Реформы Петра I как средство победы в Северной войне (урок на основе кейсового метода)
план-конспект урока по истории (8 класс)

Суслина Анастасия Геннадьевна

Урок создан как начало изучения двух тем - "Северная война" и  "Реформы Петра I" - в их взаимосвязи между собой. Главная особенность урока в использовании метода кейсов. Ученикам предлагается самим решить ту задачу, которая возникла перед Петром I, а именно - победа над сильнейшей шведской армией. Ученики решают эту задачу, не зная, как поступил российский император. Им нужно решить её, используя лишь логику и собственную эрудицию. Урок позволит не только понять ученикам смысл реформ Петра I, но и сделает дальнейшее изучение темы личностно значимым, а значит, более интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyotr_i.docx18.74 КБ
Файл usloviya_zadachi.pptx412.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Реформы Петра I как средство победы в Северной войне»

Материалы к уроку: проектор, доска и мел, презентация, листки с информацией со слайдов 5 и 6 для каждой группы, чистые листы

Планируемые результаты:

Предметные: встраивание учеником взаимосвязей между внутренней и внешней политикой Петра I

Метапредметные:

А) развитие умение доказывать свою точку зрения

Б) развитие творческого подхода, умения предлагать разнообразные варианты для решения ситуации и выбор из них оптимального

В развитие навыка групповой работы, в том числе технологии «мозгового штурма»

Личностные: развитие уважительного отношения к чужому мнению, допущение альтернативной точки зрения


Педагогические технологии: кейсовый метод

План урока:

1. Начало Северной войны. Постановка проблемы (5-10 мин.)

2. Обсуждение вариантов решения проблемы в группах (20-25 мин.)

3. Совместное обсуждение вариантов действия. (10-15 мин.)

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Постановка проблемы

Учитель. «Сегодня каждый из вас попробует себя в роли Петра I. Вам предстоит решить самую сложную задачу, которая стояла во время правления Петра I. А именно, вам нужно будет победить в Северной войне. Но для начала, прослушайте условия задачи. Запишите в тетрадях тему «Северная война», то, что будет в 2-уз первых слайдах презентации, переписывайте в тетрадь».

Учитель. Даёт новую информацию, задаёт вопросы, переключает презентацию.

(слайд 1) «Чтобы оценить масштабы войны достаточно посмотреть, сколько она длилась – 21 год, с 1700 г. по 1721 г. Какая была цель войны? Между кем была война?

(слайд 2) Кто выступал на стороне России, кого Пётр I смог привлечь на свою сторону во время Великого посольства?

(слайд 3) Пётр I воюет против молодого, но очень воинственного правителя Карла XII. Началась война для России катастрофически.

(слайд 4) Дания почти сразу вышла из войны. А русская армия в 1700 г. была разгромлена под Нарвой, потеряла множество войск и оружия. Становится понятно, что русская армия слабее, меньше и хуже вооружена чем шведская. К счастью для России Карл XII не идёт по открывшейся дороге на Москву, а нападает на Речь Посполитую. И у Петра I есть несколько месяцев, пока Карл воюет в Польше, создать такую армию и флот, которые будут способны бороться со шведской армией.

(слайд 5)  Сейчас на экране вы видите разницу между русской и шведской армией. Посмотрите, что предстоит изменить и улучшить: увеличить число войск, сделать всю армию регулярной, построить флот, модернизировать вооружение. Сейчас вам нужно разбиться на группы по 3-4 человека и придумать, как улучшить армию. Вы делаете это в два этапа.

(слайд 6)  Каждой группе я раздам информацию с последних слайдов и чистый лист. Вы будете понимать, чего вам сейчас не хватает для победы, а также у вас будет список вспомогательных вопросов. В первом этапе обсуждения каждый из группы предлагает варианты ответа на эти вопросы – любые, которые придут в голову. Кто-то из группы записывает варианты ответов на каждый вопрос. Когда все идеи высказаны, вы обсуждаете, какая из них лучшая и почему и подчеркиваете эту идеи для каждого вопроса. На эту работу у вас 20-25 минут. Если всё ясно, время пошло.

2. Обсуждение в группах.

Учитель раздаёт группе по 2 листка (информацию со слайдов 5 и 6), чистые листы. Следит за правильностью выполнения задания, отвечает на вопросы, напоминает про время.

Ученики обсуждают способы победы в войне в 2 этапа: 1) «мозговой штурм» по опорным вопросам – предлагают по каждому вопросу разные варианты их решения; 2) обсуждение оптимальных вариантов.

3. Совместное обсуждение.

Учитель выписывает на доске основные вопросы, на которые предстояло ответить ученикам: «солдаты», «офицеры, обучение», «оружие», «одежда, продовольствие», «доставка», «управление»,  «новые технологии».

Группы по очереди предлагают свои варианты решения проблемы.

Если варианты не совпадают у групп, учитель предлагает каждой группе доказать, чем её вариант лучше. Возможно и обратное, учитель предлагает найти плюсы в идее, которую предложила другая команда или недостатки в своём варианте.

Учитель записывает все варианты для каждого вопроса. Например, «солдаты: взять из крестьян, всеобщая воинская повинность, наёмники».
Закончить обсуждение можно как выводом о том, что решение внешнеполитической проблемы потребовала больших преобразований внутри страны, так и рефлексией о работе в группах, о том, насколько нам удалось приблизиться к решению проблемы.

Домашнее задание. Сравнить варианты решения проблемы (победа в Северной войне), предложенные в классе и те, которые предпринял сам Пётр I, о реформах, которые предпринял Пётр I, прочитать в учебнике. 

Оценки.  Возможны как индивидуальные за устную работу– за интересные идеи,  чёткую и ясную аргументацию, так и за групповые за письменную работу.

Литература:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Северная война (1700-1721 гг.) Причина : борьба за влияние на Балтийском море

Слайд 2

Стороны Россия Речь Посполитая Дания Пруссия Швеция Англия Голландия Османская империя

Слайд 3

Петр I, 28 лет Карл XII , 18 лет

Слайд 4

Условия задачи В 1700 г. под Нарвой ваши войска полностью разбиты. Вы понимаете, что ваши силы не могут справиться с сильнейше й в мире шведской армией. У вас есть несколько месяцев (пока войска Карла XII воюют в Речи Посполитой ), чтобы создать боеспособную армию

Слайд 5

Что вам предстоит сделать Есть у вас 120 тыс. сухопутная армия (16 тыс. дворянское ополчение – устаревший вариант; 90 тыс. «полки нового строя», а также пушкари стрельцы и т.п.) около 100 кораблей , но только в Азовском море 800 артиллерийских орудий Должно быть для победы 300 тыс . – регулярная сухопутная армия и 30 тыс . флот 2000 артиллерийских орудий Около 150 судов на Балтике Новейшее вооружение для солдат

Слайд 6

Опорные вопросы Откуда вы возьмёте солдат? Откуда вы возьмёте достаточное количество толковых и верных офицеров, которые смогут управлять армией и флотом разбираются в новейшем вооружении? Как вы добьётесь того, чтобы во главе армии и флота стояли наиболее способные люди? Кто и где их будет обучать? Откуда вы возьмёте ружья? Артиллерию (пушки, мортиры и т.д.)? (раньше вы закупали их у Швеции и Англии через Балтийского море; сейчас это, понятно, невозможно; Речь Посполитая в условиях войны со Швецией не имеет лишнего оружия) Где вы возьмёте металл для оружия артиллерии, если собираетесь делать их самостоятельно? Откуда вы возьмёте продовольствие для армии? Откуда вы возьмёте одежду и обувь для армии? Откуда вы возьмёте деньги, необходимые для ведения войны? Откуда вы возьмёте военные корабли? Как вы будете доставлять всё необходимое до фронта? Как вы обеспечите скорость доставки? Кто будет управлять страной, пока вы находитесь на фронте? Как вы добьётесь того, чтобы у вас было новейшее оружие, порох, корабли и т.д.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения  в рамках введения системно- деятельностного подхода  ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...

Конспект повторительно-обобщеющего урока "Северная война. Петр I"

Урок разработан для учеников 7 класса, форма проведения - игра....

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС

Диагностическая картаанализа урока на основеисследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС...

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

Технологическая карта урока "Северная война и реформы Петра I"

Технологическая карта урока "Северная война и реформы Петра I"...

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне»

Технологическая карта урока 8 класс «Победа в Северной войне» по учебнику .А. Соловьева, А.П. Шевырева"...