Урок истории России
план-конспект занятия по истории (9 класс)

Климова Светлана Александровна

Тема: Индустриализация и коллективизация в СССР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivizatsiya_plan_uroka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Коллективизация и индустриализация в СССР». (9, 11 класс по концентру, 1 стандарт или 10 класс по линейке, ФГОС)

Учитель: Климова Светлана Александровна

Цели урока: - определить причины проведения, цели  политики коллективизации и

                          индустриализации;

                       - установить методы, формы, сроки, источники проведения политики;

                       - выявить результаты и последствия политики.

Формируемые компетенции – ОК – 2 – 5.

Развёрнутый план – конспект урока

(вспомогательный материал):

1.Политика коллективизации:

Коллективизация – политика, направленная на создание крупных коллективных

хозяйств (колхозов).

а) Причины проведения.

Необходимость создания крупных аграрных объединений, находящихся под контролем государства, регулярно поставляющих зерно в государственные закрома.

С 1928 -1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию с целью получения хлеба от крестьянства не через продналог, а путём обязательных поставок.

б) Методы коллективизации.

В партии большевиков не было единства о методах проведения коллективизации.

Не все члены партии поддерживали сталинский курс давления на крестьянство.

Постоянным стал рост насилия по отношению к крестьянам.

В 1929 г. давление на крестьян привело к ещё большим продовольственным трудностям, поэтому нужно было найти врага, обвинить его во всех преступлениях.

Таким врагом стал «кулак» - зажиточный крестьянин.

Был взят курс на полное уничтожение кулаков (раскулачивание).

Коллективизация проводилась жёсткими, насильственными методами по отношению к крестьянам.

в) Формы коллективизации.

Первоначальные формы колхозов:

- тозы (товарищества по совместной обработке земли);

- артели (общие средства производства);

- коммуны (полное обобществление).

г) Сроки проведения коллективизации.

Началась коллективизация летом 1929 г., завершилась к 1937 г.

График проведения коллективизации предусматривал «двойные» сроки: осень,1930 г. или весна, 1931 г. – время окончания коллективизации.

Главная хитрость такой двойственности заключалась в том, что партийное руководство в случае успеха, т.е. завершения коллективизации в ранние сроки, сможет представить это как победу партии. Если же произойдёт рост недовольства крестьян, то можно будет обвинить во всём местные партийные органы, которые якобы допустили «перегиб», а высшие партийные вожди окажутся непогрешимыми. Так оно и случилось.

д) Районы коллективизации.

В первую очередь коллективизацию требовалось провести в главных зерновых районах: на Северном Кавказе, в некоторых районах Поволжья.

е) Ход политики коллективизации:

- продолжение репрессий против крестьян.

«Раскулачивание», начавшееся ещё в 1929 г., с 1930 г. приняло ожесточённые формы.

Семьи крестьян лишались всего имущества и высылались в северные районы страны.

Под раскулачивание попадали не только зажиточные крестьяне.

Сразу же началось сопротивление крестьян, что повлекло снижение темпов коллективизации.

 Крестьянские волнения подавлялись. Не отказавшись от репрессий руководство страны пошло на временное отступление.

И.В.Сталин   выступил со статьёй «Головокружение от успехов», в которой писал об имевшихся «искривлениях в колхозном строительстве».

Крестьяне стали выходить из колхозов, но оказалось, что земли и скот уже безвозвратно принадлежат колхозам.

За время «раскулачивания» деревня лишилась авторитетных вожаков, способных возглавить сопротивление крестьян.

Оставшихся же можно было вернуть в колхозы под меньшим, чем ранее, нажимом.

Сопротивление крестьян принимает отчаянные и одновременно пассивные формы, что проявлялось в массовом забое скота (крестьяне не хотели отдавать свою собственность в колхозы).

В итоге сократилось поголовье коров, лошадей, свиней.

-  Имущественный раздел.

За колхозами остаются: - право пользования землёй под контролем государства;

- обязанность использовать рабочую силу колхозников за

минимальную плату.

Техника принадлежала МТС (машинно – тракторный стан).

МТС был государственным. За использование техники МТС колхозы должны были платить.

- Введение паспортной системы.

С 1932 г. устанавливается паспортная система. Колхозники паспортов не получали и тем самым лишались права передвижения. К концу 1932 г. в деревне, в результате изъятия всего зерна в рамках хлебозаготовительной кампании, начался голод. Голод был сознательно организован.

В резервах государства имелось зерно, но оно шло за границу. Чтобы крестьяне не разбегались из деревень, наиболее крупные сёла, целые районы блокировали войсками НКВД (Наркомат внутренних дел).

1932 г. – принят закон, по которому любое покушение на «социалистическую собственность», независимо от размеров ущерба, каралось расстрелом, либо 10-летним заключением с конфискацией имущества.

На Западе знали о голоде в СССР, о том, что власти сознательно проводят политику сокращения численности населения страны.

Запад предпочитал не замечать всё это, т. к. правящий режим СССР исправно поставлял на западные рынки дешёвое зерно, лес, руду и покупал станки, оборудование.

Таким образом, коллективизация значительно ослабила страну, расколола немалую часть народа, став источником многих трагедий и противоречий не только в 30-е гг., но и в годы Великой Отечественной войны.

ж) Результаты коллективизации: создание колхозов.

2. Политика индустриализации:

    Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, прежде

    всего тяжёлой (оборонной) промышленности (энергетики, металлургии,

    машиностроения и т. д.).

    В стране ещё не завершилось восстановление народного хозяйства, когда партия на     XIV съезде в декабре 1925 г. провозглашает курс на индустриализацию (нэп дал свои результаты: улучшились условия жизни населения; потребление пищевых продуктов

    в 1927 г. превзошло уровень дореволюционной России).

    К 1925 г. встала проблема модернизации промышленности, но не хватало средств.

    Срыв хлебозаготовок в 1927 - 1928 гг. поставил под угрозу план индустриализации.

     Лозунг: "Догнать и перегнать!" (имелось ввиду развитие стран Европы и Америки).

      а) Трудности проведения индустриализации:

           - нехватка инвестиций, вложений в промышленное строительство, в производство

             оборудования;

           - недостаток квалифицированных инженерных кадров, подготовленных рабочих,

             т. к.  многие учёные, экономисты, производственники были репрессированы.

       Несмотря на всё это индустриализация в России началась после того, как были

       накоплены соответствующие капиталы.

       СССР не мог получить от западных стран кредитов на промышленное строительство,

        т. к. Запад потребовал бы гарантий выплаты долгов прежних правительств.

      б) Источники индустриализации: - гулаговская экономика

           (ГУЛАГ - Главное управление политических лагерей);

           - ограбление деревни.

     Государство получало огромные доходы за счёт не выплат колхозам за с/х продукцию

     при   обязанности колхозников кормить себя и свои семьи.

     Применялся принудительный труд заключённых, за который выдавали минимальную

лагерную пайку, что позволяло накапливать огромные доходы. Эта экономия была столь

велика, что позволяла одновременно начинать не один десяток крупнейших строек,

организовывать массовые закупки техники за рубежом.

Промышленный застой на Западе - важный фактор, обеспечивший индустриализацию в СССР (в большинстве капиталистических стран установился кризис перепроизводства; цены на промышленную продукцию на мировом рынке падали : продавцы были заинтересованы в её скорейшем сбыте, поэтому СССР в конце 20-х - начале 30-х гг. был привлекательным партнёром, т. к. в руках у государства находились огромные суммы).

В решающие годы индустриализации (1928 -1938)  до 3/4 всего установленного на новых предприятиях оборудования было импортным.

Значительная часть закупок осуществлялась за счёт продаж сырья, продовольствия: СССР, став индустриальной страной, превращался одновременно и в сырьевой придаток западных стран.    

в) Сталинские пятилетки.

Был принят 1 -й пятилетний план (октябрь 1928 - декабрь 1932), в котором главное

внимание уделялось развитию тяжёлой индустрии.

1933 - 1937 гг. - 2 -й пятилетний план.

Родоначальником этих планов являлся составленный ещё  в 1920 г. план

электрификации, одобренный В.И.Лениным (план ГОЭЛРО).

ГОЭЛРО – Государственная электрификация России.

Пятилетние планы приобрели характер твёрдых заданий по производству промышленной продукции. Объявлялось о выполнении и перевыполнении пятилетних планов, что не всегда соответствовало действительности.

Погоня за высокими показателями приводила к припискам и рекордомании.

 В то же время, планирование "по пятилеткам" играло прежде всего мобилизующую роль. Расширение строительства позволило в быстрые сроки ликвидировать безработицу.

С 1929 г. на предприятиях началась кампания по организации "социалистического соревнования". Имена ударников, работящих людей становились широко известны (один из них - шахтёр Алексей Стаханов. Тех, кто равнялся на него в трудовой доблести, называли  "стахановцы"). Прасковья Ангелина -женщина-трактористка, ткачиха Виноградова и др. Однако, среди рабочих наблюдалось недовольство, т. к. из-за ударников часто нормы выработки пересматривались в сторону повышения.

С 1929 г. начинается форсированное промышленное строительство, в плане было

       предусмотрено более чем десятикратное увеличение вложений в него.

       Возводятся такие  объекты, как Турксиб, Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк.

      г) Итоги индустриализации:

          - укрепился тоталитарный политический режим;

          - появился новый слой советской технической интеллигенции;

         - закрепление рабочих на их местах;

         - создание военно-мобилизационной экономики;

         - многомиллионные людские потери.

Тема «Коллективизация и индустриализация в СССР».

  Контролируемые компетенции – ОК – 2 – 5.

Задания для самостоятельной работы.

1. Выпишите в словарь терминов  в конце тетради основные понятия

    темы и  дайте   им определение:

    - коллективизация,  кулак,   «раскулачивание»,  тозы,  артели,  

      коммуны,  индустриализация, "стахановцы";

   - расшифруйте аббревиатуры:  ГУЛАГ, ГОЭЛРО,  МТС.

2. Завершите начатый  план – конспект урока, пользуясь

    вспомогательным материалом, предложенным преподавателем  

    (данный материал смотри выше).

План – конспект урока:

1.Политика коллективизации:

Коллективизация – это …………………

а) причины проведения: ……………….

б) методы коллективизации: ………….

в) формы коллективизации: ……………

г) сроки проведения коллективизации: ……………..

д) ход политики коллективизации: ………………….

е) районы коллективизации: …………………………

ж) результаты коллективизации: ……………………

2. Политика индустриализации:

Индустриализация – это ………………………………

а) источники индустриализации: ……………………

б) ход индустриализации: …………………………….

    - преимущественно проводилась в отраслях ……….

    - появление пятилетних планов:

1-й пятилетний план – (…………);

2-й пятилетний план – (…………).

в) итоги индустриализации:   ( +) ……............. и     ( - ) ………......... .

3. Заполните таблицу "Индустриализация в СССР".    

1.

Цели индустриализации.

2.

Источники.

3.

Итоги.

4.

Значение.

5.

Цена форсированной индустриализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".

Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Россия в древности"

Презентация содержит основные даты, понятия по теме, а также иллюстративный  материал, карты и вопросы для закрепления изученного материала. Презентация снабжена оглавлением и системой навигации,...

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...