Классный час. Методическая разработка и презентация.
методическая разработка по истории (10, 11 класс)

Ольга Викторовна Степанова

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«…В РАБОЧИЕ КОЛОННЫ НА ВСЁ ВРЕМЯ ВОЙНЫ»:                             ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ВОЙНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx69.23 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«…В РАБОЧИЕ КОЛОННЫ НА ВСЁ ВРЕМЯ ВОЙНЫ»:                             ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ВОЙНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Автор: Степанова Ольга  Викторовна,

учитель истории и обществознания,

МАОУ СОШ №13  города Серова Свердловской области.

город Серов, 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение.                                                                   3    

2.

Цели и задачи классного часа. Оборудование.    4

3.

Подготовительный и организационный момент. 5

4.

Сценарий классного часа.                                       6

5.

Список использованных источников.                 16

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. является самой героической страницей в истории Российского государства. Она по праву является воплощением героизма, стойкости и мужества, безграничной, самоотверженной любви к Родине. Не случайно День Победы 9 мая является у нас, и не только у нас, главным праздником с «сединою на висках» и «слезами на глазах». Он отмечается ежегодно с особым одухотворением и чувством некой святости. В честь Великой Победы сооружаются триумфальные арки, проводятся парады, гремят салюты и звенят фанфары. Ей посвящены монографии, диссертации, многочисленные статьи, телевизионные передачи, художественные, документальные и научно-популярные фильмы, а также великое число песен, по праву ставших народными.

Однако история Великой Отечественной войны до конца не написана, необходимы многие уточнения и дополнения. Об этом свидетельствуют многие объективные факторы. Как известно, Великая Отечественная война длилась 1418 дней. Она потребовала неимоверного напряжения и сил. И бесспорным является вклад СССР в разгром фашизма, также бесспорно историческое значение всех народов Советского Союза в Великой Победе, которая определила дальнейшее развитие всего человечества на долгие годы. Прошло 75 лет с того времени, как состоялся парад Победы, а «белых пятен» в истории Великой Отечественной войны до сих пор немало.

Методическая разработка сценария классного часа, посвящённого празднованию Дня Победы «По страницам памяти», подготовлена в помощь классным руководителям старших классов при проведении открытых внеклассных мероприятий, классных часов по данной теме. Данная разработка включает цели и задачи классного часа, презентацию и сценарий. Классный час «…В рабочие колонны на всё время войны»: забытые страницы войны - позволит школьникам понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши прадеды  жертвовали собой во время войны? Об этом необходимо рассказывать подрастающим поколениям с целью воспитания в них моральных качеств, соответствующих облику достойного гражданина. История России во время войны знает тысячи имён героев, которые сочетали в себе такие качества, как любовь к Родине, чувство долга, истинную веру. Но в истории войны есть и забытые страницы.  Напомнить о  них – главная задача данной методической разработки.        

ЦЕЛИ КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Мотивация школьников к изучению истории родной страны.
  2. Воспитание чувства гордости за свою страну, малую родину, семью и ответственность за свои поступки.
  3. Формирование нравственной культуры школьников, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

  • Погрузить детей в атмосферу военного времени.
  • Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
  • Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

  • Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
  • Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них. Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
  • Воспитание честности, благородства, сострадания.
  • Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  • Развивать интерес к изучению истории.
  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

мультимедийная установка, CD-проигрыватель, презентация.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. Рекомендуется заранее выбрать ведущих из числа школьников и раздать слова их выступлений, рассказать им о тех событиях и людях, о которых они будут рассказывать;
  2. Ведущие должны выучить стихи  наизусть.
  3. Подготовка презентации.
  4. Заранее школьники работают с книгой памяти, собирают:

- истории из жизни трудармейцев, живших на Урале;

- фото по теме.

  1. Время, рекомендуемое для проведения классного часа, - 60 минут.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

– классный час в виде лекции – семинара.

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

 На доске висит изображение Вечного огня, Родина-мать и цифры 1941-1945, свеча.

Сценарий классного часа для учеников 9-11классов

«…В рабочие колонны на всё время войны»: забытые страницы войны


Ход классного часа

Учитель.

2020 год – год 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В этом подвиге, равного которому не знает история, слились воедино и высокое мастерство военачальников, и мужество солдат, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла. Значителен и вклад трудармейцев в Победу над фашистской Германией. Долгое время умалчивался вклад некоторых народов в общую Победу. Так как война шла с Германией, то основной удар пришелся  по немцам. Как известно, немцам было предъявлено обвинение в пособничестве агрессору. Они были депортированы  с территории европейской части СССР  и переведены на положение спецпереселенцев. Советские немцы стали основным контингентом так называемой Трудовой армии. Термин «трудовая армия» или сокращенно «трудармия» является неофициальным. Трудармейцами называли тех, кто в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был мобилизован для выполнения принудительной трудовой повинности. Интерес к этой теме не случаен. Ведь до недавнего времени она была запретной, литература по ней отсутствовала до конца 80-х годов прошлого века. Теперь, много лет спустя, стало возможным выслушать горькие исповеди – рассказы еще живущих трудармейцев.

Ведущий 1.

Уходит из-под ног земля,

где до сих пор нас не признали,

прошу и попрощаюсь я, 

неси, судьба, в чужие дали.

Мне по кисельным берегам

бродить с неутолимой жаждой,

но взгляд былых моих сограждан,

я буду чувствовать и там…

                                           В. Штиль

1 часть. Как это было?

Учитель.

Депортация немцев в СССР — процесс насильственного переселения «советских немцев».

Свидетельствуют документы

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»

28 августа 1941 г.

По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья…

Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы, с тем чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах…

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин

Инструкция по проведению переселения немцев, проживающих в Республике немцев Поволжья Саратовской и Сталинградской областях.

Проведение операции

1. Разрешить переселенцам брать с собой бытовое имущество, мелкий хозяйственный инвентарь и деньги (сумма не ограничивается, ценности также). Общий вес всех вещей, одежды и инвентаря не должен превышать 1 тонны на семью, громоздкие вещи брать с собой не разрешается…

Советские немцы в 40-е г. // Иосиф Сталин – Лаврентию Берии: «Их надо депортировать…»: Док., факты, коммент. – М., 1992. – С. 36-83.

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Согласно этому указу в сентябре-октябре 1941 г. было депортировано 446 480 советских немцев (по другим данным 438 280).

В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части.

В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья, не занятых вермахтом. Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в КазахстанСибирь и на Алтай.

С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, у которых дети старше 3 лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название трудармии. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках.

Ведущий 1

Трудовая армия на Урале

Одной из острейших проблем тылового Урала являлось обеспечение индустриального сектора рабочей силой. Количественную сторону ее помогали решить трудовые повинности, трудовые мобилизации, трудармия, использование труда заключенных… Плановая мобилизация в промышленность и строительство стала проводиться с февраля 1942 г. Совместными усилиями НКО и НКВД СССР была создана трудовая армия. Она имела несколько разновидностей – стройбатальоны, рабочие колонны, лагеря советских немцев… Однако большую часть этих формирований составляли люди, считавшиеся политически неблагонадежными по социальному и национальному признакам. В начале 1942 г. на Урале имелось около 290 тыс. бойцов трудармейцев; в Челябинской области находилось 281 тыс. человек на спецпоселении, что составило более 11 % данных по стране (без данных по Башкирии). Особый лагерный вид трудармии распространялся на советских немцев. Они были подвергнуты депортации, принудительно расселены установленным административным надзором.

Трудовая армия на Урале // История Урала: XX век. Учебник / Под ред. Б.В. Личмана, В.Д. Камынина. – Екатеринбург, 1998. – С. 181-183.

Ведущий 2.

Но и до смерти до своей едва ли

Я позабуду тот и день и год,

когда в Сибирь или куда по далее

поволжских немцев разом выселяли.

Ни тех, кто побывал в судебном зале,

Не хутор, не деревню – весь народ.

                                                   В. Савельев

2 часть. «Трудовая армия». Российская историография

Учитель.

В годы Великой Отечественной войны «трудармейцами» стали называть себя те, кто выполнял принудительную трудовую повинность. Но ни в одном официальном документе периода 1941-1945 гг. понятие «трудовая армия» не встречается. Совсем недавно  эта тема привлекла внимание как публицистов, так и российских историков…

Н.Э. Вашкау, изучая судьбу советских немцев Поволжья, отметила, что депортация решала проблемы трудового фронта. "Мобилизованные немцы", оказавшись в рабочих колоннах в качестве «трудармецев», использовались в различных отраслях народного хозяйства. Автор приходит к выводу, что «переселенные немцы стали бесплатной рабочей силой, пополнив обширную сеть ГУЛАГа в Сибири и на Урале».

А.А. Герман в своей монографии на основе анализа обширного комплекса архивных источников делает вывод о том, что советское правительство, создавая «трудармию» из взрослых граждан СССР немецкой национальности и направляя их за колючую проволоку в рабочие отряды и колонны не только обеспечивало дешевой силой народное хозяйство СССР, но и разряжало обстановку в местах проживания депортированных.

В 1996 г. на международной научной конференции в Анапе была сделана попытка дать определение понятию «трудармеец». А.Н.Курочкин высказал идею о том, что «трудармейцами» надо называть тех, кого мобилизовали выполнять принудительную трудовую повинность в составе рабочих батальонов (колонн, отрядов) со строгой централизованной армейской структурой при условии проживания на казарменном положении в огороженных и охраняемых «зонах» с воинским внутренним распорядком. По мнению докладчика, основной контингент «трудармейцев» составляли советские немцы. Их положение отличалось более жестким режимом содержания, худшими условиями жизни и быта, неприязненным отношением к ним руководства и местного населения.

Проделанная исследователями работа по изучению такого исторического феномена как «трудовая армия» периода Великой Отечественной войны позволила за короткий промежуток времени сделать существенный прорыв и перейти от тезисов и статей фрагментарного характера к более подробным комплексным исследованиям проблемы. 

В подготовке классного часа большую роль сыграла книга ученицы нашей школы Киссер Татьяны «Немцы Урала: этноистория и идентичность». Девушка совсем недавно защитила диссертацию «Немцы урала: трансформации этнической идентичности (середина XX — начало XXI в.)» Материалы данного классного часа взяты из ее работ.

3 часть. География лагерей (Карта)

Ведущий 3. (подготовлен заранее).

На территории Урала мобилизованные направлялись в Свердловскую, Челябинскую, Молотовскую области, Коми АССР («гулаговский Урал»). Эти районы были выбраны для создания немецких лагерей, потому что считались перспективными для промышленного строительства, а основная задача трудовых лагерей — строительство новых заводов и промышленных предприятий, железных дорог. Всего за годы войны на Урал было мобилизовано около 100 тыс. немцев. На Урале дислоцировалось 40 % всех лагерей НКВД, где содержались советские немцы.

Ивдельлаг НКВД — первый ИТЛ Урала, организованный в августе 1937 г. Он был частью Главного управления лагерей лесной промышленности НКВД (ГУЛЛП) и располагался в с. Ивдель. Первый отряд мобилизованных немцев прибыл в Ивдель 12 января 1942 г., а к апрелю их уже было пять и три отдельные колонны. Ивдельлаг по численности немцев был одним из самых крупных, в то же время именно здесь была самая высокая смертность, за годы войны она составила более 11 %.

Севураллаг НКВД, созданный по приказу НКВД от 5 февраля 1938 г., представлял собой крупную лагерную систему на территории 12 районов Среднего Урала: Гаринского, Таборинского, Верхне-Тавдинского, Туринского, Верхотурского, Исовского, Слободо-Туринского, Ново-Лялинского, Ивдельского, Нижне-Салдинского и Нижне-Тавдинского (Омская обл.). Объекты лагеря располагались на общей площади 110 тыс. км. Производственная деятельность лагеря заключалась в обеспечении сырьем, топливом и стройматериалами различных предприятий. Кроме того, лагерь являлся поставщиком рабочей силы для Богословских угольных копей.

Богословлаг НКВД был создан в ноябре 1940 г. для строительства Богословского алюминиевого завода (БАЗ). Он подчинялся Главпромстрою НКВД (ГУЛПС). Местами дислокации были ст. Бокситы и ст. Туринские рудники (с 1944 г. — г. Краснотурьинск). Основными задачами трудармейцев были строительство Богословского алюминиевого завода, обслуживание Североуральских бокситовых рудников, строительство города Краснотурьинска, Волчанских угольных разрезов, железнодорожной ветки к Веселовскому угольному разрезу, реконструкция Турьинского кирпичного завода и др.

Тавдинлаг НКВД функционировал с апреля 1941 г. по август 1945 г., подчинялся ГУЛПС НКВД и располагался в районе г. Тавда. Рабочий отряд из немцев был организован в феврале 1942 г. Среди трудармейцев-немцев были только мужчины. Их главной задачей было строительство Тавдинского комбината по выработке дельтадревесины и Тавдинского гидролизного завода. Численность мобилизованных немцев в 1942 г. составляла 1946 чел., к 1944 г. — 468 чел.

Тагиллаг НКВД был создан по Постановлению СНК СССР от 27 декабря 1941 г. и приказу наркома внутренних дел Л. П. Берии от 27 января 1942 г. в подчинении Главного управления лагерей промышленного строительства (ГУЛПС) НКВД СССР. 17 февраля 1942 г. первый эшелон с немцами прибыл на станцию Смычка (неподалеку от Тагила). К 15 марта 1942 г. немцев-трудармейцев насчитывалось 3607 чел., к 1 августа — 3853 чел.25 Тагиллаг занимался строительством Нижнетагильского металлургического завода (НТМЗ), коксохимзавода, огнеупорного завода, Высокогорского железного рудника, Гороблагодатского рудоуправления. Он включал в себя около 26 участков, расположенных на строительной площадке НТМЗ и за ее пределами в радиусе от 30 до 200 км.

Востураллаг НКВД выделился из состава Севураллага летом 1942 г., включив в себя 59,5 % его ресурсов. Управление лагерем располагалось в г. Туринске. На момент образования Востураллаг состоял из девяти лагерных отделений: Санкино, Таборы, Сплавное, Азанки, Туринское, Шарыгино, Куренево, карьер и отдельный лагпункт № 627. Производственная деятельность лагеря включала лесозаготовки, деревообработку, изготовление изделий из дерева, строительство железнодорожных путей, автодорог и т.д.

Часть 4. Лагерный режим

Учитель.

Работа в трудармиях была очень тяжелая. Для улучшения производительности труда использовались различные поощрения. Но, к сожалению, зачастую не выдавали зарплату и увеличивали часы работ. Большая проблема была с организацией питания. Почти все работающие переводились на сухой паек. Многие трудармейцы обращались с просьбой об организации приемлемых условий для труда, отдыха и питания. Реально получаемое немцами трудармейцами питание урезалось из-за чрезмерных злоупотреблений лагерного персонала. В трудармии свирепствовали болезни - малярия, дистрофия, тиф, туберкулез и многие другие. Как правило, одежда и обувь не подходила для работы, была неудобна. В зонах отсутствовали бани, которые были очень необходимы трудармейцам.

Основная масса трудармейцев была задействована на работах, которые не соответствовали их профессии до мобилизации, они не имели опыта работы на                               лесозаготовках, в строительстве дорог и заводов. Руководство Ивдельлага в июле 1942 г. было вынуждено признать, что «мобилизованные немцы ранее совершенно не работали на лесоразработках, не были знакомы с условиями работ в лесу, многие из них не выполняли норму по независящим от них причинам», в связи с чем получали недостаточное питание и приходили к истощению.

Ведущий 4.

Господствовавшие в среде трудармейцев Ивдельлага настроения выразил бывший учитель сельской школы Д. Д. Зельцер: «Существующие нормы по заготовке древесины невыполнимы и построены с таким расчетом, чтобы уничтожить мобилизованных немцев».

Распорядком дня предусматривалось время для завтрака, обеда и ужина, развода на работу, самообслуживания, следования на работу и обратно, устанавливалось время для технической учебы, культурно-массовой работы:

Ведущий 1.

Подъем в 6 утра, потом завтрак, в 7 часов уже был развод по рабочим местам, но развод был по бригадам, по колонам. Бригадир впереди идет, рядом стоит старший нарядчик, рядом военные, ворота открывались, бригада проходила, об этом докладывалось. Работали, пока не выполняли норму, часов по 12, на обед привозили баланду в 12 часов, выдавали ее по талонам. Строго следили за тем, что мы говорим, например, если кто-то сказал, что баланда хреновая, то его сразу на ковер вызывали. Баланду кто дает? Правительство! А правительство это кто? Сталин! Значит Сталин — хреновый. А за это сразу 58 статья. На работе нас могли задержать, пока все не выполним, часов до 9 вечера, после работы давали ужин и 400 грамм хлеба, но этот хлеб был на следующий день. Нам порой говорили «Если норму будете перевыполнять, будете хлеба больше получать — 800 грамм». Мы, наивные, верили. Когда шли обратно с работы, должны были прихватывать дрова, иначе не пустят в барак. После ужина все отрубались спать.

Ведущий 2.

Тяжелое бытовое положение немцев-трудармейцев было основной причиной частых побегов. На предприятиях мобилизованные размещались в приспособленных бараках и других помещениях, непригодных для жилья, поэтому немцам-трудармейцам приходилось проживать крайне скученно, в антисанитарных условиях. Среди рабочих не проводились медико-санитарные профилактические мероприятия.

Для жилья использовались казармы-бараки, саманные, построенные из глины и сена, земляные и рубленые из бревен. Из-за отсутствия стекла бараки сооружались без окон, а имевшиеся окна забивались изнутри и снаружи досками и засыпались опилками. Освещения в них практически не было. Для обогрева использовались самодельные печки-буржуйки из приспособленных для этого железных бочек. Для сна внутри бараков оборудовались двух- или трехъярусные деревянные нары. На одного человека в среднем приходилось чуть больше 1 кв. метра полезной площади. Жилищные трудности мобилизованных усугублялись недостатком постельных принадлежностей, плохим снабжением теплыми вещами, обмундированием и спецодеждой. Проблему обеспечения трудармейцев одеждой и постельными принадлежностями так и не удалось решить до конца войны. На марганцевом руднике Полуночное (Ивдельлаг) в числе 2534 мобилизованных полностью одетых было 797 чел., не имеющих часть одежды 990 чел., не имеющих обуви 677 чел., а 84 чел. не имели ни одежды, ни обуви.

Ведущий 3.

В конце 1943 — начале 1944 г. режим содержания мобилизованных в рабочие колонны немцев был немного смягчен. Лучшим производственникам-трудармейцам в виде поощрения разрешался вызов семей и совместное с ними проживание вне зоны. Реально получить это разрешение было сложно. Наметилась общая тенденция к улучшению жилищных условий трудармейцев, главным образом за счет труда самих же рабочих — строились бани, прачечные, столовые, помещения для жилья.

Учитель.

Трудармия была расформирована только в 1946 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться только в места выселения: УралСибирьКазахстан, где находились их родственники. До 1955 года подавляющее большинство немцев в местах своего проживания находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре. 

 8 января 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановление «О правовом положении спецпереселенцев», которое определило бесправное положение немцев ещё на многие годы. Жизнь в поселках стала той же тюрьмой, только без ограждений из колючей проволоки. Спецпереселенцы не имели права без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД отлучаться за пределы района расселения. Война закончилась, но до 1956 г. возвращаться на родные поволжские земли запрещалось. Отношение к немцам до конца 1950-х годов было предвзятым и они находились под надзором власти, да и возвращаться им было не к чему, потому что все было уничтожено войной. Поскольку после 1955 года немцы так и не получили разрешения вернуться на места довоенного проживания, сложившаяся в результате депортации картина расселения немцев по территории СССР в основном сохранилась до конца советского периода без существенных изменений, поэтому после распада СССР немцы уезжали в Германию из Казахстана, Сибири, Урала.

Часть 5 Творчество

Учитель.

Бывший трудармеец Иван Филиппович Вайс на вопрос «Как выжить в лагере?» ответил: «Все просто — оставаться собой». У трудармейцев было негласное правило: «Вести себя достойно в недостойных условиях». В действительности немцам во многом приходилось менять свое поведение и отношение к жизни. Бригадир Лихтенвальд убеждал своих товарищей: «Мужики, мы должны хорошо относиться к работе и этим показать, что мы не те, за которых нас обвиняют и принимают. Мы должны хорошо работать, чтобы они могли убедиться, кто и что мы на самом деле есть, тогда нас отпустят домой». Желание доказать, что немцы преданы своему государству и необоснованно выселены и обвинены в сговоре с фашистами, красной нитью прошло через все годы трудармии: «Мне было так обидно, когда начальник всякий раз обзывал нас фашистами и обвинял во всех грехах, а, между прочим, мои братья первыми из деревни пошли на фронт, как узнали о войне, я была патриотом своей немецкой республики, своего государства, ведь я советский истинный гражданин!» Немцы часто задавали себе риторический вопрос: «За что?» Н. Массольд вспоминает: «Видимо, за то, что мы имели несчастье родиться немцами в СССР и говорить на одном языке с фашистами.

Ведущий 4.

Как ни странно, одним из способов адаптации был досуг. Среди мобилизованных были известные ученые, писатели, музыканты, артисты, любители художественной самодеятельности. Например, скрипачи Кейхель, Мантель, Бухман, гармонист Шнейдер. Когда в Тагиллаге освободился один из бараков, где жили поляки, у немцев возникла идея на половине барака организовать клуб. Были построены сцена, будка для демонстрации кинокартин, изготовлены скамейки, отремонтировано помещение. Там выступал ансамбль отряда 18-74 Тагиллага НКВД, проводилась демонстрация кинокартин, читались лекции. Молодежь получила возможность вечерами танцевать под оркестр отряда.

В лагерях проходили лекции по истории, международному положению, литературе. Например, в Тагиллаге в выходные трудармейцы слушали лекции с разрешения начальника лагеря М. М. Царевского. Особенно выделялся знаниями и лекторским мастерством выпускник Ленинградского университета А. Лир. Археолог О. Н. Бадер, химик П. Э. Рикерт, физик Б. В. Раушенбах, историк И. И. Кроневальд, врач В. Э. Рунг создали в лагерной среде «малую академию», где по очереди читали лекции по своей специальности.

Ведущий 1.

Самой распространенной формой реконструкции трудармейских лет в творчестве немцев были стихи. Одним из известных поэтов-трудармейцев был Александр Лир. Он родился в Саратове в 1931 г., окончил филологический факультет Ленинградского университета. Его стихи о трудармии, написанные в 1980–1990-е годы, наполнены драматизмом и трагизмом:

СЫНОВЬЯМ (А. Лир, 1980 г.)

Вы меня о том спросите,

как, судьбу свою кляня,

вышел я в грозе событий

уцелевшим из огня.

Жизнь, конечно, это благо,

если нет в ней столько зла.

Но в бараках Тагиллага

жизнь мне тягостной была.

Тут не может быть двух мнений:

я бы вновь не перенес

тех жестоких унижений

и невыплаканных слез.

Сердце страшными рубцами

изувечено давно.

Но навеки с подлецами я не буду заодно

Не склоню пред ними шею,

вызов бросивши судьбе.

Я загадывать не смею,

как умру, когда и где…

В стихах часто описывалась жизнь трудармейцев, условия содержания, отношение к ним со стороны начальства, нередко давались оценки власти того времени, смело высказывалось персональное мнение о повествуемых событиях

САРАГУЛКА (А. Лир, 1982 г.)

Тайга, болота с двух сторон

И узкая полоска суши.

На ней барак. В бараке том

Тянулись к свету наши души.

Полати, печка, лавка, стол,

Два сундука и два окошка.

Портреты в рамках. В щелях пол.

И под полатями картошка.

Двор, сеновал, конюшня, крыша,

Колодец, огород, забор.

Мы до сих пор тем миром дышим,

Хоть столько лет прошло с тех пор.

Через дорогу — зона, вышки,

Вокруг колючая стена.

Под громкий лай собак был слышен

Нестройный топот ног с утра.

В фуфайках, ежась от мороза,

Все с пятьдесят восьмой статьей,

Шагали в лес «враги народа»,

Их злобно подгонял конвой.

Мы под конвоем не ходили,

Но знали, что и мы «враги».

«Фашисты», — вслед нам говорили.

А раньше были «кулаки».

Нам лапти хорошо знакомы,

Вши, гниды, блохи, комары,

Паек, советские законы

И тучи жгучей мошкары.

По тротуару в три дощечки,

По шпалам шел наш детский путь

От Сарагулки до Поречья

Учились выжить как-нибудь.

Здесь мы прощались с нашим детством,

Темнели мамины глаза,

Нас уносила в неизвестность

Железных рельсов полоса.

Ведущий 2.

В 1991 г. Л. Борисова из Краснотурьинска написала «Балладу о трудармейцах», автором музыки стал Ю. Доронин. Стихи этой баллады напечатали в газете «Neues Leben», эту песню стали исполнять многие коллективы российских немцев Урала, Сибири, Поволжья. Сейчас эта баллада — гимн, исполняется в память трудармейцев:

БАЛЛАДА О ТРУДАРМЕЙЦАХ (сл. Л. Борисовой, муз. Ю. Доронина)

Их жизнь уже сама сложила повесть,

Ее бы не пропеть, а прокричать,

Взрывая чью-то чистенькую совесть,

Привыкшую не спорить, а молчать.

Какая получилась бы баллада

Из детских слез, из песен и молитв!

Здесь лишних слов выдумывать не надо,

Здесь каждый звук с людской судьбою слит.

Скорбя, споем о щупленьких подростках,

С лопатами прошедших полтайги,

В пятнадцать лет, увы, понять непросто,

Что трудармейцы вовсе не враги.

О Венцеле, который стал Венцовым,

О Генрихе под именем Андрей,

О том, какие тяжкие засовы

В бараках трудармейских лагерей.

Их жизнь уже сама сложила повесть,

Ее бы не пропеть, а прокричать,

Взрывая чью-то чистенькую совесть,

Привыкшую не спорить, а молчать.

И лишь надежды слабое дыханье

Тепло несет в озябшие сердца.

Давайте, помня наши испытанья,

Споем балладу жизни до конца.

Ведущий 3.

Михаил Васильевич Дистергефт родился в 1921 г. в с. Савелово Тверской губернии. Когда ему было пять лет, семья переехала в Ленинград, где прошли его детские и юношеские годы. В раннем детстве он начал рисовать, в школе  занимался в кружках и брал частные уроки у художников-педагогов. Попав в лагерь, он сразу начал рисовать с натуры кадровых рабочих — экскаваторщиков, машинистов. Они охотно позировали и снабжали художника материалами (карандаши, мелки, краски). Вскоре образовалась серия рисунков, Дистергефт организовал на площадке перед управлением выставку. Начальство не препятствовало, эти работы стали называть «Доска почета». Среди рисунков был пейзаж, который особо запомнился окружающим, — пейзаж-панорама Богословских копей — широкая картина открытых разработок каменноугольных пластов, которая приводила в трепет и волнение маркшейдеров. Они хлопотали о переводе Дистергефта на службу в их отдел. В трудармии он познакомился с художником А. Н. Матером. Управление поставило перед ними задачу «показать Богословские копи в дни войны». В 1945 г. в Свердловске, в залах музея Горного института, а затем в Доме работников искусств была показана выставка «Богословские копи — дни войны». После войны в 1951 г. Дистергефту удалось добиться перевода на спецучет в Нижний Тагил, где он окончил художественное училище и вступил в Союз художников СССР. Серия его линогравюр «Герои Гражданской войны на Урале», выполненная по заказу Серовского краеведческого музея,была принята на зональную и республиканскую выставки.                                            Тема депортации и трудовой армии стала главной в графической серии «В те годы». Это был реквием в память о репрессированных, депортированных и погибших в тюрьмах и лагерях сталинской эпохи. Дистергефт работал над созданием серии в течение десяти лет и завершил ее в 1999 г. Серия состояла из 37 листов, написанных карандашом и углем5. Черно-белая дихотомия серии «В те годы»  фокусирует драматизм прошлого и звучит как призыв-обращение к будущим поколениям не допустить трагедии диктатуры власти, репрессий, преследований за инакомыслие или национальную принадлежность.

Ведущий 4.

Многие годы тема трудармии была семейной болью, обреченной на молчание. Для тагильской семьи Вейде особое значение имели слова «лагерь» и «отряд». Владимир Вейде, выросший в семье трудармейцев, с детства слушал воспоминания своего отца: «С раннего детства помню, когда отец произносил слово “лагерь”, мама смотрела на него очень выразительно и что-то говорила. Затем это слово ушло, но появилось другое — “отряд”, а мамины глаза также стреляли в отца: Опять?!»

 В. Вейде, известный театральный режиссер, будучи на одном из конгрессов Международной ассоциации театров для детей и молодежи, рассказал об истории своей семьи: «Предлагаю материал подлинный, документальный, только бы кто-то взялся написать пьесу...». Но коллеги настаивали, чтобы пьесу написал сам Вейде: «Несколько лет я мытарился душою: писать — не писать, и если писать — то как? В 1996-м скончалась мама. Я вообще не мог приступить к пьесе. Только начну — у меня комок в горле. Наконец, руководитель Свердловского филиала Союза театральных деятелей почти ультиматум поставила: вот тебе полчаса, пиши заявку на спектакль. Иначе знать тебя не хочу».

Пьеса «Отряд “18-74”: (Боль ушедшего века)», основанная на документальных материалах и воспоминаниях узников Тагиллага, была написана В. Вейде (он же выступил режиссером-постановщиком) в соавторстве с тагильским писателем В. Овсепьяном в 1999 г. Премьера состоялась на сцене Нижнетагильского молодежного театра в 2000 г. Художником-оформителем спектакля был сын репрессированных немцев Виктор Моор, а музыку написал сын режиссера — Андрей Вейде. Но среди актеров немцев не было.

Первый акт спектакля построен в форме бредовых аллюзий главного героя Якова. Он все время отстаивает право быть человеком, не приемлет порабощения и издевательства. Второй акт наполнен смысловыми сюжетами. Выживший Яков увлекается трудармейкой Марией, которая оказывается в лагере. Герои борются с системой, чувствами, голодом и смертью: Яков отдает Марии свою пайку, она делит с ним ее пополам; он дарит ей розу, сделанную из колючей проволоки, а она ему горсть рябины. В лагере у них рождается ребенок, которого руководство назвало «фашистский змееныш», но героям помогают выжить чувства и родившийся сын. В финале спектакля трудармейцам зачитывают указ о снятии режима трудармии и переводе их на постоянное поселение.

Владимир Вейде был не только автором пьесы, режиссером-постановщиком, но и исполнителем одной из ролей.  Свой спектакль Вейде успел показать отцу, но пожалел об этом. Его отец уже плохо видел, поэтому больше слушал, чем смотрел. Но даже такое опосредованное восприятие не уберегло от того, что ему стало плохо. Хотя спустя годы он уже спокойно рассказывал о пережитом в лагерях, на спектакле он словно заново пережил лагерь.

Учитель.

С 17 февраля 1992 г. немцы Нижнего Тагила отмечают День трудармейца. Эта дата выбрана неслучайно: именно 17 февраля 1942 г. на станцию Смычка прибыл первый эшелон трудармейцев-немцев стройотряда 18-74. Эта дата стала днем скорби и памяти. Немцы Тагила собираются (иногда не 17 февраля, а в близкую к этому дню дату), чтобы вспомнить погибших в трудармии, рассказать о своей жизни в лагере. Сейчас, когда трудармейцев осталось мало (их возраст 85–98 лет), они практически не рассказывают о лагере и тех годах, для них в этот день проводят концерт. Хор поет немецкие песни, дети и внуки трудармейцев читают стихи на родном языке. На Дне трудармейца в 2017 г., который был посвящен 75-й годовщине прибытия первого эшелона в Тагил, кроме концерта прозвучала также лекция об истории российских немцев и немцев Нижнего Тагила.

У немцев Урала есть еще один памятный день — 28 августа. Это день издания Указа о депортации немцев Поволжья в отдаленные районы страны. Этот день, как правило, все немцы проводят у памятников жертвам репрессий, которые установлены в трех городах Свердловской области — Нижнем Тагиле, Кушве, Краснотурьинске. Например, в Кушве 28 августа 2014 г. немцы провели свой «Бессмертный полк», и на митинг, который был организован у памятника, пришли с фотографиями своих родителей, бабушек и дедушек, которые были депортированы из Поволжья и оказались на Урале.

Часть 6. Заключение

Рефлексия.

Метод «Микрофон»:

- Какой урок для себя вы извлекли из темы нашего урока?

- Что запомнилось больше всего?

Учитель.

Количество жертв политических репрессий в бывшем СССР, согласно формулировке Закона о реабилитации 1991 г., составляет около 13 млн. человек. Частью реабилитационной деятельности является работа по восстановлению памяти о репрессированных народах, численность которых составляет более 2,6 млн. человек.

Российские немцы – народ, который подвергся тотальным репрессиям. Как известно, в 1939 г. в СССР проживало 1,427 млн. этнических немцев, из них к 2003 г. реабилитировано около 1,3 млн. человек. К концу 2012 г. в серии Книг памяти «Gedenkbuch» обнародованы имена более 68 500 человек (21,6%) из 316 000 находившихся в трудармии и учтенных в картотеках с названием «трудмобилизованные немцы».

Благодаря реализации проекта «Gedenkbuch»: Электронная книга памяти российских немцев создан электронный ресурс, который вмещает в себя более 100 000 персоналий репрессированных. Среди них осужденные по «политической» 58-й статье, депортированные-спецпереселенцы, насильственно мобилизованные в лагеря принудительного труда.

Формирование тематического сайта на портале Rusdeutsch позволяет работать с запросами репрессированных, их родственников независимо от местожительства и является важным шагом в создании международного банка данных жертв политических репрессий.

Скоро мы будем отмечать 75 годовщину Великой Победы. Хочется, чтобы «белых пятен» оставалось все меньше.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». 9 Мая - день всенародной памяти. В этот день в каждой семье вспоминают своих героев, в православных храмах проходят поминальные службы о воинах, павших на полях сражений.

Объявляется минута молчания.

(Все встают.)

Этот классный час я посвящаю своему деду Киссеру Францу, депортированному из Горького, мобилизованному в Ивдельлаг и погибшему там же от голода в 1942 году.

Наш классный час закончен, я надеюсь, что наш разговор оставил след в ваших сердцах. Печальная судьба немцев в России, трагические страницы военных лет и трудармия  должны стать поучительным уроком на будущее. Нельзя допускать произвола к целым народам, как и к отдельным личностям. Общество должно следовать конституционным нормам жизни. В противном случае возможны рецидивы прошлого, а они таят в себе угрозу демократическому развитию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Вашкау Н.Э. Депортация российских немцев в 1941 г. // Проблемы отечественной истории. - Волгоград, 1994. – С. 128-135.
  2. Герман А.А. История республики немцев Поволжья в событиях, фактах, документах. – М.: Готика, 2000. – 320 с.
  3. Герман А.А. Немцы СССР в "Трудовой армии" (1941-1945) [Текст] / Герман А. А., Курочкин А. Н. ; Международный союз немецкой культуры. — Готика — М. : Готика, 1998. — 208 с. — 1000 экз. 
  4. Дистергефт М. В те годы: Альбом граф. работ. – М.: Готика, 2000. – 46 с., ил.
  5. Киссер Т.С. Немцы Урала: этноистория и идентичность- Санкт-Петербург, 2019
  6. Трудовая армия на Урале // История Урала: XX век. Учебник / Под ред. Б.В. Личмана, В.Д. Камынина. - Екатеринбург, 1998. – С. 181-183.
  7. http://xn- Помнить  о трудармейцах
  8. https://gedenkbuch.rusdeutsch.ru/ - Электронная книга памяти российских немцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

методическая разработка урока, презентация по теме "Английский - язык мира", проведен в 8 классе, по учебнику Афанасьевой О.В. "English VII"

Методические разработки уроков английского языка в начальной и средней школе по темам: "Экология", "Лондон", "В мире игрушек", "Мой дом", "Моя родина", "Английский - язык мира"...

Методическая разработка и презентация урока " School Bans Hugging and High-Fives "(для 9-10 классов ОУ).

Предлагаю ( в качестве еще одного примера  использования материалов статей  сайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com) мою презентацию к  уроку  "SchoolBansHuggingandHigh-Fives" (...

"Животные покоряют космос" Методическая разработка и презентация классного часа.

Этот материал можно использовать для проведения классного часа в младших и средних классах. Он также будет интересен и подросткам постарше. Можно сопроводить мероприятие музыкальными композициями груп...

Методическая разработка. "Создаём презентацию: правила, приёмы, советы. Презентация профессиональной деятельности учителя"

Создаем презентацию.Правила, приемы и советы. Создание презентации включает в себя две основные задачи: формирование содержания и его оформление.Доступность и лаконичность. То, что увидит зритель...

Классные часы (методические разработки)

Методические разработки классных часов...