Конспект урока для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»
план-конспект урока по истории (7 класс)

Ермолаева Ирина Михайловна

Конспект урока для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве» соответствует учебнику по истории России под ред. А.В. Торкунова и помогает в интересной форме познакомиться с новой вехой истории нашего государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_romanovy.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

1. Тема урока –  «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве».

2. Тип урока – комбинированный, вид урока – урок – беседа, на основе электронной презентации.

3. Цель урока -  охарактеризовать перемены в государственном устройстве России во время правления первых Романовых.

Задачи:

а) образовательные:

- охарактеризовать личность и деятельность Михаила Федоровича и Алексея Михайловича;

- проследить изменения в органах власти в России в XVII веке;

- познакомить с Судебником 1649 г.

б) развивающие:

- сформировать умение давать характеристику историческим деятелям;

- развивать умение работать с текстом, умения выделять главное, сравнивать обобщать;

- выработать умение составлять логические блок-схемы.

 в) воспитывающие:

- сформировать систему оценивания исторически событий и роли личности в истории;

- формировать умение давать оценку личности и деятельности царей.

4. Оборудование: Учебник, § 18. Компьютер, проектор.

5. Основные понятия: Бюрократия. Воевода. Даточные люди. Драгуны. Полки нового (иноземного) строя. Соборное уложение.

Основные даты: 1613—1645 гг.; 1645—1676 гг.;1649 г.; 1676—1682 гг.

Персоналии урока: Филарет. Романовы: Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.

6. План:

1) Первые Романовы.

2) Земские соборы.

3) Боярская дума.

4) Приказы.

5) Местное управление.

6) Реформа армии.

7) Законы. Соборное уложение 1649 г.

7. Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, спасибо, занимайте свои места.

II. Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы (тестирование).

Учитель: Начнем наш урок с цитаты из стихотворения «День» Анны Бондарчук – «Если за день ничему не научился – зря прожил день». И для того, чтобы убедиться в том, что день последнего нашего занятия прошел не зря, предлагаю вам вспомнить всё, что мы узнали на прошлом уроке, ответив на тестовые вопросы, заодно и проверим, как хорошо вы выучили термины дома. Время выполнения теста – 10 минут.

Тест:

  1. вариант.

1. К экономическим последствиям Смуты относится:

1) налаживание экономического обмена между Европой и Россией
2) организация внутренней торговли без таможенных пошлин
3) разорение многих районов страны
4) активизация сельского хозяйства, увеличение урожайности

2. К районам пушного промысла относились:

1) северные районы страны

2) земли Южного Поволжья

3) Псковские и Смоленские земли

4) территории вблизи побережья Азовского моря

3. Что из перечисленного относится к новым явлениям в раз­витии сельского хозяйства страны в XVII в.?

1) развитие пахотного земледелия

2) хозяйственная специализация отдельных районов страны

3) появление и распространение новой техники

4) активное применение наёмного труда

4. Как называется крупное земледельческое хозяйство, специализирующееся на выращивании каких либо сельскохозяйственных культур?

Ответ: _____________________

5. Какая позиция из перечисленных характеризует формирование всероссийского рынка в XVII в.?

1) возникновение всероссийских торговых ярмарок

2) ориентация торговли на вкусы Западной Европы

3) развитие натурального хозяйства

4) передача всех видов ярмарок в собственность государства

6. Через какой город Россия вела торговлю со странами Востока?

1) Новгород

2) Архангельск

3) Астрахань

4) Псков

7. В каком году был принят Новоторговый устав, ограничивший права иностранных купцов?

1) 1649 г.

2) 1653 г.

3) 1667 г.

4) 1682 г.

8. Предприниматель – это:____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В чём состояла денежная реформа, проведённая в России в 1654 г.?

1) введены в оборот медные деньги

2) введены в торговый оборот бумажные деньги

3) торговля велась исключительно за счёт иностранной валюты

4) введена копейка

10. Как называют увеличение цен в несколько раз, вызванное ввозом драгоценных металлов в Европу из Америки вследствие Великих географических открытий?

1) диктатура цен

2) бешеный рост цен

3) революция цен

4) восстание цен

  1. вариант.

1. Как изменилось состояние государственной казны после Смуты?

1) казна пополнилась за счёт податей от всех слоёв населения
2) казна пополнилась за счёт развития торговли
3) казна опустела после расходов на ополчения и ликвидацию последствий Смуты
4) казну полностью восполнили члены богатых семей страны

2. Важнейшие хозяйственные районы производства льна — это

1) Псковские и Смоленские земли

2) Прикаспийский район

3) северные земли, район Архангельска

4) Запорожская Сечь

3. Что из перечисленного относится к новым явлениям в развитии ремесла в XVII в.?

1) специализация ремесла в различных районах страны

2) возникновение гончарного искусства

3) создание семейных ремесленных мастерских

4) создание крупных фабрик и заводов по производству ремесленных изделий

4. Как называется предприятие, основанное на разделении труда и применении ручной ремесленной техники, возникновение которого в России относится к XVII в.?

Ответ: _____________________

5. Складывание всероссийского рынка в XVII в. означало:

1) сохранение экономической раздробленности различных районов страны

2) необходимость продавать на рынках страны одинаковую продукцию по одной цене

3) усиление хозяйственных связей между различными районами страны

4) ориентацию торговли исключительно на внешние рынки

6. Городом, через который в XVII в. велась морская торговля с другими странами, был город-порт:

1) Санкт-Петербург

2) Москва

3) Архангельск

4) Новгород

7. В каком году была проведена денежная реформа, в ходе которой были введены в обращение медные монеты?

1)1648

2)1654

3)1664

4)1667

8. Промышленник – это: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В чём состояла особенность Новоторгового устава в отношении права торговли иностранных купцов в России?

1) иностранным купцам разрешили беспошлинно торговать в России

2) иностранным купцам рекомендовали объединяться в гильдии для торговли в России

3) иностранные купцы должны были продавать свои товары оптом в пограничных городах России

4) иностранным купцам предоставили привилегии и льготы

10. Введение медных денег в 1654 г. привело к народным вол­нениям, которые особенно ярко проявились в восстании 1662 г. Какие меры приняло правительство в ответ на народный бунт 1662 г.?

1) медные деньги были изъяты из обращения

2) были введены бумажные деньги

3) правительство перешло к безналичному расчёту

4) всем участникам бунта были выплачены денежные компенсации серебряными рублями.

Ключ:

1 вариант:

1.        3

2.        1

3.        2

4.        Плантация

5.        1

6.        3

7.        3

8.        Предприниматель – лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какой-либо хозяйственной деятельности.

9.        1

10.        3

2 вариант:

1.        3

2.        1

3.        1

4.        Мануфактура

5.        3

6.        3

7.        2

8.        Предприниматель – это лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какой-либо хозяйственной деятельности.

9.        3

10.        1

Учитель: Время для выполнения задания подошло к концу. Передаем выполненные работы с последних парт вперед.

III. Определение задач данного урока

Учитель: (1 слайд) Ребята, на электронной доске вы можете наблюдать тему нашего урока, запишите её в тетрадь. Звучит она так «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве». Что вы знаете об этой династии? Каких правителей из династии Романовых вы помните? Возможно, кого-то вы узнали на данном слайде? Помните ли вы, кто стал первым российским государем из этой династии?

Ответы учеников, ответ на последний вопрос Михаил Федорович.

IV. Объяснение нового материала

Учитель: (2 слайд) Всё верно, родоначальником династии стал Михаил Федорович Романов. Помните ли вы, каким органом он был избран на царствование?

Ответы учеников: Земским собором

Учитель: Он был избран 21 февраля 1613 г, на то время ему было 16 лет. Откройте учебник на странице 37 и прочитайте 1 абзац нового параграфа. Что вы можете сказать о Михаиле Федоровиче?

Ученики открывают учебник, читают, дают характеристику.

Учитель: (3 слайд) После его смерти, на престол взошел его сын, Алексей Михайлович. Запишите дату его правления. Откройте учебник на странице 38 и прочитайте абзац про Алексея Михайловича, после чего мы сможем дать ему характеристику и сравнить двух царей.

Ученики читают текст учебника.

Учитель: В народе он был прозван «Тишайшим» как вы думаете, с чем это могло быть связано?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, кто из первых царей был более решительным и смог провести больше изменений в политической сфере? Почему?

Ответы учеников.

Учитель: (4 слайд) Для того, чтобы разобраться в том, какой царь провел больше изменений в политической сфере, мы должны вспомнить, какой была система управления государством. На какой сословно-представительный орган опирался царь?

Ответы учеников: Земский собор.

Учитель: Верно. Что вы помните о земском соборе? Почему его называют сословно представительным органом? Какие сословия были представлены?

Ответы учеников.

Учитель: Обратите внимание на слайд, здесь показано, какие изменения произошло в работе земского собора. Что вы можете сказать, глядя на произошедшие изменения? Как это повлияло на власть царя?

Ответы учеников, вывод: власть царя стала сильнее.

Учитель: (5 слайд) Вместе с имениями Земского собора, существенные изменения произошли и в другом важном органе – Боярской думе.

Был расширен состав до 100 человек, Дума решала самые важные вопросы: войны и мира, утверждения законов, введение новых налогов. Орган слишком разросся, и царь создал Ближнюю думу, после этого в полном составе боярская дума созывалась крайне редко.

Учитель: (6 слайд)  Помните ли вы, какие центральные органы исполнительной власти действовали в это время?

Ответы учеников: приказы.

Учитель: Правильно, ребята. Деятельность первых царей из династии Романовых затронула и их работу. Откройте страницу 40 учебника. Прочтите 4 пункт. И назовите, сколько приказов выделено в учебнике? Как вы думаете, к чему это могло привести? Какой приказ был приближен к царю?

Ответы учеников:  18 приказов. Приводило к злоупотреблениям и волоките.

Учитель: (7 слайд) Приказы управляли на местах, а на какие административные единицы была в то время разделена Россия?

Ответы учеников: Уезды.

Учитель: Правильно. Они подразделялись на более мелкие части – станы и волости. Знаете ли вы, кто управлял уездами?

Ответы учеников: Воеводы

Учитель: Верно. Воеводы обладали военной, судебной и административной властью, фактически сосредотачивали всю местную власть в своих руках.

Как вы помните, изначально воеводы вводились для управления войском, однако необходимость урегулирования взаимоотношений с соседями требовала реформирования войск. Создавались полки нового строя. Они формировались в основном из беспоместного и мелкопоместного дворянства, получавшего жалование за службу, даточные люди. Может кто-то из вас хочет подготовить небольшое сообщение по этой теме?

Ответы учеников.

Учитель: (слайд 8) Мы с вами могли заметить, как много изменений произошло за весь период начала XVII в. и не только во время правления первых Романовых. Все эти изменения сопровождались ростом числа законов, их стало так много, что большинство из них уже устарели. Царь Алексей Михайлович приказал составить новый свод законов Никите Ивановичу Одоевскому. Результатом его работы стало Соборное уложение 1649 г. (запишите это в тетрадь). Оно закрепило возросшую роль царской власти, узаконило полное право  феодала на землю, и зависимых крестьян, вводился бессрочный сыск крестьян, что фактически завершило закрепощение крестьянства.

V. Обобщение и систематизация знаний Составление и запись в тетрадь блок-схемы «Органы управления в России в XVII в.».  

Учитель: Ребята, а сейчас для того, чтобы в полной мере разобраться в системе управления государством в XVII в., предлагаю вам, всем вместе составить схему «Органы управления в России в XVII в.» и записать ее в тетрадь. Начнем, кто был во главе государства?

Ответы учеников: Царь.

Учитель: На какой сословно-представительный орган он опирался?

Ответы учеников: Земский собор.

Учитель: На какой его орган опирался царь?

Ответы учеников: Боярская дума.

Учитель: Какой еще орган был приближен к царю, о нем мы говорили, когда        

рассматривали систему приказов?

Ответы учеников: Приказ тайных дел.

Учитель: Какие органы исполнительной власти вы помните?

Ответы учеников: Приказы.

Учитель: На какие основные группы можно разделить приказы?

Ответы учеников: Постоянные и временные.

Учитель: Что вы помните об изменениях в местном управлении?

Ответы учеников: Россия разделялась на уезды, возглавляемые воеводами, станы и волости.

табл.png

VI. Подведение итогов занятия

Учитель: Ребята, если вы чувствовали себя на уроке комфортно, тема была вам интересна, вы довольны своей работой и работой одноклассников поаплодируйте себе, если вы считаете, что на уроке вам было скучно, вы недовольны своим самочувствием, сидите тихо.

VII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Учитель: Домашним заданием будет прочитать параграф 18 и  выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 44 учебника (на выбор). Спасибо за урок, я считаю, что вы сегодня хорошо поработали и ваш день прожит не зря!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

"Политическое устройство России при первых Романовых"

ЦеЦеЦель урока: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке; показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы - с другой.К уроку разработана презентация ...

Политическое устройство России при первых Романовых

урок по теме Политическое устройство России при первых Романовых для 7 класса...

Открытый урок по истории России в 7 классе Тема: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

Цель урока: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой. Задачи урока: Образовательные: 1. Поз...

Презентация к уроку для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»

Презентация к уроку для 7 класса «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве». Данная презентация помогает ученикам визуализировать и структурировать получаемую инф...

Контрольная работа 7 класс «Россия при первых Романовых»

Контрольная работа 7 класс  «Россия при первых Романовых» ...