Разработка урока по истории России "Россия при первых Романовых"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Россия при первых Романовых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_pri_pervyh_romanovyh.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

III РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Урок 19. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Образовательные результаты Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты; определить новые черты в хозяйственной жизни страны. Метапредметные: учащиеся, работая с картой, смогут охарактеризовать процессы расширения государства на востоке, юге и западе; выявить причины быстрого роста хозяйства после Смуты; доказать, что в стране сформировался всероссийский рынок; смогут высказать свое мнение — почему именно Москва оставалась центром торговли. Личностные: будет сформирован историко-географический образ страны в эпоху после Смуты. План урока 1. Территория и население. 2. «Куда соха ходила». 3. Ремесленное производство и появление мануфактур. 4. Ярмарки.

ХОД УРОКА

Создание проблемнойситуации эпиграфа: «Одним взглядом можно увидеть здесь: в одном месте – дорогие меха разного рода, в другом — колокола, топоры, подсвечники и иные металлические изделия, в третьем — ножи, руковицы, чулки, ковры, завесы и разные ткани. Особый ряд занимает масло, сало и ветчина, особый — свечи и воск, особый, наконец, — разные изделия из дерева». (Я. Рейтенфельс. XVII в.) — Какой вывод можно сделать о России из данного эпиграфа? (Страна развивалась.) Чтение главного вопроса урока: «Что помогло России возродиться после Смутного времени — войны или развитие ремесла, торговли, освоение новых земель?» — Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.) 112

 Актуализация знаний

Учащимся предлагается еще раз обратиться к эпиграфу и охарактеризовать отрасли хозяйства, которые развивались в России после Смутного времени, а также предположить, в каком состоянии могла быть экономика страны после Смуты. Открытие нового знания Вопросы к эпиграфу 1. Можно ли было увидеть изобилие товаров на московском торге до Смуты или во время Смуты? 2. Какое впечатление произвели московские торговые ряды на иностранного гостя? 3. Торговцы продавали товар, а кто его создавал? Задания 1. Прочитайте в параграфе пункт «Территория и население». 2. Используя историческую карту, сравните процессы расширения территории страны на востоке, юге и западе. Далее следует рассказ учителя: Смута предопределила весь ход развития хозяйственной и прочей жизни в России XVII в. Она показала стремление людей к новой, свободной жизни, но также и неумение построить эту жизнь путем созидания, а не разрушения. Она продемонстрировала несовершенство общественного порядка в России, но не исправила его, а только усугубила. Прежде всего, Смута показала нерациональность устройства общества. Основанный на насилии порядок рушится после смерти устроителя. Смута активизировала массу населения, не имеющего жизненных ориентиров, не готового к общественной деятельности, а лишь проявляющего неуважение к власти и закону. В годы Смуты поместные владения, выданные государством за службу или как «милость», полностью разорились. В то же время, не дождавшись от власти улучшения своего положения, простые люди стали бороться против угнетателей. Именно во время Смуты движение против богатых было очень сильным — бедные, доведенные до отчаяния, поддерживали Болотникова, «тушинского вора», чтобы участвовать в разграблении людей состоятельных, а  акже городов, которые «неправедными» путями нажили свои богатства. В этих условиях экономическая политика новой династии Романовых состояла в следующем: стимулировать 113 развитие за счет государственного (царского) сектора, пополнить казну за счет жесткой организации жизни людей. До середины XVII в. экономическое положение России было очень тяжелым. Застой в промышленности и торговле, всеобщая бедность; города и торговые сотни не могли оправиться после Смутного времени, в то же время велись и новые тяжелые войны. Даже из богатых городов приходили вести, что нет денег на покрытие издержек, не хватает на жалованье служащим, военным и подьячим. В то же время вторая половина XVII в. все же была самым благоприятным временем для развития внутренней торговли и промышленности. Правительство видело в  купцах и промышленниках главный источник своего дохода, разрешая им богатеть под присмотром казны. Купцы же считали необходимым сосредоточить в своих руках всю торговлю и освободиться из-под гнета администрации. — Рассмотрите картину А.  М.  Васнецова «Базар. XVII век». Вопросы 1. Какие слова в тексте параграфа передают содержание картины? 2. Верно ли предположение о том, что торговые ряды в XVII в. можно было увидеть только в Москве? 3. Почему торговые ряды располагались, как правило, в центре города? С развитием внутренней и международной торговли от Персии до Швеции, от Сибири до Англии и Голландии, от Польши и ливонских городов до Китая выделяются «торговые люди», занятые исключительно скупкой и перепродажей товаров. Со второй половины XVII в. вместе с зависимой от казны торговлей развивалась и казенная промышленность. Начиная разговор о развитии отечественных мануфактур, необходимо вспомнить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Учащимся предлагается записать в  тетрадь определения понятий мелкотоварное производство, мануфактура. Некоторые мануфактуры XVII в. в России являлись довольно крупными предприятиями со значительным количеством работников, разнообразным техническим разделением труда. Одной из крупнейших русских мануфактур был Пушечный двор, возникший еще в конце XV  в. В 30-х гг. XVII в. на Пушечном дворе работало 100 чело- 114 век. В начале XVII  в. здесь было изготовлено первое в мире нарезное оружие  — бронзовая пищаль с десятью спиральными нарезами в канале ствола. В XVII  в. появились мануфактуры и вне Москвы  — в  районах Тулы, Каширы, Воронежа, Соликамска и т.  д. Всего же в XVII в. известно 65 мануфактур, занятых изготовлением железа, меди, стекла, бумаги, кожевенных, суконных и других изделий. Появились и частные мануфактуры, основанные главным образом купцами. Был небольшой опыт сотрудничества с иностранцами (см. карту в учебнике). Задания 1. Изучите в параграфе пункт «Ремесленное производство и появление мануфактур». 2. Сравните развитие ремесла в Европе и России. Выделите сходства и отличия. Ответ представьте в виде таблицы. Во второй половине XVII в. широкое распространение получает ученичество из-за наплыва в Москву специалистов из Польши и Западной Европы. Мальчиков учили торговле, пушному делу, грамоте, ле́карству, девочек  — шить, вышивать золотом. Между мастером и учеником заключался договор. Если мастер злоупотреблял «поучениями», можно было подать на него в суд. Но и ученики «сносили» от хозяина добро, а сами убегали. Купцы использовали как крепостной, так и наемный труд. В середине XVII в. в результате тяжелого положения задавленных налогами людей наблюдался огромный поток беглых из центральных районов на окраины. Они в принципе могли стать наемными работниками, но в основном российская промышленность основывалась на подневольном труде. Учитель отмечает, что главной особенностью развития торговли в XVII в. стало формирование всероссийского рынка. Вопросы и задания 1. Дайте определение термина всероссийский рынок, запишите определение в тетрадь. 2. Подтвердите словами из текста параграфа то, что в стране формировался всероссийский рынок. 3. Почему именно Москва оставалась центром торговли? Свой ответ аргументируйте. 4. Назовите крупные торговые центры. Какие меры были приняты для стимулирования торговли? 5. Охарактеризуйте направления внешней торговли. 115 6. Укажите города, ставшие центрами развития мануфактур. Назовите их специализацию. Из царского указа 1649 г. о запрете торговли англичан в России: «Великому государю нашему ведомо учинилось, что англичане всею землею учинили злое дело: государя своего Карлуса короля убили до смерти. За такое злое дело вам в Московском государстве быть не довелось». Вопрос и задание 1. Вспомните из курса Всеобщей истории, за что был казнен Карл I. 2. Почему русский царь пошел на крайние меры по отношению к английским купцам? — Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте. Что возродило Россию после Смутного времени — войны или развитие ремесла, торговли, освоение новых земель? А. Россию возродила активная внешняя политика, войны способствовали расширению территории государства, поддерживали развитие хозяйственной жизни страны. Б. Стремление народа к мирной жизни после Смуты позволило России подняться на новый уровень развития  — дойти до Дальнего Востока и Тихого океана, создать всероссийский рынок, начать строительство первых мануфактур. В. Возрождение России связано с укреплением царской власти, она указывала народу, когда воевать и где торговать, общество слушалось власть и добивалось успеха. — Обратимся к вашим ответам на главный вопрос урока. У кого были правильные версии? Оцените их.

Применение новогоз нания

Класс делится на 6 групп, каждая группа получает задание, выполняет его и озвучивает.

 Вопросы и задания

 1. Каких крестьян называли бобылями? Докажите, что хозяйственное разорение могло привести к ослаблению власти. 2. Какое значение для стабилизации экономического положения страны имело внедрение в сельское хозяйство трехполья и развитие хозяйственной специализации? По- 116 кажите на карте районы товарного производства хлеба, льна и конопли, пушного промысла, кочевого скотоводства. 3. Вспомните определение понятия «натуральное хозяйство». Дайте характеристику мелкотоварного производства. Сделайте вывод, в чем отличие товарного хозяйства от натурального. 4. Покажите на карте районы, специализирующиеся на производстве полотна, железа, добыче соли, поташа. Как вы думаете, почему использование наемного труда приносило ремесленникам больше выгод, чем занятие личным трудом? 5. В чем отличие мануфактуры от ремесленной мастерской? Покажите на карте районы, где возникли первые казенные и частные мануфактуры. Назовите имена первых крупных российских промышленников. 6. Какие явления в развитии российской экономики в  XVII  в. позволяют ученым делать вывод о формировании всероссийского рынка? С какой целью были приняты Таможенный устав (1653) и Новоторговый устав (1667)? Почему Россия отставала в торговом развитии от западных стран? Покажите на карте города, которые появились в XVII в. Домашнее задание: § 16 учебника, рубрика «Вопросы и задания». Выполнить задание в рабочей тетради (по выбору учителя или учащихся). Подготовить проект на тему «Новые черты в развитии экономики России после Смуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Открытый урок по истории "Пётр I - первый российский император"

Открытый урок по истории России для  учащихся 8 клааса ОУ для детей с нарушением интеллектуального развития...