Технологическая карта урока в 9 классе на тему "АПК : земледелие и животноводство"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Никитаева Милинтина Юрьевна

Технологическая карта урока в 9 классе на тему "АПК : земледелие и животноводство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_geografi_9_klass_zhivotnovodstvo.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Аладьинская школа»

    

Технологическая карта урока в 9 классе на тему:

 «АПК:земледелие и животноводство»

Разработала: Никитаева Милинтина Юрьевна,

учитель географии

Тема урока: «АПК: земледелие и животноводство»

Класс: 9

Тип урока: комбинированный (изучения нового материала и практикум)

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК. Изучить зональную специализацию и особенности растениеводства и животноводства России, анализируя статистические данные и карты.

Обучающая: способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.

Воспитательная: Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

Технические и дидактические средства: , атласы, тетради

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Практические: составление схемы АПК, работа со статистическим, дидактическим материалом, с атласом, картой, тестами, выполнение практической работы.

Наглядные: раздаточный дидактический материал, карта.

Ход урока:

  1. Оргмомент

       -    Приветствие учащихся

       -    Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

      2.  Актив внимания:

(заслушивается фрагмент песни о сельском хозяйстве)

Скажите, о чем вы сейчас прослушали песню?

Сформулируйте тему нашего урока.

Откройте свои тетради и запишите тему урока  АПК. Земледелие и животноводство.

Как вы считаете, какова цель нашего урока?

3.Изучение нового материала:

Агропромыитенный комплекс (АПК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Главная задача АПК - обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому 

АПК состоит из 3 звеньев (стадий производства).

Учитель на доске, а учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

1 звено - сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация

2 звено рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

 3 звено - торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

Уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК,

отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК.

Задания:

Пользуясь картой «Машиностроение» атласа, найдите центры сельскохозяйственного машиностроения. (Ростов-на-Дону. Таганрог, Рязань. Омск. )

 Пользуясь картой атласа    определите центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфатных.

Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Отличительные особенности сельского хозяйства:

 Оно зависит от природных условий. 

 Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

 Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

 Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются сельскохозяйственными угодьями.

Задание:

 Сравните показатели развития АПК России и развитых стран . Сделайте вывод о зависимости уровня развития сельскохозяйственного производства от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.

Вариант ответа: Россия имеет большую площадь пашни на душу, но меньшую урожайность зерновых, сахарной свеклы, чем в развитых странах. Больше всего в расчете на душу населения в России выращивается картофеля - в 3 раза больше, чем в США. Мяса на душу в России приходится меньше, чем в США в 3 раза. Почвы (пашня) используется менее эффективно, чем в развитых странах.

- Ведущая отрасль растениеводства зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся - рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым - горох, фасоль, чечевица, соля.

По производству зерновых культур Россия занимает 1-е место в мире. По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место занимает - ячмень.

Какие культуры еще выращивают в России и как их используют?

Дополнительный материал

- Растениеводство производит 55% от стоимости всей сельскохозяйственной

продукции, а животноводство - 45%. Но в развитых странах преобладает продукция животноводства, которая считается более ценной.

Учащиеся заслушивают сообщение об отраслях животноводства, их географии, проблемах животноводства и кратко записывают в тетрадь план, тезисы сообщения.

Животноводство

Животноводство представлено скотоводством, свиноводством, овцеводством, птицеводством, коневодством, пчеловодством.

Животноводство основывалось на пастбищном откорме летом, и сенном откорме зимой. На сенокосах летом заготавливали сено на зиму.

Скотоводство

Скотоводство (разведение крупного рогатого скота) имеет самую большую численность поголовья и дает самый большой объем продукции. Поголовье крупного рогатого скота в России сократилось почти в 2 раза. Скотоводство имеет два направления - молочное и мясное. Для молочного скота нужны сочные травы, силос, сено и комбикорма. Молочное скотоводство распространено в лесной зоне.

Мясной скот разводят на засушливых пастбищах в степной и сухостепной зонах. В степи на корм скоту идут зерно и отходы, получаемые при производстве масла (жмых, шрот) и сахара (патока, жом).

Свиноводство

Свиней в России держат почти во всех регионов, кроме районов, где живут мусульмане, не употребляющие свинину.

Поголовье свинец сократилось вдвое и составило около 17 млн.

В начале XIX века на земле Войска Донского (Ростовская область) свиней ранней весной отгоняли в лес и оставляли без присмотра до осени. Свиньи питались травой, желудями, кореньями, мелкими животными. Когда начинались заморозки, хозяева отлавливали своих свиней и забирали домой. Желуди считались хорошим кормом, поэтому и свиней старались разводить там, где росли дубы.

Сейчас свиньи живут в хлевах и держат там, где есть картофель, кукуруза, отходы пищевой промышленности.

Больше всего свиней разводят на Нижнем Дону, в Поволжье и Центральном Черноземье. Кроме растительной пищи свиньям нужны животные белки. В первом русском наставлении по выращиванию свиней говорилось, что «лошадиное мясо, употребленное для откармливания свиней, делает жир их вкусным и несколько твердоватым. Десять одногодовалых свиней осенью по четыре лошади в неделю съедали и в шесть недель сделались тучными». Сейчас для подкормки свиней используют рыбу, отходы мясокомбинатов.

Овцеводство

Овцы весь год пасутся на подножном корму. Их разводят в полупустых и горных районах на полыни, злаках, солянках. Овцы неприхотливы, едят низкую и сухую траву. Когда овцы съедают на пастбище всю траву, их перегоняют на другое. Такой способ хозяйства называется отгонным скотоводством. За год стадо может проходить до 300 км. Весной стада гонят на равнинах на север, из предгорий в горы, а осенью, наоборот.

В России разводили грубошерстных овец (романовская порода). Из их шерсти делали валенки, ткали ковры, из шкур шили тулупы.

На юге разводят тонкорунных овец, от которых получают высококачественную шерсть.

Практическая работа7

Определите по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

4.Рефлексия.

Решение теста «Проверь себя»

  1. Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)

а) зерновые

б) кормовые

в) технические

г) овощи и картофель

  1. К техническим культурам относятся

а) чечевица

б) лён и сахарная свёкла

в) лён, сахарная свёкла и рожь

  1. Расположите отрасли животноводства по мере уменьшения их доли в производстве мяса (от большего к меньшему)

а) оленеводство

б) овцеводство

в) скотоводство

г) свиноводство

  1. Рожь, лён и картофель выращивают в основном

а) в чернозёмной зоне

б) в нечернозёмной зоне

  1. К зерновым культурам относятся

а) соя

б) пшеница и лён

в) пшеница, овёс, кукуруза

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...