Статья на тему: "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках истории"
статья по истории

Лариса Сергеевна Мамаева

Эта статья посвящена формированию метапредметных результатов обучения на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование метапредметных результатов»  на уроках истории

 Если провести экскурс в историю, то окажется, что   метапредметное обучение было широко распространено в России с  1918 года. Оно  отражалось в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов.

Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей  — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Но и  в советской школе не все уроки сводились к репродуктивному воспроизведению: послушай, прочитай, перескажи. Были и уроки – игры, уроки-путешествия, диспуты, дискуссии, интегрированные уроки и т.д. На всех этих уроках учителя формировали, если говорить современным языком, метапредметные результаты обучения.

Таким образом, метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Метапредметные результаты изучения истории  включают:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями  работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;

-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

-Владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументироватьсвое мнение.

В основе лежит деятельностный подход, интеграция учебного материала и рефлексия. Кратко это можно изобразить так— «знание», «знак», «проблема», «задача».

Иными словами, под метапредметными (над предметными, межпредметными)  результатами обучения понимается  овладение учащимися универсальными учебными действиями в разных областях знаний или  попросту, формирование  у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

Примером формирования всех видов УУД одновременно на уроках истории можно рассмотреть учебную деятельность по работе с историческим текстом.

Практическая работа

Итак, реализовывать метапредметные результаты можно работая с различными  источниками информации, например, работая с текстом.  Предлагаю провести практическую работу. Вам будет предложено два текста и даны различные  задания.

Деление на группы. ( на 1-8 рассчитайтесь)

Перед вами два текста написанные разными людьми, но названия  у них одинаковые.  Я преднамеренно их скрыла. Это одно слово- существительное. Угадайте, название текстов.

Славяне - это тема нашего практического занятия.

Давайте поставим перед собой цель:

Узнать как можно больше о славянах.

1 Группа           

Задание: составьте  планпотекстам №1,№2.

2 Группа

Задание:Начерти ленту времени и отметь на ней  даты, встретившиеся в  Тексте №1.

3 Группа

        Задание:  Прочитайте отрывок. Первыми среди восточнославянских племен летописцы называли племя полян, живших по среднему течению Днепра. К западу от полян в лесистой местности жили древляне, южнее полян - угличи.  К северу от полян обитали северяне. По Западной Двине проживали  полочане, по рекам Оке и Москве – вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменьские славяне. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». У этого термина довольно много различных объяснений, но вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Нарисуйте карту «Племенные объединения восточных славян».

        4 Группа        

Задание: Составь цепочку: «Занятия восточных славян».Выделите основное занятие. Докажите свой выбор. Текст 1, Текст 2

5Группа        

Задание: Составьте  таблицу «Восточные славяне». Вам поможет Текст №1., Текст2.

        5 Группа        

Задание: Представьте, что вы оказались  у восточных славян,какие испытания вам пришлось преодолеть?

        6 Группа        

 Задание: Представьте, что вы побывали в древнеславянском городе. На холме, на месте слияния двух рек, как правило, возникал город, так как сама природа обеспечивала здесь надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, на котором возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворы князей, храмы, позднее монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом.

        В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей того времени был путь «из варяг в греки»: Через Западную Двину и Волхов с его притоками и по суше – там, где эти реки близко протекают к Днепру, волоком ( была целая система волоков) суда перетаскивались в Днепр, доходили затем до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Попытайтесь сделатьчертежэтого  города.Текст №1 дан вам в помощь.

        7 Группа        

Задание: Попробуйте составить схему «Верования восточных славян». Вам поможет Текст №1 и Текст№2.

        8 группа        

Задание: Опишите внешний облик и нравы восточных славян. Текст №2

Выполнение работы.Рефлексия.

.Синквейн

1 существительное.

2 прилагательных.

3 глагола.

 Предложение из 4 слов.

Славяне.

Сильные, трудолюбивые,

Пашут, сеют, выращивают.

 Земледелие- основное занятие славян.

Приложение

Текст №1

С чего начиналась Россия? От какого корня пошел жизненный росток? Название  родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские, сирийские источники. На основании этих источников историки определили территорию расселения славян. В далекие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и верхней Волги; от Балтийского моря до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

Ученые считают, что к VI веку происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. В летописном рассказе о расселении славянских племен названы полтора десятка племен восточных славян. К VIIIвеку  славяне заселили Восточно-Европейскую равнину.

        Первыми среди восточнославянских племен летописцы называли племя полян, живших по среднему течению Днепра. К западу от полян в лесистой местности жили древляне, южнее полян- угличи.  К северу от полян обитали северяне. По Западной Двине проживали полочане, по рекам Оке и Москве – вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменьские славяне.Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». У этого термина довольно много различных объяснений, но вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

        Основным занятием восточнославянских племен было земледелие. Археологические раскопки подтверждают это тем, что обнаружены семена злаков: ржи, пшеницы, ячменя, проса, а еще огородных культур: репы, капусты, свеклы, моркови, редьки, огурцов. Роль картофеля в пищевом рационе славян выполняла репа. Обилие славянских названий хлебных изделий – коврига, калач, пироги – также свидетельствовали  о том, что земледелие было основным занятием  восточных славян. В те давние времена человек отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и дошедшие до наших времен название  зерновых культур: жито.

        Нелегко было возделывать землю. В первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали, тяжелой бороной-суковаткой боронили поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и в нее сеяли зерно. Два-три года участок давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и  приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были мотыга, топор, борона-суковатка и заступ, которым взрыхляли почву. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

        Следует заметить, что расселившись по полям и степям, восточные славяне  не могли, конечно, вести  повсюду один и тот же образ жизни. Там, где земля была плодородной, предпочтение отдавалось земледелию, древляне же занимались рыболовством  и охотой; там, где были хорошие луга, разводили скот, кроме того занимались бортничеством.

        На холме, на месте слияния двух рек, как правило, возникал город, так как сама природа обеспечивала здесь надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, на котором возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворы князей, храмы, позднее монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом.

        В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей того времени был путь «из варяг в греки»: Через Западную Двину и Волхов с его притоками и по суше – там, где эти реки близко протекают к Днепру, волоком ( была целая система волоков) суда перетаскивались в Днепр, доходили затем до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

        Славянам постоянно угрожала опасность вторжения внешних врагов. Нередко на них с востока нападали кочевники. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские поселения. Звенело оружие, лилась кровь.

        Враги захватывали хлеб, скот, поджигали жилища, угоняли в рабство мужчин, женщин, детей. Много пришлось сделать славянам для того, чтобы наладить общую оборону от воинственных и беспощадных соседей.

Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, гроза, лес-все представлялось нашему предку одушевленным. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов. И в течение всего года обряды сопровождали жизнь славян: в новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами. Особые обряды сопровождали пахоту, сев, а затем начинались праздники урожая.

(А.Литвинов)

        

                                        

Текст №2

Предки наши назывались славянами. Они были высокого роста; цвет волос у них был русый, лицо румяное, глаза серые. Они были язычники. Во всем видели они живую силу, добрую или злую. Ясное солнышко, страшный гром, могучий ветер и другие силы природы наши предки почитали за богов. Главными богами у них были Дажбог (солнце), Перун (бог грома и молнии) и др. ; верили, что в лесу живет леший, а в воде-водяной и русалка, в доме – домовой. Занимались скотоводством, охотой; ловили рыбу в озерах и реках; разводили пчел, добывали медь.  Славяне  исстари занимались земледелием. С юности они привыкли переносить холод и жару; пищу употребляли простую. Свои селения они обыкновенно огораживали стеной, кругом вырывали ров. Такие укрепленные селения назывались городами. Более древними считаются города: Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк, Чернигов; Славяне жили преимущественно по берегам реки Днепра, Западной Двины, Волги, озера Ильмень, и в  других местах. Реки служили для них дорогами, путями сообщения, а проезжих дорог почти не было. Тогда русская земля была покрыта лесами, и прокладывать дороги было  очень трудно и опасно.

Некоторые славяне занимались и торговлей с греками. Греки были богатым и просвещенным народом. Столица их государства называлась Царьград или Константинополь.

Славяне были мужественны и сильны, но войной заниматься не особенно любили; если же воевали, то отличались необыкновенной храбростью и смелостью и никогда не отдавались  без боя- скорее до последнего погибнут, а не сдадутся. Слава  об  их  храбрости распространялась и среди других народов. Когда же война заканчивалась, славяне обращались с пленниками очень кротко и по прошествии нескольких лет отпускали их на волю. В мирное  время славяне отличались тихими семейными нравами; женщинам и старикам оказывали уважение. Вообще предки наши были народ добрый,

простой и очень гостеприимным. Каждый странник был у них дорогим гостем. Ему ставили на стол лучшие кушанья и напитки. Уходя  из дома, они оставляли двери открытыми, и покушать приготовленной на такой случай пищи. Славились предки наши и своей честностью: если, что пообещают, то непременно исполнят. Сдержат слово. Вероятно, еще в глубокой  древности сложилась у них пословица: « Не давши слово – крепись, а давши- держись».

( Автор В. Пузицкий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....

Из опыта работы: «Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания"

Цель  данной работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных  результатов....

Метапредметные результаты обучения на уроках иностранного языка.

Метапредметные результаты обучения на уроках иностранного языка....

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                            «Особенностью английского языка, ...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»

Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...

Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"

middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...