Методическая разработка Использование проектной технологии в организации уроков истории и обществознания.
методическая разработка по истории

Савинова Ирина Ивановна

Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучить большой объем материала, подготовить учащихся к ЕГЭ, развивать умение критически анализировать, формулировать свое суждение о важных событиях, фактах, концепциях.

В методической разработке актуализирована важность организации проектной деятельности школьников на уроках истории и обществознания согласно ФГОС. Автор обосновывает важность использования проектно-исследовательской работы на уроках истории и обществознании. Проектная технология формирует личностных, метапредметных и предметных результаты обучения школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_proektnaya_deyatelnost.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение

Тойдинская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области

                     

Методическая разработка

Использование проектной технологии

в организации уроков истории и обществознания.

        Разработала:

Савинова И.И., учитель истории и

обществознания,

ВКК

                                                     2017г

   

  Оглавление

Аннотация ……………………………………………………………………………………2

Введение ……………………………………………………………………………………..3

Структура учебного проекта………………………………………………………………..4

Классификация проектов…………………………………………………………………..5-7

Роль учителя в проектной деятельности……………………………………………………8

Паспорт социального проекта……………………………………………………………….9

Заключение ……………………………………………………………………………….....10

Литература …………………………………………………………………………………..11

Аннотация

Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые позволят изучить большой объем материала, подготовить учащихся к ЕГЭ, развивать умение критически анализировать, формулировать свое суждение о важных событиях, фактах, концепциях.

В методической разработке актуализирована важность организации проектной деятельности школьников на уроках истории и обществознания согласно ФГОС. Автор обосновывает важность использования проектно-исследовательской работы на уроках истории и обществознании. Проектная технология формирует личностных, метапредметных и предметных результаты обучения школьников.

Методическая разработка предназначена для учителей истории и обществознания, географии, руководителям методических объединений.

 Введение  

«Деятельность - единственный путь к знанию».

Д.Б. Шоу

         Джордж Бернард Шоу своим высказыванием показывает нам проблему значимости деятельности в человеческой жизни. Он отмечает тот факт, что для того, чтобы получить какой-либо результат, необходимо действовать. Современному  человеку  для  достижения  успеха  в  жизни  необходимо  уметь  быстро ориентироваться  в  меняющемся  мире, осваивать  новые  профессии  и  области  знаний, находить  общий  язык  с  людьми  самых  разных  профессий, идеологических, политических  взглядов  и  культур. Данный  заказ  общества  нашел  свое  отражение  в  основных  требованиях  к  выпускникам, сформулированных  в  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте. Согласно ФГОС второго поколения, системно-деятельностный подход является основным в формировании универсальных учебных действий. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность прочно заняла свои позиции в образовательном процессе:

Во - первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности. Включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки. А также систему ценностных ориентации обучающихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во- вторых, формируется активная самостоятельная позиция обучающихся в учебном процессе.

В- третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса обучающихся, дает возможность делать самостоятельный выбор.

В – четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес , на творческую самореализацию развивающейся личности.

«Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс исследовательских, поисковых, творческих и иных действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Метод проекта предполагает принципиально иное построение образовательного процесса через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Важно наличие продукта».[1]

Структура учебного проекта 

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

1.Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

2.Проектирование (планирование деятельности).

3.Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

4.Продукт (изготовление, оформление продукта).

5.Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.[2]

Организация работы над проектом

Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

Уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

Систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации).

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

Осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.

Классификация проектов:

1.По количеству участников

-Индивидуальные;

-Парные;

-Групповые.

2. По доминирующей деятельности

Виды проектов

Сущность проекта

Представление результатов

Исследовательский

Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включает обоснование актуальности избранной темы, определение проблемы, предмета. Объекта, целей. Его методов

Письменное оформление. Формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу. Примерные темы: « 17  октября 1905г.: Манифест или  Конституция», « Роль местного самоуправления в развитии региона»,

« Экологическая обстановка в районе» и др.

Творческий

Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Репортаж с какого- либо важного мероприятия, например с шествия Бессмертного полка, выпуск газеты « наши права и обязанности», журнал « исторический портрет», создание выставки

« Забытые предметы старины края» и др.

Информационный

Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

Публикация в СМИ статей

( об истории родного края), Размещение в сети Интернет

Информации об истории и жизни школы. Анализ данных социологического опроса, сравнительно-сопоставительный анализ:

 « Политика Петра Первого и Александра Второго».

Практико-ориентированный

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Создание музея Боевой славы. Операция « Помоги ветерану». Письмо депутату. Восстановление памятника в

Погибшим в годы Великой Отечественной Войны на территории села, др.

Ролевой

Разработка и реализация такого проекта достаточно сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. результат остается открытым до самого окончания.

Диалог исторических персонажей, например, Богдан Хмельницкий и Оливер Кромвель. Суд присяжных заседателей. Погружение в античную историю. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен деловой конфликт и заключен договор?

         Все пять перечисленных целевых направлений деятельности участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

3. По продолжительности

-Мини-проекты. (Укладываются в рамки одного урока)

Например. Тема « Достопримечательности Воронежской области»

Каждая группа получает задание: составить туристический маршрут по памятным местам Воронежской области, вашему району, населенному пункту. В процессе работы на уроке  учащиеся выдвигают гипотезы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу на обсуждение.

-Краткосрочные проекты. (Требуют задействовать от 4 до 6 уроков)

Например.  Тема «  Правление  Екатерины Великой» . Проект « Учебник истории пишем сами».

 В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы изучаемой темы. Учитель формирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков пишут параграфы учебника, используя дополнительную литературу, источники.

Учащиеся должны:

-сформулировать заголовок;

- написать небольшой авторский текст.

-раскрыть событийно- хронологический ряд;

- отобрать материал;

- придумать иллюстрации.

В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной темы.

-Среднесрочные проекты. (Занимают несколько месяцев)

Например : Создание электронного пособия «Экономика родного края», журнал « История в лицах».

-Долгосрочные проекты. (Рассчитаны на учебный год)

Долгосрочные проекты. Как правило социальные проекты. Все зависят от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

 Например: Социальный проект « Помни, Веруй, Гордись!»,  об истории малой родины. В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам населенного пункта.

Работа идет по трем направлениям:

  1. Определение конкретного маршрута.
  2. Социальное взаимодействие с органами местной власти.
  3. Историческое просвещение общественности.

Роль учителя в проектной деятельности

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок. У обучающихся возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы. Необходимо в атмосфере делового сотрудничества подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, отбирать нужные сведения.

    Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль и ненавязчиво заставить учеников работать и думать, а не просто заучивать тексты и воспроизводить их. Ученик должен понимать суть проблемы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

      Паспорт социального проекта

Паспорт проекта - это аннотация проекта, составленная по стандартной форме. Используется вначале как методическая разработка проекта. Затем он становится вступлением к проектной папке ( портфолио), представленной на защите проекта. В расширенном варианте он может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.

-Название проекта.

-Автор социального проекта.

-Руководитель социального проекта.

-Основные этапы реализации социального проекта.

-Место реализации социального проекта.

-Целевая аудитория социального проекта.

-Предполагаемое общее количество участников социального проекта  (Ф.И. учащегося).

Классификация проекта.

Цель  проекта.

Задачи проекта.

Основные проблемы проекта.

Ресурсное обеспечение реализации проекта.

Результат проекта.

Апробация проекта.

Аннотация проекта.

     Система оценивания проектных работ.

Одним из важных требований ФГОС является развитие формирующего оценивания. Проектная деятельность позволяет работать над развитием внутреннего формирующего оценивания. Мы с вами знаем, что существует внешнее оценивание и внутреннее оценивание.

Внешнее оценивание

Внутреннее (формирующее) оценивание

Получить такую информацию можно собрав суммирующие данные об итогах обучения, где ребенок сравнивается с неким эталоном, данное оценивание находится вне процесса обучения, дается сверху, то есть мы получаем ВНЕШНЕЕ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ суммирующее оценивание.

Внутреннее оценивание находится внутри процесса обучения, связь учитель = ученик, когда ребенок становится субъектом оценивания. Ученик  знает критерии оценивания, которые заданы заранее (в идеале вместе с ребенком), сам может оценить себя или своего одноклассника, при системе работы он сравнивается в первую очередь сам с собой. Данная  критериальность показывает успехи ребенка и зоны знания и незнания. Кроме того здесь присутствует  соревновательный элемент, т.к. стимулируется  оценками

Важным в развитии формирующего оценивания является то, что требования к работе, требования к защите обучающийся знает перед началом работы, критерии  оценки проектной деятельности разрабатываются совместно.  Также совместно учителем и обучающимся помимо плана решения проблемы проговариваются и такие вопросы как  предметное содержание, которое должно быть представлено,  требования к защите, ведь публичное представление своего продукта является одной из главных составляющих проектной технологии:

  1. Актуальность и значимость темы проекта.
  2. Полнота и глубина раскрытия  темы проекта.
  3. Оригинальность предложенных решений        .
  4. Качество выполнения продукта.
  5. Убедительность презентации, умение отвечать на поставленные вопросы.

       Заключение

        В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся  обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:

- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Рассмотрев проектные технологии, можно сказать, что это одна из новых педагогических технологий. Конечно, использование этого метода требует учебно-материальной базы, значительных материальных затрат, но имеет ряд положительных моментов. Эта педагогическая технология – гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте.

         Из приведенных примеров, можно сделать вывод, что данная технология обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, грубость, высокомерие, авторитарность не совместимы с этой технологией. Через данную технологию готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Литература

1.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. 175 с. (Работаем по новым стандартам).

2.Конькова Е. А. Технология проектной деятельности как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 204–209. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76513.htm.

3.  Сергеев И.С.  «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – М.:АРКТИ,2005

        


[1] Конькова Е. А. Технология проектной деятельности как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 204–209. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76513.htm.

[2] Сергеев И.С.  «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – М.:АРКТИ,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦА69266290 о размещении авторского материала методическая разработка "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство проекта infourok.ru №ЦА69266290 о размещении  авторского материала  методическая  разработка   "Средства развития учебной  мотивации на уроках истории ...

Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...