Культура и быт конца XV—XVI в.
презентация к уроку по истории (10 класс)

Лариков Андрей Андреевич

Презентация по теме "Культура и быт конца XV—XVI в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_byt_kontsa_xv_-_xvi_vv.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура и быт конца XV – XVI вв. ПЛАН 1. ФОЛЬКЛОР. 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ. 3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. 4. ЛИТЕРАТУРА. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. 5. АРХИТЕКТУРА. Царь-пушка. Мастер Андрей Чохов. 1586 г.

Слайд 2

1. ФОЛЬКЛОР. Записей устно-поэтического народного творчества этого времени почти не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав , соборные послания. События той эпохи получили отражение в сказках («Сказка о Борме-Ярыжке », «Умный мальчик-судья», «Огненный змей», «Мудрая дева») . Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа. В пословицах и песнях, поговорках и загадках отразилась живая народная речь, меткая и острая («Жалует царь, да не жалует псарь») . Народ в своём творчестве гордится сильной Русью. «Русалка». Резьба по дереву. Поволжье.

Слайд 3

2. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде монастыри . В них же и в церквах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом , Иосифо-Волоколамском , Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т.д.). Монахи и дьяки учили детей и взрослых в городах и деревнях. Известные духовные деятели Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийский обучались в деревнях. Больше грамотных было среди бояр и дворян, меньше – среди крестьян и посадских людей. . Соловецкий монастырь. Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь.

Слайд 4

2. ПРОСВЕЩЕНИЕ. В середине XVI в. в истории русского просвещения произошло крупное событие – в Москве зародилось книгопечатание. Ещё Иван III пытался организовать печатание книг в России. Но ему это не удалось. Иван IV завёл типографию и 1 апреля 1564 г. Иван Фёдоров со своим товарищем Петром Мстиславцем набрали и напечатали первую книгу – «Апостол». Затем последовали «Часослов» и другие. Через два года Фёдоров уехал в Великое княжество Литовское, где издал первый печатный русский «Букварь» , а также полное издание Библии на русском языке. В Москве издавали книги ученики и последователи Ивана Фёдорова ( Андроник Невежа и др.); всего появилось около 20 книг богословского содержания. Потребность в печатной книге испытывали и власть, и духовенство, и общество в целом. Страница «Апостола» Ивана Фёдорова. 1564 г. «Апостол». 1564 г.

Слайд 5

Станок Московского печатного двора XVI в. Модель 1624 г. Книжный знак Ивана Фёдорова.

Слайд 6

3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. Элементы научных знаний носили прикладной характер. Архиепископ новгородский Геннадий , митрополит Зосима в конце XV в. составили специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам – пасхалии. Позднее священник Агафон и Ермолай-Еразм («Зрячие пасхалии») продолжили Геннадиевы труды. Переводные сочинения « Шестокрыл », «Космография» позволяли вычислить лунные фазы, затмения Солнца и Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей. Без точных расчётов, знаний строительной статики невозможно было обойтись и строителям. 40-гривенная пищаль «Лев». Ствол отлит в 1590 г. 40-гривенная пищаль «Медведь». Ствол отлит в 1590 .

Слайд 7

3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. Солеварение, поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках. Географические знания можно изучать по писцовым, межевым, посольским и разрядным книгам, по картам («чертежам»), летописям и описаниям путешественников. В «хождениях» авторы описывали страны, которые посетили. Например, посол и купец Василий Позняков побывал в Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме и Египте. Новокомский говорил, что в Китай и Индию можно добраться не только южными морями, но и Северным Ледовитым океаном. Исторические знания отражены в летописях и хронографах, повестях и сказаниях. Афон. Греция. На Афоне существуют только мужские монастыри, женщины не имеют права даже посещать их.

Слайд 8

3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. Русское поморское судно XVI в. Художник В. Голицын. 1940 г.

Слайд 9

4. ЛИТЕРАТУРА. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи великокняжеской и царской власти, мировой роли России. Об этом говорится в «Хронографе» (обзоре всемирной истории, 1512 г.). В «Повести о Вавилонском царстве» речь идёт о преемственности власти от правителей Византии к России. Огромное значение имели «Домострой» – свод правил домашнего быта, созданный при участии деятеля Избранной рады Сильвестром , «Великие Четьи-Минеи » – собрание житий русских святых, расположенных по месяцам, митрополита Макария и Лицевой летописный свод – Никоновская летопись с 16 тысячами миниатюрами-иллюстрациями. В Лицевом своде история России ведётся с древнейших времён до середины 50-х гг. XVI в. «Домострой». Лист с заставкой. Фрагмент.

Слайд 10

Лицевой летописный свод (1568 – 1576) – самое крупное летописное произведение средневековой Руси. До нас дошли 10 томов свода. Справа: строительство Покровского собора. Миниатюра летописного свода XVI в.

Слайд 11

Вершина публицистических споров – полемика между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Репрессии, к которым с начала 60-х стал прибегать царь, побудили Курбского бежать в Литву. В 1564 г. он написал первое послание, послужившее началом знаменитой переписке. Князь обвинял царя в терроре. Для Курбского Русское государство – не вотчина московских князей, а общественное образование. И царь должен заботиться и защищать царство и его жителей. Царь должен отвечать за свои поступки не только перед Богом, но и перед своими подданными. Иван IV признавал право на оценку своей деятельности только за Богом. «Царь Иван Васильевич Грозный». Художник В.М. Васнецов. 1897 г.

Слайд 12

5. АРХИТЕКТУРА. В конце XV в. завершилось объединение русских княжеств в единое государство. Иван III хотел сделать Москву «третьим Римом». На рубеже XV – XVI вв. оформляется Кремлёвский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы ( Аристотель Фиораванти , Пьетро Солари , Марко Руффо , Алевиз Новый ) и русские мастера ( Василий Ермолин и др.). В строительстве использовался стиль Владимиро-Суздальской архитектуры и новая строительная техника, привнесённая итальянскими зодчими. Здесь впервые на Руси сделаны крестовые своды , применены железные связи ; благодаря уменьшению веса сводов, тонким и широко поставленным столбам, интерьер московских соборов стал более просторным. Успенский собор в Московском Кремле. 1475 – 1479 гг. Архитектор А. Фиораванти . Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484 – 1489 гг. Псковские мастера.

Слайд 13

5. АРХИТЕКТУРА. В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа. Самый выдающийся образец этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) , построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. В ознаменование взятия Казани возведён на Красной площади в Москве Покровский собор (храм Василия Блаженного). Возводится Новодевичий монастырь (1525). Продолжают строить соборы и крепостные стены в Соловецком и Троице-Сергиевом монастырях. Но преобладает, как и прежде, деревянное строительство. Помимо повсеместных изб, сооружаются очень сложные в плане и причудливые по форме хоромы богатых людей. Таковы хоромы именитых купцов Строгановых в Сольвычегодске ( 1565 ) . Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г.

Слайд 14

5. АРХИТЕКТУРА. Крепостные сооружения в первой половине XVI в. строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.). В конце столетия Фёдор Конь построил стены Белого города (1586 – 1593), они опоясывали московский посад (стены разобраны в XVIII в.). С именем этого зодчего связано строительство стен в Смоленске (1592 – 1602 ), которые превратили город в главный оборонительный пункт на западных подступах к столице. Нижний Новгород. Коромыслова башня Нижегородского кремля.

Слайд 15

5. АРХИТЕКТУРА. Колокольня Ивана Великого была возведена в 1505 – 1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным на Соборной площади Московского Кремля на месте старого каменного храма 1329 г. В 1600 г. при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, её высота достигла 81 метра. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась местность в радиусе 30 километров.

Слайд 16

5. АРХИТЕКТУРА. Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555 – 1560 гг. Архитекторы Барма и Постник. Архангельский собор в Московском Кремле – великокняжеская усыпальница. 1505 – 1509 гг. Архитектор Алевиз Новый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

А.С.Пушкин и песенная культура конца 18 – начала 19века». «Я помню чудное мгновенье».

На уроке рассматриватся, как зарождался романс, и какое место занимает романс в творчестве А.С.Пушкина. Еще в лицее Пушкин писал стихи, а друзья лицеисты сочиняли музыку к его стихам. Также на уроке а...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Культура России конца 18 века

Быт и обычаи 18 века. Конспект урока с презентацией....

Презентация к уроку истории России в 9 классе "Духовная культура конца 19-начала 20 веков".

Данная презентация составлена по материалам учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной История России XXвек....