Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Аннотация к рабочей программе по курсу «История» 9 класс ФГОС

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2014). Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 9 класс   (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2017. –).

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе

 – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Основные задачи изучения истории в школе:

 · формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

· развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

· выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов. В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история» . В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.9 класс / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2014., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной:  История России: Н. .М. Арсентьев, А.А. Данилов -- М. Просвещение 2017 О.С. Новейшая история: О.С. , Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_9_klass.docx80.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Копановская основная общеобразовательная школа

имени Героя Российской Федерации Н.Баирова»

муниципального образования «Енотаевский район»

Рабочая программа

и

Календарно-тематическое планирование

по истории 9 класса

Учитель: Бондарева Ирина Сергеевна

с. Копановка

2020-2021 учебный год

Аннотация к рабочей программе по курсу «История» 9 класс ФГОС

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2014). Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 9 класс   (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2017. –).

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. 

Главная цель изучения истории в современной школе

 – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Основные задачи изучения истории в школе:

  формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

 овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

 развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

 формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов. В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история» . В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.9 класс / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2014., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной:  История России: Н. .М. Арсентьев, А.А. Данилов -- М. Просвещение 2017 О.С. Новейшая история: О.С. , Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа

Пояснительная записка.

Рабочая  программа  по  отечественной  и всеобщей истории  в  9  классе составлена на основе :

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

  • Примерной программы основного общего образования по истории и  авторских программ -  Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.      «Новейшая история зарубежных стран» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2017) Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для     общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2017.

Преподавание истории ведется по следующим учебникам:

1. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов,А. А. Левандовский, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение,2017.

 2. «Новейшая история зарубежных стран» Учеб. для общеобразоват.организаций./ Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.    — М. : Просвещение,2017.

3.История России 9 класс. учебник для общеобразовательных организаций. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт --М.: Просвещение 2014

Количество часов в году - 102

Количество плановых контрольных работ -10

Планируемые  результаты освоения учебного предмета:

К важнейшим личностным результатам изучения истории в 9 классе относятся следующие убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;

– уважение к культуре России XIX в.

Метапредметные результаты изучения истории России в 9 классе выражаются в следующих качествах:

– способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;

– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе).

Предметные результаты изучения истории России в 9 классе включают:

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (периодам правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России  XIX в.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

-оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

-характер общественного движения XIX в. и оценка его роли в истории России;

-оценка роли России в системе международных отношений в XIX в.;

-характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся: «знать/понимать»:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

«уметь»:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

-  представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Требования к уровню подготовки учащихся:

«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Содержание учебного предмета.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в.(40 ч)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки силв Европе. Революции в Европе и Россия.Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её

роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны.

Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе.Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения.

Восстание декабристов и его значение.Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах  Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий.Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.Россия и революции в Европе. Политика панславизма.Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос.Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец вен-ской системы международных отношений.

Культурное пространство империи в первой половине

XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как часть европейской культуры.Динамика повседневной жизни сословий.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии,виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.Император Александр II и основные направления его внутренней политики.Отмена крепостного права, историческое значение реформы.Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии.Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественногоособенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.Общественно-политические движения в начале XX в.Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв.Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа»русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг.,её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии.Классификация политических партий.Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное  реформаторство.Национальные политические партии и их программы.Национальная политика властей.Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала.Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ Введение. Новейшая история - период двух эпох: 1890 -1960 гг. и 1970-е гг. — настоящее время. Модернизация. Раздел 1.Новейшая история. Первая половина XX в.

 Индустриальное Общество в начале XX в. Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Концентрация производства и капитала. Концентрация банковского капитала. Формирование финансового капитала. Антимонопольная (антитрестовская) политика. Регулирование конкуренции. Усиление роли государства в экономической жизни. Социальный реформизм в начале века. Социальные реформы. Милитаризация.

Единство мира и экономика великих держав в начале XX в. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Неравномерность экономического развития. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия. Политическое развитие в начале XX в. Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Расширение избирательных прав граждан. Всеобщее избирательное право. Политические партии и политическая борьба в начале Х5Св. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Умеренное реформистское крыло. Леворадикальное крыло. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. Новый империализм. Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм.

Происхождение Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англорусская конвенция 1907 г. Тройственная Антанта. Первая мировая война. 1914—1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Провал плана Шлифена. Битва на Марне. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Битва на Сомме. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Неограниченная подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Военно-государственно-корпоративный капитализм. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Бойня Нивеля 1918 г. Поражение Четверного союза. Революции. Сражение под Амьеном.

Итоги Первой мировой войны. Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Лига Наций. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность системы. Последствия войны: революции и распад империй. Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии 1918—1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Австрийская революция. Венгерская революция. Образование Чехословакии Образование Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. Особенности экономического восстановления 1920-х гг. План Дауэса. Экономическое восстановление. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Период Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Всеобщая стачка 1926 г. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Социальные последствия кризиса. Причины экономического кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы. США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г.Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Движения панацей. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства народного фронта. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика Италии. л Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Пропаганда и теория национал-социализма. Установление тоталитарной диктатуры. Милитаризация немецкой экономики. Внешняя политика Германии. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936—1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма. Восток в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911 -1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Поражение движения под лозунгом Советов. Гражданская война 1928 -1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка в первой половине XX в. Особенности общественного развития. Пути развития континента в XX столетий. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция. Культура и искусство первой половины XX в. Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Литература Международные отношения в 1930-е гг. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин - Рим - Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Наступление агрессоров. Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Военные действия на других театрах войны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение союзников Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Крымская конференция. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.

Раздел  2 .Новейшая история. Вторая половина XX - начало XXI в. 

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. «Холодная война». Военно- политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Варшавский договор. Завершение эпохи индустриального общества. 1945 - 1970 гг. Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Соглашение о свободной торговле в Северной Африке. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния. Кризисы 1970 - 1980-х гг. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970 - 1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество. Политическое развитие. Экономическая политика . 1970 - 2000 гг. Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение.

Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств. Гражданское общество. Социальные движения. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Бурные 1960-е гг. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви. Соединённые Штаты Америки. Послевоенный курс: мировая ответственность. Рейган и рейганомика. Дж. Буш-старшйй. «Третий путь» Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Великобритания. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Энтони Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании. Франция. Временный режим (1944 - 1946). Четвёртая республика (1946 - 1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика. Италия. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство Берлускони. Германия: раскол и объединение. Оккупационный режим в Германии (1945 - 1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ. 1949— 1990 гг. Социальное рыночное хозяйство. Экономическое и политическое развитие ГДР. 1949—1990 гг. Строительство основ социализма в ГДР. Гельмут Коль. Кризис режима. «Бархатная революция» в ГДР. Объединённая Германия в 1990-е гг. Развитие объединённой Германии. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиций» и правительство А. Меркель. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945—2007 гг. Становление тоталитарного социализма и его кризис. Общие черты строительства социализма. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989—1991 гг. Реформы в странах Восточной Европы. Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия». Последствия «шоковой терапии». Аграрный сектор. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз. Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI в. Национал-реформизм и модернизация 1940—1950 гг. Латинская Америка в 1970-2000 гг. Поворот к неоконсерватизму.

Переход к демократизации в 1980-е гг. Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946— 1949 гг. Выбор пути развития. 1949—1957 гг. Попытка реализации маоистской утопии. 1957-1976гг. «Культурная революция». 1966—1976тг. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Преобразования и реформы. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии. Международные отношения. Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. 1960—1970 гг. Гонка ядерных вооружений; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Международные и региональные конфликты. Ирано-Иракская война (1980—1988). Агрессия Ирака против Кувейта. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения. Культура второй половины XX — начала XXI в. Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство. Постмодернизм. 1970—2000 гг. Интернет и становление глобального информационного пространства. Последствия становления единого информационного пространства. На пути к новому объединению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая характеристика постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре. 1970—2000 гг. Постмодернизм в кино. 1960—2000 гг. Постмодернизм в литературе 1960-2000 гг. Глобализация в конце XX — начале XXI в. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Заключение. Глобальные проблемы современности. Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.

Учебно-тематический план

Наименование раздел

Количество часов

Контрольные срезы

1

Россия в первой четверти XIX в.

9

1

2

 Россия во второй четверти XIX в.

8

1

3

Россия в эпоху Великих реформ

7

4

Россия в 1880—1890-е гг.

7

5

Россия в начале XX в.

9

6

Новейшая история. Первая половина XX в.

14

1

7

Новейшая история. Вторая половина XX-начало XXI века

14

2

8

Итого :

68

5

Календарно - тематическое планирование по курсу «История России» 9 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

п

ф

Глава 1.Россия в первой четверти  XIX в. ( 9 ч.)

1

§1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1

2

§2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1

3

§3. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

1

4

§4. Отечественная война 1812 г.

1

5

§5. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

1

      6

§6.  Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг

     1

7

Национальная политика Александра I

1

8

§7. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

1

9

§8-9. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

10

§10. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

11

§11. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1

12

§12. Общественное движение при Николае I

1

13

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

14

§13-14. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг.

1

15

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

1

16

Контрольный срез  Россия в первой и второй четверти  XIX в.

1

17

§15. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

18

§16.Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

19

§17. Реформы 1860—1870-х гг.:социальная и правовая модернизация

   1

20

§18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

1

21

§19-20. Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

22

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе.

1

23

§21. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

24

§22.. Александр III: особенности внутренней политики

1

25

§23. Перемены в экономике и социальном строе

1

26

§24. Общественное движение при Александре III

1

27

Национальная и религиозная политика Александра III

1

28

§25. Внешняя политика Александра III

1

29

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

1

30

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

31

§26.. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития

1

32

§27. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

1

33

§28. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг

1

34

§29. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

1

35

§30. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

1

36

§31. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

1

37

§32. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

1

38

Серебряный век русской культуры

1

39

 Контрольный срез по разделам III—V

1

40

Резерв.

1

Календарно - тематическое планирование по курсу «Новейшая история зарубежных стран ХХ - ХХ1вв.» 9 класс.

( 28 часов)

Тема урока

Кол – во

часов

Дата

П

Ф

Глава 1.Новейшая история. Первая половина XX в.(14 ч.)

1

Вводное занятие. §1-2.Индустриальное общество в начале ХХ века

1

2

§3.Политическое развитие в начале ХХ века.  Адыгея в начале ХХ века.

1

3

§ 4.«Новый империализм». Происхождение первой мировой войны. Первая мировая война. Адыгея в годы первой мировой войны .

1

4

§5-7. Первая мировая война.1914-1918гг.Версальско — Вашингтонская система. Последствия войны: революции и распад империи

1

5

§8-9.Капиталистический мир, страны Запада в 20-е гг. Мировой экономический кризис.

1

6

§10-11.США: «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта. Великобритания, Франция в 30-е гг.

1

7

§12-13.Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания.

1

8

§14.Восток в первой половине ХХ века.

1

9

§15.Латинская Америка в первой половине ХХ века.

1

10

§16.Культура и искусство в первой половине ХХ века.

1

11

§17.Международные отношения в 30-е гг.

1

12

Контрольный срез за 3 четверть

1

13

Резервный урок.

1

14.

§18.Начало второй мировой войны. ААО в годы ВОВ.

1

Глава 2.Новейшая история. Вторая половина XX-начало XXI века (14 ч.)

15

§19.Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война».

1

16

§20-21.Экономическое развитие стран Запада во второй половине ХХ века.

1

17

§22-23.Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество.

1

18

§24-25.Соединенные Штаты Америки Великобритания.

1

19

§26.Франция.

1

20

§27-28.Италия. Германия.

1

21

§29.Восточная Европа.

1

22

§30.Латинская Америка во второй половине ХХ века. Адыгея во второй половине ХХ века.

1

23

§31.Страны Азии и Африки в современном мире.

1

24

§32.Международные отношения .

1

25

§33.Культура второй половины ХХ века. Культурные достижения адыгов к концу ХХ века.

1

26

§34.глобализация в конце ХХ – начале ХХ I в.

1

27

Контрольный срез за 4 четверть

1

28

 Итоговый контрольный срез.

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п.п

Названия разделов, тем

Кол-во часов

Обобщающих, итоговых уроков

ИСТОРИЯ РОССИИ –43Ч

1

Введение

1

 

2

Раздел I. Россия в поисках перспектив

8

1

3

Раздел II. Сталинская модернизация России (1928-1938гг)

6

1

4

Раздел III. Великая Отечественная война (1941-1945гг)

8

1

5

Раздел IV. СССР в 1945-1953гг

3

 

6

Раздел V. СССР в 1953-60-хх г.

3

 

7

Раздел VI. СССР в середине 60-80-х гг.

3

 

8

Раздел VII. Перестройка в СССР. 1985-1991гг.

4

 

9

Раздел XVIII. Россия в конце XX- началеXXI вв.

6

 

10

Итоговое обобщение по курсу

1

1


 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ИСТОРИЯ РОССИИ –43 ч.

(обобщающих уроков - 4 ч.)

Дата проведения

Тема уроков

Кол-во часов

ФКГОС

Тип

урока

Вид контроля

(Вид деятельности уча-ся)

 

план

факт

 

1

 

 

Введение. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века.

1

Давать определения понятиям геополитика, модернизация, индустриальноеобществою анализировать модернизационные процессы в странах Европы, США и России, объяснять причины отставания отечественной экономики.

Объяснительно-иллюстративная лекция

Извлекать информацию из различных источников

 

Раздел I. Россия в поисках перспектив. ( 8 ч.)

2-

3

 

 

От Февраля к Октябрю.

1

Характеризовать события октября-февраля 1917г. Определить сущность «двоевластия». Анализировать первые декреты советской власти.

Проблемная беседа

Составление тезисов

 

 

 

Становление советской власти.

1

Лекция с элементами проблемной беседы

Групповая, поисковая

 

4-5

 

 

Гражданская война: белые.

2

Называть дату гражданской войны: 1918-1920гг,

Излагать суждения о причинах гражданской войны.

Сущность гражданской войны и её основные этапы, политические и экономические программы белого движения, характер белогвардейской власти, причины поражения белого движения.

Показывать на карте территории России, охваченные гражданской войной.

Пон: гражданская война, иностранная интервенция, белый террор.

Лекция с элементами проблемной беседы

Составление таблицы

 

 

 

Гражданская война: красные.

Эволюция взглядов В.И.Ленина на принципы построения пролетарских вооружённых сил, основные мероприятия и суть «военного коммунизма», сущность «красного террора», причины победы красных над белыми.

Личн: А.В.Колчак, А.И.Деникин.

Пон: «военный коммунизм», продразвёрстка, «красный террор».

Лекция с элементами проблемной беседы

Составление таблицы

 

6

 

 

Новая экономическая политика.

1

Характеризовать причины переходя к НЭПу, сопоставить НЭП и политику «военного коммунизма». Объяснить противоречия НЭПовской модели и перспективы. НЭПа, проводить аналогию с современным рынком.

исследовательская

Индивидуальная. Работа с учебником и историческими источниками

 

7

 

 

Внешняя политика России в 20-е гг.

1

Знать понятия: Коминтерн, международная изоляция, региональные конфликты. Уметь анализировать документы, различать факт, мнения, док-ва.

практикум

индивидуальная

 

8

 

 

Обобщение по Разделу I.

1

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний

зачет

 

Раздел II. Сталинская модернизация России (1928-1938гг) ( 6 ч.)

9

 

 

Экономическая система СССР в 30-е гг.

(коллективизация)

1

Давать определения понятиям: индустриализация, коолективизация, «великий перелом», колхоз.Анализоватьпоследстваия индустриализации и коллективизация, давать оценку сталинскому «великому перелому».

исследовательская

Инлдивидуально-групповая.

Работа с текстом учебника

 

10

 

 

Политическая система в 30-е гг.

1

Давать определения понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, Конституция. Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране.

Лекция с элементами проблемной беседы

репродуктивная

 

11

 

 

Социальная система в 30-е годы.

1

Характеризовать основные соц.группы советского общества. Определять изменения, произошедшие в жизни рабочих и крестьян за годы индустриализации и коллективизации

Проблемная беседа

репродуктивная

 

12

 

 

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

1

Крах Версальско-Вашингтонской системы, несостоятельность Лиги Наций, провал идеи коллективной безопасности.указывать основные направления внешней политики СССР. Давать оценку «нового» курса. Советской дипломатии, анализировать советско-германские соглашения. Соглашения 1939г.

Исследовательская

Систематизировать материал, составлять таблицу.

Доклады о деятелях науки и культуры.

 

13

 

 

Культура 20-30-х годов

1

Называть выдающихся деятелей и достижения отечественной науки и культуры начала века.

Защита проектов

Инлдивидуально-групповая.

 

14

 

 

Обобщение по Разделу II.

1

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний

зачет

 

Раздел III. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (8ч.)

15

 

 

Начало Великой Отечествен-

ной войны.

1

Излагать причины ВОВ. Знать историческую карту.

Лекция с элементами проблемной беседы

Систематизация материала в таблицу.

Индивидуальная. Репродуктивная, групповая

 

16-17

 

 

Коренной перелом в ходе ВОВ.

Сталинградская битва.


 

2

Основные этапы войны и Сталинградской битвы.

 

18-19

 

 

Завершающий этап ВОВ. Курская битва

2

Этапы войны. Особенности Курской битвы.

 

20-21

 

 

Окончание ВОВ. Подписание договоров о мире.

2

Особенности подписания пакта о капитуляции между Германией и СССР, СССР и Японией.

 

23

 

 

Обобщение по Разделу III.

1

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний

Семинар по теме «ВОВ»

Защита проектной работы

 

Раздел IV. СССР в 1945-1953гг. (3ч.)

24-25

 

 

Восстановление экономики.

2

Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения в послевоенной экономики, политике внутренней и внешней.

Исследовательская работа

Работа с текстом документа. Индивид.-групповая

 

 

 

Политическое развитие

 

26

 

 

Внешняя политика

1

практикум

Составление плана.индивидуальная

 

Раздел V. СССР в 1953-60-х гг. (3ч.)

27

 

 

Политическое и экономическое развитие страны

1

Понятия: ротация, реабилитация, «оттепель», расширенное производство, диссидент, паритет, разоружение, пацифизм. Давать общую оценку экономических реформ Н.Хрущева.

Лекция с элементами проблемной беседы

Индивидуально-групповая

доклады

 

28

 

 

«Оттепель». Политика мирного сосуществования

1

 

29

 

 

Развитие науки и образования

1

 

Раздел VI. СССР в середине 60-х – 80-х гг. (3ч.)

30

 

 

Консервация политического режима

1

Характеризовать политическую и экономическую особенность развития страны. Объяснить причины отставания экономики западных стран. Оценивать характер СССР и с другими станами.

Лекция с элементами проблемной задачи.

Индивидульно-групповая.

Эссе «Почему у многих людей в наши ностальгия по застою?»

 

31

 

 

Экономика развитого социализма

1

 

32

 

 

Политика разрядки : надежды и результаты

1

 

Раздел VII. Перестройка в СССР . 1985-1991гг. ( 4ч.)

33-34

 

 

Реформы политической системы: цели, этапы, итоги.

2

Объяснить понятия: кадровая революция, перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление». Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране, давать им оценку. Оценивать результаты политики «нового» мышления.

Лекция с элементами проблемной задачи.

Индивидульно-групповая

 

35-36

 

 

Экономические реформы 1985-1991гг

1

практикум

 

 

 

Диалектика нового мышления

1

 

Раздел XVIII. Россия в конце XX- начале XXI века. ( 6 ч)

37-38

 

 

Российская экономика на пути к рынку

2

Понятия: «шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Давать экономическую оценку страны в 90-е годы. Выделять положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики.

Лекция с элементами проблемной задачи.

Индивидульно-групповая

 

39

 

 

Политическая жизнь России в 90-е годы

1

Понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция. Характеризовать результаты политического развития страны, определять обозначающиеся проблемы.

 

Индивидульно-групповая

 

40

 

 

Геополитическое положение России. Внешняя политика.

1

Характеризовать основные направления внешней политики страны. Называть основные социально-экономические и политические преобразования в Российском обществе в 2000-2001гг. определять положительные результаты и нерешенные проблемы Российской внешней политики.

 

Индивидульно-групповая

 

42

 

 

Россия на пороге XXI века.

1

 

Индивидульно-групповая

 

43

 

 

Обобщение по курсу ИСТОРИЯ РОССИИ

1

Урок обобщения, оценки и коррекции знаний


 
Список  литературы для учащихся.

1. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов,А. А. Левандовский, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение,2016.

 2. «Новейшая история зарубежных стран» Учеб. для общеобразоват.организаций./ Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.    — М. : Просвещение,2

Литература для дополнительного чтения для учащихся.

  1.  Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
  2. Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
  3. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
  4. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. – М.: Айрис–пресс, 2005.
  6. А.Н.Алексашкина. 1000 вопросов и ответов по истории. М.: АСТ, 1997 г.
  7. Балязин В.Э. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г.
  8. Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.
  9. Боханов А. Н. Николай П.— М.,  1997.

Для учителя:

1.Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.

2.Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособие для учителей. – М., 1999.

3.Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...