Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме " Возникновение земледелия и скотоводства"
методическая разработка по истории (5 класс)

Урок открытия новых знаний по образовательной технологии АМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istori_5_klass.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Организационная информация

Автор урока

Какоткина Светлана Владимировна

Предмет

История

Класс

5 класс

Методическая информация

Тема

Возникновение земледелия и скотоводства

Автор учебника, по которому ведется обучение

История Древнего мира: Учеб. для 5 класса для общеобразовательных организаций. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2020

Тип урока

«открытие» новых знаний

Цель урока

Получение   систематических знаний  о  причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы  и выявления причинно-следственных связей.

Задачи урока

Образовательные:

 - Формировать  систему знаний  с помощью ключевых понятий урока.

Развивающие:

 - Развивать  навык  работы с исторической картой.

 - Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать  и презентовать ее.

 - Развивать умение – составлять учебную задачу.

 - Развивать   и совершенствовать  навыки  совместной деятельности в группе.

Воспитательные:

 - Прививать интерес и любовь к истории.

 - Воспитывать сознательное отношение к учению.

Основные понятия

Производящее хозяйство, серп, мотыга, зернотерка,  керамика, ткачество, циновка, старейшина,  совет старейшин,  духи, боги, молитвы, идолы.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, презентация, карточки.

Образовательная технология

Технология АМО

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Орг. момент

Приветствие - АМО «Комплименты»

Приветствие. Учитель интересуется, как дети себя чувствуют, предлагает выбрать смайлик своего настроения. Настроение у всех разное, предлагаю сделать комплимент соседу по парте для того что бы поднять друг другу настроение. Молодцы, настроение у всех улучшилось, начинаем работать.

Прочитайте девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».  Все готовы к уроку? Замечательно!

Эмоциональный настрой на урок.

1 мин.

II. Актуализация знаний учащихся – АМО «Восстанови рассказ», «Найди ошибки».

Проверка домашнего задания

Давайте повторим пройденный материал прошлого урока.

- Кто желает работать по тестам? Тесты   на «5», на «4», и на «3» - выбирайте.

Задание «Восстанови рассказ», «Найди ошибки».

Фронтальная работа с детьми:

1. Расскажите, как учёные узнали о существовании  искусства у первобытных людей?   Как и когда была найдена пещерная живопись?

2. Почему  появились религиозные верования? Что такое религия? Во   что верили первобытные люди?

3.Почему люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?

Почему в могилы клали различные предметы?

Выполнение заданий

Отвечают на вопросы учителя

6 мин.

Рефлексия. Оцените, как вы усвоили материал прошлого урока.

Дети оценивают свою деятельность

1 мин.

III. Вхождение в тему урока

Мы знаем, что миллионы лет люди жили за счёт того, что давала им природа. Как назывался такой вид хозяйства?

Предлагаю совершить путешествие во времени, на 10 т. лет назад в Западную Азию. Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками.  Что делали женщины и мужчины в лесу? Всегда ли присваивающее хозяйство могло обеспечить людей продуктами питания?

Посмотрите на слайды:

Что вы  видите на этом слайде? О каких занятиях говорят эти картинки?

А что вы видите на этом слайде? Могли ли мы увидеть эту картинку в период, когда люди занимались охотой?

О чём мы с вами будем говорить на уроке?

На какие вопросы нам необходимо будет ответить?

Значит, цель нашего урока …узнать где и когда появились земледелие и скотоводства. В чём было их преимущество по сравнению с охотой и собирательством.

Дети отвечают – ПРИСВАИВАЮЩЕЕ

Дети отвечают – мужчины охотились, женщины занимались собирательством.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

3 мин.

IV. Изучение нового материала – АМО «Мудрые совы»

Класс делится на группы, группы получают карточки с заданиями.

1 группа «Мотыжное земледелие»

2 группа «Приручение животных»

3 группа «Глиняная посуда и одежда из ткани»

Цель: отработка умений работать с информацией.

В процессе самостоятельной работы с текстом учебника, дополнительным материалом, иллюстрациями учебника учащиеся формулирует выводы, готовят выступления.

Задания:

1. Найдите в тексте новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.

2. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой, или какая из фраз является центральным высказыванием.

3. Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной.

4. Можно ли сделать  из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни.

 Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают сложные вопросы.

15 мин.

Физминутка – АМО «Четыре стихии»

 - "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете.

Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Дети выполняют упражнения

1 мин.

Мудрые совы готовы, слушаем доклады

Давайте подумаем,  как называлось хозяйство, к которому относятся земледелие и скотоводство?

Чем  отличается производящее  хозяйство от присваивающего?

К  каким последствиям привело возникновение земледелия?

Сообщение учителя «Родовые общины и племя»

Фронтальный опрос  

Дети отвечают - ПРОИЗВОДЯЩЕЕ

5 мин.

5 мин.

V. Закрепление новых знаний

Могли они теперь вести кочевой образ жизни? Почему?

Больше или меньше они зависели от природы?

От чего зависело благополучие человека?

Имелись ли запасы пищи у человека?

Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства?

Фронтальная работа с классом

4 мин.

VI.  Итог урока

Наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним тему урока.

-Какие ставили цели?

- Мы достигли их?

-А какие задания вам понравились больше всего?

- Где вам пригодятся полученные знания?

Отвечают на вопросы учителя

3 мин.

VII. Рефлексия деятельности – АМО «Закончи предложение»

Предлагаю оценить свою деятельность на уроке.

По цепочке выскажите одним предложением

- Мне было интересно….

- Я научился…..

- Я понял, что……

- У меня получилось……

- Меня удивило…..

- Теперь я могу…

Дети высказываются

1 мин.

VIII. Домашнее      задание

Запишите домашнее задание в дневник

Дом. задание: прочитать параграф 4, составить словарь в картинках.

Дифференцированное  задание:

На «5» – составить кластер «Изменения  в жизни людей после возникновения земледелия и скотоводства», «4» – ответить на вопрос «Почему сородичи слушали старейшин?

Записывают домашнее задание в дневник, выбирают задание самостоятельно, получают карточки с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС,  образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников  ...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ 5 КЛАССА "ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ "вОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"...

Технологическая карта урока в 9 классе на тему "АПК : земледелие и животноводство"

Технологическая карта урока в 9 классе на тему "АПК : земледелие и животноводство"...

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...