Организация системы тренинговых занятий как эффективный метод работы с младшими подростками
статья по теме

Ольга Луговская

  Тренинг с младшими подростками  -   это форма общеразвивающей и работы психолога с детьми, но без жесткого требования непосредственного результата.   Эта работа не на индивидуально -  психологические проблемы участников тренинга,   а на возрастно -  психологические проблемы и воспитания подростков. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  тренинговых занятий как  метод работы с  подростками

 1      работы тренинговой  с младшими подростками

 с младшими подростками  -   это  форма общеразвивающей и  работы психолога с  но без жесткого требования  непосредственного результата.   Эта работа  не на индивидуально -  психологические проблемы  участников тренинга,   а на  возрастно -  психологические проблемы и  воспитания подростков[11].    организация тренинговой  должна быть  на решение тех задач,    ставит перед  подросток.   Психологические  подростков известны  -   это  всего задачи  в трех сферах:    психологической (интеллектуальной,    эмоциональной) и социальной.    этого возраста  быть связаны с  путей удовлетворения  основных потребностей  этого возраста:  

  1. Физиологической потребности,    физическую и сексуальную  подростков.  
  2.  Потребности в  которую подростки на в принадлежности к группе.  
  3.  П в независимости и  от семьи.  
  4.  Потребности в
  5.  Потребности в успехе,   в  своих возм
  6.  Наконец,   потребности в ации и развитии  Я.  

А.  С.   Прутченков  решать следующие  в тренинговой работе:  
а)  определенными социально -  психологическими  
б) коррекция и формирование  умений и навыков  
в) осознание целостности  бытия людей;
г)  способности адекватно и  себя и других;
д)  приемами декодирования  сообщений,   которые  от окружающих людей и  
е) обучение индивидуализированным  межличностного общения;
ж)  познание группо -  динамических  и осознание своей  к возникающим межличностным [7].  
Все эти задачи вполне  ставить перед  10 -  11 лет,   так как в  возрасте они начинают  о проблемах взаимодействия.   И  реально диагностически  насколько в группе  созрела проблема и  ли они её решать таким  
Для психологических тренингов  некоторые общие

 -   Соблюдение ряда  групповой работы,    как активность участников;  общение; исследовательская  участников в процессе  взаимодействия; осуществление  связи.  

 -   Применение  методов групповой  Основных методов  групповая дискуссия и  Акцент делается на  между участниками  интенсивное межличностное

 -   Наличие более или  постоянной группы.    встреч не приветствуются,   а  происходящие в группе  за ее пределами запрещается,    это ведет к потере той  энергии,   которая  расходоваться в процессе  

 -   Пространственная организация,    на то,   чтобы обеспечить  возможности для интенсивного  участников и свести к  внешние отвлекающие  

 -   Нацеленность на психологическую  участникам группы.    тренинга не сводится к  у участников системы  и умений; большое  имеет субъективное  психического состояния и  импульса к дальнейшему  Поэтому наряду с  критериями результативности  рассматриваются и субъективные.  

 -    раскованности и свободы  Общение в условиях  более интенсивное,    открытое и искреннее,   чем в  межличностных контактах.   На  этапах работы с  основная задача   -  создание соответствующей  моделирование психологически  условий для такого  

Ведущим принципом ации социально -  психологического

 является непосредственно принцип  взимодействия,   то есть  межличностного общения.   Оно  на уважении к чужой  доверии,   избавлении  от взаимных подозрений,    страха.   В работе с  подростками по началу  трудно добиться  и принятия чужих  подростками,   поскольку в  возраста дети  смешливы,   часто  тенденцию к демонстративности.    необходимо вести  работу с групповой  на фоне которой  события содержательного  тренинга.   Для такой  Макшанов С.  И.    использовать психогимнастические [18].   В результате  упражнений могут  изменения в состоянии  как целого,   отдельных ее  а также может  получен материал,    и обсуждение которого  продвигаться вперед в  плане.  

Но в любом  индивидуальные и групповые  на столько слиты  что тренер работает на  уровнях:   в группе (с  человеком),   с группой  с единым целым) и  группу (с отдельными  средствами группы).  

При  организации занятий с  необходимо придерживаться  форм.   Как правило,   в  работы участники  садятся в круг.    расположение участников  большинством ведущих не   -   оно дает ряд преимуществ.  
-   В  обеспечивается наилучший  обзор:   все на виду,    возможность оказаться,   так  лицом к лицу с  из участников.  
-    Круговое  обеспечивает высокий  вовлечения в работу  -   в  невозможно «отсид за спинами остальных.  
-     -   фигура,   максимально  В нем невозможно выделить  все находятся в равных виях,   что сплачивает
-   Круговое расположение  свободу движений

Однако круговое  отнюдь не предназначено на все  жизни.   Например,   оно не  удобно при изложении  ведущим,   особенно  при этом используются  средства наглядности,    выхода ведущего за  круга.   В таком  половина подростков  спиной к ведущему,   а  все пересаживаются к ведущему   -   круг распадается на две  передняя из них перекрывает  задней.   Кроме  высокая степень  обзора участников,    дает круг,   не  желательна; поскольку  упражнения подразумевают  работу.  
В таких  целесообразно изменить  участников.   Если  предстоит выслушать  ведущего,   просмотр  и т.   п.  ,   хорошо подойдет  полукругом,   «елочкой»,    или буквой «П».    же предусматривается индивидуальная  участникам можно  расположиться в пространстве  и равномерно,   каждый  удобное для себя [8].  
По сравнению с индивидуальной  форма работы с  имеет ряд достоинств:  

  1.  опыт противодействует  помогает решению  проблем.  
  2. Группа  общество в миниатюре,    очевидными такие  факторы,   как давление  по сути дела в  моделируется система  и взаимосвязей,   характерная для  жизни.   Это дает  возможность увидеть и  закономерности общения и  других подростков и  себя,   не очевидные в  ситуациях.  
  3. Возможность  обратной связи от  со сходными проблемами; в  жизни далеко не все  имеют шанс  искреннюю,   безоценочную  обратную связь,    увидеть себя в  других людей.  
  4. В  подростки могут  себя с другими,    роль другого  для лучшего понимания его и  и для знакомства с новыми  способами поведения.    кем -   то другим;  в результате этого  связь,   сопереживание,    способствуют личностному  и развитию самосознания.  
  5.  облегчает процессы  самоисследования и самопознания; эти  не могут быть  без участия других  открытие себя  и открытие себя  себе позволяют  себя и повысить  в себе.  
  1.   Программа т занятий на преодоление  у младших подростков

 тренинговых занятий  разработана в ходе  который проводился в  Детском развивающем  АРТ -  Клуб'ОК г.   Ростова – на

В ходе эксперимента али участие 9 детей в  от 9 -  11 лет (младшие подростки).  

        работы заключается в  личностной тревожности  подростков путем  внутреннего потенциала  на решение собственных  через смешанную   деятельность.   Сущностью  является непосредственно то,   что она есть не  реальная жизнь,   а  собой условность,    в сферу деятельности  специфического характера.     -   это свободное проявление  эмоций,   чувств и  ребенка.  

Педагогический  игры:  

 -   создает  для взаимодействия и взаимопомощи;

 -    рождает,   хотя и  общность;

 -   создает  для фантазии и импровизации;

 -  о принципу единства  и рекреации.  

Наряду с  наслаждением от игры,    получает удовольствие от  своего кругозора,   от  воспользоваться своими  и обогатиться знаниями

 -     создает личное  где наиболее полно и  раскрываются естественные  в свободе,   независимости;

 -    «зону» удовлетворения  общения,   разумной  субординации отношений с  кто старше или младше;

 -    проявить те свои  качества,   которые в  жизни не находят  

Это позволяет ребенку:  

 -    эмоционально,   психологически и

 -   повысить эрудицию,   с  потребления духовных

 -   развить духовные  и способности;

 -   реализовать  в общении;

 -   реализовать  проверить свои   самоутвердиться; среди  признать себя

      У каждого ребенка  свои школьные и  проблемы и трудности,   но  объединяет то,   что в этом  на первый план  проблемы общения и  

В работе с младшими  мы отдаем предпочтение  форме проведения   занятий[14].  

 со сверстниками воспринимается  как нечто очень  и личностное,   однако  что у ребят существует  в благоприятном,   доверительном  со взрослыми.  

Как показывает  особые трудности в  испытывают дети,    не хватает родительского  и тепла.   Чаще  социально -  эмоциональные нарушения  вследствие длительного  на ребенка травмирующих  нарушений межличностных  со взрослыми и сверстниками,    отрицательного опыта,   это в  очередь ведет к  неуверенности в себе и  личностной тревожности[9].  

Для  детей,   испытывающих  в обучении и поведении,    частые конфликты с  и агрессивность.   Такие  не умеют и не желают  свою вину,   у них  защитные формы  они не способны конструктивно  конфликты.  

Занятия  на коррекцию эмоционально -  личностной  детей,   развитие  адекватного общения со  и взрослыми.   Программа  способствовать гармонизации  детей с окружающей  их социализации.  

На занятиях   получают знания о  как общаться,   поупражняются в  различных способов  овладеют навыками  общения.  

Большое  на занятиях уделяется  различных ситуаций,    проигрыванию,   творческому  самопроверке и групповому

На тренинговых занятиях  подросткам очень  ощущать полную  и доверие к ведущему.    ведущий организует  и доверительную атмосферу  общения.   Ведущий  одним из образцов  которое он демонстрирует

   Все игровые занятия  для детей младшего  возраста.

  1.  проведения  тренингов с  подростками на преодоление

Цель исследования:    уровень тревожности и  на него тренинговых

В педагогической практике для  различных практических  используют самые  диагностические методики.  

Для диагностики уровня  у младших подростков мы  следующие методики.  

 эмоционального состояния»   -   для изучения эмоционального  можно использовать  тест диагностики  состояний младших  В рисунках и цвете  могут выразить то,   что им  сказать словами в  недостаточного развития  рефлексии и способности к  Кроме того,    привлекательности и естественности  эта методика способствует  хорошего эмоционального  снимает напряжение,    в ситуации обследования.   Для  необходимо иметь  белой бумаги и  карандаши:   красный,    зеленый,   черный,    оранжевый,   голубой,    На листе бумаги с  стороны должен  нарисован квадрат  50х50 мм (правая  будет предназначена для Если состояние  нарисовать одним  то квадрат надо  на несколько частей и  его карандашами разных  (показать на доске).    детям предлагают  на что похоже их состояние и  Это могут быть  или ряд предметов.   Время не  Затем по специальной  определяют состояние  учитывая 2 параметра:    и характер рисунка.   По  изображения (наличие  штриховки,   мелкие  рисунка,   частое  элементов и т.  д.  )  о напряженности,   скованности,    состоянии[21].  

 тревожности» (А.  М.    модификация теста  Амен,   Дорки О)   определить уровень  ребенка.   Методика  для детей 4 -  7 лет.   Но мы  данную методику в  исследовании,   т.  к.    к ней наиболее понятна для  подростков.   Степень  свидетельствует об уровне  приспособленности ребенка к  ситуациям,   показывает  ребенка к определенной  дает косвенную  о характере взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми в  и в коллективе.   Экспериментальный  состоит из 14 рисунков  см) выполнен в двух  для девочек (на рисунке  девочка) и для мальчиков (на  изображен мальчик).    рисунок представляет  некоторую типичную для  ребенка ситуацию.    ребенка на рисунке не  дан лишь контур  Каждый рисунок  двумя дополнительными  детской головы,   по  точно соответствующими  лица на рисунке.   На  из дополнительных рисунков  улыбающееся лицо  на другом  -   печальное.    показывают ребенку в  перечисленном порядке  за другим.   Беседа  в отдельной комнате.    ребенку рисунок,    дает инструкцию[7].   

 «В школе» (Нижегородцев  Шадрикова Т.  Н.  ).    на стандартном листе  предлагают нарисовать [14].   Причем не  конкретных примеров  что можно нарисовать,    рисует сам.    рисунки анализируются

 -   по  гамме (более  баллы ставятся,    использованы яркие,    цвета);

 -   по характеру  (высокие баллы  -    ясные линии);

 -   по  рисунка (высокие  ставят,   если  изображает учебную  в классе).  

Во время  детей  мы учитывали  моменты:  

  1. Дети  различаются по индивидуальным  интеллект,   моральное  межперсональное развитие.    дети по -  разному  на одни и те же инструкции и  ситуации.    
  2. Тестовые  должны быть  для детей,   поэтому мы  тщательно подбирали  методики и давали  инструкцию детям.  
  3.  у детей быстро  утомляемость,   то диагностика  в несколько этапов
  4.  процедура диагностики не  заранее готовились все  материалы:   бланки для  бумага,   цветные
  5. Для того,   чтобы  тестов были  в начале и в конце   работы диагностика  по одним и тем же методикам.  

 образом,    результаты  оказались следующие:  

  1.  эмоционального состояния»

С  отношением количество  5 (56%),   с позитивным  4 (44%).  После проведения  занятий  результаты  в положительную сторону:   7  с позитивным отношением,   с вным отношением 2  (рис.  2).  

Рисунок 2  эмоционального состояния

  1.  тревожности» (А.  М.    модификация теста  Амен,   Дорки).  

В  исследования повышенная  наблюдалась у 4 детей,   у 2  уровень тревожности,   у 3  уровень (таблица 1).  

 1

Уровень тревожности

%

Высокий

4

44%

Средний

2

22%

3

34%

После проведения  занятий результативность  тревожности улучшился,    уровень тревожности –  у 5 детей,   3 ребенка  результат среднего    и только у 1 младшего  высокий уровень  (рис.  3).  

Рисунок 3  тревожности младших

  1. Тест «В школе»  Шадрикова Т.  Н.  )

 данные отобразим в  2.  

Таблица 2

Критерии

%

Эмоциональное благополучие

3

33%

 

4

44%

Страх перед

2

23%

В исследуемой группе  5 -  6  (эмоциональное благ набрали 3 человека (33%); 2 -  4  (некоторая тревога)  -   4 а (44%); 0 -  1 балл (страх  школой)  -   2 ученика (23%).     проведения тренинговых  полученные данные  в лучшую сторону:    благополучие увеличилось на  положительный результат  6 человек,   тревога  и данные изменились у  2  что на 22% меньше чем в начале  Результат страха  школой определен у 1  12 %,   что на 11% меньше,   чем в начале  Сравнительные данные  на рисунке 4.    

Рисунок 4   теста «В школе»

Таким образом,   на конец  нами было  что показатели уровня  детей  изменились и  от данных в начале  Проведение  тренинговых   по программе  способствует  уровня тревожности  подростков.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Организация тренингов в системе психолого-педагогической организации учащихся» Педагог-психолог Луговская О.Д.

Слайд 2

Цель - изучение эффективности организации тренингов в системе психолого - педагогической организации учащихся Объект - психолого - педагогический тренинг как форма работы с младшими подростками Предмет - тренинг в системе методов психологии и педагогике

Слайд 3

Раскрыть сущность психолого - педагогического тренинга 2. Рассмотрение основных принципов и методов психолого - педагогического тренинга 3.Определение эффективности проведе - ния тренингов на примере тренингов с младшими подростками на преодоление тревожности Задачи исследования

Слайд 4

«Тренинг» (от англ. « trаin » - тренировать, тренироваться) включает в себя совокупность психотерапевти - ческих , психокоррекционных и обуча - ющих методов, направленных на раз-витие навыков самопознания и само-регуляции , общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений

Слайд 5

Ц ель тренингового обучения обусловлена следующими задачами: 1) Приобретение психолого-п еда-гогических знаний в области общения 2) Приобретение умений и опыта общения 3)Развитие адекватно и полно понимать и оцени вать себя и окру жающих людей

Слайд 6

(обучаемыми) Принципы психолого - педагогического тренинга Принцип активности. Данный принцип предполагает включенность в интенсивное взаимодействие каждого члена группы, посредством его мотивированной ориентации на исследовательскую позицию Принцип «здесь и теперь» -непосредственно - ограничение груп-пового взаимодействия, групповой дискуссии, событиями, происходящи - ми «здесь и теперь», в данный момент, в данной группе Принцип высказываний. Отказ от речевых форм, непосредственно в повседневном общении и скрытие истинную позицию выс-казывающегося , с целью неже-лательных «осложнений» во взаимодействии с партнером по общению Принцип акцентирования языка чувств. Основной психолого - педагогического тренинга является приобретение знаний в области общения, развитие компетентности в понимания партнера по что особенно связано с эмоциональной стороны общения. Принцип равенства позиций между руководителем занятий (психологом, педагогом) и участниками тренинга

Слайд 7

Цели тренинговой работы Цели работы в тренинге Улучшение здоровья П сихологических основ Содействие личностному и саморазвитию Развитие с целью самоизменения и поведения В исследовании и решении проблем

Слайд 8

Проблемы младшего подросткового возраста Физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную подростков. Потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе. Потребности в независимости и в эмансипации от семьи. Потребности в привязанности Потребности в успехе, в проверке своих возможностей Наконец, потребности в самореализации и развитии Я.

Слайд 9

Программа тренинговых занятий для младших подростков Цель работы: заключается в личностной тревожности подростков путем внутреннего потенциала на решение собственных через смешанную деятельность. Педагогический эффект игры: - создает условия для взаимодействия и взаимопомощи; - сплачивает рождает, хотя и общность; - создает простор для фантазии и импровизации; - отвечает принципу единства познания и рекреации.

Слайд 10

Тренинговые упражнения: позволяют ребенку: - восстановиться эмоционально, психологически и физически; - повысить эрудицию, с помощью потребления духовных ценностей - развить духовные силы и способности; - реализовать потребность в общении; - реализовать интересы, проверить свои силы, самоутвердиться; среди сверстников признать себя личностью

Слайд 11

Исследование эмоционального состояния

Слайд 12

«Тест тревожности» (А.М. Прихожан, модификация теста Тэмлл , Амен , Дорки )

Слайд 13

«Тест в школе» (Нижегородцев Н.В., Шадрикова Т.Н.)

Слайд 14

Таким образом, на конец исследования установлено, что показатели уровня тревожности детей изменились и отличаются от данных в начале исследования. Проведение тренинговых занятий по программе коррекции тревожных состояний способствует снижению уровня тревожности младших подростков.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективный метод работы занятиях в интернате по литературному чтению - озвучивание мультфильмов.

Мультфильмы любят смотреть и дети, и взрослые. Ведь просмотр мультфильмов это не только веселое времяпровождение, но и воспитательный процесс для ребенка. Многие соглашаются с тем, что старые советски...

Организация и проведение занятий внеурочной деятельности по плаванию в младшем школьном возрасте

Презентация"Организация и проведение занятий внеурочной деятельности по плаванию в младшем школьном возрасте"...

Мастер-класс "Работа с родителями" Эффективные методы работы

Сценарий мероприятия с родителями, в основе которого лежит донесение до подростающего поколения традиций семьи...

Эффективные методы работы детьми РАС.

Коррекционно-педагогическая работа должна включать следующие направления:– ознакомление с окружающим миром и развитие речи;– формирование продуктивных видов деятельности;– формирован...

Статья «Фониксы как эффективный метод обучению чтению младших школьников»

Овладение навыком чтения на английском языке в начальной школе часто вызывает трудности у учащихся. Одним из эффективных фонетических методов обучения чтению на английском языке являются фониксы. Снач...

Выписка из протокола совещания руководителей ОО Эффективность метод работы по профориентации

адресные и методические рекомендации по профориентационной работе...