Познавательная викторина "У истоков наших предков"
классный час по истории (6 класс)

Малова Людмила Николаевна

Цель: Развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие мышления,

           

           Познавательной активности.

 

          Воспитания любви и уважения к народной культуре, традициям, любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_viktorina.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Детский дом-школа № 95

         «Дом детства»

       Познавательная викторина

             « У истоков наших предков»

                                                    Конспект занятия

                                                                  составила:

                                            Малова Л. Н.

Цель: Развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие мышления,

           

           Познавательной активности.

          Воспитания любви и уважения к народной культуре, традициям, любовь к Родине.

 Звучит мелодия песни «  Я люблю тебя  Россия» ( муз.  Тухманова, сл.  Ножкина. )

 Ведущий:        

                            Хочу найти, изведать и понять,

                            Откуда я и что во мне издревле,

                            Века стоят вкруг древнего огня

                            Могучие и мудрые деревья

                                        Велик и прост суровый их закон,

                                        И нету справедливее закона,

                                        Что дерево живет лишь целиком:

                                        Отрубишь корни – засыхает крона

                           

                            По этому закону не дано

                            О давнем прошлом забывать живущим,

                            Мне кажется, я важное звено

                            Между ушедшим миром и грядущим.

                                                                                               М. Чебышева.

 

 Ведущий:  Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые.  Откуда мы родом? « из детства» - скажите вы и будете правы.  Детство было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых участвовали наши предки, от поколения к поколению передаются традиции русского народа.  В буднях великих строек, в дыму военных пожарищ вольно и невольно, многие семьи растеряли самое дорогое – память о прошлом.  Какова же она Великая  Русь?  Как жила прежде?  Какие обряды чтила, какие песни пела?  Каждый человек должен знать свои истоки, традиции и обычаи, любить свою  родину.

 Сегодня я приглашаю вас  в увлекательное путешествие по  великой  Руси и предлагаю вам проверить свои знания, эрудицию в викторине « У истоков наших предков»

 Представляю наши команды: «Русские богатыри»

                                                   «Бравые ребятушки»

 Настала очередь представить членов жюри, которые будут нам помогать в подсчете результатов.  Жюри ваши ответы будут оценивать по 5 бал. системе.

 Я желаю вам, ребята, показать себя настоящими знатоками прошлого своей  Отчизны.     Ни пуха вам, ни пера!  Мы начинаем нашу викторину, которая состоит из 5 турниров

 Просьба соблюдать дисциплину, при ответах поднимать руки. Мы начинаем игру.

« Звучит фонограмма колокольного звона»

1тур  Костюм

 

1вопрос 1 команде:  Чем мужчины  древней  Руси подпоясывали одежду? ( кушаком )

2вопрос 2 команде  Как называется обувь крестьянина, плетеная из лыка ( лапти )

Вопрос 1 команде  Как называется зимняя обувь, валяная из шерсти ( валенки )

Вопрос 2 команде:  Как называется старинный женский головной убор замужней

                                Женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы ( кокошник)

Вопрос 1 команде:  Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался

                                 Не посередине груди, а сбоку? ( косоворотка )

Вопрос 2 команде: как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи или без нее? ( сарафан )

 Под русскую народную мелодию выходит ребенок, наряженный в сарафан и рассказывает о создании сарафана

                                        О сарафане

 Происхождение названия ведется от персидского слова «сарапа», что означает одетый  «с ног до головы»  на   востоке сарапа считалась почетной одеждой.  Да и на  Руси сарафан первоначально встречался далеко не во всех слоях населения.  Носились они как в княжеском, так и  боярском быту.  Переливающие цветные и однотонные шелка, шторы, блестящая полупарча и другие дорогие ткани покупались для сарафанов купчихами, зажиточными крестьянами.  В менее зажиточных семьях шились сарафаны из красного ситца или сатина.

 Цвет – одна из характерных особенностей сарафана. Для окраски тканей использовали природные красители. Красный цвет получали при помощи коры марены.  Корой березы и настоем жженого кирпича окрашивали ткани в темно – красный цвет.  В зеленый красили отваром из коры лиственницы.

 А во время  отечественной войны 1812 года женщины появлялись в сарафанах даже на балах.  Вошли в моду прямые, слегка расширенные книзу сарафаны на узеньких лямочках.  Их подпоясывали высоко под грудью, подражая светской моде.

Ведущий:  спасибо  Кате за замечательный рассказ, я думаю вы много узнали, но а сейчас девочки в сарафанах для вас ребята и наших гостей исполнят танец

                            Музыкальный номер (танец в сарафанах )

 Давайте поблагодарим наших девочек.

 И мы переходим ко 2 туру, которое называется  «Жилище»

Ведущий: В грубые передники одеты –

                  У кого в деревне ни спроси, -

                  Вечно мои прадеды и деды

                  Плотниками были на Руси …

Ведущий: Да, среди крестьян выделялись люди, которые умели прекрасно работать топором. Их очень уважали в селе. В каждый построенный дом они вкладывали не только свое мастерство, но и душу.

Итак вопрос 1 команде:

                       Как называлась у древних славян деревянная изба без окон из цельных неошкуренных берез? ( сруб )

2 команде:  Она обогревала помещение, в ней готовили пищу.  Что это? ( печь)

1команде: Они стояли у дверей и у стола, днем на них сидели, а ночью спали. Что это?

                         ( лавки)

2команде: Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил? ( конек )

1команде:  Чем с наружи закрывали окна в крестьянском доме? (ставнями )

2команде: Что помещали в красном углу дома? ( икону )

1команде: Как назывался необходимый предмет сельского дома, с помощью которого

                   льняные и шерстяные волокна превращались в нити? (прялка )

2 команде: Как называется в деревянном доме холодное без печи помещение из которого

                   имеется выход на улицу ( сени )

 Молодцы! А сейчас для всех музыкальный номер «Ложкари»

Ведущий:  И мы переходим к 3 туру «Питание»

Ведущий: Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет» « Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом и т. д

А вот скажите – ка теперь что в старину «вторым хлебом называли»? Если точнее какой овощ? Надо выбрать правильный вариант ответа

1 команде а) свекла

                   б) репа ( + )

                   в) капуста

Внимание: подсказываю: Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!

Кстати крестьяне называли это вторым хлебом, бережно хранили в свежем виде чуть – ли не всю зиму. Не спеша, через 2 – 3 недели после снятия урожая обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из – под огурцов или капусты. Прежде насыпали песок, а затем слой репы.

2 команде Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили « Щи хоть крутом хлещи»?

                 А) крапивные

                 Б) на рыбном отваре

                 В) пустые, т.б без мяса (+)

1 команде Сколько видов пирогов, калачей пекли тогдашние хозяйки – мастерицы?

       

                   А) не менее 10

                   Б) не менее 20

                   В) не менее 50 (+)

2 команде Представьте праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что – де пора и честь знать? (Только помните, мы сейчас в Древней Руси )

                   А) культурно раскрыть двери настежь

                   В) спеть отходную песню что-то вроде «колыбельной»

                   В) выдать на прощание пряник (+)

Ведущий А правда хорош обычай!  Когда с пряником провожают?

Вежливее как- то. В старину гость был свят и непреклонен.

Выходит ребенок с самоваром в руках под русскую народную мелодию

                                       Глухая тоска без причины

                                       И дум неотвязный угар

                                       Давай – ка наколим лучины,

                                       Раздуем себе самовар!

                                                    За верность старинному чину!

                                                    За то, чтобы жить не спеша!

                                                    Авось и распарит кручину

                                                    Хлебнувшая чаю душа!

Самовар воспет в народных песнях, изображен на художественных полотнах, фигурирует во множестве пословиц и поговорок. Любовь к нему, возможно, вызвана его удивительной уютностью, домашностью.

Самовар на Руси присутствовал не только как аксессуар, но и как причина милых родственных сборищ под большим абажуром. После революции самовары превратились чуть ли не в символ дремучего мещанства. Возможно самовар окончательно переселился бы в глухую провинцию, но он сумел вовремя перейти на «электрическую тягу» и тем самым объединил век пара и век электричества.

Ведущий: Спасибо и мы переходим к турниру «Праздники»

                   Конечно наши предки умели не только работать, но и отдыхать и веселиться. В древности многие праздники были связаны с языческой верой, а после принятия христианства большинство из них стали церковные, православные.

1 команде: В какой день празднуют Рождество православные Христиане? (7 января)

     

2 команде: Как называется попытка заглянуть в будущее, или получить послание от

                     Богов? (гадание)

1 команде: Как называется старинный славянский праздник проводов зимы? (масленица)

2 команде:  Накануне какого праздника по поверью зацветает папоротник?

                      (Ивана Купалы)

1 команде: Какой главный предмет Пасхи символизирует зарождение новой жизни?

                     (яйцо)

2 команде: Как в старину назывался праздник, связанный с рождением человека?

                         (именины)

Музыкальная пауза: Русская народная песня»

Ну, что, мы переходим к последнему туру:

                               « Храмы Руси»

1команде: Как называется перегородка с рядами икон и царскими вратами, отделяющая      

алтарь от остального помещения?

                                                  (иконостас)

2 команде: Как называются главные, художественно оформленные двери в иконостасе?

                           (царские врата)

1команде: Как называется часть храма для совершения священнодействий, отделанная от глаз верующих иконостасом? (алтарь)

2команде: Сколько глав у собора Василия Блаженного?

                   (девять)

1команде: Чем всегда венчаются купола православных храмов?

                      (крестом)

2команде: Как называется столовая в монастыре, западная пристройка к храму?

                       (трапезная)

                     

 Ведущий: Итак наше путешествие подходит к концу. Сегодня была серьезная проверка ваших знаний, вашей воли к победе. Мы благодарим всех болельщиков. Нашим игрокам очень нужна была ваша поддержка. Мы говорим огромное спасибо многоуважаемому жюри. Вы были неподкупны, честны и принципиальны. И пока жюри подводят итоги, как подарок сегодняшней встречи звучит русская народная песня.

Ведущий: Слово, для подведения итогов предоставляем нашему уважаемому жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков

Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....

Традиции и обычаи наших предков

Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбиваю...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"

Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...

Повторительно-обобщающий по теме: "Наши предки в далеком прошлом"

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по истории Отечетва в форме игры "Звездный час". Охватывает материал с древнейших времен до 16 века...

Жилища наших предков.

Презентация к уроку в коррекционном классе VIII вида....

Сценарий воспитательного мероприятия "Как жили наши предки"

Занятие рассчитано на детей 6-8 лет.Занятие рассчитано на два учебных часа.Цель:Прививать любовь к национальному наследию предков.Задачи: -Дать первоначальные исторические знания, показать небол...

Национальный татарский фартук – путешествие к истокам далеких предков.

 Наша страна огромна и многонациональна. Каждый народ имеет свои традиции, обычаи,  язык, национальную  одежду. Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской о...