Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
методическая разработка по истории (5 класс)

Евграфова Надежда Анатольевна

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование понятийного аппарата  на уроках истории и обществознания.

учитель истории и обществознания Евграфова надежда Анатольевна

«Определяйте значение  слов   и Вы избавите мир от половины его заблуждений»

Рене Декарт

     В настоящее время  в России  идет становление новой системы образования,  ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. Системно - деятельностный  подход, лежащий в основе стандартов  нового поколения, позволяет выделить основные  результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных  учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

        Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов  истории и обществознания в новых стандартах  обучения указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей,  использование элементов причинно-следственного анализа.

      В связи с этим особую  актуальность приобретает работа педагога над  формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций.  Работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся.

«Обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э.)

         Необходимость  обучения владению понятийным аппаратом  определяется и прохождением  государственной итоговой аттестации: ГИА и ЕГЭ, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.    

Одним из главных итогов работы учителя является успешная аттестация учащихся,  что доказывают  и результаты  итоговой аттестации моих выпускников.

    Таким  образом,  нет дальнейшей необходимости  доказывать какую важную роль играет овладение учащимися понятийным аппаратом, в том числе и для дальнейшей жизни. Задача ясна, но ее осложняет целый ряд  обстоятельств: 

- большое количество понятий, предлагаемых для запоминания;

- многие понятия  используются достаточно редко

- небольшой словарный запас у большинства учащихся и другие.

Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

           Хочется отметить, что в учебнике, по истории Древнего мира,  представлены разные виды   заданий  для  формирования  понятийного аппарата:

1.словесное описание - выделение признаков;

2. описание по рисунку (родовая община – что представлено на первом плане, что изображено на втором плане), здесь, кстати,  уместно использовать в работе  прием  «Выглядит, как… звучит как…»;  

3.работу с понятиями можно построить  через красочное эмоциональное объяснение, выделяя существенные признаки;  через  представленные вопросы на  сравнение ( в чем различие  между копьем и гарпуном,  и  т.д.).

Сегодня мы с вами попробуем провести урок контроля знаний и умений по истории Древнего мира по теме «Древний Египет» с использованием методов и приемов по работе с историческими терминами.

Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. На доске расположены термины. Которые учащиеся уже знают с предыдущих уроков.

Задание: построить логическую цепочку, в цепочке должно быть не менее 3-х терминов.

  1. РАБОТА С МАРШРУТНЫМ ЛИСТОМ - РАЗМИНКА

Как же работать над понятийным аппаратом?

   Как вариант предлагаю  следующий алгоритм:

  1. обращение к этимологии слова 
  2.  выстраивание ассоциаций
  3.  выделение существенных признаков (признака
  4.  сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия,  использование литературных  приемов: подбор антонимов, синонимов)
  5. выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение  конкретных примеров.

Пример: монархия

1.в переводе с греческого «mono» -  один, « archia» - власть.

2. король, наследство, тиран.

3. единоличный правитель, передача  власти по наследству.

4. монархия и республика

5. Существуют различные виды монархии: парламентская, дуалистическая и др.

  1. ТЕРМИН ФАРАОН

      Примером формирования всех видов УУД  можно  служить   учебная  деятельность по усвоению  понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с  деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели,  схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные  образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с определенным предметным  историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием  или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям, как и представленный мной  алгоритм. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать    прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия. 

           

  1. Игра «Что лишнее?»

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

  1. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

      2.Определить, какое слово в группе лишнее.

1.Норафа. 2.Дашуф. 3.Голина.  4. Цыпис.

2. Фараон.  2. Шадуф.  3.Налоги.  4. Писцы.

МОЖНО ДОБАВИТЬ - "Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).

  1. Конструирование понятия - из приведенных слов  составить обществоведческое определение:

Командовал войсками, знатный человек, сбор налогов, опора фараона  - вельможа

  1.  Составление вопросов к кроссворду.

       

Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории и обществознания

Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например:

1. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем использую  карту,   попытаемся дать ответ, учитель  записывает на доске ответы учащихся и задает  другие уточняющие,  наводящие вопросы.  В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре?

Встречается ли этот термин в других предметах?

2."Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).

3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.

4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.

5. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.

6. Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность.

7. Карточки-задания.  Например,  на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.

8.Построение кластеров.

     

         

Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания

Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Презентация "Формирование УУД на уроках истории и обществознания в 5 классе"

В презентации на тему "Формирование УУД на уроках истории и обществознания" представлены  методы и приемы формирования УУД, которые можно применить на уроках истории и обществознания....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Данная методическая разработка  является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории  в школе,  служит инструментом изучения  процесса, использования  пр...