А.С.Пушкин и песенная культура конца 18 – начала 19века». «Я помню чудное мгновенье».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Ортикова Светлана Геннадьевна

На уроке рассматриватся, как зарождался романс, и какое место занимает романс в творчестве А.С.Пушкина. Еще в лицее Пушкин писал стихи, а друзья лицеисты сочиняли музыку к его стихам. Также на уроке анализируется стихотворение "Я помню чудное мгновенье", слушание романса, история создания романса М.Глинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-pushkin_i_pesen_kult.8kl._10g.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин и песенная культура конца 18 – начала 19века».  

«Я помню чудное мгновенье».

Из наслаждений жизни одной любви

Музыка уступает. Но и любовь – музыка.

А.С.Пушкин

Цели урока:

  • углубить представление учащихся о личности и творчестве А.С.Пушкина,
  •  расширить знания по творчеству  М.И.Глинки,
  • показать взаимосвязь литературного и музыкального  искусства.

  Задачи урока: 

Образовательные:

  • познакомить с особенностями лирического жанра романса;
  • показать, какое место занимают романсы на стихи А.С.Пушкина в музыкальной культуре;
  • развивать умение анализировать поэтический текст;

Развивающие: 

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;
  • воспитание интереса к классической литературе и музыке.

Оборудование: презентация, портреты А.С.Пушкина, М.И.Глинки, А.П.Керн, Е.Бакуниной, друзья – лицеисты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

1.У-ль:

- Найдите в теме урока ключевые слова? (расшифровать тему)

- Записать ассоциации к словам. (Пушкин – поэт, гений, творчество; песенный – музыка, чувства, душа; культура – искусство, музыка, живопись )

- Запишите 3-4 предложения, в кот. сформулированы задачи нашего урока. (Пушкин был не только гениальным поэтом, но внес вклад в культуру своей страны, в том числе в песенную культуру. Т.О. гениальный, творческий человек гениален во всем).

- Чем будем заниматься сегодня?

- Как соотносится эпиграф с темой нашего урока?

2. В начале учебного года мы знакомились с У.Н.Т. – народными песнями – лирическими. В старину, когда не было еще литературы как искусства и музыки как искусства, люди складывали песни. В песнях они выражали свои чувства. О каких чувствах пели люди? Т.О. возникли любовные песни. На столах разложены любовные лирические песни. С помощью каких средств выразительности они  говорили о своих чувствах? Выпишите.

3. В начале 18в. В России начинает бытовать романс. Это связано с тем, что литература и фольклорная лирика этого времени начинает отражать идеалы самоценности человека, его право на независимость. Именно романс постепенно станет равнозначным традиционной крестьянской любовной песне.

 III. Основная часть.

1.Учитель: 

- Давайте проследим, как же зарождался романс, и какое место занимает романс в творчестве А.С.Пушкина.

- В период болдинской осени А.С.Пушкиным была написана поэма «Домик в Коломне» (1830). Характеризуя героиню, поэт отметил в 14 строфе поэмы:

Играть умела также на гитаре

И пела: « Стонет сизый голубок»,

И «Выйду ль я», и то, что уж постаре,

Все, что у печки в зимний вечерок,

Иль скучной осенью при самоваре,

Или весною, обходя лесок,

Поёт уныло русская девица…

 - Обратим внимание на 2 и 3 строки этой строфы. С одной стороны, героиня знала «то, что уж постаре» и что «уныло поет русская девица». С другой стороны, девушка пела под гитару «Стонет сизый голубок» и «Выйду ль я на реченьку» - 2 необычно популярных романса поэтов 18 в И.И.Дмитриева и Ю.А.Нелединского – Мелецкого. Т.О. поэт как бы свидетельствует, что его героиня, принадлежащая, вероятно, к городскому  мещанскому сословию, знала и старые, традиционные народные песни и новые – романсы книжного происхождения. А.С.Пушкин гениально в художественно – образной форме отразил как эстетические вкусы времени, так и ситуацию, наметившуюся в русской песенной культуре в конце 18 – начала 19 в. Именно с этим временем связано становление новых песенных канонов, которые отличались от известных норм народной лирики.

Итак, в песенную культуру народа входит романс, т.е. песня лирического или лиро-эпического характера, в основном любовного содержания. Романс начинает бытовать в параллели со старой крестьянской песней, одновременно дополняя и как бы преодолевая её.

- Возникший новый «образ мыслей и чувствований» видел и запечатлел великий русский поэт А.С.Пушкин.

2. Сообщение учащегося о лицейских годах А.С.Пушкина

Ученик:

- Представим лицей, где учился А.С.Пушкин. Это закрытое учебное заведение в Царском Селе, в 30 км. От Санкт – Петербурга. Мальчики нигде не бывают, хотя их водят в домашний театр графа Толстого, где играют крепостные актёры. Тридцать дворянских недорослей вошли в список первых воспитанников Царскосельского лицея, утвержденный 22 сентября 1811 года. Все они впредь так и останутся первыми - первыми воспитанниками, первыми выпускниками. Шестеро из тридцати уже в Лицее прослыли стихотворцами - Дельвиг, Илличевский, Сергей Комовский, Кюхельбекер, Пушкин, Михаил Яковлев. Трое стоят у истоков русского романса - Дельвиг, Пушкин, Михаил Яковлев.

У Пушкина романсом названо лишь одно лицейское стихотворение, выдержанное в романсном размере, "Под вечер, осенью ненастной" (1814) - единственное в творчестве Пушкина стихотворение в жанре "романса". Это стихотворение было положено на музыку еще при жизни поэта несколькими композиторами.

Первую поэтическую любовь в Пушкине возбудила сестра одного из лицейских его товарищей – Екатерина Павловна Бакунина. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. «Прелестное лицо, дивный стан, очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи»,-вспоминает лицеист Комовский. Бакуниной 20 лет. Пушкиным и его товарищам – 15 – 16 лет. Пушкин хочет выразить чувства свои в стихах. Темы любви в поэзии он еще не касался. Чувства и поэтический голос поэта едва пробиваются в этом стихотворении «К живописцу». На это стихотворение отозвались лицеисты – композиторы.Оно удачно было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и пето до самого выхода из лицея, но он не сохранился. А сохранился романс на эти же слова другого лицейского товарища Пушкина – Николая Корсакова (были у него еще 2 романса на стихи Пушкина.Известно из воспоминаний, что романс «К живописцу» нравился лицеистам. Его усердно распевали. Композитор сам преподнес Е.Бакуниной ноты с надписью на французском языке:»Романс с аккомпанементом фортепиано, посвященный мадемуазель Бакуниной.»

Учитель:

-При  жизни поэта было создано около 80 романсов. Напечатано – 60 (однажды они были собраны в сборнике «Пушкин в романсах и песнях его современников).В создании романсов и песен на слова Пушкина участвовало 30 современников. Из них профессиональные композиторы – Алябьев, Глинка. Предназначались эти романсы для домашнего музицирования. В концертах в то время романсы не исполнялись. Отсюда – простая муз.форма, небольшой диапозон, запоминающаяся мелодия.  

- Что же такое романс?

3. Сообщение ученика.

Ученик: - 

Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называется не песней, а романсом. Слово романс – испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, т.е. испанском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и обозначал песню на французский текст. Такие романсы, следуя моде, сочиняли русские композиторы конца 18 – начала 19в. Произведения на русский текст назывались российскими песнями. Позже значение слова романс расширилось и термин стал обозначать произведения для голоса с сопровождением лирического характера. Начало расцвета романса – I половина 19в., когда стал характерен интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человека. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев. Во II половине 19в. прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Римского – Корсакова. Созданные ими романсы и сейчас звучат в концертных программах и пользуются любовью слушателей.

Исполнение романса на стихи Пушкина  муз.Даргомыжского «Я вас любил»

Уч-ль:

 - Романс, как и песня, по своей природе связан с поэзией.  Хорошие стихи как будто сами просятся на музыку.  

 - Что же вдохновляло Пушкина писать стихи, на которые так хорошо ложилась музыка  к романсам? Конечно, большая любовь. Когда человек влюблен, говорят: «Душа поет». Так и у Пушкина, его стихи «запели».

- В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. И сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на одно из самых проникновенных, трепетных стихотворений, шедевру любовной лирики Пушкина – это «Я помню чудное мгновенье…», которое стало шедевром и в музыке.

 

 

Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

Уч-ль:

-С первых же строк стихотворения перед глазами встает парк, липы и та женщина, которую так вдохновенно и прекрасно любил Пушкин – Анна Керн.

- Дает ли какое – л. Представление о внешности стих-е, посвященное А.Керн?

- Нет. Странным кажется, что у такого поэта, как Пушкин, облик предельно обобщен. Даже название остается в тайне – «К…».

4. Анализ стихотворения.

Уч-ль:

- Проанализируем стих-е.

- Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть.

1 строфа.

- Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

-Как поэт называет эту встречу? («Чудное мгновенье»)
-Назовите эпитет. («Чудное».)
-Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
-Для чего нужны эти сравнения? (усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков).

2 строфа. 

-Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
-Назовите эпитеты. («Нежный», «милые»,«безнадёжной», «шумной».)
-Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
-Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
- В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
-Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. В романсе, кот мы послушаем позже, замедленный темп. Почему?

3 строфа. 

-Как проходили годы жизни лирического героя вдали от любимой? («Бурь порыв мятежный».)
-Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)

-Какой эпитет? (Мятежный)
-Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
-Каким эпитетом названы черты? («Небесные».) Сравнивает с божеством – чистым, неземным.
-Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
-Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
-Зачем? (Признаки важнее.)

4 строфа. 

- В это время Пушкин находится в ссылке в Михайловском.

 -Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
- Чего был лишен герой? (« божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)

5 строфа.

-С чем связано духовное возрождение героя в 3 части? (Со встречей со своей любовью).

-Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
-Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

6 строфа. 

-Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
-В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и». «Божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь. Это и есть мироощущение и мировоззрение Пушкина. Поэтому он и делает акцент на эти слова – формула его жизни).

- Образ какой женщины создал?

-Сформулируйте основную мысль стихотворения . (Любовь помогает лирическому герою пережить жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.)

 -И в наше время стихотворение считается шедевром любовной  лирики.

5. Уч-ль: -Стих-е Пушкина впервые было опубликовано в 1827г. И сразу привлекло внимание музыкантов. Прекрасный романс на эти стихи написал в 1832г. Алябьев. Но только М.Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства поэта, всю красоту и гармонию пушкинских стихов.

Исполнение романса «Я помню чудное мгновенье…»

-Удалось ли композитору передать ту же силу вдохновенья, ту же любовь, тот же восторг?

- С помощью каких музыкальных средств?( Темп, запоминающаяся мелодия, разный лад)

И возникает мысль, что такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно. А ведь так оно и было. Есть удивительная история. Глинка, когда сочинял этот романс, был влюблен. Он любил дочь А.Керн – Ек. Керн.

Художественное совершенство романса Глинки – в полном слиянии музыки и текста, средств музыкальной и поэтической выразительности. Замысел пушкинского стиха точно передан в композиционном построении романса.

- Так сплелись в одном романсе творчество и любовь двух великих художников: А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

IV. Итог урока.

Уч-ль: - Какие отголоски, элементы от народных песен слышны в романсе? (лирическая песня, о любви, нет припева, др.средства выразительности).

- Удалось ли узнать что-то новое о Пушкине и о его творчестве?

- Почему так много романсов написано на стихи Пушкина? (Стихи музыкальны, хорошо ложатся на музыку, тема – любовь).

V. Дом.задание.

1. Письменный ответ на вопрос: «Действительно ли произведение «Я помню чудное мгновенье» является шедевром не только поэтического, но и песенного искусства?»

 2. Выучить наизусть стих-е.

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я помню чудное мгновенье…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…»Литературно-музыкальная композиция, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина...

Литературно-музыкальная композиция "Я помню чудное мгновенье..." (адресаты лирики А.С.Пушкина)

Женщины, воспетые А.С.Пушкиным, живут и сейчас  в его замечательных стихотворениях. Их имена известны благодаря пушкинскому гению, ведь каждая из них была, пусть и недолго, его Музой......

Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье"

Анализ стихотворения Пушкина "Я помню чудное мгновенье..."...

"Я помню чудное мгновенье...". Любовная лирика А.С.Пушкина (Устный литературно-музыкальный журнал)

Устный музыкально-литературный журнал «Любовная лирика А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»». Работа автор знакомит с адресатами любовной лирики известного поэта, со стихотворениями, посвящ...

Литературная гостиная по творчеству А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье"

Литературная гостиная "Я помню чудное мгновенье..." прводится для обучающихся 8-11 классов. Мероприятие направлено на знакмство с адресатами любовной лирики поэта. развитие интереса к творче...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....


 

Комментарии

А вы не пробовали разбирать версию о связи послания Пушкина с письмом Жуковского о "Сикстинской мадонне" - чистейшей прелести чистейшем образце- и размышлениями поэта о важной роли прекрасного в жизни? После этого говорить о вздорной бабенке сомнительной внешности, распиарившей себя повсюду, не захочется. Зато можно проследить связь искусств и веков.