Мир накануне войны.
учебно-методический материал по истории

Белкина Юлия Александровна

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nakanune_voyny.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОУД.05  История

Преподаватель Белкина Ю.А.

Специальность 21.02.05. ЗИО Группа 1-14

ТЕМА. Мир накануне войны.

 

Вопросы и задания:

  1. Прочитайте § 83 (Приложение 1)

Выполните  задания:

  1. Самостоятельная работа (Приложение 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

§ 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами

ЛигаНаций.
На Версальской конференции по инициативе президента США В. Вильсона была учреждена Лига Наций. Ее учредителями явились страны - участницы войны против Германии и вновь образовавшиеся государства (Польша, Чехословакия). Целью Лиги Нации было не допустить новой войны.
Основными органами Лиги Наций было собрание всех ее членов и Совет с постоянным секретариатом. Совет состоял из 5 постоянных (Великобритания, Италия, США, Франция, Япония) и 4 временных членов. США не вступили в Лигу Наций, так как сенат не утвердил условий Версальского мирного договора.
Все спорные вопросы между странами должны были решаться Советом или третейским судом. По уставу Лиги Наций в случае начала войны по призыву страны, на которую совершено нападение, созывался Совет для решения, возникшего конфликта. Спорящие стороны не должны были воевать до истечения трехмесячного срока после решения суда или доклада Совета.
Возникновение очага напряженности на Дальнем Востоке.
Новый очаг напряженности стал формироваться на Дальнем Востоке. В сентябре 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, а 27 марта вышла из Лиги Наций.
В 1937 г. началась японо-китайская война. Несмотря на обращение Китая за помощью к Лиге Наций, та не решилась брать на себя разрешение конфликта и передала вопрос на рассмотрение специальной конференции девяти держав, подписавших Вашингтонский договор 1922 г. Конференция открылась в ноябре 1937 г. в Брюсселе. Она порекомендовала Японии пересмотреть свое отношение к Китаю. Однако санкции к агрессору не применялись.
Нарастание угрозы со стороны нацистской Германии и попытки противостоять ей.
В 1933 г. представители Германии покинули конференцию по разоружению, а в октябре 1933 г. вышли из Лиги Наций. Опасаясь окончательного крушения версальско-вашингтонской системы, французская дипломатия пошла на сближение с СССР, начав переговоры о заключении политического пакта. Так возникла идея о Восточноевропейском пакте, о взаимной помощи. Но Германия отказалась от участия в этом пакте, а после гибели сторонника этой линии премьер-министра Франции Л. Барту французская дипломатия пошла на сближение с Германией.
В марте 1935 г. Германия объявила о введении в стране всеобщей воинской повинности и об отказе от обязательств не иметь военной авиации. В том же году Италия начала боевые действия в Эфиопии. События 1935 г. вновь вынудили Францию пойти на сближение с Советским Союзом. В начале мая был подписан франкосоветский договор о взаимопомощи. Аналогичный договор Советским Союзом был подписан с Чехословакией.
25 ноября 1936 г. между Германией и Японией был заключен антикоминтерновский пакт, к которому затем примкнула Италия. Германия не скрывала от союзников намерения начать войну в Европе. Логическим завершением этого стало превращение пакта в военный союз. 22 июля 1939 г. был подписан договор между Германией и Италией. Япония присоединилась к пакту лишь после захвата Германией стран Западной Европы (11 декабря 1940 г.).
В 1938 г. Англия и Франция продолжали проводить политику умиротворения агрессора, суть которой состояла в уступках притязаниям Германии, Италии и Японии. Эта политика неразрывно связана с именем Н. Чемберлена, премьер-министра Англии.
Германия усилила нажим на правительство Австрии. В самой Австрии начались столкновения между местными национал-социалистами и сторонниками независимой Австрии. 11 марта 1938 г. канцлеру Австрии был вручен ультиматум с требованием немедленного выполнения всех германских требований и подачи в отставку. Вечером германские войска вошли в Австрию. Новое австрийское правительство приняло закон, объявляющий Австрию частью Германии.
Мюнхенский сговор.
Теперь судетские немцы Чехословакии потребовали автономии для своей области. Немецкие войска выдвинулись к границе. В Чехословакии объявили о мобилизации. Силы сторон были приблизительно равны, вооружение чехословацкой армии не уступало, а превосходило вооружение германской. Однако руководство страны не решилось воевать.
15 сентября 1938 г. Чемберлен вылетел на встречу с Гитлером, на которой тот потребовал «самоопределения» Судетской области. На второй встрече с Гитлером 22 сентября Чемберлен проинформировал его, что Англия и Франция удовлетворили требование Германии. 28 сентября Чемберлен получил приглашение Гитлера прибыть на встречу в Мюнхен, где на следующий день должна была открыться конференция полномочных представителей Германии, Великобритании, Франции и Италии. Представители Чехословакии не были приглашены на встречу великих держав. Державы передали главе государства Э.Бенешу условия Мюнхенского соглашения: передать Германии пограничные районы, а не только одну Судетскую область.
1 октября германские войска беспрепятственно заняли Судетскую область, а также ряд городов и районов, где совсем не было немецкого населения. Одновременно Венгрия получила южную часть Словакии и Карпатскую Украину. Польша присвоила Тушинскую область.
В Словакии развивалось инспирированное Германией сепаратистское движение, выступающее за отделение от Чехии. В ночь на 15 марта 1939 г. германские войска вступили на территорию Чехословакии. Нотой от 17 марта 1939 г. германское правительство известило об установлении протектората над Моравией и Богемией. Захват Чехословакии подвинул германскую армию и военную промышленность рейха на новый этап. Все военные заводы Чехословакии, вооружение ее армии поступило на службу рейху, это позволяло вермахту готовиться к новым захватам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Самостоятельная работа

Часть «А»

  1. Окончание первой русской ревлюции связано с :

1. «кровавым воскресеньем»;

2. изданием «Манифеста 17 октября»;

3. разгоном Второй Государственной Думы;

4. роспуском Первой Государственной Думы

  1. Как назывался высший  орган исполнительный власти в России в начале 20 века?

1. Государственный совет;

2. Сенат;

3. Государственная дума;

4. Комитет министров

  1. Аграрный строй в России в начале 20 века (до 1905г) характеризовался:

1. высоким уровнем товарности крестьянских хозяйств;

2. отсутствием помещичьих хозяйств;

3. преобладанием фермерских хозяйств;

4. крестьянским малоземельем

  1. Первая российская революция началась:

1. 27 января 1904г.;

2. 9 января 1905 г.;

3. 17 октября 1905 г.;

4. 3 июня 1907г

  1. Какие положения наиболее точно отражают содержание «Манифеста 17 октября»

1. ликвидация самодержавия;

2. ликвидация национального неравноправия;

3. отмена пережитков крепостничества;

4. объявление политическиз свобод

  1. Какое из политических движений, представленных ниже, характеризовалось социалистическими представлениями ?

1. эсеры;

2. кадеты;

3. октябристы;

4. черносотенцы

  1. Что из названного ниже было характерно для Серебряного века русской культуры?

1. поиск новых художественных форм и средств;

2. популярность тезиса о самобытности русской культуры;

3. жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой;

4. господство метода критического реализма

  1. Какое из перечисленных событий произошло позже всех остальных?

1. назначение  П.А. Столыпина Председателем Совета министров;

2. убийство  Г.Е. Распутина;

3. начало Первой мировой войны;

4. роспуск 2 Государственной думы и изменение избирательного закона

  1. Что из названного было характерно для экономического развития России в начале 20 века:

1. монополизация промышленности;

2. начало промышленного перевороте;

3. начало железнодорожного строительства;

4. отсутствие иностранных инвестиций в экономику

  1. Хутор-участок земли, выделенный крестьянину:

1. после переселения в Сибирь;

2. при выходе из общины, с сохранением его двора в деревне;

3. при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок;

4. при выходе из общины, за который необходимо было уплатить большой выкуп.

  1.  Какие из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствовани. Николая-2?

1. Русско-японская война;

2. Берлинский конгресс, подведение итоговрусско-турецкой войны;

3. начало формирования русско-французского союза;

4. Первая мировая война;

5. заключение Рапалльского договоар с Германией;

6. заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии

Укажите верный ответ.

  1. 1, 2, 4;
  2. 1, 4, 6;
  3. 2, 5, 6;
  4. 3, 4, 6.
  1. Общество художников-авангардистов «Бубновый валет» в начале 20 в. стремилось:

1. приблизить живопись к актуальным проблемам социальной и политической жизни;

2. осмыслить с помощью средств художественной выразительности наиболее значительные произведения русской культуры;

3. как можно точнее отражать социальную жизнь, не внося в полотно оценочной позиции художника;

4. уйти от воздействия социальной и политической жизни и сконцентрироваться на средствах художественной выразительности как таковых-линии, цвете, пластике

  1. В начале 20 века Россия занимала первое место по:

1. объему национального дохода;

2. темпам роста городского населения;

3. производству промышленной продукции на душу населения;

4. темпам прироста национального дохода

  1. Прочитайте отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию

« Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют»

1. С.И. Мамонтов;

2. С.В. Рахманинов;

3. С.П. Дягилев;

4. Ф.И. Шаляпин.

  1. Мир с Германией был подписан Советской Россией в Бресте в :

1. марте 1918г.;

2. октябре 1917г.;

3. ноябре 1918 г.;

4. декабре 1917 г.

  1. Двоевластие, возникшее весной 1917г., проявлялось в одновременном существовании власти:

1. Временного правительства и Учредительного собрания;

2. Временного правительства и Советов;

3. Советов и земств;

4. Государственной думы и Временного правительства

  1. В каком году в ходе Первой мировой войны состоялся Брусиловский прорыв:

1. 1914 г.;

2. 1925 г.;

3 1916 г.;

4 1917 г.

  1. после Февральской революции из оппозиционной в правящую превратилась партия:

1. кадетов;

2. эсеров;

3. большевиков;

4. меньшевиков

  1. Что из перечисленного было попыткой установления военной диктатуры в 1917г.:

1. создание коалиционного Временного правительства в апреле;

2. волнения 305 июля в Петрограде;

3. выступление Л.Г.Корнилова в августе;

4. провозглашение России республикой в сентябре.

  1. Первая Советская Конституция была принята в :

1. 1921г.;

2. 1918г.;

3. 1920г.;

4. 1927г

  1. К политике военного коммунизма относилось мероприятие советской власти:

1. Декрет о 8-часовом рабочем дне;

2. Создание ВЧК;

3. Декрет об отделении церкви от государства;

4. Декрет о разверстке хлеба и фуража

  1. Разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму в годы Гражданской войны произошел в:

1. 1918г.;

2. 1920г.;

3. 1922г.;

4. 1924г.

  1. Какая группа событий относится к 1918г.:

1. выступление Чехословацкого корпуса, объявление адмирала  А.В.Колчака Верховным правителем России;

2. выборы в Учредительное собрание, 2 Всероссийский съезд Советов;

3. советско-польская война, успехи Красной Армии в Крыму;

4. «поход на Москву» А.И.Деникина, наступление Н.Н. Юденича на Петроград.

  1. Каково было содержание денежной реформы, проведенной в СССР в начале

1920-х г.г.:

1. введение так называемого конвертируемого червонца, обеспеченного золотым эквивалентом;

2. деноминация в 100 раз денег, действовавших в период гражданской войны;

3. свободный обмен нового советского рубля на любую зарубежную валюту;

4. свободный вывоз советской валюты за рубеж

  1. В период нэпа в деревне произошел рост хозяйств:

1. середняков;

2. бедняков;

3. фермеров;

4. МТС

  1. Политика создания в СССР государственного крупного сельского хозяйства взамен масс мелких индивидуальных хозяйств называлась:

1. социализация;

2. кооперирование;

3. национализация;

4. коллективизация

  1. К последствиям национальной политики СССР в 1930-е г.г. Относится:

1. расширение политической самостоятельности союзных республик;

2. предоставление экономической независимости союзным республикам;

3. укрепление унитарного характера государства;

4. запрет на русификацию культуры в национальных регионах

  1. продразверстка-это:

1. уравнительное наделение крестьян землей;

2. добровольное товарищество крестьян по совместному ведению хозяйства;

3. выделение крестьянских отрубов и хуторов;

4. изъятие у крестьян излишков сельхозпрдукции в пользу государства

  1. К важнейшим событиям в жизни СССР в 1935 г. относится:

1. отмена карточной системы на продукты питания;

2. начало коллективизации;

3. начало индустриализации;

4. принятие новой Конституции

  1. Важным внешнеполитическим событием 1939 г. было заключение СССР:

1. пакта о ненападении с Германией;

2. мира с Финляндией;

3. договора с Японией;

4. договора с Польшей

  1. переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д. Осуществленный в Советской России в 1917-1918г.г. Называется6

1. инвентаризация;

2.приватизация;

3. социализация;

4. национализация

  1. ВЧК-это аббревиатура, обозначающая созданный большевиками:

1. чрезвычайный орган управления армией в условиях Гражданской войны;

2. временный высший орган управления страной в 1917г.;

3. чрезвычайный орган для борьбы с саботажем и контрреволюцией;

4. орган для подготовки переворота в октябре 1917г., штаб их выступления.

  1. В 1930-ег.г. В СССр существовала:

1. обязательная прописка;

2. высокая заработная плата;

3. высокая плата за проезд;

 4. свобода выезда из страны

  1. К целям индустриализации СССР не относится:

1. первоочередное развитие отраслей легкой и пищевой промышленности;

2. ликвидация технико-экономической отсталости страны;

3. достижение экономической независимости;

4. создание мощной оборонной промышленности

  1. К деятельности СССР в 1930-е г.г. по созданию в Европе системы коллективной безопасности относится:

1. заключение договора о нейтралитете с Японией;

2. заключение между СССР, Францией и Великобританией договора о взаимопомощи;

3. заключение советско-германского пакта о ненападении;

4. вступление СССР в Лигу Наций

  1. Господство однопартийной системы в СССр способствовало установлению:

1. тоталитарного режима;

2. независимости общественных организаций от партий;

3. политического равноправия населения;

4. демократического режима;

  1. В ходе переговоров с Финляндией в 1938-1939г.г., предшествовавших «зимней войне», СССР предлагал финской стороне:

1. войти в состав СССР;

2. ввести в правительство коммунистов;

3. дать разрешение на размещение на финской территории контингента советских войск;

4.передвинуть границу на Корельском перешейке в обмен на вдвое большую территорию из состава советской Кореллии

  1. Понятие «культурная революция» означало:

1. полный разрыв с национальными традициями союзных республик;

2. сохранение прежнего содержания школьного образования;

3. отказ от родного языка в пользу русского в школах;

4. политизацию и идеологизацию общественной жизни

  1. Что было одним из последствий массовых репрессий 1930-х г.г.?

1. рост гражданской активности населения;

2. массовое сопротивление террору;

3. формирование у людей готовности к подчинению;

4. исключение из Конституции СССР 1936г. положений о правах и свободах личности

  1. Прочитайте отрывок из «Письма к съезду» В.И.Ленина и укажите фамилию деятеля партии, о котором идет речь.

« (Он), сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью... Он слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека»

1. Г.Е.Зиновьев;

2. Н.И.Бухарин;

3. Л.Д.Троцкий;

4. И.В.Сталин

Часть «В»

1. Расположите события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыи обозначены события, в правильной последовательности в приведенную таблицу.

А убийство П.А. Столыпина;

Б) Московское декабрьское восстание;

В) гибель крейсера «Варяг»;

Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы.

1

2

3

4

2. Прочитайте отрывок  из речи И.В.Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной.

« Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхозами), способными заменить, как сдатчика хлебы, не только кулаков, но и индивидуальных крестьян»

ответ:____________________________

3.Установите соответствие между законодательными актами и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

ГОДЫ

А) Первая Конституция РСФСР

1. 1917г.

Б) Декрет об отмене сословий и гражданских чинов

2. 1918г.

В) Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом

3. 1920г.

Г) Декларация об образовании СССр

4. 1921г.

5. 1922г.

А

Б

В

Г

   

4.Какие три из перечисленных ниже политических деятеля сыграли важную роль в событиях 1917г.? Запишите цифры ответа в порядке возрастания.

  1. П.Н. Милюков;
  2. С.Ю.Витте;
  3. М.А.Бакунин;
  4. К.П.Победоносцев;
  5. А.Ф.Керенский;
  6. Л.Д.Троцкий

      Ответ:_______________

5. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых начала   20 века и отраслями науки, которыми они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры.

УЧЕНЫЕ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А) Н.Е.Жуковский

1. химия

Б) И.И.Мечников

2. физиология растений

В) К.А. Тимирязев

3. медицина

Г) Д.И. Менделеев

4. самолетостроение

5. история

А

Б

В

Г

6. Установите соответствие между фамилиями вооначальников и их должностями в период Гражданской войны.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры.

ФАМИЛИИ

ДОЛЖНОСТИ

А) Л.Д.Троцкий

1. командующий Западным фронтом Красной армии

Б) П.Н.Врангель

2. председатель Реввоенсовета Советской республики

В) С.М.Буденый

3. адмирал, Верховный правительРоссии

Г) А.В.Колчак

4. командир Первой конной армии

5. командующий Вооруженными силами белых на Юге России

А

Б

В

Г

7. Расположите следующие произведения в хронологической последовательности их создания. Запишите цифры, которыми обозначины произведения, в правильной последовательности в таблицу.

  1. фильм С.М. Эйзенштейна «Александр невский»;
  2. роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»;
  3. балет И.Ф. Стравинского «Жар-птица»;
  4. поэма А.Т.Твардовского «Василий теркин»

А

Б

В

Г

8.Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры.

А) 1022г.;                               1. подписание Рапалльского договора с Германией;

Б) 1924г.;                               2. заключение пакта о ненападении с германией;

В) 1934г.;                               3. заключение Брестского мира с Германией;

Г) 1939г.                                4. вступление СССр в Лигу Наций;

                                                5. «полоса дипломатического признания» СССР

А

Б

В

Г

9. Прочитайте отрывок из воспоминаний К.Симонова и напишите фамилию советского руководителя, о последствиях убийства которого вспоминает писатель.

   «Тому, в чьей памяти не остался декабрь 1934года, наверное, даже трудно представить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было (его) убийство... Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смольном, и в том. Что туда сорвался и поехал из Москвы Сталин, и в том, что об этом писали...»

Ответ:______________________________

10. Какие три из перечисленных ниже понятий относятся к политике военного коммунизма?  Запишите цифры ответа в порядке возрастания.

1. концессия;

2. продразверстка;

3. паек;

4. денационализация;

5. трудовая повинность;

6. аренда.

Часть «С»

Текст с заданиями С1-С6

Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы. Ответы на задания предполагают использование информации из источника, а также применения всех исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Государь!

Мы, рабочие и жители горгода Санкт-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь. Искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосульным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать...

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности,-в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нащего положения...

Россия слишком велика, нужды ее многообразны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой...»

С1. Кто авторы документа, в чем мотиваы их обращения?

С2. Каковы требования, изложенные в обращении? Подтвердите свой ответ информацией из текста.

С3. Что отличает стиль документа, как он характеризует особенности сознания его авторов?

С4. Когда был создан этот документ, кому он конкретно адресован?

С5. С какими событиями, явлениями связан данный документ?

С6. Дайте аргументированную оценку, представленному  в тексте историческому событию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории России в 11 классе (профильный уровень) на тему « СССР накануне войны»

Цели урока:раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;- развивать познавательные умения: самостоятельно п...

Великая Отечественная война 1941-1945. Накануне войны.

Презентаци к уроку истории России (9,11 кл)...

Великая Отечественная война 1941-1945. Накануне войны.

Презентаци к уроку истории России (9,11 кл)...

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. СССР накануне войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

Урок истории "СССР накануне войны"

Познакомить учащихся с международным положением накануне войны, охарактеризовать основные цели внешнеполитической деятельности Советского Союза в период с1939-1941 г.г., показать всю глубину опасности...

Методическая разработка урока в 10 классе «СССР и Германия накануне войны»

Урок-конференция. Класс разбивается на 4 группы: «Советская разведка», «немецкая разведка» и две группы экспертов получает опережающее задание: нужно изучить соответствующий ма...

Конспект урока на тему «СССР накануне войны»

Предлагаю разработку урока по истории. Данная разработка позволит:- раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные...