Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"
учебно-методическое пособие по истории (7 класс)
Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Санкт-Петербурга» по учебнику Ермолаевой Л. К. «История и культура Санкт-Петербурга». Часть 1.
Эти рабочие листы ориентированы в большей степени на самостоятельную работу ученика на уроке по поиску материала, его систематизации, выделения главной мысли из текста, заполнение схем и таблиц. Так же предусмотрены виды деятельности, требующие умения давать свою собственную оценку тому ли иному событию, анализировать материал, критически мыслить. Здесь же предложены задания по поиску информации, выходящей за рамки Учебно-методическ. Данные рабочие листы позволяют грамотно и последовательно вычленить из текста учебника основной материал и успешно его усвоить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ …(Vlll-lX вв)»
1. Цель урока:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какие племена первыми освоили наш край?
Задание: впиши в таблицу три племени, которые первыми освоили наш край:
3. Как обитатели края осваивали «Дары природы»?
Задание: заполни таблицу, опираясь на материал учебника (2-й пункт)
Природные особенности края | Занятия населения |
Обширные озера, полноводные реки | |
Охота, бортничество, собирательство | |
Обширные болота | |
Земледелие |
Вопрос: какой тип хозяйства был у древних обитателей нашего края?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Какой международный водный путь проходил по территории нашего края?
Вопрос: перечисли, по каким рекам, озерам, населенным пунктам проходил путь «Из варяг в греки».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Выпиши определения:
Топонимы – это ………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………..
Гидронимы – это ………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..
6. Запиши, что еще захотелось узнать по этой теме:
…………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ ЛАДОГА»
1. Цель урока:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Почему Ладогу называют городом-музеем?
Задание: выпиши из 1-го пункта параграфа три тезиса, которые объясняют, почему Ладога является городом-музеем.
1 | |
2 |
3. Когда и почему возникло поселение Ладога?
Запиши ответы на эти вопросы из 2-го пункта параграфа.
Когда? | Почему? |
4. Кто жил в Ладоге и чем они занимались?
Задание: из 3-го пункта выпиши не менее 7 занятий жителей Ладоги.
5. Поему Ладога – древнейшая столица Руси? Какова судьба этой столицы?
Задание: выпиши, какие этапы можно выделить в истории Ладоги:
lX век | 862 год | X-Xll вв. | С 1136 года |
6. Почему Ладогу называют защитницей Новгорода?
Задание: рассмотри карту и ответь на вопрос-заголовок пункта. В случае затруднения обратись к тексту учебника.
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
Что построили в Ладоге в 1113-1114 годах?
……………………………………………………………………………………………………..
Какое событие произошло в 1164 году, и чем оно закончилось?
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
7. Каким был облик древнего города Ладога?
Задание: на основе текста учебника попробуй схематично изобразить облик древней Ладоги.
8. О чем напоминает Георгиевский храм в Новгороде?
Задание: прочитай текст и ответь на вопрос – заголовок пункта.
1 | |
2 | |
3 |
9. Используй дополнительные источники и запиши, что тебе известно о святом Георгии.
………………………………………………………………………………………………….......
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА»
1. Цель урока:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какую роль играл наш край для Новгорода?
Задание: вставь пропущенные слова и даты, используя текст 1-го пункта параграфа.
А) В ……. году Новгород вышел из-под власти ………………. Ижорское плато, приневская низменность и волховские земли вошли в состав …………………………….. владений. Эта территория называлась ………………………………………………………..
Б) Запиши причины, по которым земли нашего края были ареной боевых действий:
1 | |
2 | |
3 |
3. О каких военных событиях сохранились сведения в письменных источниках?
Задание: выпиши из 2-го пункта, какие крепости были основаны на территории современной Ленинградской области.
Дата | Название крепости | Кто основал |
Проанализируй текст 2-го пункта и ответь на вопрос: справедливо ли утверждение, что новгородцы лишь защищались?
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
4. Какое из сражений на территории края вошло в историю Руси?
Задание: рассмотри схему и определи название битвы, дату, участников и итоги. Какой русский князь возглавил войска?
Название битвы:………………………………………………………………………………….
Дата битвы: ………………………………………………………………………………………
Участники битвы: ………………………………………………………………………………..
Итоги битвы: ……………………………………………………………………………………..
Имя князя: ………………………………………………………………………………………..
5. Найди и запиши информацию о том, какие места в Санкт-Петербурге напоминают об Александре Невском. Об одном из таких мест подготовь краткий доклад.
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «В СОСТАВЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ»
1. Цель урока:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Что изменилось в жизни края после 1478 года?
Задание: вставь пропущенные слова и даты.
В ….. году Иван lll силой подчинил ………………….. и включил его обширные владения в состав ……………………… Наш край превратился в приграничные земли …...................
……………………… Водскую пятину разделили на ……………. Нева и ее берега вошли в ………………….. уезд. Уездом управлял …………………….. Он отвечал за ……………....
…………….. и …………………………..
3. Какие деревни располагались в то время по берегам Невы?
Задание: ознакомься с текстом 3-го пункта и изобрази деревню нашего края в XVl веке.
Перечисли занятия жителей сельской местности.
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
4. Какими были крепости нашего края в XVl веке?
Задание: укажи причину, по которой старинные крепости нашего края стали срочно перестраиваться.
……………………………………………………………………………………………………..
Какая крепость была основана Иваном lll на реке Нарове? Укажи дату основания.
……………………………………………………………………………………………………..
Какие две функции выполняли крепости нашего края?
|
5. Какие события прервали успешное развитие нашего края?
Задание: запиши причины, которые привели к тому, что наш край в конце XVl века обезлюдел.
1 |
|
2 | |
3 |
6. Какие события произошли в начале XVll века?
Задание: заполни таблицу.
Период | События |
Начало 17-го века | |
1613 год | |
1617 год |
Дай свою оценку Столбовскому мирному договору. К каким последствиям он привел? Какой будет главная задача России во внешней политике на последующие десятилетия?
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………..
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «ПО ОБЫЧАЯМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОСКВЫ, НО…»
1. Цель урока:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?
Задание: а) опираясь на текст 1-го пункта, заполни схему:
Где проживало большинство жителей восточной части края?
Кто был среди этих жителей?
б) запиши, что привлекало жителей в этой части края? С какими проблемами они сталкивались?
Привлекало | Проблемы |
в) запиши, что было характерно для всех крестьян, проживающих в этой части края?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Как жили жители единственного города восточной части края?
Задание: по тексту 2-го пункта определи название единственного города восточной части края и запиши его:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Определи особенности этого города:
1 | |
2 |
Опираясь на текст учебника, составь краткое описание города:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чем славился город Тихвин? Запиши в таблицу.
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
3. Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?
Задание: ответь на вопросы:
- Укажите название монастыря:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Какая власть перешла в руки монастырских владык?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Когда был основан монастырь?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Кто покровительствовал монастырю?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание: на основе текста 3-го пункта, запиши, почему Москва заботилась об одном из окраинных монастырей?
1 | |
2 | |
3 |
4. Найди дополнительный материал о городе Тихвине и запиши его:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ «ПОД ВЛАСТЬЮ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА»
1. Цель урока:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Как изменилась жизнь нашего края?
Задание: заполни пропуски, опираясь на текст 1-го пункта учебника.
В …. веке земли нашего края были окраиной ………………………………. королевства. Он присылал сюда ………………………………, который поселился в крепости …………………………… и выполнял две функции:
1………………………………………………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………………………………………………..
Как переименовали старинные русские крепости?
Старое название | Новое шведское название |
Орешек | |
Корела | |
Ивангород |
По распоряжению шведского короля построили крепость ……………………………..
Выпишите определение:
Бастион – это ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Какие источники рассказывают об изменениях, происшедших в дельте Невы, на месте современного Петербурга?
Задание: из пункта 2 выпиши источники, которые рассказывают о том, что происходило на территории края:
№ | Название источника |
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
3. Какие шведские укрепления появились в дельте Невы?
Задание: дайте свою собственную оценку словам шведского короля о крепости Ниеншанц. Он так объяснял ее необходимость на территории нашего края: «чтобы можно было защищать всю Неву под эгидой шведской короны».
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Выпишите определения:
Равелины – это ………………………………………………………………………………………………
Кронверк – это ………………………………………………………............................................................
………………………………………………………………………………………………………………….
4. Каким был город Ниен?
Задание: выпиши тезисно, чем отличался Ниен от русских городов?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Выпиши определение:
Регулярный город – это ……………………………………………………………………………………..
5. Воспользуйся дополнительной литературой и подготовь небольшой доклад об одной из крепостей по выбору: Орешек, Корела, Ивангород, Ниеншанц.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....................................
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Презентации для уроков Истории и культуры Санкт-Петербурга
Презентации по теме:" Наш край до основания Петербурга."Крепости Ленинградской области.Шлиссельбург....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Урок истории и культуры Санкт-Петербурга "Невские берега до основания Санкт-Петербурга. Александр Невский".
Дистанционное обучение...
Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К. Цель урока: Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать, как...