рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

рабочая программа по истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_istoriya_10_klass.doc533.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    1. Пояснительная записка

        Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
  4. Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с  изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);
  6. Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017 г. №680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год»;
  7. Устав МБОУ Пеклинской СОШ Дубровского района Брянской области (утвержденным Постановлением администрации Дубровского района №629 от 21 декабря 2015 г.);
  8. Положение о промежуточной аттестации обучающихся (утвержденным приказом №59 от 29.08.2014 г.)
  9. Годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом №160 от 29.08.2019 г.
  10. Учебного плана филиала МБОУ Пеклинской СОШ Рябчинской СОШ Дубровского района Брянской области 10-11 классы на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом №160 от 29.08.2019 г.
  11. Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.

Сведения о примерной программе.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.

Сведения об используемом учебнике.

Учебник:

  1. Загладин Н. В. Всемирная история. История  России и мира  с древнейших времен до конца ХIХ в. – М.: Русское слово, 2014.
  2. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца ХVI в. – М. Просвещение, 2014.
  3. А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов История России. XVII-XIX века. Ч. 2. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.

Цели и задачи изучения учебного предмета.

 Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: 

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

 • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

 • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи курса:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
  4. овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Общая характеристика учебного предмета.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.  Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся. Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.   Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Описание места учебного курса в учебном плане школы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.  Примерной программой по истории предусмотрен резерв времени 10 часов, которые отправлены на изучение истории России. Таким образом, на изучение истории России отводится 46 часов, на изучение Всеобщей истории 24 часа.

  1. Содержание курса

«История России с древнейших времен до середины XIX в.»

(10 класс - базовый уровень- 46 часов).

Тема  1. Русь изначальная. (3 часа)

 Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.  Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.     Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Тема 2.  Расцвет Руси. XI-первая треть XIII века. 1 час

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Причины распада Древнерусского государства. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Тема 3. Политическая раздробленность Руси. 2 часа

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики.

Тема 4. Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIV в. 3 часа

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Тема 5. В борьбе за единство и независимость. 5 часов

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.  Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.  Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».  

Тема 6. Россия в XVI веке.  4 часа

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Тема 7. Смутное время. 1 час

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социальноэкономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны

Тема 8. Новые черты старой России. 5 часов

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.  Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.  Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.  Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России

Тема 9. Эпоха Петра I. 4 часа

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма.

Тема 10. Россия в эпоху дворцовых переворотов. 7 часов

Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.  Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.

Тема 11. Россия в первой четверти XIX века. 3 часа

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. . Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе.

Тема 12. Российская империя в годы правления Николая I. 1825-1855. 7 часов

Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.  Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.  Превращение России в мировую державу. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Итоговое повторение курса (1 час).

Всемирная история – 24 часа

История в системе гуманитарных наук 1 час.

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Тема  1. Первобытная эпоха. (1 час).

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Тема 2. Первые государства Древнего мира.1 час

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.  Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Тема 3. Античная эпоха в истории человечества. 1 час

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Тема 4. Крушение империй Древнего мира. 1 час

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.  

Тема 5. Период раннего Средневековья (V-X вв.). 3 часа

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.  

Тема 6. Эпоха классического Средневековья (XI-XV вв.). 2 часа

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Тема 7. Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени (XVI-начало XVII в.) 2 часа

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.  Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Тема 8. Европа на новом этапе развития (XVII-XVIII в.) 4 часа

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.  Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.  Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества

Тема 9. Время потрясений и перемен (конец XVIII-начало XIX в.) 3 часа

Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Тема 10. Становление индустриальной эпохи. 4 часа

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.   Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Итоговое повторение курса (1 час).

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен[1]

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

                                               

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

История России с древнейших времен до середины XIX века.

1

Русь изначальная.

3

2

Расцвет Руси. XI-первая треть XIII века

1

3

Политическая раздробленность Руси.

2

4

Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIV в.

3

5

В борьбе за единство и независимость.

5

6

Россия в XVI веке.  

4

7

Смутное время.

1

8

Новые черты старой России

5

9

Эпоха Петра I.

4

10

 Россия в эпоху дворцовых переворотов.

7

11

Россия в первой четверти XIX века.

3

12

Российская империя в годы правления Николая I. 1825-1855.

7

Итоговое повторение и обобщение

1

всего

46

Всемирная история

Введение. История в системе гуманитарных наук

1

13

Первобытная эпоха.

1

14

Первые государства Древнего мира.

1

15

Античная эпоха в истории человечества.

1

16

Крушение империй Древнего мира.

1

17

Период раннего Средневековья (V-X вв.).

3

18

Эпоха классического Средневековья (XI-XV вв.).

2

19

Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени (XVI-начало XVII в.)

2

20

Европа на новом этапе развития (XVII-XVIII в.)

4

21

Время потрясений и перемен (конец XVIII-начало XIX в.)

3

22

Становление индустриальной эпохи

4

Итоговое повторение и обобщение

1

итого

24

всего

70

Тематическое планирование курса История 10 класс. 70 часов

Номер урока

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Количество

часов

По плану

фактически

Тема  1. Русь изначальная. 3 часа

1

Образование государства у восточных славян.

1

2

Киевская Русь в IX-XI веках.

1

3

Правление Владимира.

1

Тема  2. Расцвет Руси. XI-первая треть XIII века. 1 час

4

Культура Киевской Руси.

1

 Тема 3. Политическая раздробленность Руси. 2 часа

5

Русские земли в XII-XIII веках

1

6

Культура Руси в ХII–ХIII вв.

1

Тема 4. Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIV в. 3 часа

7

Монгольское нашествие

1

8

Экспансия с Запада.

1

9

Усиление Московского княжества в XIV-первой половине XV века.

1

Тема 5. В борьбе за единство и независимость. 5 часов

10

Правление Дмитрия Донского.

1

11

Образование единого Русского государства.

1

12

Внешняя политика Ивана III.

1

13

Русская культура XIV-XV веков.

1

14

Повторительно-обобщающий урок по темам 1-5 «Русские земли с древнейших времен до конца XV века».

1

Тема 6. Россия в XVI веке.  4 часа

15

Россия в начале XVI века.

1

16

Правление Ивана Грозного.

1

17

Опричнина.

1

18

Русская культура в XVI веке.

1

Тема 7. Смутное время. 1 час

19

Смутное время

на Руси.

1

Тема 8. Новые черты старой России. 5 часов

20

Россия после Смуты

1

21

Правление первых Романовых.

1

22

Внешняя политика России в ХVII в

1

23

Русская культура XVII века.

1

24

Повторительно-обобщающий урок по темам 6-8 «Россия в XVI-XVII веках».

1

    Тема 9. Эпоха Петра I. 4 часа

25

Начало правления и реформы Петра I.

1

26

Внешняя политика Петра I.

1

27

Северная война

1

28

«Культурная революция» в России в начале XVIII века

1

Тема 10. Россия в эпоху дворцовых переворотов. 7 часов

29

Эпоха дворцовых переворотов

1

30

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

1

31

Внешняя политика Екатерины II.

1

32

Войны с Турцией.

1

33

Царствование Павла.

1

34

Русская культура XVIII века.

1

35

Повторительно-обобщающий урок по темам 9-10 «Россия в XVIII веке».

1

Тема 11. Россия в первой четверти XIX века. 3 часа

36

Реформы Александра I.

1

37

Отечественная война

1

38

Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов.

1

Тема 12. Российская империя в годы правления Николая I. 1825-1855. 7 часов

39

Внутренняя политика Николая I

1

40

Внешняя политика России во второй четверти XIX века.

1

41

Крымская война

1

42

Общественное движение в годы царствования Николая I.

1

43

Русская культура первой половины XIX века.

1

44

«Золотой век» русской культуры.

1

45

Повторительно-обобщающий урок по темам 11-12 «Россия в XIX веке».

1

46

Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «История России с древнейших времен до середины XIX века».

1

Всеобщая история

47

Введение. История в системе гуманитарных наук

1

Тема  1. Первобытная эпоха. (1 час).

48

Древнейшая стадия истории человечества

1

Тема 2. Первые государства Древнего мира.1 час

49

Цивилизации Древнего мира

1

Тема 3. Античная эпоха в истории человечества. 1 час

50

Античные цивилизации Средиземноморья

1

Тема 4. Крушение империй Древнего мира. 1 час

51

Крушение империй Древнего мира

1

Тема 5. Период раннего Средневековья (V-X вв.). 3 часа

52

Христианская средневековая цивилизация в Европе

1

53

Византия

1

54

Возникновение и развитие исламской цивилизации

1

Тема 6. Эпоха классического Средневековья (XI-XV вв.). 2 часа

55

Западная Европа в ХII–ХV вв.

1

56

Повторительно-обобщающий урок:  «Цивилизации Древнего мира и Средневековья».

1

Тема 7. Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени (XVI-начало XVII в.) 2 часа

57

Модернизация в Европе. Великие географические открытия

1

58

От сословно-представительных монархий к абсолютизму в Европе

1

Тема 8. Европа на новом этапе развития (XVII-XVIII в.) 4 часа

59

Буржуазная революция в Англии 1640–1660 гг

1

60

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

1

61

Европа во второй половине ХVIII в. Промышленный переворот в Англии

1

62

Традиционные общества Востока в условиях начала колониальной системы

1

Тема 9. Время потрясений и перемен (конец XVIII-начало XIX в.) 3 часа

63

Война за независимость в Северной Америке

1

64

Великая Французская революция и ее последствия для Европы. Наполеоновские войны

1

65

Реакция и революции в Европе в 1820-1840-е гг.

1

Тема 10. Становление индустриальной эпохи. 4 часа

66

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

1

67

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

1

68

Страны Западного полушария в ХIХ в

1

69

Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Всеобщая история».

1

70

Итоговое повторение и обобщение: «История. 10 класс». Тестовая работа.

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Сведения о программно-методическом обеспечении.

Примерная программа по истории среднего(полного) общего образования.

Сведения об используемом УМК.

Загладин Н. В. Всемирная история. История  России и мира  с древнейших времен до конца ХIХ в. – М.: Русское слово, 2010.

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца ХVI в. – М. Просвещение, 2005.

А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов История России. XVII-XIX века. Ч. 2. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

Сведения о материальном обеспечении.

Электронное приложение. « Государственная символика России».

Россия на рубеже третьего тысячелетия. Электронное приложение.

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Электронное пособие.

Шедевры русской живописи. Электронное пособие.

История России в двух частях XX век. Электронное пособие

Картография:

  1. Древнейшие племена и государства на территории нашей страны и соседних стран.
  2. Древнерусское государство Киевская Русь  в IX начале XII веков.
  3. Русские княжества в XII- начале XIII века.
  4. Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.
  5. Образование русского централизованного государства.
  6. Русское государство в XVI в.
  7. Русское государство в XVII веке.
  8. Расширение русского государства в XVI-XVII веках.
  9. Борьба с интервенцией шведских и польских феодалов в начале XVII в.
  10. Россия с конца XVII до середины XVIII века.
  11. Российская империя во второй половине XVIII века.
  12. Российская империя с начала XIX по 1861 год.
  13. Отечественная война 1812 года.
  14. Русь в начале IX века.
  15. Династия князей.
  16. Древние государства мира.
  17. Древний Восток. Индия и Китай.
  18. Древняя Греция.
  19. Римская республика в III-I веках до н.э.
  20. Римская империя в IV-V веках.
  21. Завоевания Александра Македонского.
  22. Италия Древняя.
  23. Греция в IV веке.  

Сведения об используемом методическом обеспечении.

Б.Н. Серов, А.Р. Лагно. Поурочные разработки по истории России 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.

В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Поурочное планирование. 10 класс. Уроки истории. Москва, 2004.

    Агафонов С.В. История России в таблицах. 2005.

Тимофеев А.С. История в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс»,2012.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование

  1. Презентации по курсу истории России и Новой истории 20 век.
  2. «Хронос» - всемирная история в Интернете http : //www.hrono.ru
  3. «Historic.ru»-исторический проект http:historic.ru
  4. «История. ру» - всемирная история и история России.  http : //www.istorya.ru
  5. «Ruslanka.ru» - материалы по всемирной истории.   http : //www. ruslanka.ru
  6. сайты ЕЦИОР и ФЦИОР

Источники информации для дополнительного изучения

предмета учащимися

Анисимов Е. Анна Иоанновна. — М., 2002.

Анисимов Е. Елизавета Петровна. — М., 2002.

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — пер вой половине XIX века. — М., 1994.

Античные государства Северного Причерноморья. — М., 1984.

Бохинов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.

БохановА. Н. Николай П. - М., 1997.

Булдаков В. Красная смута: природа и последствия рево люционного насилия. — М., 1997.

В борьбе за власть: страницы политической истории Рос сии XVIII в. - М.,  1988.

Введение христианства на Руси. — М., 1987.

Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М., 1990.

Галкина Е. С, Родригес А. М. Кочевая периферия восточ ных славян и Руси (этнополитические процессы). — М., 2003.

Горский А. А. Древнерусская дружина. — М., 1989.

Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.

Сведения об используемом техническом обеспечении.

Ноутбук, проектор, экран, интерактивная доска.

Промежуточная итоговая аттестация история 10 класс.

1.  Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ. 1) Невская битва; 2) реформа Патриарха Никона; 3) свержение ордынского владычества 4) учреждение Сената; 5) Крымская война

2. Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

 1) хан Ахмат; 2) хан Тохтамыш; 3) Сергий Радонежский; 4) Иосиф Волоцкий

5) Софья Палеолог; 6) Елена Глинская

3. Установите соответствие между определениями и понятиями.

 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

ПОНЯТИЯ

1) заповедные лета2) земщина3) опричнина4) пожилое5) поместье

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с процессом закрепощения крестьян. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

 1) Юрьев день, 2) урочные лета, 3) пожилое, 4) заповедные лета, 5) уставная грамота, 6) Соборное уложение.

5. Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.

 Меншиков, Потёмкин, Миних, Румянцев, Канкрин.

6. Напишите пропущенное словосочетание.

 Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.

7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

 Правитель

Годы правления

Современник правителя

император Петр I

1682—1725 гг.

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

Никон

императрица Елизавета Петровна

__________(Г)

М. Ломоносов

__________(Д)

1801—1825 гг.

__________(Е)

 Пропущенные элементы:

1) царь Алексей Михайлович2) император Александр I3) А. Д. Меншиков4) М. М. Сперанский

5) 1645—1676 гг.6) 1741—1761 гг.7) 1762—1796 гг.8) А. И. Желябов9) 1613—1645 гг.

8. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

 «[Александр I] сознавал, что ему невозможно высказать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным для восприятия этих идей. <... >

Чтобы до известной степени смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род <...> комитета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения... Каждый нёс туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. <...> Не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, намеченной или проведённой в России в царствование Александра, которые не зародились на этих именно тайных совещаниях».

  Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1) Комитет, о котором говорится в тексте, получил в истории название «Негласный».

2) Одним из членов комитета был А. А. Аракчеев.

3) Комитет просуществовал до 1825 г.

4) Большое влияние на членов комитета оказывали идеи Эпохи Просвещения.

5) Автор воспоминаний позитивно относится к деятельности комитета.

6) Участники комитета были сторонниками социалистических преобразований.

9. Рассмотрите схему и выполните задания

hello_html_m2689485a.png

Напишите имя полководца, вторжение войск которого в Россию показано на схеме.

10. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

11. Напишите цифру, обозначающую населённый пункт, в котором русские войска встали лагерем после оставления Москвы.

12. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным со схемой, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) С начала изображённых на карте военных действий русские войска преследовали вторгшегося неприятеля.

2) В ходе данной войны русские войска возглавил М. И. Кутузов.

3) Самое кровопролитное сражение этой войны произошло под Вязьмой.

4) В ходе событий, указанных на схеме, в России развернулась народная война против неприятеля.

5) Указанные на схеме военные действия длились больше года.

6) Вторгшаяся в Россию неприятельская армия получила в истории название «Великая армия».

13. Рассмотрите изображение и выполните задание

hello_html_46207927.png

Какие суждения о медали, изображённой на рисунке, являются верными?

Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) Среди участников войны, отмеченных этой медалью, были М. А. Милорадович и Н. Н. Раевский.

2) Война, участники которой получали эту медаль, завершилась победой России.

3) Медаль украшена вензелями двух императоров, так как император, при котором началась война, в ходе неё лишился трона в результате дворцового переворота.

4) Мирный договор, завершивший войну, которой посвящена данная медаль, был подписан в Париже.

5) Война, участники которой получали эту медаль, стала одной из причин реформы, изменившей социальную структуру российского общества.

14. При каком российском императоре началась Крымская война?

15. Полис — это:

а) область в Южной Греции; б) небольшой самостоятельный город-государст­во в Греции; в) страна Греция; г) небольшой самостоятельный город на остро­ве Крит.

16. Огромный амфитеатр, построенный римлянами и вмещавший около 50 тысяч зрителей, где сражались гладиаторы, назывался:

а) Пантеоном; б) Колизеем; в) акведуком; г) термой.

17. Кто из ученых нового времени доказал, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси

А) Николай Коперник Б) Галилео Галилей В) Исаак Ньютон



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...