Алекса́ндр Иса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын
презентация к уроку по истории (9 класс)

Кузнецова Мария Александровна

(11 декабря 1918, Кисловодск, Терская область, РСФСР— 3 августа 2008, Москва, Россия) — русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Академик РАН по Отделению историко-филологических наук (1997). В течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступал против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

 

Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими художественно-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.

Во время войны

С началом Великой Отечественной войны Солженицын не был сразу мобилизован. Активно добивался призыва на фронт. В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван Морозовским районным военным комиссариатом и определён ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальён).

Добивался направления в военное училище, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск в запасной артиллерийский разведывательный полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.В действующей армии с марта 1943 года. Служил командиром 2-й батареи звуковой разведки 794-го отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 44-й пушечной артиллерийской бригады  63-й армии на Центральном и Брянском фронтах.Приказом Военного совета 63-й армии 10 августа 1943 года лейтенант Солженицын награждён орденом Отечественной войны 2-й степени С весны 1944 года командир батареи звуковой разведки 68-й Севско-Речицкой пушечной артиллерийской бригады 48-й армии 2-го Белорусского фронта. Боевой путь — от Орла до Восточной Пруссии[К 10].С 7 мая 1944 года — капитан:906.Приказом по 68-й  8 июля 1944 года был награждён орденом Красной Звезды за звуковое обнаружение двух неприятельских батарей и корректировку огня по ним, что привело к подавлению их огня.На фронте, несмотря на запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алекса́ндр Иса́евич ( Исаакиевич ) Солжени́цын

Слайд 2

(11 декабря 1918, Кисловодск, Терская область, РСФСР— 3 августа 2008, Москва, Россия) — русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Академик РАН по Отделению историко-филологических наук (1997 ). В течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступал против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими художественно-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.

Слайд 3

Во время войны С началом Великой Отечественной войны Солженицын не был сразу мобилизован. Активно добивался призыва на фронт. В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван Морозовским районным военным комиссариатом и определён ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальён ). Добивался направления в военное училище, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск в запасной артиллерийский разведывательный полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.В действующей армии с марта 1943 года. Служил командиром 2-й батареи звуковой разведки 794-го отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 44-й пушечной артиллерийской бригады 63-й армии на Центральном и Брянском фронтах.Приказом Военного совета 63-й армии 10 августа 1943 года лейтенант Солженицын награждён орденом Отечественной войны 2-й степени С весны 1944 года командир батареи звуковой разведки 68-й Севско-Речицкой пушечной артиллерийской бригады 48-й армии 2-го Белорусского фронта. Боевой путь — от Орла до Восточной Пруссии[К 10].С 7 мая 1944 года — капитан:906.Приказом по 68-й 8 июля 1944 года был награждён орденом Красной Звезды за звуковое обнаружение двух неприятельских батарей и корректировку огня по ним, что привело к подавлению их огня.На фронте, несмотря на запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии.

Слайд 4

восстановления так называемых «ленинских» норм . Письма вызвали подозрение военной цензуры. 2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 заместителя начальника Главного управления контрразведки « Смерш » НКО СССР генерал-лейтенанта Бабича о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву. 3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело. 9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму. Допросы продолжались с Арест и приговор На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину; в письмах старому другу Николаю Виткевичу ругательно высказывался о « Пахане », под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для 20 февраля по 25 мая 1945 года. 6 июня начальником 3-го отделения XI отдела 2-го управления полковником Иткиным, его заместителем подполковником Рублёвым и следователем Езеповым составлено обвинительное заключение, которое было 8 июня утверждено комиссаром госбезопасности 3-го ранга Федотовым. 7 июля Солженицын заочно приговорён Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения).

Слайд 5

Освобождение и ссылка Освобождён 13 февраля 1953 года. В заключении Солженицын полностью разочаровался в марксизме, со временем склонился к православно -патриотическим идеям. Уже в «шарашке» снова стал писать, в Экибастузе сочинял стихотворения, поэмы и пьесы в стихах и заучивал их наизусть.После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» . Работал учителем математики и физики в 8—10-м классах местной средней школы имени Кирова.К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 года он был направлен в Ташкент на лечение, в марте выписан со значительным улучшением. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955 года. В ссылке написал пьесу «Республика Труда », роман «В круге первом» очерк « Протеревши глаза». В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления ».Бюст возле школы в МезиновскомВ августе 1956 года возвратился из ссылки в Центральную Россию. Жил в деревне Мильцево (почтовое отделение Торфопродукт Курловского района (ныне Гусь-Хрустальный район) Владимирской области), преподавал математику и электротехнику в 8—10 классах Мезиновской средней школы. Тогда же встретился со своей бывшей женой, которая окончательно вернулась к нему в ноябре 1956 года . Жизнь Солженицына во Владимирской области нашла отражение в рассказе « Матрёнин двор ».6 февраля 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын реабилитирован. С июля 1957 г

Слайд 6

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»

Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятел...

Алексей Константинович Толстой.

Презентация к уроку литературы в 7 классе....

Алексей Скурлатов - человек -легенда.

Классный час для учащихся среднего звена. Алексей Иванович Скурлатов - человек -легенда. Он стал прототипом известного памятника "Алеша" в Болгарии. Краткий рассказ об этом человеке сопровождают слайд...

Презентация "Алексей Хлобыстов" - Всероссийская патриотическая акция "Платок Памяти", посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне

Презентация и выступление в рамках школьного этапа Всероссийской патриотической акции "Платок Памяти", посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне. Апрель 2013...

презентация по теме: "Алексей Фаворский"

Деятельность учённого - химика в годы ВОВ....

Тишайший царь Алексей Михайлович

Презентация раскрывает вопросы внутренней и внешней политики Алексея Михайловича Романова, может быть использована как сопровождение объяснения нового материала, так и на повторительно- обобщающих ...

Презентация ученика по теме "Семья" Автор Шипицын Алексей 5г класс МБОУ СОШ №13 г. Сургут

Что может быть семьи дороже?Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! О...