Применение он-лайн курса на разных этапах урока по истории России. Костюченко Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзе
статья по истории

Костюченко Елена Леонидовна

Аннотация

Данная статья содержит рекомендации по применению он-лайн курса «Россия в первой четверти XVIII века» на уроках истории России для 8 классов. Он-лайн курс соответствует Примерной образовательной программе по истории России для 8 класса согласно историко - культурному стандарту. Он-лайн курс может применятся в рамках моделей смешанного обучения «автономная группа», «перевёрнутый класс», «смена рабочих зон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kostyuchenko.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Применение он-лайн курса на разных этапах урока по истории России.

Костюченко Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района Волгограда»

Application online course at different stages of the lesson on the history of Russia.

Аннотация

Данная статья содержит рекомендации по применению он-лайн курса «Россия в первой четверти XVIII века» на уроках истории России для 8 классов. Он-лайн курс соответствует Примерной образовательной программе по истории России для 8 класса согласно историко - культурному стандарту. Он-лайн курс может применятся в рамках моделей смешанного обучения «автономная группа», «перевёрнутый класс», «смена рабочих зон».

Annotation

This article contains recommendations for the use of the online course "Russia in the first quarter of the XVIII century" in the lessons of Russian history for 8 classes. The online course corresponds to the Approximate educational program on the history of Russia for the 8th grade according to the historical and cultural standard. Online course can be used in the framework of models of blended learning "Autonomous group", "inverted class", "change of work areas".

        Дистанционное обучение для современных общеобразовательных школ является инновационным направлением работы, имеющим огромные перспективы дальнейшего развития. Как же практически мы можем реализовывать он-лайн курс на разных этапах урока.

Начинаем мы урок обычно с этапа «Актуализация опорных знаний». Перед учителем стоит задача: быстро и качественно проверить уровень усвоения знаний. Для решения этой задачи я применяю модель смешанного обучения «смена рабочих зон», когда отдельные этапы урока проводятся с применением дистанционного курса, а другие – традиционно. Я предлагаю ученикам войти под своим логином-паролем в курс и пройти тестирование.

В чём же  преимуществах именно компьютерного тестирования.

Программа курса даёт учителю возможность, во-первых, скрыть вопросы теста от учащихся до определённого времени, учитель указывает дату и даже время, когда этот тест будет доступен, определяет время на выполнение теста, по истечении которого все ответы будут направлены на проверку, а тест закроется и, во-вторых, сделать каждый тест индивидуальным. Так учитель создаёт банк вопросов, скажем из 30, а в тест включает 10. Программа случайным образом выберет эти вопросы, и даже если вы создадите всего 10 вопросов, программа будет подавать их в разной очерёдности и перемешивать варианты ответов. Поэтому просто списать, подсмотрев одним глазком, не получится.

При этом учитель может дифференцировать проверку и предложить группе учащихся со средним уровнем учебных достижений пройти тест, а учащимся с более высоким уровнем, скажем, поработать с историческим документом. Такое задание содержит сам документ, вопросы к нему и алгоритм выполнения.

Таким образом, использование дистанционного курса на данном этапе позволяет проверить уровень усвоения знаний быстро, качественно и объективно.

Как можно использовать дистанционный курс в основной части урока.

Учитель постоянно сталкивается с проблемой изучения очень объёмных тем. Для нас, историков, эта проблема особенно актуальна, поскольку наш предмет включает огромный знаниевый компонент и одновременно предполагает анализ событий, установление причинно-следственных  связей, проведение параллелей с современностью, формирование оценочных суждений. Как мы можем использовать дистанционный курс для решения этой проблемы? В классической модели «перевёрнутый класс». Возьмём для примера тему «Северная война». Учитель выдаёт опережающее задание: «Используя материал учебника и презентацию учителя, размещённую в модуле, составить хронологическую таблицу «События Северной войны» и отправить на проверку учителю. Таким образом, этап урока «Первичное знакомство с  новыми знаниями» учащиеся осуществляют самостоятельно. Это простое задание с которым 8-классник справится. Накануне урока учитель проверяет задания и приходит на урок с пониманием готовности учащихся.

Подготовленные учащиеся очень быстро характеризуют основные события Северной войны, одновременно отрабатываются навыки работы с исторической картой. Оставшуюся часть урока можно посвятить аналитическому осмыслению темы. Учитель ставит вопросы:

-Почему вначале войны русская армия терпит поражения, а впоследствии одерживает победы.

-Как Петру удалось с столь короткий срок превратить свою плохо организованную и слабо вооружённую армию в мощнейшую в Европе?

-В чём вы видите положительные и отрицательные стороны военной реформы Петра?

-Проанализируйте  историческое значение победы России в Северной войне.

-Оцените роль Петра в победе в Северной войне

Таким образом, модель «перевёрнутый класс» позволяет охватить  сложные,  объёмные темы, уделять внимание не только знаниевому компоненту, но и  отрабатывать аналитические умения и навыки.

Как ещё можно использовать дистанционный курс в основной части урока? При подготовке к уроку – дискуссии также в рамках модели «перевёрнутый класс». Учащиеся работают с модулем самостоятельно. Знакомятся с разными взглядами выдающихся людей России на преобразования Петра, отмечают противоречие, понимают проблему. Ребятам предлагается определиться с собственной точкой зрения и подобрать аргументы в подтверждение по разным направлениям реформ Петра. Собственную позицию ребята имеют возможность отразить в опросе.  При этом мнение других они не увидят. Здесь же ребята имеют возможность расширить собственный кругозор, познакомившись с дополнительным материалом, который не представлен ни в учебнике ни в предыдущих модулях курса.

Во время урока ребята спорят, доказывают, аргументируют, высказывают оценочные суждения, делают вывод. Учитель как бы уходит в тень.

Заслуживает внимание и такой ресурс, как форум. В моём курсе форум предложен в качестве домашнего задания. Что же это такое и в чём преимущества подобного домашнего задания? Все наши ученики, современные дети, охотно принимают участие в разного вида форумах, обсуждение в сети им хорошо знакомо. Такое домашнее задание даже не воспринимается ими как задание. С другой стороны, если учитель грамотно сформулирует вопросы, то ученик, отвечая, просто вынужден будет продемонстрировать исторические знания, высказать и аргументировать собственную позицию.

Таким образом, современные технологии предоставляют широкие возможности для творчества учителя, позволяют индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, включить ученика в активную деятельность, что и является основным требованием ФГОС.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: успехи и проблемы"

Доклад на I краевом съезде учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий»  города Хабаровска: усп...

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска: успехи и проблемы»

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Материалы к аттестации.Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Ковылкинская общеобразовательная средняя школа имени Героя Советского Союза М.Г.Гуреева" Федоровой Татьяны Алексеевны

В представлении обобщен педагогический опыт за период 2014-2018 гг, отражен характер решаемой методической проблемы, ее актуальность и перспективность, указаны теоретическая база, технология опыта...

Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ "Ковылкинская общеобразовательная средняя школа имени Героя Советского Союза М.Г. Гуреева" Федоровой Татьяны Алексеевны

В представлении обобщен педагогический опыт за период 2015-2018 гг, отражен характер решаемой методической проблемы, ее актуальность и перспективность, указаны теоретическая база, технология опыта...