«Варшаве я сердце своё отдаю.»
методическая разработка по музыке по теме

Гриценко Татьяна Евгеньевна

Беседа к 200-летию Фридерика Шопена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varshave_ya_serdce_svo_otdayu_beseda.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа № 14

Беседа к 200-летию Фридерика Шопена

«Варшаве я сердце своё отдаю.»

Составила:

преподаватель музыки

Гриценко Т.Е.

Кемерово, 2010

Здравствуйте ребята! Устраивайтесь поудобнее, сегодня мы с вами будем слушать музыку замечательного польского композитора Фридерика Шопена.

?. Ребята, а вы ещё не забыли «3-х китов» на которых держится вся музыка?

Давайте назовем!.....(песня, танец, марш)

А сейчас внимание! Мы прослушаем произведение Ф. Шопена и вы скажите какой-же кит «заходил в гости» к Шопену и как называется музыка.

          * Вальс До # - минор.

Ответ ребят...

Совсем недавно, весь музыкальный мир отмечал 200-летие со дня рождения Шопена. Особенно продолжительные празднования проходили в столице Польши в Варшаве (с 22 февраля по 1 марта). А почему, вы ответите сами, если будете внимательны.  

Шопен является символом Польской республики. С 1927г.  в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов им. Шопена, один из главных аэропортов столицы носит имя композитора, есть улицы, санаторий имени Шопена, на денежных купюрах Польши изображен портрет композитора, даже кратер на планете Меркурий назван в честь Шопена. А в дни юбилея в Варшаве , в концертных залах, клубах и галереях проходил «музыкальный марафон», т. е. все 7 дней с 22 февраля по 1марта безостановочно проходили концерты в программе которых «в живую» звучала музыка Шопена.

?. Почему же так любима музыка Шопена?

На этот вопрос  вы сами, ребята сможете ответить в конце нашей беседы.  

А вот почему в Польше так чтят память о человеке Фридерике Шопене, мы попробуем сейчас разобраться...    

Никогда — ни до, ни после Шопена в Польше не рождалось такого музыкального гения. Все творчество композитора почти целиком посвящено его любимому инструменту фортепиано. В своих произведения Шопен рассказывает о своей стране Польше, о красотах её природы и трагическом прошлом.

«Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к Родине». - Ф. Лист.

 

        * Прелюдия.

 «Милая моя, далекая единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой травинки, виду дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина. Каждую ночь ты приходишь ко мне не ясной мелодией не то песней, не то мелодией любимого танца, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался...» Ф. Шопен.

Отправившись в концертную поездку Ф. Шопен так и  не смог вернуться домой.

Шопен в калеке от родимого края. Влюбленный в прекрасную Польшу свою, о ней вспоминая, сказал умирая: «Варшаве я сердце своё отдаю.»

Любовь к Родине была так велика, что по просьбе Ф. Шопена после его смерти сердце было вынуто из груди и как священная реликвия, переправлена на родину, в Варшаву и замуровано в колонну костела в Краковском предместье.

В 1940г., когда Фашистская Германия оккупировала Польшу, эта святыня поверглась страшной опасности — враги могла найти драгоценный сосуд, и лишь отвага патриотов, готовых отдать за него свою жизнь, спасла от надругательств драгоценную реликвию польского народа — сердце Шопена.  

Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костёлов Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:

«Стоит в Варшаве церковь, там стена скрывает человечества святыню — Шопена сердце. Тишина полна биением сердца этого поныне.»

Фридерик Шопен прожил всего 39 лет. Талантливый, по-настоящему гениальный композитор прожил такую короткую, яркую и необычную жизнь во имя любви к Родине. Поэтому и родина чтит память о Шопене.

Документальный фильм о праздновании 200-летия  Ф. Шопена в Варшаве.

Ребята, мне кажется, что вам будет интересно узнать, а каким же был  Ф. Шопен в детские годы.

Фридерик Франтишек Шопен родился недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля в 1810 г.. Папа композитора — Николай Шопен — был француз из Лотарингии. Способный деревенский юноша тянулся к знаниям, в 1787 году переезжает в Польшу и благодаря своему труду он из скромного счетовода на  табачной фабрики становится известным учителем, пансиона которого мечтают учить своих сыновей состоятельные родители «первейших семейств страны». Николай Шопен был образован, писал стихи по польски и по французски, знал немецкий, прекрасно играл на флейте и скрипке. В доме графини Скрабек, где несколько лет жил, занимаясь, воспитание и обучением Николай Шопен, проживала сирота и бедна родственница Юстина Кжижановская. Не желая быть в тягость свои вельможным покровителям, Юстина исполняла в доме обязанности экономки. Всегда приветливая и жизнерадостная, она вызывала всеобщею симпатию, девушка получила хорошее образование: знала французский язык, играла на рояле, пела. Николай и Юстина часто устраивали в доме Скрабек домашние концерты. Неудивительно, что отношения их становились все более теплыми, они поженились и прожили вместе почти 40 лет.

Вскоре после рождения Фричека, так его называли в семье, семья переезжает в Варшаву. Родители открывают в своей квартире домашний пансион, который быстро завоевал признание и известность. Дети получали прекрасное воспитание и жили, словно в родной семье.

Музыка занимала больше место в польском воспитании. Юстина давала уроки игры на рояле лицеистам, а также, играла на уроках танца, входивших в программу обучения. Учили игре на рояле и старшую дочь Людвигу. Именно их игра вызвала первый интерес Фридерика к этому инструменту. Родители были удивлены и обеспокоены реакцией на музыку ещё совсем маленького мальчика. Стоило кому-нибудь сесть за рояль как ребенок начинал плакать. «Неужели он настолько не любит музыку!» - огорчались родители. Оказалось, что мальчик, наоборот, очень остро реагировал на эти звуки. В 3 года малыш смеялся и хлопал от радости в ладоши, когда мама играла для воспитанников весёлые танцы. От этого времени дошёл такой рассказ. Ночью родители внезапно услышали звуки рояля. Оказалось, что 3-х летний Фричек, пробрался потихоньку к инструменту, играл услышанную накануне им мелодию танцев. Опасаясь, что малыш простудился, мама взяла его на руки и понесла скорее в спальню. «Ах, мама, - сказал малыш, - не сердись, я ведь играл это, чтобы тебя заменить, когда ты устанешь.»

Мальчик рос и подобно маленькому Моцарту всё чаще подходил к роялю, подбирая знакомые напевы, высушиваясь в простые аккорды. За инструментом разучивали упражнения и не трудные пьески воспитанники, старшая сестра Людвика. Именно она стала не только первой учительницей 5-летнего брата, часто она одна знала детские секреты брата и была первой слушательницей творений Фридерика. Сохранилось, например, воспоминание о вечере. Когда Николай Шопен, возвратившись домой, услышал из-за закрытой двери музыку. Он был уверен, что это Людвика играет незнакомую ему пьесу. Но, войдя в гостиную, он увидел за роялем 5-летнего сына. Фридерик играл собственные сочинения.

Этот случай заставил родителей задуматься и ребенка стали учить музыке у известного преподавателя в Варшаве Войцеха Живного. Это был, добродушный старичок (ему пошел уже седьмой десяток), одаренный чувством юмора. Живный учил мальчика на произведениях Баха, Моцарта, Бетховена. Учитель был поражен успехами ученика. Фридерик легко с удовольствием справлялся с поставленными трудностями. Но этого мало — ведь он уже начал серьезно сочинять, а учитель записывал.

И вскоре вся Варшава заговорил о необыкновенно одаренном ребёнке.

В Варшавской газете «Обозрение» был напечатан Полонез для фоно 7-летнего Фридерика.

?. Ребята, а вы помните, что это был за танец? - правильно, это торжественный танец — шествие.

В газетной заметке сообщалось, что автор этой пьесы «сын Николя Шопена, профессора французского языка и французской литературы, - подлинный музыкальный гений».

Немного позже состоялось первое публичное выступление 8-летнего пианиста. Публика принимала юного Шопена, едва достающего до фортепианной педали, восторженно. Одетый в бархатный костюмчик с большим кружевным воротником, Фридерик был в центре внимания блестящей публики. И по своей детской наивности малыш приписал всеобщее внимание праздничному костюму. На  вопрос мамы о том, что больше всего понравилось публике, ребенок ответил: - Мой воротничок. Знаешь, мама, все на него смотрели».

С этого времени игра «Шопена» постоянно привлекает внимание варшавского музыкального мира. Мальчик много выступает, о нём пишут в газетах. К 12 годам он приобретает славу одного из лучших пианистов Варшавы, и ведь музыкальная жизнь столицы Польши была очень оживленной! Здесь был свой оперный театр, приезжало много гастролирующих артистов.  Фридерик всё больше времени занимается на  фоно и  совершенным творчеством. Вальсы, полонезы, марши, галопы — эти жанры особенно любил играть юный музыкант.

Николай Ш. заботился о разностороннем образовании Фридерика. Из-за хрупкого здоровья мальчик долгое время учился дома. Но в 13 лет он становится воспитанником Варшавского лицея, где основные предметы велись лучшими преподавателями польской столицы. Больше всего мальчику нравились уроки истории и литературы. По вечерам, когда лицеисты обсуждали все случившееся за день, или вслух читали рассказы об истории Польши и её национальных героях, Фридерик, воссоздавал эти яркие картинки на рояле. А слушатели сидели завороженные, затаив дыхание и переживая.

Живой ум и веселый характер делали Фридерика любимцем товарищей, заводилой мальчишеских игр. Он обладал незаурядным актерским талантом, способностью комически показывать жесты, походку, голоса и выражения лиц других людей. Всё это делал он с такой милой непринужденностью, что никому и в голову не приходило на него сердиться. Всегдашняя склонность к юмору, весёлой, незлобной шутке проявлялось у Фричи и в таланте рисовальщика. Товарищи по лицею помнили его забавные карикатуры, набросанные на бумаге, чаще всего на уроках математики (её он не любил).

Вместе с сестрами Фридерик организовал «Литературное общество развлечения». Писал весёлые стихи, рисовал (все дети Шопена — старшего были литературно одаренными). А ещё Фридерик выпускал рукописную юмористическую газету «Курьер Шафарский», рассказывая о разного рода забавных происшествиях. «Местные новости. -  11 августа сего года, Господин Фр. Ш. Верхом на  хорошем коне участвовал в скачках и пытался прийти к финишу. Хотя он несколько раз был побежден госпожой Дзеванской, шедшей пешком (тут виновата лошадь, а не господин Ш.), тем не менее ему удалось одержать победу над панной Людвикой Дз., тоже направляющейся к цели пешком».

А в письме к другу  Фридерик писал: «Не только ты умеешь кататься на лошади, но и я тоже. Не спрашивай хорошо ли, но умею... По крайней мере, сижу на ней, объятый страхом, как обезьянка на медведе. Я ещё ни разу не свалился с коня, потому что он не захотел этого, но, может быть, слечу, если он пожелает...»

Сохранилось много рассказов о живом интересе юного Шопена к родной польской песне. Однажды в зимний вечер он, проходя с отцом мимо корчмы, услышал игру деревенского скрипача, исполнявшего мазуры, куявяки, обереки и другие польские танцы. Мальчик остановился под окном и около получаса вслушивался в звуки народных мелодий, пока скрипач не кончил играть. Живя в летнее время  в деревне, Фридерик не пропускал ни одной сельской вечеринки и нередко сам принимал участие в танцах или даже подыгрывал музыкантам на контрабасе с одной единственной струной, который поляки ласково называли «толстой Мариной».

Ещё в первый свой лицейский год Фридерик начал заниматься теорией музыки у директора Главной музыкальной школы Варшавы Иозефа Эльснера. А с осени 1826 года Шопен занимается уже в Главной музыкальной школе и одновременно для пополнения образования посещает лекции в Варшавском университете.

Фридерик Шопен  много учится — чтобы больше знать, много трудится как исполнитель, выступает в концертах и его слушатели утверждают, что их любимец самый лучший пианист.

* Вальс (просмотр видеоклипов — фотографии, портреты, рисунки с изображением Фр.Шопена)

* Видеоклипы — выступление юных исполнителей:

  1. Валери Ким Этюд №14
  2. Аими Кобоуши Экспромт

         

       ?. Ребята, а вам понравилась музыка Шопена? И почему-же музыка Шопена так любима?

Ответы ребят...

Список литературы

  1. Вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Ф.Шопена "Великий гений гармонии” / www.1september.ru – 2010. - февраль.
  2. Кремлёв Ю. А. Фредерик Шопен. — М., 1960.
  3. Шопен, каким мы его слышим / Сост. С. М. Хентова. — М., 1970.
  4. Фредерик Шопен. - материал из свободной энциклопедии. [Электронный журнал] / www.Wikipedia.ru — 2010. - январь.
  5. Биография, семья и детство: Фредерик Шопен. / www.fshopin.ru – 2010. - январь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....

Проект«…ключ, которым Шекспир открыл своё сердце…»

Разработка проекта «…ключ, которым  Шекспир открыл свое сердце» является попыткой приобщить обучающихся к иноязычной культуре и установить тесные межкультурные связи английской и русской классики...

Театрализованное психологическое представление, для родительского круглого стола: «Я сердце детям отдаю!»

Пьянство родителей в семье-одно из самых серьезных заболеваний нашего общества. Ребенок часто с этим борется сам,переносит большую психологическую травму.Это представление-крик души ребенка и роль взр...

«Раскрой своё сердце, и мир раскроет тебе свои объятия»

«Раскрой своё сердце, и мир раскроет тебе свои объятия».Цель занятия: - определить характер взаимоотношений в классе и с теми    людьми, которые    непосредственно окружа...

Он, как Данко, сердце Родине отдал.

Прошло уже много лет с времен той войны, канули в лето грозные военные события. И еще острее встают вопросы памяти о людях и событиях тех далеких огненных лет. Назревает необходимость привить современ...

Он, как Данко, сердце Родине отдал.

quot;Его имя... навсегда связано с нашими победамипод Сталинградом и Курском, при форсировании Днепраи освобождении Киева, на Правобережной Украине..."  А.М. Василевский...