Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Алентьева Марина Александровна

 Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Узнать,  как менялось положение города в России в разные периоды его истории.
  • Рассмотреть городские объекты, напоминающие о каждом периоде истории города
  • Осознать значение каждого исторического периода в развитии города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Класс -   5

Урок №4

Учитель: Алентьева М.А.

Тема: Об истории города напоминают…

Тип урока: открытие нового знания

Цель:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга

Задачи:

  • Узнать,  как менялось положение города в России в разные периоды его истории.
  • Рассмотреть городские объекты, напоминающие о каждом периоде истории города
  • Осознать значение каждого исторического периода в развитии города.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Знать основные исторические периоды в развитии Санкт-Петербурга
  • Уметь объяснять, как менялось положение нашего города в России
  • Узнавать и называть городские объекты, напоминающие о разных этапах развития города.
  • Находить на картах города местоположение основных городских объектов, построенных в разные периоды истории

Познавательные:

  • Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Смысловое чтение текста учебника

регулятивные:

  • выбирать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять первоначальный стратегический план собственных действий;
  • работать в паре, группе.

коммуникативные:

  • формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;
  • участвовать в исследованиях
  • постоянно совершенствовать культуру речи;
  • формировать личную мотивацию к обучению;
  • осознавать ответственность за собственные успехи и неудачи
  • Испытывать потребность в чтении дополнительной литературы и совершать познавательные прогулки по городу и в музеи.
  • Испытывать гордость за родной город.

Межпредметные связи: : история, русский язык, математика, география.

Ресурсы урока: учебник стр.30-41; презентация к уроку, карта города Санкт-Петербурга.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  1. Предлагает вспомнить материал прошлого урока по вопросам
  • Какие официальные символы Санкт-Петербурга вы знаете?
  • Что означают детали петербургского герба?
  • Когда и где можно увидеть официальные символы нашего города.
  1. Проверка письменного творческого задания стр. 29-30 учебника.
  2. Координирует и направляет обсуждение, обобщает.
  1. Отвечают на поставленные учителем вопросы.
  2. Приводят факты из письменного домашнего задания, защищают визитные карточки города
  3. Слушают ответы учащихся, задают уточняющие тематические вопросы.

Мотивация познавательной деятельности

Ребята! Сколько лет нашему городу? (316)

За эти годы произошло немало событий. Город рос, изменялся его облик и статус в России.

Что в нашем городе напоминает нам о разных страницах его истории?  (здания, памятники…)

Зачем надо знать и изучать историю нашего города?

Координирует и направляет обсуждение, обобщает и помогает определить тему урока.

  1. Определяют тему урока по наводящим вопросам учителя.

              Записывают её в тетрадь.

( Об истории города напоминают…)

  1. Высказывают своё мнение на поставленный проблемный вопрос.

Организация познавательной деятельности

  1. Исходя из изменения положения города в России можно выделить три периода его истории. С помощью иллюстрации учебника, стр.30 ,  сделать записи в тетради

Периоды истории

статус (положение) города в России

Время

1период

Столичный город

1703-1918

2 период

Областной город

1918-1991

3 период

Самостоятельный субъект Российской Федерации

с 1991 по настоящее время

В современном Санкт-Петербурге сохранились «следы», напоминающие о каждом из них.

  1. Предлагаю вам стать участником видеоэкскурсии « История одного города. Санкт-Петербург»

Видеофрагмент  «История одного города. Санкт-Петербург» https://www.youtube.com/watch?v=BxUYlaVZJGM  (13 мин.)

  1. Организует рефлексию просмотренного фильма.

  1. Предлагает рассмотреть структуру текста на стр.30-41.

  1. Составление  сводной таблицы

название периода истории

Время

Изменения в городе (Внешний облик, выполняемые функции)

  1. Рассматривают иллюстрацию на . стр.30

  1. Делают записи (заполняют таблицу)
  2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

  1. Смотрят и слушают видеофрагмент.

  1. Участвуют в беседе

  1. Анализируют структуру текста

  1.  Обсуждают названия граф таблицы и чертят её в тетради.

Подведение итогов

  1.  Закрепление.
  1. Обращает внимание учащихся на рубрику учебника «Проверьте себя», «Подумайте, объясните, оцените» на стр.41
  2. Проводит рефлексию
  3. Комментирует  и выставляет отметки.
  4. Комментирует домашнее задание ( параграф №4-5, Вопросы №1.2.3 на с тр.41 (устно). Заполнить таблицу по тексту.
  1. Отвечают на вопросы и выполняют задания по карте.
  2. Участвуют в рефлексии. Оценивают свою работу и работу одноклассников.

3.Записывают домашнее задание

Дополнительный материал: Видеофрагмент  «История одного города. Санкт-Петербург» https://www.youtube.com/watch?v=BxUYlaVZJGM .

Диагностика достижения планируемых результатов: представление на рефлексии важности знать историю своего города,  главные события и объекты.

Дополнительные творческие задания: Задания из рубрики «Проявите самостоятельность, творчество»  стр. 42 учебника. (по желанию, на домашнее приготовление)

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Методическая разработка по учебному предмету "история и культура Санкт-Петербурга"

Методическая разработка по учебному предмету "история и культура Санкт-Петербурга"...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...