Открытый урок по истории России в 7 классе Тема: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Телешов Евгений Юрьевич
Цель урока: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой. Задачи урока: Образовательные: 1. Познакомить учащихся с личностью царя Алексея Михайловича. 2. Проследить изменения в органах власти в России в XVII веке. 3. Подвести учащихся к пониманию того, что в XVII веке в России складывается абсолютная монархия. Развивающие: Развивать познавательные умения (умения доказывать, делать выводы), мыслительные навыки, умения выделять главное, сравнивать обобщать, логически излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи, умения оценивать свою работу и работу товарищей. Воспитательные: 1. Содействовать активизации интереса к российской истории. 2. Развивать чувство товарищества, доброжелательности, толерантности и ответственности за результат своей работы. Тип урока: урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_rossii_v_7_klasse.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России в 7 классе

Тема: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

Цель урока: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с личностью царя Алексея Михайловича.
  2. Проследить изменения в органах власти в России в XVII веке.
  3. Подвести учащихся к пониманию того, что в XVII веке в России складывается абсолютная монархия.

Развивающие:

Развивать познавательные умения (умения доказывать, делать выводы), мыслительные навыки, умения выделять главное, сравнивать обобщать, логически излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи, умения оценивать свою работу и работу товарищей.

Воспитательные:

  1. Содействовать активизации интереса к российской истории.
  2. Развивать чувство товарищества, доброжелательности, толерантности и ответственности за результат своей работы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  • Перечислите основные последствия Смуты для развития экономики и хозяйства России.
  • Назовите принципиальные отличия мануфактуры от ремесленной мастерской.
  • Что отличало казённые заводы от частных мануфактур?
  • Какие товары в XVII в. ввозились в Россию, а какие вывозились?
  • Перечислите основные черты в развитии сельского хозяйства России в XVII в.
  • В чём суть денежной реформы 1654 г.?
  1. Актуализация знаний
  • Какая форма правления существовала в России?

В Российском государстве в конце XVI века была оформлена сословно-представительная монархия, власть царя была слабой, он вынужден был опираться на верхушку общества. Какие же изменения происходят в XVII веке?

Чтобы анализировать изменения в политическом развитии, происходившие в XVII веке, необходимо вспомнить, что представляла собой система управления государством в XVI веке.

«Государственное устройство России в XVI в

Царь

Приказы                                             Боярская дума                               Земский собор

Местные органы самоуправления

Земские избы                                           Губные избы                            Воеводы

  1. Изучение нового материала.

Прежде чем перейти к этому вопросу, познакомимся с первыми царями из династии Романовых. На Земском соборе 1613 года царем был избран Михаил Федорович. После его смерти в 1645 г., на престол взошел его сын, Алексей Михайлович, который правил до 1676 г. Его с детства готовили к царствованию. Он был человеком двойственных взглядов, с одной стороны был ярый, убежденный традиционалист, а с другой стороны питал живой интерес ко всему новому, иноземному. На протяжении всей жизни балансировал между отеческой стариной (старыми традициями) и европейскими новшествами.

У Алексея Михайловича было 2 брака. Первый – с Марией Ильиничной Милославской. От этого брака у него было  13 детей. Второй – с Наталией Кирилловной Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Пётр (будущий Пётр Великий).

  • Какие же изменения произошли в правление Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича? Для того, чтобы найти ответ, мы разделимся на группы.

1 группа – стр. 38 «Земские соборы»

2 группа – стр. 39 «Боярская дума»

3 группа – стр. 41 «Местное управление»

Прочитайте и найдите какие изменения произошли в органах управления.

(читают, затем анализируем прочитанное)

Увеличение территории страны, усложнение экономической жизни привели к значительному росту числа приказов. Существовало до 100 приказов, но постоянных – до 40.

Давайте прочитаем п. 4 стр. 40 и выясним, какие приказы существовали в XVII веке.

                                    Приказы                                     Функции

Посольский приказ                           Ведал вопросами внешней политики.    

                                                            Он же ведал вопросами освобождения  

                                                             военнопленных за выкуп.

Приказы Большого дворца               Ведал Дворцовым хозяйством и

                                                             имуществом царя.

Казенный приказ                                Отвечал за сохранность

                                                             драгоценностей и вещей царской семьи.

     

Конюшенный приказ                         Распоряжался многочисленными

                                                              царскими конюшнями и снаряжением  

                                                              для царских выездов.

Разрядный приказ                               Занимался распределением дворян и

                                                              бояр на царскую службу.

 

Поместный приказ                               Ведал Земельными пожалованиями и

                                                               сбором налогов с поместий и вотчин.

Ямской приказ                                     Отвечал за быструю и надежную

                                                               почтовую власть

Приказ каменных дел                          Ведал каменным строительством в

                                                                столице и крупных городах.

     

Челобитенный приказ                         Рассматривал прошения и жалобы    

                                                               царских подданных .

 

Приказ тайных дел                               Контролировал деятельность всех

                                                                государственных учреждений и ведал

                                                                хозяйством царской семьи

Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач.

Приказы                                  Функции

 

Разбойный                              Решали судебные вопросы    

Земский                                  

Разрядный

Стрелецкий

Пушкарский                          Ведали военными делами          

Иноземский

Рейтарский

Казачий

Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

  • Какой новый приказ был самым значимым? Почему его считают самым важным?
  • Какие особые функции были у него?

(Приказ Тайных дел. Который осуществлял контроль за деятельность всех органов власти. Подчинялся только царю)

  • О чем это свидетельствует?

(Об усилении власти царя. Он держит под контролем деятельность всех органов.)

  • Какой вывод о работе центральных органов власти можем сделать?

(Политическое управление осуществлял царь, опиравшийся на Боярскую думу, которая была реорганизована в «ближнюю» думу – орган управления, состоящий из доверенных лиц царя. Земские соборы уходят в прошлое. За деятельностью приказов и других органов власти следит Приказ тайных дел, подконтрольный царю)

Важной составляющей политической сферы являются законы. Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту их числа. Появление новых законов в первой половине века, а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый свод законов. Составление свода законов было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Одоевским, в разработке законов участвовал и царь Алексей. При составлении свода законов использовались и зарубежные законы. В 1649 году закон был принят на Земском соборе, получил название Соборное Уложение. Он состоял из 25 глав, 967 статей. Это был первый свод законов, отпечатанный типографским способом.

Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего. Впервые было введено понятие «государственное преступление». Была установлена смертная казнь за измену и заговор против государя. Если кто обнажит меч перед царем, тому отрубают руку

Ребята, Соборное уложение – очень значимый свод законов. Он не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму Соборное уложение может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Он вызвал живейший интерес в других странах, был переведен на английский, немецкий, французский и другие языки.  Действовало вплоть до 1832 года. К рассмотрению отдельных положений вы вернетесь на последующих уроках, когда будете изучать другие сферы общественной жизни, внешнюю политику.

Сделайте вывод.

(Законодательство делало все, чтобы защитить, укрепить и возвеличить царя и его власть)

  • Подумайте и скажите, какая форма правления начинает формироваться в стране?

(Абсолютная монархия)

  • Опираясь на таблицы, схемы, Соборное уложение, докажите это.

(Прекращает работу Земский собор, уменьшается роль Боярской думы, усиливается влияние «ближней» думы, создан приказ Тайных дел, Соборное уложение окончательно утвердило формирование абсолютной монархии)

  • На кого теперь опирается царь?

(На чиновников из приказов. Их число растет. Теперь царь сам осуществляет контроль за деятельностью органов власти)

  1. Вывод

Царь опирается на чиновников, руководит их работой и осуществляет контроль за их деятельностью

Мой вывод: Итак, ребята, если в XVI веке в России была сословно-представительная монархия, то при первых Романовых идет становление абсолютной монархии.

  1. Домашняя работа

§ 18 выписать и выучить термины стр. 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов

Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов....

Открытый урок по истории в 11 классе. Тема: «Сталинградская битва: коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы?  Для того, чтобы вы никогда,   не допустили этог...

Конспект открытого урока по географии в 9 классе Тема «Россия – крупнейшее государство Евразии».

конспект урока по географии 9 класс "Россия - крупнейшее государство Евразии"...

Презентация к уроку для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»

Презентация к уроку для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве». Данная презентация помогает ученикам визуализировать и структурировать получаемую инф...

Конспект урока для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»

Конспект урока для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве» соответствует учебнику по истории России под ред. А.В. Торкунова и помогает в интересной фо...