Конспект урока по теме «Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества».
план-конспект урока по истории (8 класс)

Валерия Васильевна Захарова

«Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества», 8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8а                    Предмет: Всеобщая история        Составитель: Захарова В.В.

Тема урока: «Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества».

Планируемые результаты.

Образовательные:

Определить особенности периода модернизации и индустриализации, последствия объединения европейских государств;

Оценивать результаты деятельности исторических личностей в данную эпоху;

Развивающие:

Давать определения изученных понятий;

Приводить доказательства;

Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

Делать выводы на основании конкретных фактов.

Воспитательные:

Дать оценку деятельности исторических личностей второй половины XIX века., нравственным ценностям, которыми они руководствовались;

Выразить свое отношение к новой картине мира.

Дидактические материалы: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1800- 1900». 8 класс. /А.Я. Юдовская, 2014; конспект урока, презентация.

Ход урока

Этап урока

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время40мин

I.Организационный момент

-

Приветствие. Проверка готовности, отметить отсутствующих.

Ответное приветствие, проверка тетрадей, учебников.

II.Опрос

III.Новая тема

Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества.

1.Германская империя: борьба за «место под солнцем».

2.Великобритания: конец Викторианской эпохи.

3.Франция: третья республика

Запись на доске пана урока.

Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества.

1.Германская империя: борьба за «место под солнцем».

Во время франко-германской войны завершилось объединение Германии. 18 января 1871 года была провозглашена империя. Сбылось то, чего так добивался Бисмарк.

В ходе урока мы рассмотрим политическое устройство и экономику Германии, её внутреннюю и внешнюю политику.

Начнём с политического устройства Германской империи.

Две трети территории империи занимала Пруссия, поэтому она стала играть главную роль в жизни нового государства.

В 1871 году была принята конституция, которая и определила устройство и управление империей.

В её состав входили 22 монархических государства и три вольных города – Любек, Гамбург и Бремен. В каждом из государств сохранялись собственные ландтаги – местные парламенты.

Во главе Германии находился император, которого избирали из династии Гогенцо̀ллернов, правящей в Пруссии. Его власть была практически неограниченной.

Император возглавлял вооружённые силы, занимался решением вопросов войны и мира, назначал и смещал рейхсканцлера, утверждал законопроекты, созывал и распускал рейхстаг.

Следующим в системе управления был рейхск̀анцлер. Он был общеимперским министром, ответственным только перед императором. Все ведомства государства находились у него в подчинении. Занимался вопросами внутренней и внешней политики.

Общеимперским парламентом был рейхста̀г. Он состоял из двух палат. В верхнюю палату, или Союзный совет, депутатов назначал сам император и представители государств империи. А в нижнюю палату депутаты избирались. Права голоса на выборах были лишены женщины, мужчины, которым ещё не исполнилось 25 лет, военные и нищие. Функции рейхстага были следующими:

-обсуждение проектов законов, которые потом утверждались императором;

-принятие бюджета империи.

Срок работы рейхстага ограничивался пятью годами.

Первым императором Германской империи стал Вильгельм I. Однако на тот момент, главную роль в государстве играл канцлер Отто фон Бисмарк, получивший прозвище «железный». Именно он определял направление политического развития.

Целью Бисмарка было укрепление позиций земельной аристократии.

Экономика:

Давайте узнаем, что изменилось в экономике Германии.

Вспомните, ещё в начале XIX века Германия была аграрной страной со слабо развитой промышленностью. Но уже в 1870-е годы наблюдался резкий подъем экономики. Разберёмся, как это произошло.

С образованием империи появился единый внутренний рынок. Больше не существовало таможенных пошлин, товары свободно перемещались по территории Германии.

После франко-германской войны Германия получила от Франции большую контрибуцию. Эти деньги были направлены на развитие производства. С завоёванных территорий вывозилось оборудование, необходимое для фабрик и заводов.

Также, после войны Германия получила французские Эльзас и Лотарингию, на территории которых были большие залежи железной руды. Много полезных ископаемых было в Рейнской области и Саарском бассейне. А настоящим индустриальным центром Германии стала Ру̀рская область.

Милитаристская традиция в экономике, типичные немецкие черты характера, развитие монополистического капитализма, развитие банковского сектора, улучшение качества товаров на экспорт, значительная «дешевизна» товаров по сравнению  английскими, обезземеливание крестьян (многие уходили в города).

Реформистская деятельность:

Введение законодательства, защищающего права рабочих:

- страхование рабочих на случай болезни;

- страхование на случай старости;

- в случае увечья, неспособности к труду;

- выплата пенсий с 70 лет за счет государства.

Внешняя политика:

В 1879 году было заключено союзное соглашение с Австро-Венгрией, соперником России на Балканском полуострове. В 1882 году к этому союзу присоединилась Италия, соперничавшая с Францией из-за Тунѝса. Таким образом, сложился Тройственный союз, которому предстоит ещё сыграть важную роль в мировой истории.

Бисмарк мало внимания уделял колониальной политике, поэтому после его отставки Германия приступила к созданию колоний.

Итоги:

18 января 1871 года была провозглашена Германская империя.

Главную роль в государстве играли император и рейхсканцлер.

1870-е годы стали для Германии временем экономического и промышленного роста.

Основными направлениями внутренней политики Бисмарка стали культуркампф, борьба с социализмом и милитаризация.

В 1882 году сложился Тройственный союз.

При Вильгельме II Германия вела активные колониальные захваты.

2.Великобритания: конец Викторианской эпохи.

К середине XIX века Великобритания стала самым могущественным государством в Европе. Она опережала другие страны по уровню экономического развития и количеству колоний. Однако это не могло продолжаться долго. Вскоре Великобританию стали догонять Германия и США. Поэтому она сосредоточила своё внимание на колониях.

Экономика:

Наблюдалось замедление роста промышленности. Это объяснялось тем, что из страны вывозился капитал. Предприниматели предпочитали вкладывать деньги туда, где сырье и рабочая сила были дешевле. Их больше интересовала собственная прибыль, нежели экономические интересы Великобритании.

Британский консерватизм, Англия сохранила беспошлинный ввоз иностранной продукции. Английские фермеры не могли составить конкуренцию дешёвому продовольствию, которое привозили из колоний и из США. Все меньшее количество людей было задействовано в сельском хозяйстве, многие уезжали в города, чтобы попытаться заработать там.

Спад экономики Англии привёл к тому, что начало ухудшаться положение неквалифицированных рабочих. Им все сложнее было найти себе работу, оплата их труда снижалась. Стали появляться новые тред-юнионы, объединявшие таких работников.

Политика: В 1867 году была проведена Вторая избирательная реформа, 1885 год- Третья избирательная реформа. В 1900 году создан Комитет рабочего представительства, целью которого стало избрание в парламент представителей от рабочих.

Внешняя политика: По стране распространялись империалистические настроения, велась пропаганда колониальных захватов. В конце XIX века зародилось такое течение как джингоѝзм – это проявление чрезмерного и неразумного патриотизма у британцев. Количество колоний Англии росло.

Уже в 1830-е годы Великобритания имела свои торговые пункты в Африке. Это были Сьѐрра-Лео̀не, Га̀мбия и Золотой Берег. Оттуда было удобно отправлять разведывательные экспедиции вглубь континента.

В 1855 году Дэвид Лѝвингстон, миссионер в Африке, первым увидел огромный водопад, который местные называли «Грохочущая вода». Он дал ему новое название – «Виктория», в честь королевы. В 1858 году Джон Хѐннинг Спик обнаружил озеро у истоков Нила и также назвал его Виктория. В 1875 году Дизраэли удалось выкупить египетские акции Суэцкого канала. В 1882 году британцы спровоцировали восстание среди патриотов Египта. Это стало поводом к началу войны, в результате которой британцам удалось оккупировать Египет и установить там свой протекторат на целых 40 лет. В конце века ещё больше усилились колониальные захваты в Африке. Появились следующие колонии – Бѝрма, Нигѐрия, Кѐния, Сомалѝ, Танганьѝка, Суда̀н, Уга̀нда, Ната̀ль, Басу̀толенд, Ка̀пская колония.

Итоги:

В конце XIX века экономическое могущество Великобритании стало ослабевать.

В 1860-е годы партии вигов и тори были переименованы в либеральную и консервативную партии.

В 1906 году создана Лейбористская партия.

В конце XIX века в Великобритании появилось новое течение – джингоизм.

Нерешённым оставался Ирландский вопрос.

3.Франция: третья республика.

Экономика:

Рост промышленности Франции тормозился нехваткой собственного сырья, угля, технического оборудования. В основном Франция производила товары лёгкой промышленности, предметы роскоши, имевшие ограниченный спрос. Также рост промышленности сдерживался низкой покупательной способностью населения. Их производительность была крайне мала. Поэтому крестьяне не могли себе позволить покупку сельскохозяйственных машин и удобрений. Зачастую и на другие промышленные товары средств у них не было.

По этой причине Франция находилась на одном из последних мест по урожайности зерновых в Европе.

В конце XIX века Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. Гораздо большую прибыль по сравнению с промышленностью, приносил вывоз капиталов. Деньги шли в страны, где цены на землю оставались невысокими, сырьё – дешёвым, заработная плата – низкой.

Политика:

Конституция 1875 года окончательно утвердила во Франции республиканский строй.

В конце 1870-х годов в стране начался период реформ. Был принят закон «О свободе печати и собраний». Появились сотни изданий, отражавшие взгляды всех политических партий. Перестал действовать запрет на политическую агитацию.

В 1884 году был принят закон, разрешавший свободную деятельность рабочих союзов и забастовки.

Муниципальным советам возвращалось право избирать мэров (ранее на эту должность назначался чиновник из центра).

В 1879 году гимном республики вновь стала революционная «Марсѐльеза». В 1880 – 14 июля (День взятия Бастѝлии) был объявлен национальным праздником.

В 1880-е годы во Франции были приняты «школьные законы».

Согласно им, школа отделялась от церкви и образование становилось светским. Вводились государственные программы обучения.

Важной особенностью политической жизни Франции являлась многопартийность. В 1902 году к власти пришли радикалы. Так называли партию республиканцев, ставшую самым крупным политическим игроком в стране.

Видной фигурой в радикальной партии был политик и журналист Жорж Клемансо̀. В 1906 году он стал премьер-министром Франции.

Стараниями его правительства во Франции были введены:

пенсии для рабочих;

подоходный налог;

социальное страхование.

Своими действиями радикалы укрепили режим Третьей республики.

Однако у политической жизни Франции была и тёмная сторона. Она заключалась в коррупции государственного аппарата.

Внешняя политика

С конца 1870-х годов главной задачей внешней политики Франции стало освоение старых колоний и захват новых.

За это время Франция полностью подчинила Алжѝр. В 1883 году колонией был объявлен Тунѝс. Французским войскам понадобилось на это два года.

1896 году колонией Франции стал Мадагаска̀р. Хотя на этот остров французы вторглись ещё в 1883 году.

К началу XX века Франция захватила огромные территории в западной и экваториальной Африке.

В 1911 году был установлен французский протекторат над Маро̀кко. Следует отметить, что этому предшествовало крайнее обострение международных отношений. Оно накалило и без того непростую ситуацию в Европе.

К началу XX века в Юго-Восточной Азии Франция подчинила Вьетна̀м, Лао̀с, Камбо̀джу. Была создана обширная колония Французский Индокита̀й.

«Права» на эти ранее зависимые от Китая земли, Франция получила после победы в франко-китайской войне 1884–1885 годов.

Так была создана Французская колониальная империя. В ней проживало свыше 50 млн человек. Её площадь составляла около 9 миллионов квадратных километров.

Захваченные земли позволяли французским колонизаторам извлекать огромные прибыли. В то же время создание колониальной империи породило острые противоречия с Великобританией и Германией.

Итоги.

Таким образом, Франция в конце XIX века оставалась аграрно-индустриальной страной. Особенностью экономики страны был масштабный вывоз капитала.

С конца 1870-х годов во Франции был принят ряд важных демократических законов. Они укрепили режим Третьей Республики.

В то же время пятном на репутацию страны легли «Панамский скандал» и «Дело Дрейфуса».

В 1890-е годы во Франции росла популярность идей социализма, развивалось движения протеста. Вместе с тем множились идеи реваншизма.

В начале XX века Франция владела обширными колониями. По площади Французская колониальная империя была второй после Британской.

Запись в тетради плана урока.

Знакомятся с картой Германской империи.

1871 г. – принятие конституции

Записываем схему политического устройства из презентации, записываем термины рейхканцлер, рейхстаг.

1871 г. – подписание Франкфуртского мирного договора. Условия записываем.

Тред-юнионы

«Гнилые местечки»

Джингоим

IV.Закрепление

Назовем общие и различные черты экономики Германии, Великобритании и Франции.

V.Домашнее задание

-

Запись на доске Д/З

§20 – «Ирландский вопрос» (устно), §19-21 (читаем).

 

Оценивание учащихся

Примечание. Закрепление может быть организовано как после изучения новой темы, так и по ходу, возможен смешанный вариант.

Заметки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольное тестирование в 8 классе по новой истории по теме Страны Западной Европы в конце 19 века

Контрольное тестирование по новой истории 8 класс по теме "Страны Западной Европы в конце 19 века" 2 варианта. работа составлена по материалам учебника Юдовской ...

Статья "Музыкальная культура стран Западной Европы второй половины 18 века "

Итальянская опера. опера буфф, творчество сыновей баха, венская классическая школа, творчество Гайдна, Моцарта....

план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг

план - конспект урока 9 классе_Тема_ Страны Западной Европы и США в 1924-1939 гг...

Проверочная работа по теме «Страны Западной Европы на рубеже XIX –XXвв.», 8 класс

Проверочная работа по теме «Страны Западной Европы на рубеже XIX –XXвв.», 8 класс, 2 варианта....

Обобщение по теме : Страны Западной Европы"

Данные задания позволяют   готовить учащихся к сдаче ГИА по географии(задание №30)...

Проверочная работа по теме: "Страны Западной Европы на рубеже XIX –XX вв."

Проверочная работа по всеобщей истории в 9 классе....

«Страны Западной Европы к Конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества».

laquo;Страны Западной Европы к Конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества»....