ПОРТФОЛИО АТТЕСТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2020 ГОД
презентация к уроку

Ларькин Эдуард Юрьевич

Достижения учителя за межаттестационный период

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся через систему использования ИКТ

на уроках истории и обществознания»

Краткое описание темы:

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, требуют учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И так как современную молодежь увлекают больше компьютер и другие гаджеты, чем книга, то почему бы не использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения поставленной цели.

Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса.

Соответственно и я для себя поставил задачу использования ИКТ с целью формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Ведущая педагогическая идея:

Главное – каждый урок должен быть ярким, интересным запоминающимся, должен нести реальную помощь ученику в овладении новыми знаниями, формировании универсальных учебных действий школьника.

Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

Для создания необходимых условий, на мой взгляд, необходимо уделять особое внимание соблюдению следующих принципов:

– принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, историческое явление);

- принцип научности (электронный материал, подобранный к уроку, должен быть необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер);

- принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован, то есть, приведен  в соответствие с возрастом учащихся).

Важной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование познавательных универсальных учебных действий школьника, которые выражаются в способности к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать креативное мышление у учащихся, способствовать развитию их логического мышления и умения адаптироваться в реальной жизни, умения самостоятельно находить решение поставленных задач.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим направление, задающим цель в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее формирования у школьников.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

- формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- формирование коммуникативных универсальных учебных действий – умения рассуждать и мыслить;

- формирование креативного мышления  учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

- развитие умений работы с текстами, историческими документами;

- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом;

- формирование навыков исследовательской работы, умения ориентироваться в потоке информации.

В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную формы образования.

Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в деятельности, поэтому осуществляю деятельностный подход в работе. Организую на уроках различные формы учебной деятельности.

В своей работе стараюсь широко использовать поисковый, исследовательский, проектный методы обучения.

Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой в ходе урока проблеме.

Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы: «Как вы думаете…?», «Как вы считаете…?», «Как бы вы поступили на месте этого исторического персонажа?»

Стараюсь объяснять новый материал на примерах из современной жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на реформу П.А.Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, от которой хочет отделиться, например, один из учеников.

Спрашиваю их мнение о том, как они будут к нему относиться.

Предлагаю самим проанализировать или выстроить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.

Не сразу даю правильный ответ, призываю учащихся самих найти правильное решение проблемы.

В 5-6-х классах довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.

Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий каждого ученика.

Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.

Стараюсь использовать в своей работе и проектно-исследовательские работы, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Овладевая методом проектов, исследовательских работ учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.

Обучающиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе,

В 7-9-х классах учащиеся изготавливают мультимедийные пректы – презентации. Представляют свои проекты на внеклассных мероприятиях для других классов.

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-суд того или иного исторического лица, урок – исследование, урок-экскурсия, урок – соревнование, урок-КВН, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и способствует формированию личностных, коммуникативных УУД учащихся.

Актуальность опыта.

В настоящее время целью современного образования стала не репродуктивная передача знаний от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить перед собой учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть, формирование познавательных УУД. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.

Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики ощущают перегруженность однотипной работой.

Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не все умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему поможет использование ИКТ на уроках истории.

Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.

Теоретическая база опыта.

Разрабатывая тему, я изучал работу Платоновой Т.И. «Применение электронных презентаций на школьном уроке»

В качестве теоретической базы по вопросу актуализации познавательной деятельности использовал работу Бабанского Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы)» и работу Бондаревского В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию».

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Я работаю в школе 34 года. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личностных универсальных учебных действий школьника, активного умственного роста, нравственного совершенствования.

Для достижения данной цели необходимо решение поставленных задач:

- формирование познавательных универсальных учебных действий школьника (через систему использования ИКТ на уроках и во внеурочное время, использование различных методов и форм организации учебной деятельности);

- привитие любви к предмету через систему эффективных уроков;

- приобщение к историческому, культурному и духовному богатству Отечества.

Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона.

Это вселяет в ученика уверенность в себя, что его мнение очень важно, к нему прислушиваются, его уважают.

Поощряю любую инициативу, желание высказать свою точку зрения.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – это большая работа с изучением, исследованием различных источников информации: картами, историческими текстами, археологическими находками, произведениями искусства.

Последние три года я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет, если не самую главную, то очень важную роль.

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации. За два года работы над темой я изучил необходимую литературу по подготовке презентаций и разработал несколько уроков с их использованием, при этом учитываю основные принципы создания презентаций для уроков.

Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации.

Мы работаем с учебником, находим необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу. Традиционно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и приходится что-то стирать. В таком случае обучающийся не может видеть результат работы в целом. Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде.

Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.

Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время) Вопросы такой беседы я визуализирую в слайдах, каждый вопрос отдельно.

На каждый вопрос дается ответ, чтобы после ответа все смогли убедиться в его правильности. Если ранее давался какой-то алгоритм, то можно дать его с тем, чтобы ученик  объяснил.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

Можно выделить некоторые общие правила:

Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом, за исключением тех случаев, когда презентация сопровождается докладом ученика.

В остальных случаях размещаются короткие тезисы, даты, имена, термины, которые учащиеся могут записать в тетрадь, по усмотрению учителя.

Во-вторых, отбираемые иллюстрации я стараюсь делать реалистичными. Они могут быть взяты из учебника, где обычно, они очень маленькие и их трудно подробно рассмотреть, ученики, часто, пропускают их, считая малозначимыми. Мы можем увеличить их, проанализировать, разобрать и так далее.

ФГОС ОО ориентирует педагога на формирование универсальных учебных действий осуществляя деятельностный подход в образовании. Я стараюсь создавать такие условия, которые помогают ребенку стать личностью, которая бы могла ориентироваться в современном потоке информации, оценивать происходящее с позиции общепринятых нравственных норм, вырабатывать собственную позицию, помогают стать активным, ответственным человеком, который сможет самореализоваться в меняющемся мире.

Осуществляя шаги этой технологии, я пришел к таким результатам:

Создана комфортная психологическая атмосфера на уроке, ситуация успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и мне, и обучающимся. Уровень сформированности познавательных способностей обучающихся повысился за этот период примерно на 15%.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа по активизации познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания позволяет достичь положительных результатов педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя начальных классов (аттестационный материал)

Данный материал будет полезен палагогам, проходящим аттестационные истытания. К ложалению, пришлось сократить фотогалерею, наградной материал и материалы по методическому обеспечению кабинета из...

Аттестационный материал

В  данной  папке  дается аттестационный  материал  учителя  английского  языка....

Учебно-методическое пособие для учащихся "Аттестационный материал для учащихся коррекционной школы по столярному делу"

Материал для итоговой аттестации для учащихся коррекционной школы по столярному делупредставлен в виде электронных документов, выполненных в технологии мультимедиа (презентации). Внед...

Аттестационный материал на первую квалификационную категорию

Дано заявление и приложение к заявлению....

Аттестационный материал (требования к разделам)

В помощь учителю географии для аттестации...

Аттестационный материал по русскому языку в 6 классе

В разработке представлены вопросы и задания по итоговой аттестации в 6 классе...

Портфолио (аттестационные материалы) учителя истории и обществознания

Материал содержит образец портфолио (аттестационного материла) учителя истории и обществознания...