Технологическая карта урока истории в 9 классе "Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Тема:  Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма

Дата урока

№ урока: 7

Класс: 9

Цель

характеризовать учения, выделять их особенности

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения

развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником

понимать, за что боролись либералы, консерваторы,  социалисты

Тип урока

комбинированный

Осн. понятия

либерализм,  консерватизм, социализм, марксизм

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

обществознание

индивидуальная, в паре, фронтальная

Учебник под ред. Н.В.Загладина

Домашнее задание:

§ 11

План: 1. Оформление основных течений

2. Сущность  либерализма,  консерватизма, социализма, марксизма

.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Приветствие учащихся.

приветствие учителя, друг друга

Постановка цели и задач урока. Мотивация уч.деят. уч.

Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века

Актуализация знаний

Влияние монополизации на последующее экономическое развитие индустриальных стран

Какие технические изобретения  изменили  повседневную жизнь людей в XIX веке? В чем заключались эти изменения

трамваи,  газеты, швейные машинки, комфортное житье, мода, питание,  телефон, печатная машинка

Первичное усвоение новых знаний

1)        Философов- мыслителей XIX века волновали вопросы:

        1) Как развивается общество?

        2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

        3) Куда движется история?

- Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

        1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

        2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

        3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

 В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно - политических течения:         1) либерализм              2) консерватизм         3) социализм

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в XIX веке, как в теории, так и практике.

- Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

- Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

 -  А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция?  

- В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее  значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

- Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм - учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

- Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип -   сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

-  поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения  « охранительных» социальных         реформ только как самое  крайнее средство.  Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

 Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

- общественный и государственный строй, принципами которого являются:

        1) установление политические свобод;

        2) равенство в правах;

        3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

        4) обязанность государства регулировать экономику.

- Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а  кто ко второй?

- К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

- Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное  неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим  членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

Роберт Оуэн  в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.

- прочитать о марксизме и выделить их основные положения

Ревизионизм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра  какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

- Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими  объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

 Анархизм (- от греч. аnarcia ) – безвластие.

- Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров

Почти до конца XIX  века  европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшие классы не имели своих представителей в парламенте.

Принципы:

1.        Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.

2.        Право на свободу слова, печати собраний.

3.        Право на участие в решении государственных дел

Требования, которые выдвигали либералы :

1.          Ограничение деятельности государства законом.

2.        Провозгласить принцип разделения власти.

3.        Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.

4.        Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.

5.        Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др.  О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать  историю Англии.

- в отличие от либералов консерваторы признавали:

1.        Право государства на сильную власть.

2.        Право на регулирование экономики.

В результате лидеры английской (Бенждамин Дизраэли)  и германской (Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

« Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.  

- Доходы собственников считал паразитическими. Не выступал против частной собственности, а лишь против её злоупотребления. Считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», используя для этого проповедь христианской морали.

работа по учебнику

Он пришёл к выводу:

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

- Какие черты характеризовали анархизм?

1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью

Первичное осмысление новых знаний

Проанализируйте характеристики идейных направлений XIX в. и подумайте, почему общественно-политическая мысль в это время стала более разнообразной и противоречивой, чем в предшествующие столетия.

Развитию научного знания о политике в этот период способствовали процессы, связанные с развитием индустриального общества на Западе. Развитие публичной политики, возникновение партий, утверждение парламентаризма, расширение избирательного права привели к появлению в Европе множества специальных политических теорий, раскрывающих проблемы демократии, государственного устройства и управления, политических партий. Под влиянием популярных в тот период философских идей позитивизма научные идеи все активнее ставились на службу обществу

Первичная проверка понимания

Назовите три и более причины этого явления

Динамическая пауза

Закрепление

Работа по заполнению таблицы

В парах

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Инф. о д/з

§ 11

Запись д/з

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-  Как вы считаете, мы достигли наших целей?  Давайте проверим.

Что на уроке вам было не понятно?    Какой момент на уроке для вас был более интересным. Почему?

Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования - реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования - революция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС,  образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников  ...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Возникновение земледелия и скотоводства"

технологическая карта по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства", цели, задчи урока, деятельность учителя, учащихся, итог, рефлексия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 5 КЛАССА "ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ "вОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО  ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....

технологическая карта урока истории по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.Цели урока:образовательные:- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815...