Методическая разработка урока "Развитие советской культуры (1945 – 1991 г.)"
методическая разработка по истории

Опацкая Алла Ивановна

Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОУД «История» и ориентирован на студентов II курса ГБПОУ СПО. Он является уроком открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Рассчитан на 90 минут и представляет собой теоретическое исследование темы, завершающееся практикумом.

Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам самостоятельно исследовать причины и особенности развития нескольких  отраслей советской культуры (образование, наука, кинематограф, спорт)

Разработка урока может быть полезна преподавателям системы СПО, т.к. даёт возможность реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода к процессу обучения.  Содержит задания, направленные на формирование универсальных учебных действий и способствует применению полученных знаний в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sovetskoy_kultury_1945-1991g.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»

Методическая разработка урока

 Развитие советской культуры

(1945 – 1991 г.)

Подготовила:

преподаватель высшей категории

Опацкая Алла Ивановна

Симферополь

2019

Аннотация.

Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины «История» и ориентирован на студентов II курса ГБПОУ СПО. Он является уроком открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Рассчитан на 90 минут и представляет собой теоретическое исследование темы, завершающееся практикумом.

Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам самостоятельно исследовать причины и особенности развития нескольких  отраслей советской культуры (образование, наука, кинематограф, спорт)

Разработка урока может быть полезна преподавателям системы СПО, т.к. даёт возможность реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода к процессу обучения.  Содержит задания, направленные на формирование универсальных учебных действий и способствует применению полученных знаний в повседневной жизни.

Цели:

  1. Совершенствовать ценностно-смысловую компетентность студентов в процессе анализа причин развития и состояния советской культуры 1945-1991 гг.
  2. Воспитывать активную позицию студентов в процессе постижения истории и своего места в ней. Мотивировать процесс непрерывного самообразования.

Ожидаемые результаты освоения темы.

Предметные:

  1. Студенты продолжат формирование умения применять исторические знания, проводя анализ исторического периода жизни страны по произведениям художественной культуры и фрагментам социального быта.

  1. Студенты усовершенствуют навык привлечения различных источников к осуществлению исторической реконструкции и проекции её в настоящее.

Метапредметные:

Студенты усовершенствуют умение самостоятельно и с помощью преподавателя осуществлять, контролировать и корректировать исследовательскую деятельность.

Личностные:

  1. Продолжится формирование мировоззрения, основанного на диалоге исторических эпох жизни страны и осознании собственного места в отечественной истории.

  1. Будет осуществляться саморазвитие и самовоспитание студентов в соответствии  с общечеловеческими культурными ценностями; их готовность и способность к нравственному выбору.

Технологическая карта

Тема:

Развитие советской культуры в 1945 – 1991 гг.

Группа:

Время:

90 минут

План:

1. Развитие советского образования и науки в послевоенные годы

2. «Оттепель» в художественной жизни страны

3. Советская культура в 1960-1980-е годы

Этапы урока:

I этап. Вводно-мотивационная часть

1.1 Орг.момент; актуализация ранее полученных знаний

1.2 Постановка цели и учебных задач

II этап. Собственно учебная деятельность

2.1  Изучение нового материала. Первичное восприятие нового.

2.2. Осмысление новых знаний и умений:  анализ видео-ролика. Соревнование малых групп, эвристическая беседа

2.3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на творческом уровне: практикум

III этап. Этап контроля и коррекции

3.1. Подведение итогов урока: рефлексия. (Чему научились? Что умеем? Как можно использовать полученные результаты?) 

3.2. Оценивание роботы группы и  отдельных студентов.

3.3. Инструктаж домашнего задания. Задание дифференциро-вано и  предполагает вариативность.

Характер учебной деятельности:

Личностно-ориентированное развивающее обучение

Тип урока

урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма урока:

комбинированный

Методы обучения:

Наглядно-индуктивный (частично-поисковый),  Наглядно-дедуктивный, Словесно-индуктивный. Постановка и решение проблемных вопросов

Форма организа-ции деятельности студентов:

Работа в малых группах; обсуждение; решение познавательных задач; индивидуальная работа с информацией различной модальности для закрепления учебного материала

Приёмы деятельности учителя:  

Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций  для решения познавательных задач, организация обсуждений мнений.

Развитие  УУД студентов:

работа с информационными источниками различной модальности; формулирование выводов и собственной точки зрения, умение определить причинно-следственные связи 

Оборудование:

Мультимедийный комплект для демонстрации заданий практикума

Домашнее задание:

Контрольные вопросы №2 и №4 учебника (§31). Познавательное задание: Почему «Стадион моей мечты» называют «Вся мощь СССР в одной песне»?

Сделать вывод из анализа статистики олимпийских медальных зачётов СССР и США в промежутке между 1952 и 1992 годами

Учебно-методическое обеспечение урока:

1.Учебник  В.В. Артёмов, Ю.Н.Лубченков История(для всех специальностей СПО)  М. Издательский центр «Академия». 2015.

2. Задания для практикума.

3. Видео «Реформа образования»

ОПИСАНИЕ  ХОДА  УРОКА

  1. Организационный момент. Задать тон урока. Создать моральный настрой.
  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.

Вызов: Чем, по вашему мнению, культура и культурная политика СССР были больше всего не похожи на культуру современной Российской Федерации?

Формулируя ответ, составьте для себя определение культуры.

3. Запись темы и Постановка задач урока.  Самостоятельно осуществляется сту-дентами. Преподаватель корректирует выбор ожидаемых результатов урока  (Что узнаете? Чему научитесь? Как сможете применить полученные знания?)

4. Изучение нового материала. Первичное восприятие нового.

Форма работы: Осмысление вариантов решения проблемного вопроса. Составление конспекта.

Культура – это процесс и результат творческой деятельности общества и человека. Которые ориентированы на приумножение в мире добра, истины, красоты.

Культура – это условие свободы человека; это средство установления взаимопонимания между людьми; это средство превращения индивидов в общество.

В отличие от советского времени, в современной РФ:

  1. Развитие культуры освобождено от обязательных идеологических рамок. Не существует государственной идеологической цензуры.
  2. Государство, прекратившее контролировать и направлять процесс научного и художественного творчества, прекратило поставлять деятелям культуры социальные заказы  и обеспечивать их выполнение.
  3. Превратив непроизводственную деятельность в категорию «услуг» и переведя процесс творчества на самофинансирование, государство лишило работников науки, образования, искусства многих, существовавших ранее форм социального одобрения и престижа. А поскольку в современном обществе честь, уважение, сострадание не в цене, то имеем соответствующее качество «услуг»

В СССР послевоенных лет наука и образование получали от власти трудящихся до 8 % средств государственного бюджета на выполнение поставленных задач и в итоге избавили человечество от потенциального превращения «Холодной войны» в третью мировую. В 1999г. на науку и образование РФ ежегодно расходовала 0,4% государственного бюджета и в итоге получила потерю экономической независимости страны, ежегодную смертность 1% населения, массовую миграцию талантов и целое поколение слабо-воспитанных и невостребованных людей.

5. Осмысление новых знаний и умений 

Форма работы: анализ видео-ролика Константина Сёмина  «Реформа образования»    https://www.youtube.com/watch?v=zsOZ1F0NX4o

Вопросы:

  1. Как напрямую связаны успехи в «Холодной войне» и качество школьного образования в СССР?
  2. Какой процент мировых изобретений принадлежал СССР?

Рефлексия.

Преподаватель:

Для страны, победившей фашизм, и втянутой в «Холодную войну», понятно усердие довоенных «двоечников», которые в 1950-е годы стали учиться не хуже довоенных «хорошистов». Тогда, в 1950-1960-е годы, количество общеобразовательных школ увеличилось в 2 раза. Количество заочников в ВУЗах – в 3,5 раз. На вечерних отделениях стало учиться в 11 раз больше студентов.

Государство трудящихся не жалело средств на строительство новых образовательных учреждений, на повышение заработных плат учителей и преподавателей, на оснащение школ и ВУЗов самым современным оборудованием и учебными пособиями.

С 1956г. советская школа не только общеобразовательная, но и политехническая, трудовая. Это признание аксиомы - невозможно стать совершенным человеком без прочных навыков осознанного общественно-полезного труда. В начальных классах советских школ появились обязательные уроки труда. В средней школе – практические занятия в мастерских и на учебных опытных участках. В старших классах  - производственная практика на предприятиях.

С 1958г. вводилось обязательное 8-летнее образование. Фабрично-заводские училища и школы трудовых резервов были превращены в городские и сельские профессионально-технические училища с двухлетним сроком обучения. Овладение профессией и стаж работы по профессии давали выпускникам ПТУ преимущественное право на поступление в профильный ВУЗ.

Если в Российской империи в начале ХХ в. трудилось 11,6 тыс. учёных, то к 1975г.их число увеличилось в 100 раз и составило 25% научных работников всего мира.

На прошлой неделе (март 2019г.) скончался советский лауреат Нобелевской премии по физике, депутат Государственной Думы РФ Жорес Иванович Алфёров. В конце 1950-х гг. он разработал первые отечественные полу-проводниковые приборы, в т.ч. полу-проводниковый лазер. Без открытий Ж.Алфёрова невозможна была бы современная оптико-волоконная связь, т.е. функционирование смартфонов и проигрывание компакт-дисков. Благодаря открытиям Ж.Алфёрова в области свето-диодов и фото-диодов, сделанным в 1970-е годы, человечество может извлекать энергию из солнечного света. Если  у мира отобрать открытия Алфёрова, современная цивилизация рухнет.

Форма работы: соревнование малых групп с использованием информации предварительного домашнего задания.

Задание: Назовите как можно больше достижений советской науки 1945-1991 гг. в четырёх отраслях: 1. Компьютеры и мобильная связь; 2. Космонавтика; 3. Военная техника; 4. Гражданский транспорт.

Критерии оценки групп: 3  более достижений по каждой отрасли – 5 баллов;

                                           2  достижения по каждой отрасли – 4 балла;

                                           1 достижение по каждой отрасли – 3 балла.

Приложение №1 содержит перечень достижений советской науки, представленный победителями соревнования.

Форма работы: эвристическая беседа

Художественная культура СССР эпохи «оттепели» прекрасно передаёт атмосферу свободы, радости от стремительных перемен в качестве жизни, энтузиазм строителей коммунизма, в котором не останется безнравственности, любых форм эксплуатации и  эгоизма, стяжательства и бездуховности. Эталоном и камертоном воспитания советских людей с 1961г. являлся «Моральный кодекс строителя коммунизма», включенный в Программу КПСС.

Приложение 2.  «Моральный кодекс строителя коммунизма»

Задание: Проанализируйте текст «Морального кодекса строителя коммунизма» и  приведите известные вам примеры поступков советских людей, отвечающих такому Кодексу.

Молодых, задиристых, новаторских авторов произведений советского искусства того времени называют «шестидесятниками». В отличие от творчества многих современных молодых авторов, в стихах, фильмах, песнях шестидесятников не было нигилизма и эсхатологических настроений. Оно не было протестным и не было декадентским.

Задание: поясните значение метафоры «Они были телами в поисках душ», проанализировав цитату: «Мы хотели рисовать, но не только портреты Ленина, мы  желали писать стихи, но не только о мире во всём мире, мы стремились к исследованиям, а не следованиям указаниям. И мы хотели строить коммунизм, будучи телами в поисках душ»

В период «оттепели» социалистическое государство создало специальные кино-теле-радио-студии и новые периодические издания с многомиллионными тиражами специально для молодёжи. Среди них были журналы «Юность», «Ровесник», «Техника-молодёжи», «Знание – сила», «Студенческий меридиан». Книжное издательство «Молодая гвардия». Киностудия им. М.Горького для детей и юношества.

Партия обратилась к творческой молодёжи с призывом критически осмыслить проблемы, встречающиеся в социалистической действительности. Не создавать художественных коллизий по принципу «хорошее борется с лучшим» и не выступать в роли обличителей, а раскрывать в своём творчестве состояние души человека, столкнувшегося с проблемой и решающего проблему. Государство способствовало своим гражданам в избавлении от стереотипов и комплексов, в приумножении искренности и красоты в мире.

Шестидесятники, как и подавляющее большинство советских людей 1960-1970-х годов, стремились усовершенствовать социалистическую действительность, а не бороться с ней.

Задание: приведите примеры.

Форма работы: соревнование малых групп без использования предварительно подготовленной информации.

Задание: назовите как можно больше фильмов, снятых в СССР режиссёрами: Георгием Данелия  (1-му ряду), Марком Захаровым (2-му ряду), Леонидом Гайдаем  (3-му ряду)

Проблемное задание: Почему эти фильмы продолжают нравиться людям всех поколений даже сейчас, спустя много десятилетий после их появления?

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на творческом уровне.

Форма работы: практикум

ЗАДАНИЕ: Посмотрите и  послушайте музыкальные фрагменты советских фильмов и ответьте на вопросы.

1.Почему песенное творчество Владимира Высоцкого пользовалось в СССР всенародной любовью?

2.С какой целью существовал государственный заказ на возвеличивание чувств героев советских фильмов и художественные советы не допускали изображения пошлости?

3.Назовите как можно больше советских художественных фильмов для детей и юношества. О чём свидетельствует их качество и количество?

В проведении практикума использованы:

1.Рассказ В.С.Высоцкого об истории появления песни «Тот, который не стрелял»

2.Песня «Последняя поэма» композитора Алексея Рыбникова на слова Рабиндраната Тагора из фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось»

3.Песня «Ты мне веришь или нет?» композитора Алексея Рыбникова и поэта И.Кохановского из фильма Валентина Селиванова «Большое космическое путешествие»

7. Подведение итогов урока. Осуществляется рефлексия. (Чему научились? Что умеем? Как можно использовать полученные результаты?)

Форма работы: обмен мнениями

Оценивание роботы группы и  отдельных студентов.

8. Инструктаж домашнего задания. Задание дифференцировано и  предполагает вариативность.

Обязательная часть: подготовка устных выступлений по контрольным вопросам №2 и №4 §31 учебника В.В. Артёмов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО)  М. Издательский центр «Академия». 2015. 

Вариативная часть: Найти, посмотреть и проанализировать дома содержание двух видео-роликов о советском спорте.

1."Стадион моей мечты". Музыка: А.Пахмутовой, Стихи: Н.Добронравов.  Исполнитель Муслим Магомаев. Ролик представляет собой 5–минутный Фрагмент фильма "Баллада о спорте", "Мосфильм" 1979г. Представлено открытие Спартакиады народов СССР.

2. «Герои спорта» Музыка: А.Пахмутовой, Стихи: Н.Добронравов.  Исполнитель Муслим Магомаев. Ролик представляет собой документальные фрагменты выступлений советских спортсменов на Олимпийских играх 1952 - 1992 годов, сопровождаемые статистикой медальных зачётов сборных команд СССР и США.

После просмотра видео, письменно ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему «Стадион моей мечты» называют «Вся мощь СССР в одной песне»?
  2. Сделайте вывод из анализа статистики олимпийских медальных зачётов СССР и США в промежутке между 1952 и 1992 годами

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Достижения советской науки 1945- 1991 гг. по направлениям исследований

Компьютеры и мобильная связь:

1957г. – создан первый в мире мобильный телефон с радиусом действия 30 км. В США первый мобильный телефон создан в 1973г.

1958г.- введена в эксплуатацию самая быстродействующая в мире ЭВМ - М-20

(не смотря на то, что до 1953г. кибернетика в СССР считалась «лженаукой»)

1975г. – БЭСМ-4 управляла совместным советско-американским космическим полётом по программе «Союз-Аполлон». Она обрабатывала информацию гораздо быстрее американского компьютера.

1981г. – первые советские персональные компьютеры стали внедрять в производство.

Космонавтика:

1957г. – запущен первый в мире искусственный спутник Земли, что в США расценили как «удар, уничтожающий престиж США»

1961г. – первый в мире советский пилотируемый космический корабль совершил 108-минутный космический полёт.

1965г. – советский космонавт Алексей Леонов первым в мире работал в открытом космосе.

1970г  - на Луне  работает советский «Луноход-1»

1971г. – в космос запущена первая космическая станция («Салют»)

1976г. – создан самый мощный в мире ракетный двигатель на жидком топливе. До 2015г США покупали этот тип двигателей у России.

1986г. – в космосе смонтирована орбитальная станция «Мир»

Военная техника.

1949г. - принят на вооружение в СССР автомат Калашникова АК-47. Самое массовое стрелковое оружие в мире. Выпущено более 70 млн. единиц. Его изображение включено в гербы 4-х государств Африки.

1949г. – 29 августа испытана первая советская ядерная бомба РДС-1

1953г. – на Семипалатинском полигоне испытана первая в мире водородная бомба

1964г. – принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета

1964г. – серийный истребитель МиГ-25 установил рекорд скорости – 3 тыс. км/ч

1975г. – принят на вооружение лучший истребитель «Холодной войны» МиГ-31

1978г. – поставлен на боевое дежурство лучший в мире стратегический ракетный комплекс шахтного базирования Р-36 М (в иностранных источниках «Сатана»)

1988г. – создано наибольшее в мире судно на воздушной подушке – десантный корабль «Зубр»

Гражданский транспорт:

1955г. – уникальный до 1958г. пассажирский реактивный самолёт ТУ-104

1957г. – первый в мире атомный ледокол («Ленин»)

1957г. – первые в мире суда на подводных крыльях «Ракета», «Комета», «Метеор»

1965г. – самый крупный в мире грузовой самолёт «Антей». Грузоподъёмность 100 тонн.

1968г. – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ-144.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Моральный кодекс строителя коммунизма» - это свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые ХХII съездом КПСС в 1961 году.

Текс Кодекса включал в себя следующие положения:

  1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
    2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
    3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
    4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
    5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
    6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
    7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
    8. Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей.
    9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
    10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
    11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
    12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В новой редакции Программы КПСС и в Уставе КПСС, принятых на ХХVII съезде КПСС в 1986 году, «Моральный кодекс строителя коммунизма» ОТСУТСТВУЕТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Методическая разработка по физической культуре Тема: Рекреационная физическая культура в школе

Проведение физкультминуток и динамических перемен с музыкальным сопровождением в течение учебного дня (подвижные игры). Проведение флешмоба (массовое разучивание танцевальных движений с элементами рит...

Методическая разработка урока "Советский тыл и город Горький в годы войны"

Тема урока актуальна и востребована. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это урок изучения нового материала с использованием элементов практикума. ...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...