой он жил). Такая работа проводится посредством разнообразных игр и упражнений, собранных в единый комплекс, нацеленный на выполнение, конкретных дидактических задач,- такой комплекс мы и называем тренингом.

Тренинг позволяет моделировать ситуацию исследовательского поиска, когда, работая с историческими источниками ( предметами старины, картинами, фотографиями и др.), школьники на основе обнаруженных ими отдельных мельчайших подробностей извлекают информацию и , подобно историку или археологу, реконструируют по отдельным фрагментам целое.

Такая информация позволяет расширить, детализировать и конкретизировать исторические представления школьников и познакомить их в общих чертах с увлекательным процессом исследования прошлого.

Итак, предлагаем серию тренингов, которые могут быть использованы как на уроках, так и на занятиях кружка по истории.

Тренинг 1 (по работе с изображениями исторических деятелей)

На доске вывешивается портрет или картина с изображением исторических деятелей.

1.Внимательно рассмотрите картину. По выражению лица определите эмоциональное состояние изображённого(ых) на картине человека (людей).Какие чувства он(и) испытывает(ют)?

Карточка для детей.

Чувства и состояния, которые может испытывать человек: гнев, злость, стыд, страх, раздражение, тревога, отчаяние, тоска, скука, обида, вина, радость, ликование, сопереживание, зависть, горе, печаль, удовлетворение, интерес, любовь, ненависть, презрение, любопытство, боль, умиление, апатия, утомление, усталость, задумчивость, отрешённость, голод…

2. Могли ли бы вы доверять этому человеку, рассказать ему какой-то свой секрет? Мог ли он стать вашим другом? Почему? Что в его облике заставляет вас так к нему относиться?

3.В парах изобразить какие-либо чувства: гнев, любовь, злость. Класс должен отгадать, какое чувство разыграно.

4.Далее участникам тренинга (или группам) раздаются карточки, где перечисляются различные характеристики личности и описания внешних черт человеческого облика. Участникам предлагается выбрать из предложенных те характеристики, которые, по их мнению, подходят к изображённой личности. Затем выбранные характеристики обсуждаются. Учитель комментирует.

5.Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что нет? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

Тренинг 2 (по работе со старинными семейными фотографиями)

Тренинг может проводиться в связи с изучением темы «Моя родословная. Семейное древо».

Учащимся заранее даётся задание: принести, если у кого-то сохранились, старинные чёрно-белые фотографии, на которых изображена большая семья, расспросить у родителей об этих фотографиях: кто изображён, когда сделаны.

1.Рассмотреть имеющиеся фотодокументы, выслушать рассказы о них.

Показать детям известные исторические картины (например, А.П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке») или фотографии (например, семья Николая II ) известных в истории семей. Рассматривая, акцентировать внимание детей на том, как располагались члены семьи: в центре самые значимые - мать и отец, дедушка и бабушка; очень маленькие дети - на руках, старшие дети – на заднем фоне, средние по возрасту дети и любимые домашние животные – сбоку или спереди на полу.

2.Сделать фотографию (картину) «семьи прошлого века».

Все участники тренинга должны расположиться «для фотографирования» , как будто они являются членами большой семьи. Каждому участнику придумать имя члена небольшую историю этого члена семьи: кто он, чем занимается, черты характера и т. п. Если участников много, их можно разделить на две группы (в среднем в такой группе может быть около 10 человек). Фотографировать можно условно, но лучше, если есть возможность, по-настоящему сфотографировать получившуюся «семью» , а потом подписать выбранные имена.

3. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

Тренинг 3 (по работе с историческими личностями)

Этот тренинг целесообразно проводить в конце года, когда уже накоплен определённый материал по различным историческим персонам, на нём происходит обобщение знаний учащихся, но в то же время учащиеся узнают много новой информации о каждом историческом герое.

1.Заблаговременно участникам предлагается выбрать исторического героя, к которому они испытывают какие-либо чувства (не обязательно положительные), не равнодушны (на стене помещён плакат с именами различных исторических деятелей, но выбирать можно, и не пользуясь списком). При этом важно, чтобы учащиеся сами осуществляли выбор, а не учитель или родители навязывали роли. Это позволит ребёнку подняться в своём личностном развитии, пройти определённую полезную психологическую работу.

Учащимся необходимо написать на карточке выбранное имя, прикрепить карточку к одежде.

2.По кругу каждый рассказывает, как осуществлялся выбор, почему выбран именно этот человек, какие чувства, ассоциации он вызывает.

3.Знакомство: представиться ( от лица выбранного исторического героя) и сказать о «себе» несколько слов.

4.Далее предлагается продолжить знакомство, задавая вопросы друг другу, а «исторические герои» отвечают, при этом не требуется быть исторически точным в ответе на вопросы, нужно вообразить, как мог бы ответить тот или иной исторический герой. В этом упражнении ведущий тоже может задавать вопросы, чтобы «подкинуть» историко- – психологическую информацию, характеризующую личность того или иного исторического героя.

5.Ведущий задаёт вопросы:

Кто правил государством?

Кто участвовал в военных действиях?

Кто жил за границей?

Кто болел душой за Отечество?

Кто владел заводом или фабрикой?

Кто был награждён орденами?

Кто видел торжество своих идей и замыслов? и др.

6.«Поиск друзей». Походить внутри круга, поздороваться со всеми, найти исторических друзей, объединиться в группы.

7.«Поиск общего». Предлагается обнаружить то общее, что объединяет исторических героев, входящих в определённую группу.

8.Обратная связь. Каждый участник делиться впечатлениями. Что понравилось? Что нет? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».

Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...

Организация системы тренинговых занятий как эффективный метод работы с младшими подростками

Тренинг с младшими подростками  -   это форма общеразвивающей и работы психолога с детьми, но без жесткого требования непосредственного результата.   Эта работа не на и...

Тренинговая работа с педагогами, как способ формирования межкультурной компетентности

в статье рассматриваются трудности педагогов при работе в полиэтническом пространстве, виды и измерения межкультурной компетентности, работа психолога по повышению компетентности....

Работа с учащимися в тренинговой группе

Занятие подходит для учащихся средних и старших классов. Направлено на развитие навыков ассертивного (уверенного) поведения подростков, работы в группе, снятие эмоционального напряжения, групповой спл...

Преемственность групповой психологической и тренинговой работы

При сплочении коллектива класса в соответствии с требованиями ФГОС по воспитанию учащихся общеобразовательных школ возможны варианты комплексного подхода с использованием групповых психологических тех...

Программа тренинговой работы по профилактике нарушений детско-родительских отношений.

Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, которая оказывает первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием с...

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ «УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ»

Данная программа  представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения...