урок истории Тема: Сталинградская битва
методическая разработка по истории (9 класс)

образовательное событие, участники 8-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_stalingradskaya_bitva.docx137.71 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие

 по теме: «Нам память временем дана»

(посвященное 75-летию Сталинградской битвы)

Провели: учителя истории и обществознания

                                                     Е.И. Ермакова и Т.И.Мулявко

28 февраля 2018г.

Образовательное событие

          Тема: Нам память временем дана, (посвящённое 75-летию    Сталинградской битвы).

Цель: стимулировать у учащихся стремление к получению дополнительных знаний, способствовать практическому применению имеющихся знаний, развитию интереса к событиям Великой Отечественной войне, формированию умения работы в команде. 

Задачи: обучающая – выяснить, какие усилия были приложены для победы;

развивающая – продолжить развитие умения работать с текстом, выделять в нем главное, умение объяснять понятия;

воспитательная – воспитать у учащихся уважительное отношение к прошлому своей страны;

Область применения: внеклассное мероприятие по истории России

Возраст игроков: 6 класс

Предварительное задание: учащимся необходимо изучить следующий материал

  1. Факты о Сталинградской битве
  2. Лозунги, призывы
  3. Основные участники войны
  4. Памятники военной поры
  5. Основные события сражения

Команды состоит из 5 человек.

ХОД ИГРЫ

  1. Вступительное слово
  2. Объяснение правил игры
  3. Инструктаж по безопасному проведению игры
  4. Игра
  5. Подведение итогов
  6. Награждение победителей

Для команд приготовлены ватманы для подготовки коллажа Сталинградской битвы,  пазлы, карты разрезанные на куски произвольной формы. Задача участников собрать карту. На каждом этапе угадывается слово из кроссворда. (Сталинградская битва, коренной перелом, Паульс, Родина мать, дом Павлова, Волгоград)

 Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы начинаем наше мероприятие,  главные участники которого являетесь вы, а помогать вам будут учащиеся 9 класса.

  1. Заставка программы время (презентация)
  2. 1 вед. Доброе утро!

2. вед. Здравствуйте!

     1. вед. С вами программа время и мы ведущие программы Глава Дарья

     2. вед. Забыкина Анна

     1. вед. Нам хотелось бы рассказать о мероприятии, которое проходит в стенах нашей школы .

2. вед. Тема этого мероприятия «Нам память временем дана», посвященного 75-летию Сталинградской битвы.

Презентация звучит песня « Горячий снег»

1.вед. Во второй половине 1942г., в междуречье волги и Дона, развернулась гигантская Сталинградская битва, которая по своему размаху и ожесточённости боев, количеству участвовавших войск и боевой техники превзошла все предшествовавшие ей сражения второй мировой войны».

          Ожесточенные сражения под Сталинградом начались в июле 1942 года и закончились в феврале 1943г. 6 с половиной месяцев днем и ночью продолжались кровопролитные бои.  

2.вед. Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых лет, На отдельных этапах которой  действовало с обеих сторон свыше 2 миллионов  человек, более 2 тысяч танков и  столько же самолетов, 26тысяч орудий и минометов.

          1ведущий:        Открытые степному ветру,

                                       Дома разбитые стоят.

                                       На 62 километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России-

И всю её прикрыл собой!

2. вед. В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

«Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад-

Он защищал Сталинград.

1. вед. Сегодня мы  с вами познакомимся с историей Сталинградской битвы.

2. вед. Каждая группа будет выполнять задания, которые вам предоставят модераторы - учащиеся 9-го класса.

1. вед. На выполнение задания 8 мин. Желаем успеха!

2 вед.  Вперед к изучению! Игра начинается!

Во время игры показ фильма «Битва за Сталинград»(часть 2-я)

Задания по станциям

Станция №1 «Историческая»

Задания:

1.Работа с картой. Выбери правильные утверждения, касающиеся карты и цифрами запиши ответ (смотри приложение №1)

2.Собери из пазел карту: «Контрнаступление советских войск в ходе Сталинградской битвы»

3.Прочитайте текст и вставьте в него пропущенные слова (приложение №2).

4.Викторина. Дайте ответ на вопросы (приложение №3).

5.Угадайте слово в кроссворде по вертикале под цифрой 1 ответив на вопрос: «Какой немецкий офицер в ходе Сталинградской битвы был удостоен звания фельдмаршала? Он же сдался в плен русским».

Станция  №2 «Документальная»

(приложение №4;5)

Задания:

1.Прочитать призыв советского правительства, закрасив предложенный вам лист бумаги карандашом.

2.Вопросы к документам №1;2;3:

   - Прочитайте текст документа.

   - Укажите фамилию, имя и отчество человека, о котором идет речь в документе.

   - Какое звание и должность имел?

   - Какой подвиг совершил?

   - Когда и какого звания удостоен?

3.Вопросы к документам №4;5:

   - Прочитайте текст документа.

   - Как называется газета?

   - Как называются газетные статьи и о чём или о ком в них говорится?

4.Вопрос к документу № 6:

   - Прочитайте текст документа.

   - Кому была направлена данная телеграмма?

   - О каком важном донесении в ней говорится?

5. Угадайте слово в кроссворде по вертикале под цифрой 2 ответив на вопрос: «Как назывался переход советских войск от обороны к наступлению в ходе Сталинградской битвы?»

Станция № 3

«Архитектурно – монументальная»

1.Соотнести памятники и монументы, посвящённые Сталинградской битвы с их названиями и описанием. Ответ укажите в виде цифр и букв (приложение №6).

2.Сложить пазл и рассказать, что изображено на полученной картине.

3.Перед вами конверты со словами- подсказками (приложение №7). Вам необходимо  соединить их по смыслу и понять, о чём говорится в тексте.

4.Какие ещё архитектурные сооружения вы знаете, посвящённые битве за Сталинград? Запишите.

5.Угадайте слово в кроссворде по вертикале под цифрой 3 ответив на вопрос: «Архитектурное сооружение, посвящённое Сталинградской битве?»

Станция № 4

«Герои»

1.Соединить портреты героев с описанием их подвигов (приложение №8)

2.Прочитайте текст. О каком герое идёт речь? (приложение №9)

3.Угадайте зашифрованное высказывание с помощью клавиатуры (приложение №7).

4.Разгадайте загадку. Перед вами стихотворение, написанное задом наперёд (приложение №7).

5. Угадайте слово в кроссворде по вертикале под цифрой 4 ответив на вопрос: «В каком доме в городе Сталинграде шло ожесточённое сопротивление немцам?»

Станция № 5

«Военная техника»

1.Укажите название военной техники русских и немцев в ходе Сталинградской битвы (приложение №11).

2.Попади метко. В дарц нужно выбить дату коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3.Какие заводы в Сталинграде работали и какую военную продукцию они выпускали? (работа с текстом Приложение 10А)

4.Пользуясь данными заполнить таблицы (приложение №10).

5. Угадайте слово в кроссворде по вертикале под цифрой 5 ответив на вопрос: «Современное название города Сталинград»

1.вед. А сейчас всем командам необходимо выполнить следующее задание: «Составить коллаж и синквейн со словами: мужество, подвиг, сталинградская битва, память, время» ( вынести на доску)

2.вед. А сейчас в исполнении учащихся прозвучит песня «Кино идёт»

(исполнение песни)

1. вед. 200 дней эпической борьбы за город на Волге! Наш солдат сломил хребет фашистской гидре. Операция «Уран», разработанная ставкой в Москве, увенчалась успехом:  6-ая армия фельдмаршала Паулюса, взятая в котёл у Дона и Волги, перестала существовать. 2 февраля 1943 г. 3 фронта объединились и пошли в наступление. 330-тысячная гитлеровская армия сдалась в плен.

2. вед. Нашими войсками разбиты или полностью уничтожены

22 фашистские дивизии, взяты в плен 91 тысяча солдат, в том числе 2.500 офицеров, пленён фельдмаршал Фридрих  Паулюс, взяты в плен 23 генерала .

В этой битве наши войска нанесли сокрушительное поражение крупнейшей группировке  немецко-фашистских войск. Битва  оказала решающее влияние

на весь последующий ход второй мировой войны.

  1. вед. Официально 1 ,500 тыс. наших солдат погибли, защищая Сталинград. Имена многих его  героев канули в битвах. До сих пор поисковые отряды находят и хоронят останки бойцов . Такова цена победы над фашистской 6-ой армией Паулюса.

1.вед.

 Со временем всё зарастает былью, 
Что связано с минувшею войной, 
Уж не приходят вдовы к над могилью, 
Траншеи битвы заросли травой. 
Людская память вечно помнит милых 
Отцов, мужей, любимых, сыновей, 
Забыть она солдат войны не в силах, 
Что жизнь отдали Родине своей. 
Ведь только сердце помнит боль утраты 
И чувствует, какая ей цена, 
С полей сражений не пришли солдаты, 
Их не убила в памяти война. 
Они живые, словно в сорок пятом, 
Забыть не могут ни жена, ни мать, 
Хоть памятники есть везде солдатам, 
Но некому уже их вспоминать. 
Сыны полков – теперь седые деды, 
Победный сорок пятый так далёк! 
Прекрасный праздник – славный День Победы, 
В сердцах нет боли, только холодок.

2. вед. Помните!

Через века, через года,-

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,-

Помните!

 Давайте почтим память погибших минутой молчания.

(минута молчания)

Заставка программы время: (презентация)

1. вед. А сейчас вы увидите краткую хронику сегодняшних событий.

(хроника событий урока – фильм)

2. вед. Мы продолжаем наш репортаж с места событий и хотели бы узнать мнение участников данного события.

1. вед. Понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие? Если понравилось, то чем?

2. вед. Что нового вы для себя узнали?

1. вед. Были ли трудности при выполнении заданий?

2. вед. Захотелось ли вам продолжить изучение Великой Отечественной войны? Почему?

1. вед. Нам так же интересно узнать мнение гостей.

2. вед. На этом наш репортаж с места событий завершён.

1. вед. Желаем вам хорошего дня.

1,2. Вед. До новых встреч!

Приложение №4

О каком герое идёт речь?

1.Утром 28 сентября на позиции 885-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой 71-й пехотной дивизии врага, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя героический подвиг первой роты…. . Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей смесью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о её броню вторую бутылку и лёг на броню танка. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем.

2.Дом в районе площади имени 9 января (ныне площадь Ленина) занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км, а на север и юг – ещё дальше. Небольшая группа солдат во главе с … захватила дом и превратила его в опорный пункт. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и миномётному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковывали, но его защитники стойко в течении 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позваляли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. «Это небольшая группа, - отмечаем Чуйков – обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».

- Кто возглавил оборону дома?

3.В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил  связист штаба 308-й стрелковой дивизии комсомолец … . В разгар боя при исправлении повреждённой линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя, сознание зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистом 308-й стрелковой дивизии. Героя звали … .

4.Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициатором движения снайперов стал старшина, комсомолец …. . Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашисткое командование, чтобы уничтожить … доставало в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. Его звали …. ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 класе по теме "Сталинградская битва"

Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения пр облемного урока с использованием информационных техн...

Конспект урока на тему "Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

Урок раскрывает сущность коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны при изучении основных этапов Сталинградской битвы....

Разработка урока по теме "Сталинградская битва"

Данная разработка направленна на изучение коренного перелома в ходе Сталинградской битвы. На уроке рассматриваются этапы, основные события и значение Сталинградской битвы. Данная разработка предусматр...

Урок по теме: "Сталинградская битва"

Урок истории по теме:"Сталинградская битва"...

Открытый урок по истории в 11 классе. Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы?  Для того, чтобы вы никогда,   не допустили этог...

Разработка урока истории по теме «Сталинградская битва»

Самоанализ урока истории в  10 классе по теме « Сталинградская битва» (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.), Учитель: Морозова Елена Афонасьевна МКОУ « Горская средняя общео...