Технологическая карта урока "Становление Древнерусского г-ва". Урок 2.
план-конспект урока по истории (6 класс)
Технологическая карта урока
Становление Древнерусского государства
(2 часа)
Урок 2
Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о деятельности княгини Ольги, о первой государственной реформе, о походах Святослава.
Планируемые результаты:
- предметные
- овладение базовыми историческими знаниями (датами: 945–964, 964–972, 957; понятиями: урок, погост; о правлении Ольги и Святослава;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в учебнике и документе информацию о событиях и явлениях прошлого.
- метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи.
- личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- Формирование оценочных суждений о княгине Ольге;
- формирование оценочных суждений о первых русских князьях;
- продолжение формирования познавательного интереса к истории России.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация по теме урока, § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ, карта «Русь в IX–X вв».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Становление Древнерусского государства
(2 часа)
Урок 2
Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о деятельности княгини Ольги, о первой государственной реформе, о походах Святослава.
Планируемые результаты:
- предметные
- овладение базовыми историческими знаниями (датами: 945–964, 964–972, 957; понятиями: урок, погост; о правлении Ольги и Святослава;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в учебнике и документе информацию о событиях и явлениях прошлого.
- метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи.
- личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- Формирование оценочных суждений о княгине Ольге;
- формирование оценочных суждений о первых русских князьях;
- продолжение формирования познавательного интереса к истории России.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, § 5 учебника «История России. 6 класс» под ред. Торкунова, видеофрагмент по ПВЛ, карта «Русь в IX–X вв».
Ход урока:
Дидактическая структура урока / этап урока / цель этапа | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов / методы, приемы, средства | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | УУД | Личностные | |||||||||
1. Актуализация знаний | |||||||||||
Организационный момент. Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» | Приветствие учителя и учеников. Проверка посещаемости. | Подготовка рабочего места. | |||||||||
Проверка д. з. Выявление пробелов в знаниях детей, затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Ребята, сегодня мы продолжим изучать становление Древнерусского государства. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Первый ряд будет работать по карточкам в течение 5-7 минут, остальные будут отвечать на вопросы устно. | Устный опрос: 1. Какие предпосылки для возникновения государства сложились у восточных славян? (Назвать одну предпосылку и раскрыть ее содержание). 2. Торговля являлась одной из важнейших предпосылок образования г-ва. Какой главный торговый путь проходил по территории расселения восточных славян. Как он назывался? На карте покажите этот путь, откуда и куда он шел, назовите реки, по которым проходил. (Из варяг в греки) 3. Какие гос. центры образовались у восточных славян? (Новгород и Киев) Каким образом это происходило? 4. Какое событие связано с возникновением Древнерусского г-ва? (призвание варягов) (показать на карте территорию г-ва) 5. Расскажите о внешнеполитической деятельности Олега и Игоря. Чья внешняя политика была на ваш взгляд удачнее? Работа по карточкам. | 2 и 3 ряд отвечают на вопросы к устному опросу, 1 ряд работает по карточкам. Работа с картой. | Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных учащимся способов деятельности. Определение степени усвоения домашнего задания. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Умение правильно, грамотно использовать речевые средства: пересказывать, устная и письменная речь. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; продолжение формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | |||||
2. Создание проблемной ситуации | |||||||||||
Подготовка учащихся к изучению нового материала, формирование появления интереса у учеников к новой теме | Сегодня мы продолжим отвечать на вопросы Нестора: «Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?». | Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. | |||||||||
3. Целеполагание, версии | |||||||||||
Активизация познавательной, учебной деятельности учеников | Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? | Выдвижение версий целей урока. | Деятельность киевских князей: Ольги и Святослава | Появление цели урока | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению | |||||
4. Планирование | |||||||||||
Выстраивание логической цепочки освоения новых знаний, освоение первичных знаний | На основе совместно определенной цели урока давайте составим план изучения новой темы. | Составление плана изучения новой темы. | План урока: 1. Княжение Ольги 2. Походы Святослава | Появление плана урока | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, принятию задач урока | |||||
5. Открытие нового знания | |||||||||||
Усвоение первичных знаний о личности княгини Ольги и ее мести древлянам | Древляне убили князя Игоря за то, что тот второй раз отправился за данью. Княгиня Ольга, его жена, оставшаяся с их малолетним сыном Святославом, жестоко отомстила древлянам. Как она это сделала, мы узнаем, посмотрев небольшой видеофрагмент. | После просмотра видео ответить на вопрос: Подумайте, почему месть княгини была настолько жестокой? Как характеризует княгиню этот видеофрагмент? | Месть княгини была жестокой, потому что она любила своего мужа, но самое главное – она хотела на примере казни древлян показать, что будет с теми, кто выкажет неповиновение, чтобы предотвратить возможный выход племен из-под власти. Жестокая, мстительная, мудрая… | Овладение базовыми историческими знаниями о личности княгини Ольги. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование оценочных суждений о княгине Ольге. | |||||
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания | |||||||||||
Формирование знаний о реформе Ольги, о личности Святослава и его походах | 1. Княгиня Ольга учла печальный опыт своего супруга и изменила порядок сбора дани. Она установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты. Князь теперь собирал дань по точно определенному маршруту в строго установленный срок. Это была первая государственная реформа – важное (постепенное) изменение в жизни людей. Ольга первой из княжеского рода приняла христианство в 957 г. В учебнике на стр. 45 вы видите картину «Крещение княгини Ольги». Внимательно посмотрите на нее. В 964 году Ольга передала бразды правления своему сыну Святославу, который стал одним из самых выдающихся полководцев своего времени. Все свое правление он проводил в военных походах. В ПВЛ сохранилось обращение к князю: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул». Постоянные походы закалили характер Святослава. В 972 г., когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, его подстерегли печенеги и убили. Печенежский хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши, веря, что таким образом силы и мужество врага перейдут на него. Святослав был действительно одним из лучших полководцев своего времени. Поэтому некоторые историки называют его Александром Македонским Восточной Европы. | Запишите даты правления Ольги. Запишите определения: урок, погост. Какая вера была у восточных славян? Работа с учебной картиной на стр. 45 учебника. Как вы думаете, какие чувства испытывала княгиня Ольга, приняв христианство? Запишите дату правления Святослава. Прочитайте в учебнике п. 5 на стр. 44-46 и подумайте, справедливы ли эти слова. На стр. 45 прочитайте отрывок из документа. Каким предстает перед нами Святослав? Работа с текстом учебника. Расскажите, какова была внешняя политика Святослава. На исторической карте показать походы Святослава. Каковы итоги правления Святослава? (по учебнику) С кем из знаменитых полководцев Древнего мира его можно сравнить? (А.М.) А теперь давайте дадим ответы на вопросы Нестора: откуда пошла земля русская? Кто первым стал в Киеве княжить? | Записывают даты правления Ольги 945–964 гг. Записывают определения в тетрадь: уроки, погосты. Записывают дату правления Святослава: 964 – 972 гг. Читают документ. Святослав предстает простым, мужественным, храбрым, несамовлюбленным. Итоги правления Святослава: 1) Расширил границы Руси, покорив вятичей. | Овладение базовыми историческими знаниями о правлении Ольги; понятиями: урок, погост; датами: 945–964, 964–972; о правлении Святослава. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в учебнике и документе информацию о событиях и явлениях прошлого. | Смысловое чтение. Формирование умений ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию источника, анализировать, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности. | Продолжение формирования познавательного интереса к истории России. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование оценочных суждений о личности Святослава. | |||||
7. Рефлексия | |||||||||||
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образов. продуктов | Ребята, возьмите листочки с края стола и выберите один из пары предложенных ответов, соответствующих вашему отношению к уроку. | 1.На уроке я работал | 1. активно / пассивно | Умение соотносить свои действия с планируемыми рез-ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Владение основами самоконтроля, самооценки. | Формирование умений оценочных суждений. | ||||||
8. Домашнее задание | |||||||||||
Формулировка д. з. | § 5 читать, даты и определения знать наизусть. | Записать домашнее задание в дневник. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР
Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ
В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...
Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»
Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....
Технологическая карта по ФГОС нового образца урока 7 кл "Климатические пояса мира"
Технологическая карта урока, который участвовал в городском конкурсе "Мой лучший урок" и занял 3 место. Этот урок необходимо рассматривать только вместо с презенацией "Климатические пояса"....
Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе предназначена для уроков с учетом ФГОС. Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...
Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"
Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...
Понятие формы. Геометрические тела. Многообразие форм окружающего мира.Технологическая карта и раздаточный материал к уроку изобразительного искусства в 6 классе
Технологическая карта урока разработа с учетом требований современного урока по требованиям ФГОС. Наглядно демонстрирует построение основных геометрических тел в перспективе, нанесение теней и п...