Он, как Данко, сердце Родине отдал.
методическая разработка по истории (10 класс)

Прошло уже много лет с времен той войны, канули в лето грозные военные события. И еще острее встают вопросы памяти о людях и событиях тех далеких огненных лет. Назревает необходимость привить современному ребенку чувство патриотизма и гордость за свою Родину, героических личностей, таких, как наш легендарный земляк, полководец, Герой Советского Союза – Николай Федорович Ватутин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab_o_vatutineoffice_word.docx281.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Валуйки Белгородской области

МУЗЕЙНЫЙ УРОК

Он, как Данко, сердце Родине отдал.

из цикла «Знаменитые земляки»

Автор:

                                                                      Степаненко Наталья Николаевна,

                                                                       учитель  истории и  православной

                                                                       культуры,

                                                                       руководитель школьного музея

                                                                       МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                       Белгородской области        

Валуйки-2018


Введение

"Его имя... навсегда связано с нашими победами под Сталинградом и Курском, при форсировании Днепра и освобождении Киева, на Правобережной Украине..."

                                                  А.М. Василевский

Прошло уже много лет с времен той войны, канули в лето грозные военные события. И еще острее встают вопросы памяти о людях и событиях тех далеких огненных лет. Назревает необходимость привить современному ребенку чувство патриотизма и гордость за свою Родину, героических личностей, таких, как наш легендарный земляк, полководец, Герой Советского Союза – Николай Федорович Ватутин.

 Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Подвиг Советского народа в Великой Отечественной войне принадлежит не только прошлому. Он живет в настоящем, в его уроках, доставшимся наследникам Великой Победы. Знание о подвиге нашего земляка, память о нем – это достойные ориентиры и нравственная опора грядущим поколениям, на основе которых они будут строить новую жизнь, укреплять уверенность и надежду на будущее.

В сохранении такой  исторической памяти большую роль играет школьный музей, призванный в развитии  связи  времен и поколений. Документальные материалы ярко, доказательно и  убедительно рассказывают о событиях прошлого, помогают воссоздать их, воскресить дела и поступки людей.

Форма проведения: музейный урок

Цель: на основе музейных предметов, презентации, статей газет и журналов, познакомить учащихся с жизнью и служением Отечеству генерала Н.Ф.Ватутина

Задачи:

     - гражданско-патриотическое воспитание обучающихся  на примере героической  жизни и служения Отечеству генерала Н.Ф.Ватутина;

  • развитие у обучающихся чувства гордости за нашего земляка;
  • воспитание уважения к истории своей родины.

Методы и приемы: презентация, показ и описание предметов, интерактивные приемы, погружение в прошлое.

Оборудование и материалы: карта, ноутбук, проектор, интерактивная доска, музейные экспонаты выставки «По страницам военной истории. Наш земляк - генерал армии Н.Ф.Ватутин».

Место проведения: краеведческий музей МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки.

Данное мероприятие ориентировано на обучающихся старшего школьного возраста (9-11 класс).

Практическая значимость данного мероприятия заключается в том, что  материал может использоваться на уроках истории, при проведении внеклассных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и экскурсий в школьном музее, на занятиях туристско-краеведческих объединений.

Ход урока

Дорогие друзья. Мы приближаемся к очередной знаменательной дате Победы в Великой Отечественной войне. Вам уже известно из истории сколько бед и горя, разрушений и лишений принесла она нашему русскому народу, нашей Родине. Вы знаете, что с лета 1942 по январь 1943 года наш город Валуйки был оккупирован фашистами, а значит страдали и наши предки. Но валуйская земля прославлена своими сыновьями - шестнадцать Героев Советского Союза взрастила она. Один из них прославил наш край на весь мир. Назовите имя этого героя.

- Выдающийся полководец, генерал армии Николай Федорович Ватутин.

Верно.  

               Он побеждал и в битвах, и в сраженьях.
              Стратег, мыслитель, воин, командарм.
               Все, оценив, он принимал решенье
               Ватутин, полководец, генерал.

На этом слайде показана малая родина полководца. Где он родился?

- Николай Федорович Ватутин был человеком простого происхождения. Он родился 3 (16) декабря 1901 года в Чепухино Валуйского уезда Воронежской губернии.  В семье его родителей Федора Григорьевича и Веры Ефимовны Ватутиных было девять детей – кроме Николая еще четыре сына и четыре дочери. Это были крестьяне – середняки. Они вели хозяйство на 15 десятинах земли вместе с двумя братьями Федора Григорьевича, имели ветряную мельницу.

        Как же обычный крестьянский мальчик стал выдающимся стратегом – «Гроссмейстером»?        

-  Несмотря на то, что родители Николая были простыми крестьянами, они постарались дать сыну образование – по крайней мере, то, которое могли «потянуть». В 1909-1913 гг. Николай учился в церковно-приходской школе в селе Чепухино, а затем с 1913 по 1915 гг. – в земском училище города Валуйки. Земское училище Ватутин окончил с похвальным листом и с 1915 по 1917 гг. учился в коммерческом училище в поселке Уразово Валуйского уезда Воронежской губернии. 
Как началась его военная карьера?

-  25 апреля 1920 года Николая Федоровича Ватутина, которому было от роду 18 лет, призвали по мобилизации в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Парень был зачислен в 3-й запасной стрелковый полк, дислоцировавшийся в Харькове, затем переведен в 113-й запасной стрелковый батальон в Луганске, который вел бои с бандой атамана Бельского и с войсками батьки Нестора Махно в районе Луганска и Старобельска.

      Ватутин был красноармейцем способным, довольно образованным по меркам остальных сослуживцев, поэтому его направили на учебу в 14-ю Полтавскую пехотную школу, которую Николай окончил в 1922 году. Удостоверение красного командира ему вручил лично заместитель председателя Совета народных комиссаров Украинской ССР Михаил Васильевич Фрунзе. В сентябре 1922 – августе 1926 гг. Ватутин служил в 67-м полку 23-й Харьковской стрелковой дивизии. Полк дислоцировался в Бахмуте, затем в Луганске и Чугуеве. 
     За время службы в полку Ватутин стремительно рос в должностях. В декабре 1922 г. он был назначен командиром отделения, в августе 1923 г. – командиром взвода, в октябре 1924 г. – помощником командира роты. Параллельно со службой Ватутин учился в Киевской высшей объединенной военной школе, в ноябре 1924 г. – марте 1925 г. занимал должность помощника начальника полковой школы, а с ноября 1925 г. по август 1926 г. командовал ротой и одновременно был начальником полковой школы 67-го стрелкового полка.
     Так начиналась карьера Ватутина как красного командира. В принципе, на тот период – ничего незаурядного: в 25 лет Ватутин был командиром роты. Тем не менее, командование оценило способности молодого ротного. В 1926 г. он был направлен на учебу в Военную академию им. М.В. Фрунзе, после окончания которой в 1929 году был переведен на штабную работу. В июне – октябре 1929 г. он служил помощником начальника оперативной части 7-й Черниговской стрелковой дивизии, затем – помощником начальника 1-й части в той же дивизии. 
         Штабным работником Николай Ватутин был очень способным и в 1936 г. его перевели начальником 1-го отдела в штаб Сибирского военного округа. Из Новосибирска Ватутин отправился в Военную академию Генерального штаба РККА, где оказался в составе первого набора слушателей. Так карьера 35-летнего красного командира резко пошла в гору. В июле 1937 года он был назначен заместителем начальника штаба Киевского Особого военного округа, а в ноябре 1938 года стал начальником штаба Киевского Особого военного округа и занимал эту должность до июля 1940 года. 
В любом военном округе начальник штаба – должность серьезнейшая и очень высокая. Но служба в Киевском Особом военном округе в 1938-1940 гг. имела еще и свою специфику. В это время руководству Советского Союза уже было понятно, что рано или поздно советской стране придется вести войну против серьезного противника – гитлеровской Германии. 
Киевский Особый военный округ находился на западе Советского Союза, в непосредственной близости от государственной границы, и войскам округа в случае начала войны предстояло вступить в бой в «первых эшелонах». Поэтому организации службы и подготовке войск Киевского Особого военного округа уделялось особое внимание, а Ватутин с задачами штабной работы справлялся прекрасно. Поэтому 26 июля 1940 года он получил очередное серьезное повышение – был назначен начальником оперативного управления Генерального штаба РККА.
https://topwar.ru/uploads/posts/2019-04/1555102667_220px-vatutin_1929.jpg

          После этого назначения Ватутин вошел в состав военной элиты Советского Союза, оказавшись на одной из очень высоких штабных должностей РККА. 38-летний военачальник обошел многих других красных командиров, в том числе тех, кто был его намного старше и командовал частями Красной Армии в годы Гражданской войны. 13 февраля 1941 года, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной, Ватутин был назначен первым заместителем начальника Генерального штаба по оперативным вопросам и устройству тыла. 
Какую же роль сыграл наш земляк в ходе войны?220px-Северо-Западный_фронт.jpg

     - 22 июня 1941 года гитлеровская Германия и ее союзники напали на Советский Союз. Георгий Константинович Жуков, в то время занимавший пост начальника Генерального штаба РККА, сразу же выехал в расположение Юго-Западного фронта в качестве представителя Ставки Верховного Главнокомандования, а Ватутин с 22 по 26 июня фактически осуществлял общее руководство Генеральным штабом РККА. 
     Однако молодые и талантливые командиры были нужны на фронте. И 30 июня 1941 года, спустя неделю после начала войны, Ватутин получил назначение начальником штаба Северо-Западного фронта. Эту должность он занимал почти год – до мая 1942 года. Это были самые тяжелые месяцы войны. Гитлеровские армии стремительно прорывались на восток, занимая один за другим крупные советские города – областные центры. Северо-Западному фронту приходилось оборонять Москву и Ленинград, разрываясь между двумя направлениями. 
        В мае 1942 года Ватутина на месяц вернули в Москву – заместителем начальника Генерального штаба по Дальнему Востоку, однако затем вновь направили на фронт. На этот раз Ватутин получил назначение командующим войсками Воронежского фронта. 25 октября 1942 года он стал командующим Юго-Западным фронтом. Фронту предстояло играть важнейшую роль в операции «Уран» — Сталинградской стратегической наступательной операции. 

                                                           И помнят донецкие степи 
                                                 И Курская помнит дуга 
                                                 С родного порога на Запад 
                                                 Он гнал, не жалея врага.

         В декабре 1942 года войска фронта сорвали попытки деблокирования застрявшей под Сталинградом армии Фридриха Паулюса. За разгром вермахта под Сталинградом Ватутин был награжден орденом Суворова степени, оказавшись в одном ряду с Жуковым, Рокоссовским, Василевским, Вороновым и Еременко. 28 марта 1943 года он был повторно назначен командующим Воронежским фронтом, а 20 октября 1943 года – командующим 1-м Украинским фронтом.
      Сослуживцы – и другие военачальники, и подчиненные – отмечали не только глубочайший профессионализм Николая Федоровича Ватутина как полководца, но и его превосходные человеческие качества. В отличие от некоторых авторитарных и жестких командующих,
Николай Федорович Ватутин всегда умел выслушать подчиненных, старался не давить на них, чтобы не подавлять инициативу. В этом генерал Ватутин напоминал еще одного военачальника, снискавшего всенародную любовь – Константина Рокоссовского. 

           Трудоспособность и прекрасную военную подготовку Ватутина отмечал и Никита Хрущев, который в своих воспоминаниях называл генерала «особым», подчеркивая, что особенность Ватутина заключалась и в том, что он почти не пил, даже в тех страшных условиях постоянного стрессаhttps://topwar.ru/uploads/posts/2019-04/1555102646_vatutin3.jpeg

         Осенью 1943 года развернулись бои на Днепре. 20 октября 1943года Воронежский фронт был переименован в 1-й Украинский. Войсками этого фронта под командованием Н.Ф.Ватутина 6 ноября 1943 года была освобождена столица Украины – Киев. В феврале 1944года войска, руководимые Н.Ф.Ватутиным, во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом окружили и уничтожили крупную группировку противника в районе Корсунь-шевченковского.

Что же случилось, почему талантливый молодой генерал не дожил до Победы?

15 апреля 1944 года, 75 лет назад, от последствий тяжелейшего ранения скончался один из наиболее выдающихся полководцев Великой Отечественной войны генерал армии Николай Федорович Ватутин. В этот же день, но спустя 21 год после гибели, в 1965 году, Николаю Федоровичу посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

 

Вёл полки Ватутин сквозь огонь к победе.                                                                                                                                                                                       Зов тревожный слыша Родины своей:                                                                                                          – Защищай свободу!
И спасай планету
От беды великой ради всех людей.

           То, что происходит сейчас на Украине в отношении памяти нашего полководца – печально и оскорбительно. В постсоветской Украине Ватутин сразу же стал объектом ненависти со стороны доморощенных националистов. Памятники и почетные доски генералу во многих городах Украины были разрушены или изуродованы вандалами. Так потомки бандеровцев, ранивших советского военачальника, спустя 75 лет пытаются расправиться и с памятью о героическом генерале Ватутине.

       В финале нашего занятия я предлагаю подвести итог и, самое главное, высказать свое мнение о том, как быть с памятью и заслугами Н.Ф.Ватутина. Будем ли мы пассивными созерцателями происходящего или, помня своих героев, преклоняясь перед их подвигом, заставим уважать себя во всем мире.

Выбор за вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Варшаве я сердце своё отдаю.»

Беседа к 200-летию Фридерика Шопена...

Театрализованное психологическое представление, для родительского круглого стола: «Я сердце детям отдаю!»

Пьянство родителей в семье-одно из самых серьезных заболеваний нашего общества. Ребенок часто с этим борется сам,переносит большую психологическую травму.Это представление-крик души ребенка и роль взр...

ролевая игра при подготовке к написанию сочинения "Москва - сердце Родины"

материалы можно использовать как при работе над развитием речи учащихся, так и на классном часе...

ролевая игра при подготовке к написанию сочинения "Москва - сердце Родины"

материалы можно использовать как при работе над развитием речи учащихся, так и на классном часе...

Урок "Легенда о Данко": сердце, отданное людям. Романтический характер произведения.

Методическая разработка урока соответствует стандартам ФГОС. Имеется содержательный материал и презентация....

Сердце Родины - сердце матери

Сердце Родины - сердце матери...

Он, как Данко, сердце Родине отдал.

quot;Его имя... навсегда связано с нашими победамипод Сталинградом и Курском, при форсировании Днепраи освобождении Киева, на Правобережной Украине..."  А.М. Василевский...