Правовой турнир
материал по истории (10 класс)

Коваленко Ольга Сергеевна

Внеклассное мероприятие для 10-х классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc62.5 КБ
Файл prav.turnir.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Правовой турнир

Внеклассное мероприятие для 10-х классов

"Правовой турнир"

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
  2. С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
  3. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
  4. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
  5. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
  6. Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Ход мероприятия:

Ведущий:

-Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

-Вам необходимо придумать название и девиз своей команде

-Вам необходимо командой вспомнить: кто является богиней правосудия, используя предоставленные вам атрибуты и объяснить предназначение каждого атрибута.

ФЕМИДА - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия. Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.
Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка. Её атрибутами являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость.  Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".
Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, правосудия. Важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву).

-Надеюсь, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство.

Ведущий: У нас сегодня тоже имеются богини правосудия (представление жюри)

Конкурс  «Расшифровщик»

7.

ступле

1.

«В бе

9.

сход

4.

в пропа

10.

ят по

5.

сть, вдр

2.

ду па

11.

ступе

3.

дают,  как

8.

ние

12.

ням»

6.

уг, но в пре

 «В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням»

 А.А. Бестужев- Марлинский

5.

очке не ви

1.

«Ск

6.

ться - к

4.

ерев

2.

оль

10.

но б

12.

т»

8.

вс

9.

е рав

7.

онец

3.

ко в

11.

уде

«Сколько веревочке не виться – конец все равно будет».

Жюри подводит итоги.

Конкурс «Песенный»

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2).

  1. «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.
  2. «Чему учат в школе» – Право на образование.
  3. «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
  4. «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами. 

Конкурс «Юридическая консультация».

Сейчас Вам будут даны  ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением  с нами.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроится?

(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому  договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут.(Ст 173. КЗОТ).

Ситуация 2.

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что  им всего 13 лет и поэтому   все равно им  ничего не будет.  

Как  вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?.

(Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления  - 14. Ст 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите  из прав).

Ситуация 3.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Ст.158). нецензурная брань в общественных местах. Оскорбительное отношение к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.).

Ситуация 4.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст 31 УПК)).

Конкурс «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
  2. ГОУСАРДТСОВ (государство)
  3. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
  4. ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)

Конкурс «Сказочный юрист»

Командам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.        В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? «Красная Шапочка»

2.        В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. «Сказка о попе и работнике его Балде».

3.        Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. « Волк и семеро козлят»

4.        В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. «Колобок»

Конкурс “Гражданин России”. Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.
Платить налоги.
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
Сохранять природу и окружающую среду.
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.

Конкурс  по правовым терминам «Пойми меня»

Приглашаются по 1 представителю от группы, вытягивают карточку с термином и  за 20 секунд называют слова-ассоциации с этим термином. Команда  должна узнать и объяснить это понятие.

  • Гражданин
  • Закон
  • Правонарушение
  • Конституция

Конкурс «В шутку о серьёзном».

За каждый правильный ответ — 1 балл.

1.  Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3.  Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)

5.  Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

6. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд)

7.  В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

8.  Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

Сказочный

«Кто где живёт» По адресу литературного героя назовите его.

1.  Москва, ул. Застава Ильича, д. 8/1. (Дядя Степа, С. Михалков.)

2.  Швеция, Стокгольм, крыша обычного дома. (Карлсон, А. Линдгрен.)

3.  Италия, маленький городок на берегу Средиземного моря, каморка под лестницей. (Пиноккио, К. Коллоди.)

4.  Город Цветочный, ул. Колокольчиков. (Незнайка, Н. Носов.)

Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повестка: Представление команд Конкурсы Подведение итогов Правовой турнир

Слайд 2

Представление команд ____ ________ Представление команд ____ ________ Представление команд

Слайд 3

Фемида – символ правосудия

Слайд 4

Конкурс «Расшифровщик»

Слайд 5

Конкурс «Песенный»

Слайд 10

Конкурс

Слайд 11

Конкурс

Слайд 12

Конкурс «Сказочный юрист»

Слайд 13

Конкурс

Слайд 14

Конкурс «Пойми меня»

Слайд 15

Конкурс «В шутку о серьёзном»

Слайд 16

Сказочный

Слайд 17

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой турнир

Разработка внеклассного мероприятия "Правовой турнир". Можно использовать при проведениии повторительно обобщающего урока по обществознанию  в 9 классе. а так же как внеклассное мероприятие....

Правовой турнир. Внеклассное мероприятие по обществознанию.

Правовой турнир позволит заинтересовать обучающихся к изучению обществоведческих дисциплин,создаст условие для формирование их правовой культуры, поможет закрепить и систематизировать правовые з...

правовой турнир в 10 классе

 Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регул...

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир" (8 класс)

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов. Может проводиться в рамках Декады правовых знаний для повышения правовой культуры учащихся....

Правовой турнир "Страна правовых знаний"

Ориентирован на детей среднего школьного возраста....

7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права

Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....