Технологическая карта
методическая разработка по истории

Мазитова Наталья Викторовна

Технологическая карта по теме "Восточная Европа во 2 пол. 1980-х гг."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_2_kurs.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Преподаватель Мазитова Наталья Викторовна

Полное название образовательного учреждения    филиал ФГБОУ ВО СамГУПС в г. Ижевске

Дисциплина  История        Курс: 2

                     Тема урока  Политические события в Восточной Европе во 2-й пол. 80-х гг.

                    ТИП УРОКА Комбинированный

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Мотивационно-целевой этап

5 мин

1.Орг.момент

Вводное слово

Умения  формулиро-вать  цели и задачи  занятия

беседа

фронтальная

Приветствует учеников

1.        Проверка посещаемости в группе

2.        Проверка готовности к работе

3. Проверка домашнего задания

4.Сообщения общего хода занятия, организация внимания студентов

Исходя из темы занятия (слайд 1), самостоятельно сформулируйте цель и задачи занятия.

 

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу.

Доклад старосты группы о не присутствующих студентах, проверка наличия учебных принадлежностей, прослушивание информации

Записывают дату и тему в тетради.

Исходя из темы занятия, учащиеся самостоятельно сформулируют цель и задачи занятия.

Примерные ответы учеников:

Цель: изучение нового материала

Задачи:

1.Изучить причины революций в Восточной Европе

2.Особенности политических событий в Восточной Европе в начале 1980-х гг.

3. Итоги политических событий

4.Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

ОК-1, ОК-2, ОК-6

Ориентировоч-ный этап

7 мин

Совместное планирова-ние деятельности

беседа

фронтальная

Преподаватель предлагает совместно составить план для изучения темы

Затем необходимо организрвать работу с презентацией (карта): показать на карте Европы государства, которые образовали во второй половине XX в. социалистический лагерь, назвать их столицы.  Отметить, что общей особенностью этих государств явилось то, что в их освобождении приняли участие советские вооруженные силы и после окончания Второй мировой войны практически все они оказались сфере советского влияния.

(слайды 2,3)

Польша-Варшава

ГДР- Берлин

Венгрия – Будапешт

Румыния -Бухарест

Чехословакия-Прага

Болгария-София

Югославия-Белград

Албания – Тирана

Обзор плакатов «Содружество стран социализма», «Социалистический лагерь» (слайды 4,5,6)

Посмотрите и опишите плакаты

Затем, целесообразно ставить  проблемный вопрос: «Какую роль в «социалистическом выборе» пути послевоенного развития сыграл СССР? Можно напомнить, что необходимо отвечать на вопросы полным предложением.

Далее, при получении положительного ответа на проблемный вопрос, следует задать другой вопрос:

Каковы черты советского социализма/советская модель экономики?

1.Причины революций в Восточной Европе в начале 1980-х гг.

2.Ход и особенности  революции

3.Итоги

Ученики внимательно рассматривают слайд презентации (карта «Восточная Европа в начале 1980-х гг.», по возможности называют столицы государств)

Примерный ответ: На плакатах «Содружество стран социализма», «Социалистический лагерь» изображены флаги стран социализма, которые сотрудничают и «двигаются» в одном направлении.

На плакате «Социалистический лагерь» руки символизируют силу стран соц. лагеря.

Примерный ответ учеников: СССР сыграл решающую роль в выборе социалистического пути развития других стран. В их освобождении приняли участие советские вооруженные силы. Страны, разоренные войной, нуждались в поддержке и помощи в восстановлении экономики. Помощь в этом СССР предлагала при условии социалистического пути развития государства. Так, практически все они оказались в сфере советского влияния

Примерные ответы учеников:индустриализация, коллективизация, государственная собственность, плановая экономика, приоритет - тяжёлая промышленность.

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6

Поисково-исследователь-ский этап

30 мин

Поиск и структурирование нового материала.

беседа

наглядный

словесный

Фронтальная

Индивидуальная

На экране появляется слайд №7, где изображен Горбачев Михаил Сергеевич.  Учащиеся должны назвать фамилию и имя человека, представленного на слайде.

Далее сл.8,9 Слова М.С. Горбачева

«Мы — за мирные перемены, мы не хотим вмешательства и не вмешиваемся в будущие процессы. Пусть народы сами, без вмешательства, решают, как им быть», — заявлял в декабре 1989 года во время встречи с Джорджем Бушем».

Вопрос ученикам: от какой доктрины отказывается Горбачев? (проверка пройденного материала)

Работа с текстом:

На рабочих столах учеников лежит раздаточный материал - отрывок из статьи О.В.Волобуева «Крах социализма в Восточной Европе» (приложение №1). Учащиеся, прочитав отрывок из статьи историка, выписывают причины, которые привели к революции в Восточной Европе в 1980-е гг.

(сл.№10).

Только после обсуждения с преподавателем можно написать в тетради причин революций в Восточной Европе в 1980-х гг.

 Затем необходимо переключить слайд №11 «Темпы экономического роста государств Восточной Европы в 1980-е гг» для наглядного доказательства ослабления экономики стран Восточной Европы.

Преподаватель рассказывает об основных событиях, параллельно демонстрирует презентацию (слайды 12-61).

Примерный ответ: М.С. Горбачев в своей речи отказывается «Доктрины Л.И. Брежнева». Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.

Анализируют статью, выделяют причины демократических революций

в Восточной Европе.

Примерный ответ:

1. Экономическое и технологическое отставание от стран Запада

2. Безработица,

3. Падение жизненного уровня

4. Отказ СССР от «доктрины Брежнева»

5. Перестройка в СССР и «новое политическое мышление» М.С. Горбачева.

Анализируют таблицу, делают вывод о падении экономических показателях в 1980-гг.

Слушают преподавателя, смотрят презентацию, составляют опорный конспект.

ОК-2, ОК-3, ОК-4

Практический этап

35 мин

Закрепление учебного материала

(первичное усвоение знаний)

8  мин

Выполнить задание в тетради.

Анализ полученной информации

Беседа

беседа

Индивидуальная

Фронтальная

Раздаточный материал.

Приложение №2,3

Выполняют задания.

 

Сл.62-63. Итоги революций

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний 

Просмотр видео-фрагмента «Бархатные революции в Восточной Европе (1989 год)» 3.44 мин.

 телепередачи Леонида Парфенова «Намедни»

Выполняют задания.

Осуществляют:

самопроверку;

взаимопроверку;

Смотрят видео-фрагмент

ОК-2, ОК-3, ОК-4

ОК-2, ОК-3

Рефлексивно-оценочный этап

5 мин.

Определить итоговый результат деятельности учащихся на уроке

беседа

Фронтальная

Организует обсуждение достижений.

 Рефлексия по уроку (задает вопросы учащимся):

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что было самым трудным?

Делает выводы по уроку и оценивает учащихся.

Д/з: выучить конспект,

Участвуют в обсуждении достижений.

 Анализируют степень усвоения нового материала.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Записывают д/з

Анализ занятия

Сценарий занятия «Политические события в Восточной Европе во 2-й пол. 80-х гг.»

Цели:

  Образовательные:

  • Изучить особенности перехода стран Восточной Европы к капитализму;
  • сформировать представление о процессе распада социалистического лагеря в Восточной Европе.

 

  Развивающие:

развивать:

  • логическое мышление;
  • умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.

  Воспитательные: 

воспитывать:

  • познавательный интерес к дисциплине;
  • информационную культуру и культуру общения;
  • самостоятельность, способность к коллективной работе.

Оборудование: проектор, компьютерная презентация по теме.

Средства обучения: дидактическое: видеофрагмент «Бархатные революции в Восточной Европе (1989 год)» 3.44 мин. телепередачи Леонида Парфенова «Намедни», рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация «Политические события в Восточной Европе во 2-й пол. 80-х гг.»

Тип занятия: первичное ознакомление с материалом.

Методы: проблемно-поисковый, метод групповой работы, самостоятельной работы.

Ход занятия:

  1. Организационный этап:

Приветствие студентов. Проверка присутствующих. Проверка готовности студентов к уроку. Психологический настрой студентов

  1. Сообщение темы, цели и задач занятия

Тема сегодняшнего занятия -  «Политические события в Восточной Европе во 2-й пол. 80-х гг.». «Бархатные революции».

Исходя из темы занятия, учащиеся самостоятельно сформулируют цель и задачи занятия.

Примерные ответы учеников:

Цель: изучение нового материала

Задачи:

1.Изучить причины революций в Восточной Европе

2.Особенности политических событий в Восточной Европе в начале 1980-х гг.

3. Итоги политических событий

Преподаватель предлагает совместно составить план для изучения темы. Совместно с преподавателем, учащиеся составляют план:

1.Причины революций в Восточной Европе в начале 1980-х гг.

2.Ход и особенности  революции

3.Итоги и последствия революций в Восточной Европе в начале 1980-х гг.

Вступительное слово: В мае 1945 года завершилась II мировая война, один из итогов которой - образование мировой системы социализма, т. е. союз государств, которые встали на путь сотрудничества с СССР. Показать на карте Европы государства, которые образовали во второй половине XX в. Социалистический лагерь. Ученики внимательно рассматривают слайд презентации (карта «Восточная Европа в начале 1980-х гг.», по возможности называют столицы государств, слайды 2,3).

Польша-Варшава

ГДР- Берлин

Венгрия – Будапешт

Румыния -Бухарест

Чехословакия-Прага

Болгария-София

Югославия-Белград

Албания – Тирана

Обзор плакатов «Содружество стран социализма», «Социалистический лагерь» (слайды 4,5,6).Посмотрите и опишите плакаты. Примерный ответ: На плакатах «Содружество стран социализма», «Социалистический лагерь» изображены флаги стран социализма, которые сотрудничают и «двигаются» в одном направлении.

На плакате «Социалистический лагерь» руки символизируют силу стран соц. лагеря.

Ставлю проблемный вопрос: «Какую роль в «социалистическом выборе» пути послевоенного развития сыграл СССР?

Примерный ответ учеников: СССР сыграл решающую роль в выборе социалистического пути развития других стран.В их освобождении приняли участие советские вооруженные силы. Страны, разоренные войной, нуждались в поддержке и помощи в восстановлении экономики. Помощь в этом СССР предлагала при условии социалистического пути развития государства. Так, практически все они оказались в сфере советского влияния, а значит, в Восточной Европе начинает утверждаться советская модель социализма. Как вы это понимаете?(примерные ответы учеников :индустриализация , коллективизация , государственная собственность , плановая экономика , приоритет - тяжёлая промышленность)

3.Изучение нового материала

Основная часть На рабочих столах учеников лежит раздаточный материал отрывок из статьи О.В.Волобуева «Крах социализма в Восточной Европе» (приложение №1). Учащиеся, прочитав отрывок из статьи историка, выписывают причины, которые привели к революции в Восточной Европе в 1980-е гг.

Затем необходимо переключить слайд №11 «Темпы экономического роста государств Восточной Европы в 1980-е гг» для наглядного доказательства ослабления экономики стран Восточной Европы.

 

 

Национальный доход

Промышленная продукция

1984

1985

1986

1984

1985

1986

Все социалистические страны

5,2

5,1

4,7

7,1

7,6

5,2

Болгария

4,6

1,7

5,5

4,2

3,2

4,3

Венгрия

2,7

-0,9

1,5

2,8

0,9

1,2

ГДР

5,5

4,2

4,3

4,2

4,4

3,8

Польша

5,8

3,2

4,0

5,2

4,5

4,4

Румыния

7,7

6,0

7,0

7,4

5,2

7,0

Чехословакия

2,9

3.3

3.3

3,9

3,6

3,1

Югославия

1,7

0,4

4,0

6,0

3,0

4,0

Затем, преподаватель рассказывает об основных событиях, параллельно демонстрирует презентацию (слайды 12-61).

Основные события. 

Польша

1980 г. – создан профсоюз «Солидарность». Массовые выступления рабочих против экономической политики правительства.

1981 г. – введение в стране военного положения.

1989 г. – обсуждение проектов политических реформ с участием оппозиции.

1989 г. – парламентские выборы. «Солидарность» одерживает победу. К власти в Польше приходит первое некоммунистическое правительство, которое реализует переход к рыночной экономике.

1990 г. – президентские выборы выигрывает Лех Валенса.

 Венгрия

1989 г. – коммунистическая партия Венгрии (Венгерская социалистическая рабочая партия) преобразовывается в партию социал-демократической ориентации (Венгерская социалистическая партия). В стране возникают новые партии, начинает формироваться многопартийная система.

1990 г. – на выборах побеждает оппозиция (Венгерский демократический форум), коммунистическая партия терпит поражение.

 Чехословакия

1989 г. – тысячи студентов принимают участие в демонстрации в Праге. После их жестокого избиения полицией серия протестов проносится по всей стране.

1989 г. – президентом становится Вацлав Гавел. Чехословакия становится Чешской и Словацкой Федеративной Республикой.

1.01.1993 г. – возникают два отдельных государства – Чехия и Словакия.

 ГДР

1989 г. – Э. Хоннекер отстранен от руководства страной. Начинает формироваться новое правительство с участием основных политических сил страны (Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия, Национально-демократическая партия).

Октябрь 1990 г. – объединение Германии.

Раздаточный материал. Приложение №2,3.Выполняют задания.

 Просмотр видео-фрагментов

1.«Бархатные революции в Восточной Европе (1989 год) Чехословакия»

2.Революционер Лех Валенса

3. Румыния. Н.Чаушеску  

Заключение  Вывод: К 1991 году практически во всех странах социалистического блока произошли преобразования. К власти пришли представители оппозиции, противостоявшие коммунистическому режиму. Новые правительства взяли курс на формирование многопартийной системы, демократии, а также рыночной экономики.

4.Закрепление полученных знаний

Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний 

Просмотр видео-фрагмента «Бархатные революции в Восточной Европе (1989 год)» 3.44 мин.

 телепередачи Леонида Парфенова «Намедни».

5.Домашнее задание

Выучить конспект, хорошо ориентироваться  в своих записях.

6. Подведение итогов Рефлексия

Подведем итоги занятия.

Преподаватель  организует обсуждение достижений, чтобы определить, как прошло сегодняшнее занятие и какое впечатление оно оставило у учеников.

(задает вопросы учащимся): рефлексия по уроку

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что было самым трудным?

Делает выводы по уроку и оценивает учащихся.

 

Раздаточный материал.

Приложение №1.

Отрывок из статьи О.В.Волобуева «Крах социализма в Восточной Европе». Прочитав отрывок из статьи историка, выпишите причины, которые привели к революции в Восточной Европе в 1980-е гг.

О.В.Волобуев «Крах социализма в Восточной Европе».

         К концу 1980-х гг. возможности развития государств Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца.

         В странах Восточной Европы резко снизился авторитет правящих коммунистических партий, следовавших до середины 80-х гг. в фарватере политики КПСС. Росло оппозиционное движение, прорываясь сквозь запреты то в форме интеллигентского протеста (движение «Хартия-77» в Чехословакии), то в виде массовых выступлений рабочих (рост влияния профсоюза «Солидарность» в Польше). Стремление людей к свободе подстегивалось близостью к Западу, традиционно большей в Восточной Европе, нежели в Советском Союзе, степенью влияния западных идей и образа жизни.Мощным толчком для перемен в социалистических странах явилась «перестройка» в СССР. Народы Восточной Европы внимательно следили за дискуссиями, развернувшимися в советских средствах массовой информации, за высказываниями руководителей КПСС и их оппонентов. Но консервативное партийное руководство союзников СССР с неодобрением взирало на действия М. С. Горбачева и его окружения. Не случайно в ряде социалистических стран в конце 80-х гг. были запрещены некоторые советские газеты и журналы: гласность, по мнению властей, могла нанести ущерб социалистическому строю. 

Приложение №2.

Задание 1. На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи , а также определите характер революций.

      1) Внутренние факторы:

      1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

      Динамика ежегодного прироста совокупного национального дохода стран-членов СЭВ:

                  50-е  гг. — 9,5%

                  60-е  гг. — 6,7%

                  70-е  гг. — 4,5%

      1981—1989  гг. — менее 2%

      2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

      3.  Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

      4.  Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций.

      2)  Внешний фактор:

      Политические преобразования в СССР (перестройка).

Ответ: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический характер революций, Основные задачи революций - создание открытого демократического общества с политическим и идеологическим плюрализмом; формирование рыночной модели экономики, повышение жизненного уровня населения; достижение национально-государственной независимости.

              Приложение №3.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

Вопросы:

  1. Почему смена политического режима в Румынии обернулась кровавым переворотом?
  2. Определите причины, ход и итоги революции в Румынии 1989 года
  3. Почему революции в Восточной Европе названы «бархатными»?

Революция в Румынии в 1989 году

Руководитель Румынии Николае Чаушеску позволял себе проводить независимую от СССР внешнюю политику. Но внутри страны осуществлялось построение социализма по советскому образцу, причём по его самому жесткому сталинскому варианту. Любые проявления оппозиции беспощадно подавлялись. С 1970-х гг. формировался культ личности Чаушеску, объявленного пожизненным президентом.

Чаушеску открыто покровительствовал своим родственникам, максимально приблизив их к себе и введя их в правительство. Его жена Елена Чаушеску исполняла функции первого заместителя премьер-министра. Семья Чаушеску ни в чём себе не отказывала и жила на широкую ногу в роскошных дворцах.

Кризис в Румынии

Власти наотрез отказались осуществить перестройку, подобную той, которую начал СССР. При этом Румыния в конце 1980-х гг. оказалась охвачена затяжным и серьёзным экономическим кризисом. Истощение запасов нефти привело к перебоям с производством электроэнергии. Чаушеску продолжал ускоренно выплачивать огромный внешний долг страны (21 млрд долларов). К 1989 г. Румыния вернула все взятые взаймы суммы с процентами. Однако людям было нечего есть. Невзирая на репрессии, протестная волна быстро набирала высоту. Только правительство сумело подавить забастовки шахтёров, как начались демонстрации венгерского меньшинства, требовавшего соблюдения права учиться на родном языке. В румынский город Тимишоара, населённый венграми, были направлены войска, открывшие огонь по мирным жителям. Это вызвало бурю возмущения в стране.

Начало революции

22 декабря 1989 г. в Бухаресте, чтобы «поддержать великого кондукатора», власти сами собрали массовую демонстрацию. Людей на неё отправляли прямо с заводов и из учреждений. Но стоило Чаушеску появиться на балконе президентского дворца, как из толпы раздались крики: «Долой сапожника!» — (лидер Румынии в молодости учился сапожному ремеслу). Опасаясь за свою безопасность, диктатор вместе с женой бежал из столицы. Армия отказалась защищать Чаушеску и перешла на сторону восставших граждан. Вскоре президент был арестован, перестрелка прекратилась. Чаушеску и его супруга были отданы под суд за «преступления против народа Румынии» и приговорены к смерти. «Бархатной революции» не получилось, смена власти оказалась кровавой.

После свержения Чаушеску страной начал руководить Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист Ион Илиеску. Новое правительство установило в стране многопартийную систему, объявило свободные выборы и приступило к рыночным реформам. Были отпущены цены на продукты питания, стартовала приватизация государственных предприятий. Жизненный уровень населения оставался низким. Массовые демонстрации и забастовки сотрясали Румынию, студенты на улицах дрались с полицией. Властям пришлось активизировать реформы и обратиться за помощью к странам Запада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...