Рабочая программа по истории - 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Мурукова Валерия Валерьевна

История России. Всеобщая история. 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10_ist.docx367.47 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\ОБР НАДЗОР\титутлки скан\2019-12-25 019.jpg

Пояснительная записка                                                                                                                                

              Преподавание истории в 2019 – 2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  • Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 о федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего,  основного общего, среднего общего образования.

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории,

Данная программа предполагает изучение истории в 10 классе в форме интегрированного курса, включающего в себя синхронизацию исторических событий всемирной истории и истории России.

Выбор данной программы обусловлен тем, что прибывающие в школу учащиеся имеют различный уровень подготовки и обученности.

В настоящее время историческому образованию устанавливается социальный заказ в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

• нация ― государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смысле), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;

 • национальное государство ― государство с общей центральной властью,  единой хозяйственно-экономической системой, территорией, историко-культурными ценностями жителей страны; • национальное самосознание (идентичность) ― разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые духовные ценности и общая историческая судьба;

• формирование национальной идентичности ― формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

• патриотизм ― чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

• гражданское общество ― общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

• многообразие культур и народов ― культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

• межэтнический мир и согласие ― единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

• социализация ― усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

• развитие ― процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, интеллектуальной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

• воспитание ― педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

• национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций; • базовые национальные ценности ― основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

 • духовно-нравственное развитие личности ― осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России ― педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Изучение Истории России предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов действия и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объекта.

Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность  учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, карта и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (от текста в таблицу и т.п.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных, конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

В современных условиях возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе объективному оцениванию своих учебных достижений, поведении, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанию определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Цели и задачи учебного предмета

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

В старшей школе основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» являются:  

- формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире, овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;  

- формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;  

- овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

- овладение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

- формирование умений оценивать различные исторические версии. Особенностями курса «История России», изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне является то, что приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.

В рабочей  программе устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени для 10 класса

Количество часов: в неделю -2час; в год – 70 часов.

По учебному плану: в неделю - 2 час; в год – 70 часов

Место учебного предмета «История» в базисном учебном плане.

        Предмет «История» изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объеме — 70 часа в год, по 2 часа в неделю.

Учебно-методический комплекс

  1. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 10 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.
  2. История России, 10 класс.. Борисов Н.С., Левандовский А.А. в двух частях, Москва, Просвещение, 2015.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
  • понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
  • уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
  • готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.

Метапредметные результаты

  • организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
  • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
  • осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете;
  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
  • владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
  • представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета "История" на уровне среднего общего образования.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • представлять культурное наследие России и других стран;
  • работать с историческими документами;
  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
  • критически анализировать информацию из различных источников;
  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
  • читать легенду исторической карты;
  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
  • оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
  • определять место и время создания исторических документов;
  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
  • применять полученные знания при анализе современной политики России;
  • владеть элементами проектной деятельности.

Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной  аттестации.

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся используются виды контроля: поурочный и тематический

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.

Для осуществления контроля используются различные виды учебных работ, методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках,  собеседования, дидактические тесты, тесты и задания в формате ОГЭ, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, лабораторные (работа с документами и т.п.) и практические работы (с картой, учебником, иллюстрацией, диаграммой и др., составление плана, таблицы), рефераты, учебно-исследовательские проекты и др.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту школы.

Критерии и нормы оценки  устных и письменных ответов

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. 

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. 

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал.

Тестирование:

Оценка  3        Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

Оценка  4        Выполнено не менее 75 % предложенных заданий

Оценка  5        Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.

В рабочей  программе устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени для 10 классов:

Классы

Объем учебного времени

ИСТОРИЯ

России

Всеобщая

10

70 ч

История России

(с древнейших времен до конца XIX в.) –

42ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до конца XIX в.) – 28ч

II. Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Вводная часть

1

Тема 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв.

7

Исторические корни славян. Восточные славяне в VII-IX вв.

1

Киевская Русь

2

Культура Киевской Руси

1

Политическая раздробленность на Руси

1

Культура Руси IX-XIII вв.

1

Монголо-татарское нашествие. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.

1

Тема 6. Образование единого Русского государства

3

Возвышение Москвы

1

Образование единого Русского государства

1

Русская культура XIV-XV вв.

1

Тема 7. Россия в XVI – XVII вв.

7

Россия в XVI веке

2

Смутное время

1

Россия после Смуты. Первые Романовы

1

Внешняя политика России в XVII веке

1

Русская культура XVI-XVII вв.

1

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVII  ВЕКА»

1

Тема 8. Западная Европа: на пути к Новому времени

1

(Ви) Новое время: проблемы периодизации. Возрождение как культурно-историческая эпоха

1

Тема 9. Экономика и общество в мировом измерении

4

(Ви) Возникновение мирового рынка

1

(Ви) Общество и экономика «старого порядка»

1

(Ви) Промышленная революция

1

(Ви) Индустриальное общество

1

Тема 10. Духовная жизнь общества

3

(Ви) Религия и церковь в начале Нового времени

1

(Ви) Наука и общественно-политическая мысль XVII-XIX вв.

1

(Ви) Художественная культура XVII-XIX вв.

1

Тема 11. Политические отношения на Западе и Востоке

3

(Ви) Государство на Западе и Востоке

1

(Ви) Политические революции XVII- XVIII вв.

1

(Ви) Становление либеральной демократии

1

Тема 12. Международные отношения эпохи позднего Нового времени

2

(Ви) Встреча миров. Европейское равновесие XVII-XVIII вв.

1

(Ви) Конфликты и противоречия XIX в.

1

Тема 13. Россия в эпоху Петра Великого

4

Начало правления и реформ Петра I

2

Внешняя политика Петра I

1

«Культурная революция» в России в начале XVIII в.

1

Тема 14. Россия в середине и второй половине XVIII века

5

Эпоха дворцовых переворотов

1

Внутренняя политика Екатерины II

1

Внешняя политика России в XVIII веке

1

Царствование Павла I

1

Русская культура XVIII века

1

Тема 15. Россия в первой половине XIX века

8

Экономическое и социальное развитие России в XVIII- первой половине XIX века

1

Реформы Александра I

1

Борьба с Наполеоном

1

Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов

1

Внутренняя политика Николая I

1

Внешняя политика России во второй четверти XIX века

1

Общественное движение в годы царствования Николая I

1

Русская культура в первой половине XIX века

1

Тема 16. Россия во второй половине XIX века

5

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г.

1

Реформы 60-70 гг. XIX века

1

Социально-экономическое развитие России после реформ

1

Общество и власть во второй половине 50-х-начале 80-х годов. Русская культура второй половины XIX века

1

Правление Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века

1

(Ви) Основные итоги мировой истории к концу XIX века

1

Всего часов

70

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Оборудование, основные понятия и термины

Домашнее задание

Кол-во часов

Дата

план

факт

Вводная часть

1

Тема 4. Введение. История России – часть всемирной истории

1

История России – часть Всемирной истории. Своеобразие российской цивилизации

Всемирная история, региональная история, исторические источники.

Чит. с. 5-15, выписать факторы развития России

1

Тема 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв.

7

Исторические корни славян. Восточные славяне в VII-IX вв.

Индоевропейцы, праславяне, миграция, колонизация, вече, каганат

§1, с. 13-20, в.1,4 письм. на с. 20

1

03.09

Киевская Русь

Государство, князь, дружина, бояре, варяги, дань, урок, погост, реформа, полюдье

§2-3, с.23-41, в.1,5 п. на с. 42

2

07.09

Культура Киевской Руси

§4, с.43-54, в.1,4

1

10.09

Политическая раздробленность на Руси

Усобица, Русская Правда, вотчина, смерд, холоп, лествица

§5-6,с. 56-70, в.5 (план)

1

14.09

Культура Руси IX-XIII вв.

Удел, съезд, патриотизм, летопись, былина

§7, с. 70-84, в.4,6 письм.

1

17.09

Монголо-татарское нашествие. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.

Иго, ордынский выход, баскак, ярлык, резиденция, кипчаки

§8, с. 85-102, в.3 письм.

1

21.09

Тема 6. Образование единого Русского государства

3

Возвышение Москвы

Земский собор, приказы, централизован-ное государство, сословно-представительная монархия.

§9-10, с. 103−124, в.4 письм.

1

24.09

Образование единого Русского государства

Дворяне, стрелецкое войско, заповедные лета

§11-12, с.126−146, в.3,5 письм. на с.147

1

28.09

Русская культура XIV-XV вв.

Кафтан, полати

§13, с.147−158, в.3,6 письм.

1

01.10

Тема 7. Россия в XVI – XVII вв.

7

Россия в XVI веке

Земский собор, приказы, централизованное государство, сословно-представительная монархия. опричнина, террор

§14−15, с.159−181, в.9 письм. на стр.182

2

05.10

Смутное время

Митрополит, авторитет, соперничество

§17−18, с.192−214, в.4 (группы) письм.

1

12.10

Россия после Смуты. Первые Романовы

Служилые люди, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло. Юрьев день

§19, с.216−231, в.4,7 письм.

1

15.10

Внешняя политика России в XVII веке

§20, с.231−241, в.6 (план)

1

19.10

Русская культура XVI-XVII вв.

Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания

§16, с.185−192, в.4,6 письм., §21, с.241−255, в.4 письм.

1

22.10

Второе полугодие

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVII  ВЕКА»

-

Обзорное рассмотрение

§1-16

1

26.10

Тема Россия в эпоху Петра Великого

4

Начало правления и реформ Петра I

Немецкая слобода, Великое посольство, стрелецкий бунт. Сенат, коллегии, император

§1, с.8−13, в.4,5 письм.

§2, с.14−22, в.5,6 письм.

2

05.11

09.11

Внешняя политика Петра I

Рекрутский набор, регулярная армия,

§3, с.25−32, в.7 письм.

1

12.11

«Культурная революция» в России в начале XVIII в.

Ассамблеи, кунсткамера

§4, с.32−40, в.2 на стр.42 письм.

1

16.11

Тема 14. Россия в середине и второй половине XVIII века

5

Эпоха дворцовых переворотов

Верховный тайный совет, кондиции, кабинет министров, бироновщина,

§5, с. 44−54, в.3,7 письм.

1

19.11

Просвещенный абсолютизм

Екатерины II

Социальная политика Екатерина Второй

Просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, жалованные грамоты,

§6, с.56−63, в.8 письм.

§7, с.65−73, в.7 письм. (эссе)

1

23.11

26.11

Внешняя политика  России в XVIII веке

Антифранцузские коалиции,

Новороссия

§8, с.75−83, в.6 + вопросы к док−ту на с.85 письм.

1

30.11

Царствование Павла I

Заговор

§9, с.85−89, в.5 + в.3 к док−ту на стр. 91

1

03.12

Русская культура XVIII века

«Золотой век» русской культуры

§10, с. 91−102, в.5 письм.

1

07.12

Тема 15. Россия в первой половине XIX века

8

Экономическое и социальное развитие России в XVIII- первой половине XIX века

Крепостная система, рыночные отношения,

§11, с.107−113, в.3,9 письм.

1

10.12

Реформы Александра I

Министерская реформа, система народного просвещения, «План государственных преобразований»,

§12, с.115−122, в.2,10 письм.

1

14.12

Борьба с Наполеоном

Континентальная блокада, Великая армия, Отечественная война, маневр, партизанское движение,

§13, с.122−131, в.6 + к док−ту письм.

1

17.12

Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов Внутренняя политика Николая I и Внешняя политика России во второй четверти XIX века

Конституция, реакция, военные поселения

Кодификация законов

 Восточный вопрос, мюридизм

§14, с.133−140, в.1 письм

§15, с.143−150, в.7 письм.

1

24.12

24.12

Контрольная работа по теме: «Россия во второй половине 18 первой половине 19 века»

28.12

Общественное движение в годы царствования

Николая I

Западники и славянофилы, национальное самосознание

§17,с.161−168, в.5,6 письм.

1

14.01

Русская культура в первой половине XIX века

§18, с.170−182, в.1 письм. + в.6 на стр.183 письм.

1

18.01

Тема 16. Россия во второй половине XIX века

5

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г.

Выкупные операции, выкупные платежи, надел, отрезки, временнообя-занные

§19, с.186−191, в.6 (без табл.), 7 письм.

1

21.01

Реформы 60-70 гг. XIX века

Рабочее законодательст-во, земство, мировой суд, коронный суд, апелляция, всеобщая воинская повинность

§20, с.193−200, в.1,2 письм.

1

28.01

Социально-экономическое развитие России после реформ

Отработка, община, рабочий вопрос

§21, с.201−209, в.5,9 письм.

1

25.01

Общество и власть во второй половине 50-х-начале 80-х годов.

Русская культура второй половины XIX века

Разночинная интеллигенция, ишутинцы, нечаевщина, народничество, «Хождение в народ», индивидуальный террор,  цареубийство, контрреформы, марксистское движение, либеральное народничество. Классические гимназии и реальные училища

§22, с.211 – 216, вопрос 5

§23, с.217 – 223, вопрос 4

§26

1

01.02

Противостояние власти и революционеров 70-80 годов 19 века

04.02

Правление Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века

Контрреформы, промышленный подъем

§24-25, с. 227-242, вопрос 4 (24) и 2 (25)

1

08.02

Внешняя политика России 2 половины 19 века. Культура России 2 половины 19 века. Урок систематизации и обобщения.

-

-

1

11.02

Урок систематизации и обобщения на тему: «Россия во второй половине 19 века»

15.02

Тема раздела,  урока.

Кол-во

часов

Тип урока

Основное содержание.

Основные результаты деятельности (на уровне учебных действий).

Учебник

Всеобщая

история

План

Тема 1. Россия и мир в Первой мировой войне  – 16 ч.

Мир накануне Первой мировой войны.

1

Комбинированный урок

Карта мира к 1914 г. Социально-экономическое и политическое развитие стран мира к началу Первой  мировой войны.

Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения.

Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами. Использовать карту как исторический источник.

§ 1

18.02

Новый империализм . Происхождение Первой мировой войны.

2

Изучение нового материала

Характерные черты «нового империализма». Протекционизм. Смена военно-политических союзов: Антанта и Тройственный союз

Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма».

Показывать на карте и комментировать состав и территории военно-политических блоков. Рассказывать о предпосылках Первой мировой войны.

§ 2

22.02

Россия и мир накануне

Первой мировой войны.

2

Изучение нового материала

Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружения. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.

Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Актуализировать знания из курса Всеобщей истории.

Систематизировать информацию в виде плана. Выстраивать логическую цепочку рассуждений. Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами. Использовать карту как исторический источник.

22.02

Первая мировая война. 1914-1918 гг.

2

Изучение нового материала

Июльский кризис. Цели и планы главных участников войны. Начало войны. Важнейшие  сухопутные и морские сражения Первой мировой войны. Итоги военных компаний за 1914, 1915, 1916 годы.  Особенности военных действий в 1917 г. Причины поражения Германии и ее союзников.

Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников.

Объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны.

 Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала.

25.02

Версальско–Вашингтонская система.

2

Изучение нового материала.

Парижская мирная конференция. Территориальные изменения. Лига Наций. Вашингтонская конференция. Причины неизбежного краха Версальско–Вашингтонской системы.

Анализировать основные условия Версальско-Вашингтонской системы. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала. Показывать и объяснять на карте территориальные изменения в мире после войны.

07.03

Тема 3. Мир в 1920-1930 –е годы – 11 ч.

Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия.

2

Изучение нового материала

Особенности экономического восстановления в 1920-е гг. План Дауэса. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920 е гг. США: процветание по-американски. Германия-кризис Веймарской республики. Великобритания – коалиционные правительства.

Называть причины быстрого роста экономики США. Характеризовать международные отношения в

1920-е гг. Сравнивать развитие Великобритании, Германии,

Франции, США в 1920-е гг.

Готовить сообщения (с помощью Интернета).

§ 6

10.03

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. «Великая депрессия» .

1

Изучение нового материала

Особенности мирового экономического кризиса.1929-1933 г.Социальные последствия кризиса. причины экономического кризиса. Пути выхода из кризиса.

Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. Характеризовать авторитарные режимы и их особенности.

§7

14.03

Страны Запада в 1930-е гг США: «новый курс»  Ф. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство»

2

Изучение нового материала

Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Гувера. «Новый курс» Ф.Рузвельта.. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США. Великобритания: «национальное правительство» Экономическая политика. Внешняя политика. Великобритании.

Называть особенности кризиса в США. Раскрывать суть «нового курса» Ф. Рузвельта. Характеризовать социальные реформы «нового курса». Сравнивать экономическую политику Англии и США

в период кризиса. Анализировать внешнюю политику Великобритании

в 1930-е гг.

§8

17.03

Нарастание агрессии в мире. Фашистский режим в Италии.

Установление нацистской диктатуры в Германии.

2

Изучение нового материала

.Италия: фашизм и корпоративизм. Внешняя политика Италии..Германия в 1930- е гг.: нацизм и тоталитарная диктатура. Милитаризация экономики. Внешняя политика Германии.

Объяснять причины установления тоталитарного режима в Италии.

Объяснять, почему Италия стала первой страной Европы, где утвердился фашизм; причины установления тоталитарной диктатуры в Германии. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Германии. Характеризовать особенности фашизма и национал-социализма.

 

§9

31.03

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании.

Гражданская война в Испании.

1

Изучение нового материала

Франция в 1930- гг.: политическая неустойчивость. Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта. Испания: республика и революция. Гражданская война 1936-1939 гг.Испанский фашизм. Особенности франкизма.

Характеризовать политическое и экономическое положение Франции в условиях кризиса. Приводить примеры, свидетельствующие об угрозе фашизма во Франции. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Испании.

§10

04.04

Международные отношения в 1930 – гг. Политика умиротворения агрессора.

2

Комбинированный урок

Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.

Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы договоров.

Характеризовать международную обстановку накануне войны. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е гг.Объяснять причины провала идеи коллективной безопасности.

§11

07.04

Восток в первой половине XX века.

1

Изучение нового материала

Традиции и модернизация. Япония. Китай. Индия.

 Объяснять, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920—1930-е гг. Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии. Раскрывать смысл понятия «гандизм». Выделять особенности общественного развития.

Объяснять сходство и различия в развитии стран континента.

§12

11.04

Тема 6. Вторая мировая война и Великая Отечественная война– 31 ч.

Вторая мировая война

3

Комбинированный урок

Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Боевые действия в Северной Африке.. Военные действия на других фронтах войны. Перл-Харбор и война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Движение Сопротивления. Завершающий этап Второй мировой войны. Крымская конференция. Берлинская конференция. Капитуляция Японии

Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне.

Называть периодизацию войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников, какие страны внесли наибольший вклад в победу.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

§ 13-14

14.04

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование

3

Комбинированный урок

Итоги Второй мировой войны. Последствия Второй мировой войны Мирное урегулирование.  Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.

Объяснять основные последствия войны для стран союзников, стран-агрессоров, всего мира. Оценивать итоги Нюрнбергского процесса.

§ 15

18.04

Контрольная работа по теме: «Межвоенный период. Вторая мировая война»

21.04

Соревнование социальных систем.

Начало Холодной войны.

Международные отношения в 1950-1980гг

Завершение эпохи индустриального общества.

Кризисы 1970-1980-х гг.

Экономическая и социальная политика.

Политическая борьба.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.

Страны Азии и Африкиэ

Китай. Индия. Япония.

3

Комбинированный урок

16-24

25.04

Современный мир.

Глобализация и новые вызовы 21 века.

Международные отношения в конце 20-21 вв.

3

Комбинированный урок

25-26

28.04

Завершение эпохи индустриального общества

02.05

Кризисы 1970-1980гг

05.05

Экономическая и социальная политика

12.05

Политическая борьба. Гражданское общество

16.05

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы

Планировать свою познавательную деятельность. Самостоятельно выполнять индивидуальную учебно-познавательную деятельность. Обосновывать свое мнение, раскрывать позицию на конкретных примерах. Оценивать результаты своей познавательной деятельности.

19.05

Страны Азии, Африки

23.05

Китай, Индия, Япония

26.05

Контрольная работа по теме: «Соревнование социальных систем. Современный мир»

1

30.05

VI. Используемый учебно-методический комплекс

  1. Борисов Н.С. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Н.С. Борисов; под ред. С.П. Карпова 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
  2. Левандовский А.А. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Левандовский; под ред. С.П. Карпова 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 254 с.
  3. Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс / Под ред. Чубарьяна А.О. 8-е изд. М.: Просвещение, 2013. – 367 с.  

VII. Список литературы:

  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М., 1991.
  2. Андриянов В. Косыгин. — М., 2003.
  3. Анисимов Е. Анна Иоанновна. — М., 2002.
  4. Анисимов Е. Елизавета Петровна, — М., 2002.
  5. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII— первой половине XIXвека. — М., 1994.
  6. Античные государства Северного Причерноморья. — М., 1984.
  7. Барг М.А.  Категории и методы исторической науки. — М., 1984.
  8. Боханов А.Н. Император Александр III. — М., 1998.
  9. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. — М., 1994.
  10. Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М., 1990.
  11. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. – М., 1988.
  12. Введение христианства на Руси. — М., 1987.
  13. Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М„ 1990.
  14. Горский А.А. Древнерусская дружина. — М., 1989.
  15. Горский А.А. Москва и Орда. — М., 2005.
  16. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. — М., 1992.
  17. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIVвв.). — М., 2001.
  18. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. — М., 1985.
  19. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-ХГУ вв. – М., 1985.
  20. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
  21. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1958.
  22. Захаров В.Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII—начале XIXв. - М., 2002.
  23. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
  24. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1960.
  25. Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982.
  26. Зимин А. А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.
  27. Каргалов В. В.   Монголо-татарское нашествие  на  Русь: XIII в. - М., 1966.
  28. Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1984.
  29. Кобрин В. Б.   Власть  и  собственность в средневековой Руси ХУ-ХУШ вв. - М., 1985.
  30. Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989
  31. Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2004.
  32. Культура России:  IX—XX вв.: учебное пособие.  — М., 1996.
  33. Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
  34. Кучкин В. А.  Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984.
  35. Левандовский А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. — М., 1990.
  36. Леонтович В. В. История либерализма в России:  1762— 1914 гг. – М., 1995.
  37. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. — М., 1987.
  38. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.
  39. Ляшенко Л.М. Революционные народники. — М., 1989.
  40. Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. — М., 1983.
  41. МанфредА. 3. Наполеон Бонапарт. — М., 1980.
  42. Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование. — М., 1994.
  43. Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII—начало XXIвека. — М., 2005.
  44. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.
  45. Миронов Б. Я.   Социальная история России.  В 2 т.  — СПб., 1999.
  46. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. — М., 1989.
  47. Молчанов Я. Я. Дипломатия Петра Первого. — М., 1984.
  48. Москва. Быт XIV—XIX веков. — М., 2005.
  49. Мыльников А. Петр III. — М., 2002.
  50. Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.
  51. Очерки русской культуры XIX в.: общественно-культурная среда, — М., 1998.—Т. 1.
  52. Павленко Н. И. Петр Великий. — М., 1990.
  53. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 1988.
  54. Панова В. Г., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. — М, 1990.
  55. Песков А. М. Павел I. — М, 2003.
  56. Победоносцев К. П.  Великая ложь нашего времени.  — М., 1993.
  57. Рапов О. М.  Русская церковь в IX—первой трети XII в.: принятие христианства. — М., 1988.
  58. Рассказы по истории Средних веков / под ред. А.А.Сванидзе. — М., 1996.
  59. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историкобы-товые очерки XI—XII Iвв. — Л., 1966.
  60. Российские консерваторы. — М., 1997.
  61. Российские самодержцы (1801-1917). — М., 1991.
  62. Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л., 1986.
  63. Румянцева М.Ф. Методология истории. — М., 2002.
  64. Русская художественная культура второй половины XIX в.: диалог с эпохой. — М., 1996.
  65. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIIIвв. - М., 1982.
  66. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
  67. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX—первая половина X в.). — М., 1980.
  68. Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982.
  69. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 1975.
  70. Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. — М., 2003.
  71. Скрынников Р. Г. Царство террора. — СПб., 1992.
  72. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. – первой половине I тысячелетия н.э. — М., 1993.
  73. Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIXвеке. – М., 1990.
  74. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. — М., 1956.
  75. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. — М., 1975.
  76. Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991.
  77. Томсинов В. А. Аракчеев. — М., 2003.
  78. Троцкий И. III Отделение при Николае I. — Л., 1990.
  79. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
  80. Федоров В. А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. — М, 1997.
  81. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. — Л., 1980.
  82. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.
  83. Христофоров И. А. «Аристократическая» оппозиция Великим реформам: конец 1850-х—середина 1870-х гг. — М., 2002.
  84. Цымбаев Н.И. Славянофильство. — М., 1986.
  85. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV—XV веках: очерки социально-экономической и политической истории Руси. — М., 1960.
  86. Что нужно знать о народах России: справочник. — М., 1999.
  87. Чулков Г. И.  Императоры: психологические портреты. — М., 1991.
  88. Энциклопедия купеческих родов. — М., 1995.

Образовательные инернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...