Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."
методическая разработка по истории (6 класс)

Лебедева Надежда Игоревна

Методическая разботка предназначена для проведения урока истории в 6 классе по теме  "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."

Учебник: История России. 6 класс. В 2-х частях. (учебник) / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. М. Просвещение. 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_mesto_i_rol_rusi_v_evrope_6_klass.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История

Класс: 6

Тема урока: Место и роль Руси в Европе

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: сформировать у обучающихся понимание, что Русь являлась одним из самых крупных государств IX-XII веков и рассматривалась другими странами как равноправный партнёр.

Задачи урока:

- образовательные - выявить место и роль Руси среди европейских государств в IX-XI вв.;

- развивающие – формирование компонентов информационной компетентности (умения самостоятельного поиска и обработки информации, соотнесения информации из различных источников); развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать, формулировать выводы и аргументировать их.

- воспитательные – воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины, формирование компонентов информационной компетентности (умения самостоятельного поиска и обработки информации, соотнесения информации из различных источников).

План урока

  1. Отношения Руси с Византийской империей
  2. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы
  3. Отношения с кочевниками и странами Востока

Методы работы учащихся: 

- наглядный;

- частично-поисковый;

- практический.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты:

предметные - умение работать с информацией, получить целостное представление о месте и роли Руси среди европейских государств в IX-XI вв., применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений;

познавательные - систематизировать исторический материал, делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности;

коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода;

регулятивные - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия;

личностные - формирование устойчивого познавательного интереса, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

УМК: История России. 6 класс. В 2-х частях. (учебник) / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. М. Просвещение. 2016.

Оборудование: компьютер, проектор.

Информационное обеспечение учебного процесса: презентация «Место и роль Руси в Европе», маршрутные листы для работы в группах.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Элементы содержания

1. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2. Мотивационно-целевой этап

1) проверка домашнего задания

Заранее перед уроком разделил класс на 3 группы в зависимости от познавательных особенностей учащихся.

Объясняет принцип работы в группах:

- делит класс на 3 группы;

- выбор руководителя, секретаря группы;

- объясняет функции руководителя и секретаря группы;

- правила заполнения маршрутного листа;

- правила работы в группах;

- правила представления результатов одним из участников группы.

Объясняет процесс проверки домашнего задания участниками группы. Задания для проверки домашнего задания представлены в маршрутном листе (см. приложение 1,2,3):

- на выполнение задания выделяется 5 минут;

- группы меняются маршрутными листами для взаимопроверки;

- выставляют количество баллов и отметку;

- учитель проверяет результаты работы 3 группы.

На прошлых уроках мы говорили об истории нашей страны.

Какую роль и место занимала Русь в мире? Обсудим этот вопрос на уроке.

Слушают учителя, выбирают руководителя и секретаря группы. Секретарь заполняет маршрутный лист. Руководитель распределяет обязанности среди других участников группы.

Выполняют задания в группах.

Меняются маршрутными листами для взаимопроверки.

Ответы на задания

Задание 1.

1) охота;

2) рыболовство;

3) кузнечное дело;

4) ткачество;

5) собирательство;

6) земледелие

Задание 2.

1) холоп

2) Ольга

3) Киев

4) дань

5) Константинополь

6) 882 г.

7) «Путь из варяг в греки»

8) фреска

Оцените себя:

Менее 6 баллов – « 2»

9-7 баллов – «3»

12-10 баллов – «4»

14-13 баллов – «5»

2. Изучение нового материала

1) отношения Руси с Византийской империей

2) отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы

3) отношения с кочевниками и странами Востока

Организует работу по изучению нового материала

Историки выделяют три направления внешней политики Древней Руси:

1) южное – отношения с Византией;

2) восточное – отношения с Хазарским каганатом и кочевниками;

3) западное – отношения со странами Западной Европы.

Групповая, практический, работа с текстом учебника, оформление результатов исследования

Работа группы 1 (см. приложение 1)

Работа группы 2 (см. приложение 2)

Работа группы 3 (см. приложение 3)

Распределяют обязанности, изучают информацию, обсуждают результаты, разрабатывают план представления результатов, заполняют маршрутный лист.

Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера, анализируют и систематизируют информацию, извлекая ее из разных источников, вступают в диалог, аргументирую позицию

.

3. Представление результатов.

Оценивание

Организует выступление групп, направляет диалог.

Знакомит с критериями оценки, задает вопросы по результатам оценивания

Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос.

Представляют результаты работы. Формулируют выводы

Заслушивают выступление других групп. Задают вопросы. Оценивают работу групп

Оценивают работу групп, объясняют оценку

- Русь рассматривалась другими государствами, как равноправный партнёр.

- Русь являлась крупнейшим посредником в торговле.

- Древнерусское государство было схоже по своему устройству с другими европейскими странами.

4. Рефлексия

Организует в игровой ситуации проверку степени удовлетворенности каждым учащимся результатом урок.

С помощью знаков: ладошка с пятью пальцами – все понятно, ладошка с четырьмя пальцами – есть над чем поработать, кулак – много непонятно, надо изучить внимательно. Учащиеся оценивают степень усвоения знаний, и свою работу.

Анализируют собственную работу, эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

5. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по главе 2, §4-11.

Записывают домашнее задание.

Принимают учебную задачу, самостоятельно анализируют условия достижения цели, планируют выполнение задания.

Практическая работа по теме:

«Место и роль Руси в Европе»

Маршрутный лист 1 группы

Руководитель группы: ___________________________

Секретарь группы: ______________________________

Оценка работы участников группы

Примечание: заполняется секретарём и руководителем группы

Заполните графу «фамилии», поставьте в соответствующей графе +

ФАМИЛИИ

РАБОТАЛ

РАБОТАЛ ЧАСТИЧНО

НЕ РАБОТАЛ

I этап «Проверка домашнего задания»

Задание 1. Определите занятие славян по ключевым словам.

1) лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, медведь, белка ______________

2) сом, осётр, судак, щука, налим, сети, невод _________________

3) горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы _______________

4) конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок _______________

5) малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, зверобой ____________

6) соха, цеп, палка, серп, коса, зерно, овес, поле, пшено, амбар _______________

Задание 2. Ответьте на вопросы.

- Как на Руси называли рабов? _______________________

- Кто из князей первый упорядочил сбор дани на Руси? ___________________

- В каком городе находился старший из князей? ________________________

- Как называется натуральный или денежный сбор с покорённых племен и народов? __________________

- Откуда на Русь приезжало высшее духовенство? __________________________

- В каком году образовалось Древнерусское государство? __________________

- Как назывался торговый путь, проходивший по Волхову, Ловати, Днепру? _______________________________

- Как называется техника живописи по сырой штукатурке? ________________

Количество баллов: _________________________

Оценка: ___________________

II этап «Изучение нового материала»

Подготовьте выступление по теме «Отношения Руси с Византийской империей» отвечая на представленные ниже вопросы.

Для подготовки ответа, изучите текст учебника с. 78, п. 2.

1) При каких князьях были заключены договоры с Византией?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какое значение имело для Византии и Руси подписание данных договоров?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Каково было значение династических браков во взаимоотношениях Византии с Русью?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Как складывались военные и отношения Руси с Византией?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Как складывались торговые отношения Руси с Византией? Выпиши, какие товары  вывозили из Руси, а какие товары ввозили на территорию Руси?

Для ответа используй карту в учебнике на с. 81-82 и текст на с. 78. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Оцените какой характер отношений, был у Руси с Византией?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III этап «Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос»

Сделайте вывод по теме урока, используя полученные знания и вывод в учебнике на с. 81.

Какова роль Руси в IX – XII вв. среди европейских государств?

1. _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа по теме:

«Место и роль Руси в Европе»

Маршрутный лист 2 группы

Руководитель группы: ___________________________

Секретарь группы: ______________________________

Оценка работы участников группы

Примечание: заполняется секретарём и руководителем группы

Заполните графу «фамилии», поставьте в соответствующей графе +

ФАМИЛИИ

РАБОТАЛ

РАБОТАЛ ЧАСТИЧНО

НЕ РАБОТАЛ

I этап «Проверка домашнего задания»

Задание 1. Определите занятие славян по ключевым словам.

1) лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, медведь, белка ______________

2) сом, осётр, судак, щука, налим, сети, невод _________________

3) горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы _______________

4) конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок _______________

5) малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, зверобой ____________

6) соха, цеп, палка, серп, коса, зерно, овес, поле, пшено, амбар _______________

Задание 2. Ответьте на вопросы.

- Как на Руси называли рабов? _______________________

- Кто из князей первый упорядочил сбор дани на Руси? ___________________

- В каком городе находился старший из князей? ________________________

- Как называется натуральный или денежный сбор с покорённых племен и народов? __________________

- Откуда на Русь приезжало высшее духовенство? __________________________

- В каком году образовалось Древнерусское государство? __________________

- Как назывался торговый путь, проходивший по Волхову, Ловати, Днепру? _______________________________

- Как называется техника живописи по сырой штукатурке? ________________

Количество баллов: _________________________

Оценка: ___________________

II этап «Изучение нового материала»

Подготовьте выступление по теме «Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы» отвечая на представленные ниже вопросы.

Для подготовки ответа, изучите текст учебника с. 78-79, п. 3.

1) Выпишите государства Европы, с которыми у Руси были тесные торговые отношения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) За счёт, какого внешнеполитического шага Русь налаживала отношения со странами Европы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Перечислите основные династические браки, заключенные между правящими семьями Руси и стран Европы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Как складывались торговые отношения Руси со странами Европы? Выпиши, какие товары вывозили из Руси, а какие товары ввозили на территорию Руси?

Для ответа используй карту в учебнике на с. 81-82 и текст на с. 78-79. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Оцените какой характер отношений, был у Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III этап «Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос»

Сделайте вывод по теме урока, используя полученные знания и вывод в учебнике на с. 81.

Какова роль Руси в IX – XII вв. среди европейских государств?

1. _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа по теме:

«Место и роль Руси в Европе»

Маршрутный лист 3 группы

Руководитель группы: ___________________________

Секретарь группы: ______________________________

Оценка работы участников группы

Примечание: заполняется секретарём и руководителем группы

Заполните графу «фамилии», поставьте в соответствующей графе +

ФАМИЛИИ

РАБОТАЛ

РАБОТАЛ ЧАСТИЧНО

НЕ РАБОТАЛ

I этап «Проверка домашнего задания»

Задание 1. Определите занятие славян по ключевым словам.

1) лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, медведь, белка ______________

2) сом, осётр, судак, щука, налим, сети, невод _________________

3) горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы _______________

4) конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок _______________

5) малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, зверобой ____________

6) соха, цеп, палка, серп, коса, зерно, овес, поле, пшено, амбар _______________

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Как на Руси называли рабов? _______________________

2. Кто из князей первый упорядочил сбор дани на Руси? ___________________

3. В каком городе находился старший из князей? ________________________

4. Как называется натуральный или денежный сбор с покорённых племен и народов? __________________

5. Откуда на Русь приезжало высшее духовенство? __________________________

6. В каком году образовалось Древнерусское государство? __________________

7. Как назывался торговый путь, проходивший по Волхову, Ловати, Днепру? _______________________________

8. Как называется техника живописи по сырой штукатурке? ________________

Количество баллов: _________________________

Оценка: ___________________

II этап «Изучение нового материала»

Подготовьте выступление по теме «Отношения Руси с кочевниками и странами Востока» отвечая на представленные ниже вопросы.

Для подготовки ответа, изучите текст учебника с. 79-80, п. 4.

1) О каких взаимоотношениях с кочевниками повествуют данные изображения

с. 79?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какую новую религию приняли на Востоке? Какое влияние оказало принятие новой религии странами Востока на Русь?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Как князья боролись с набегами кочевников?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Почему некоторые князья призывали кочевников на Русь?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Заключались ли династические браки? Перечисли названия стран Востока, с которыми Русь имела отношения.

Как складывались торговые отношения Руси с кочевниками и странами Востока? Выпиши, какие товары вывозили из Руси, а какие товары ввозили на территорию Руси?

Для ответа используй карту в учебнике на с. 81-82 и текст на с. 78-79.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Оцените какой характер отношений, был у Руси с кочевниками и странами Востока?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III этап «Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос»

Сделайте вывод по теме урока, используя полученные знания и вывод в учебнике на с. 81.

Какова роль Руси в IX – XII вв. среди европейских государств?

1. _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....