Коленченко Е.М. Проблемная ситуация на уроках истории
методическая разработка по истории (10 класс)

Коленченко Елена Миргасимовна

Предлагаются приемы создания проблемных ситуаций на уроке истории, которые подведут учащихся к необходимости решить проблему с помощью проектов на примере темы "Движение декабристов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolenchenko_e_m_pedagogicheskaya_problemnaya_situatsiya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов, которые создают проблемную ситуацию, направляют учащихся на ее решение, организует поиск решения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

1 прием:  подведение учеников к противоречию и самостоятельному поиску способ решения, излагаются  различные точки зрения на один и тот же вопрос;  рассматривается явление с различных позиций, побуждение обучаемых делать сравнение,  обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты, ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях: урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок- клуб, урок – круглый стол, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза и т.д.

 

    Урок истории в 10 классе.      

Лабораторное занятие по документам «Программы декабристов»

  Цель занятия: сопоставив положения «Русской правды» и Конституции о будущем государственном устройстве и управлении, крепостном праве и землевладении, сословиях, подвести школьников к самостоятельным выводам о том, какой из двух проектов  оказался более реалистичным в исторических условиях России первой половины XIX века.

Учащиеся рассмотрят проблему с различных позиций.

Ожидаемый результат (эффекты) : подготовка исследовательских проектов «Пути развития России в случае победы движения декабристов» и защита на уроке – круглый стол «историков»

  Изучая «Русскую правду» и Конституцию, школьники составляют развернутую сравнительную таблицу:

 Вопросы для сравнения

     «Русская правда»

        Конституция

            Выводы

Вопросы для анализа документов и обсуждения

1.Почему программа Южного общества, составленная П.Пестелем, называлась «Русская правда»? Приведите не менее трех возможных версий. Какие еще термины и понятия. Относящиеся к эпохе Киевской Руси , использовал П.Пестель в своем проекте?

  Законодательство, каких стран оказало влияние на Н.Муравьева и разработку им проекта Конституции России?

2.В чем вдел П.Пестель преимущества унитарного государства на федеративным? Интересы, какого народа учитывал П.Пестель? Как он относится к правам других народов на самоопределение и самоуправление?

  Почему Н.Муравьев предпочитал федеральную форму правления?

  Какой из проектов - «Русская правда» или Конституция – о государственном устройстве России вы считаете более демократичным? Почему?

  Какой из них был более приемлем для нашей страны в первой половине XIX в.? Почему вы так считаете?

3.что представляла собой будущая избирательная система России по проекту П.Пестеля Н.Муравьева? Составьте схемы управления страной по «Русской правде» и Конституции.

  Какие либерально – буржуазные идеи нашли отражение в обоих проектах? Какой из них был более демократичным? В каком случае избирательными правами  могла воспользоваться большая часть населения России? Свое мнение обоснуйте ссылками на документы.

  Какой из предложенных декабристами вариантов избирательной системы  и государственного управления вы считаете более приемлемым в России в первой половине XIX в? Почему?

4.Как П.Пестель и Н.Муравьев решили вопрос о крепостном праве? Какие доводы приводили для защиты своих убеждений? Влияние каких идей проявляется в обоих документах?

5.Сравните проекты П.Пестеля и Н.Муравьева о судьбе помещичьего землевладения в России. Какой из проектов кажется вам более радикальным, более реальным в российских условиях первой половины XIX в.?

6.Как в «Русской правде» и Конституции решался вопрос о сословиях? Было ли готово российское общество в первой половине XIX в. к введению бессословной структуры, как это предлагал П.Пестель?

  Насколько реальным было предложение Н.Муравьева не разрушить, а преобразовать прежнюю сословную структуру? К каким социальным последствиям это могло привести?

  Чей проект в вопросе о сословиях был более радикальным и более оптимальным?

7.Дайте историческую оценку проектам программ Южного и Северного общества: в чем они были прогрессивными для своего времени? Какой из них был более последователен в уничтожении феодальных отношений? Какой носил дворянской ограниченности? Какой из проектов было реальнее и безболезненнее осуществить в России в первой половине XIX века?

2прием: создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий.

Урок: Движение декабристов. Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?

Класс делится на группы ( 10-11 классы самостоятельно) и получают проектные исследовательские задания, которые представляют в различных формах: сравнительная таблица, схемы, текст. Основным средством деятельности являются первоисточники (исторические  документы,  общепризнанная историография).

Одна группа изучает конституциональные проекты декабристов, выделяет либеральные идеи, сравнивает их и представляет сравнительную таблицу. Вторая группа изучает  планы декабристов по документам, мемуарам, исторической  литературе, составляют  различные схемы их реализации. Третья группа анализирует взгляды Пестеля и Рылеева на власть.

    В ходе презентаций ученики либо самостоятельно проанализировали роль князя Трубецкого либо по подсказке учителя, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на мемуары декабристов, свою версию. Такой проект имеет продолжение.

Итог сборник статей «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»

Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)

              На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

Формирование проблемных ситуаций на уроках истории

Статья, посвящённая некоторым аспектам организации проблемного обучения на уроках истории....

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».

Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....