«Я помню чудное мгновенье…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина
материал по русскому языку (11 класс) по теме

 

«Я помню чудное мгновенье…»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_pomnyu_chudnoe_mgnovene.docx26.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Я помню чудное мгновенье…»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная любовной лирике А. С. Пушкина

Я знал любовь не мрачною тоской,

Не безнадежным заблужденьем,

Я знал любовь прелестною мечтой,

Очарованьем, упоеньем…

Воистину, женщины сыграли в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина уникальную роль. Благодаря своему дару он создал в поэзии образ любви во всех ее проявлениях: в зародыше и в развитии, дикой и удовлетворенной, эгоистичной и самоотверженной, безумно-страстной и почти неземной, обожествленной.

Любовные стихи Пушкина многочисленны и разнообразны в радуге чувственных переживаний: от легкой, порой шутливой влюбленности до всесжигающей страсти. В них взлет его души, его любви, стоящей на грани самоотречения. Ведь все это поэт писал на собственном опыте, и все эти стихотворения посвящены женщинам, которыми как «все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. «Что может быть на свете женщины прекрасней?!» - восклицал он.

Белинский писал: «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Поэт дорого нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.

Судьбы этих женщин и их взаимоотношения с Александром Сергеевичем интересны именно потому, что рассказ о них позволяет лучше понять, почувствовать светлую пушкинскую лирику и личность самого поэта. Как говорил академик Лихачев: «Мы удесятеряем силу поэзии, когда узнаем жизнь поэта».

Сегодня мы расскажем вам о прелестных созданиях, которых Пушкин прославил на века в своих посланиях, ставших шедеврами мировой лирической поэзии. Мы постараемся вернуть вас в золотой век русской литературы. Перелистаем несколько страниц «биографии сердца поэта» и произнесем, как заклинание, слова: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» (все вместе)

Уже в годы лицейской жизни Александр – активный участник бурных общественно-политических событий. Казалось бы, мысли, душа и дела его целиком заполнены ими. Но к этому времени относятся первые его увлечения.

У одной из фрейлин императрицы, княжны Волконской, была премиленькая горничная Наташа. Случалось юному Пушкину, встретясь с нею в темных коридорах, полюбезничать. С чувством светлой грусти вспоминает он об этих прекрасных мгновениях (Свет – Наташа! Где ты ныне?).

В нежной романтической душе поэта уже пробуждались первые ростки будущих великолепных творений. А он уже мчался вперед, навстречу новым, ещё неизведанным чувствам, восхищаясь каждой встреченной им прелестницей.

Её тоже звали Натальей. Она была актрисою в театре графа Толстого, главной героиней, плясуньей и певицей. Юный Александр не пропускал ни одного представления. Он стал завсегдатаем театра и написал ей послание, которое все читали (Так и мне узнать случилось).

Но первая любовь пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 2-летней фрейлины императрицы. Она была сестрой одного из его лицейских товарищей, часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи (В те дни…в те дни).

Первая лицейская любовь Пушкина завихрила его, как водоворот, отбросив всё остальное на задний план. Это было вовсе не похоже на то, что он испытывал, гоняясь за горничной Наташей или слушая оперу, в которой пела надтреснутым голоском другая Наталья.

Это была очень сильная любовь. Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую платоническую любовь и, лишь оставшись один «в лицейской келье», давал волю чувствам на страницах дневника (О милая, повсюду ты со мной).

И уже под впечатлением свидания, отмеченною душевной взаимностью, родились эти вдохновенные строчки (Здесь ею счастлив был я раз).

И вместе с ней, с этой первой платонической, но бурной любовью, на юного Пушкина совершенно неожиданно, как весенняя гроза, обрушилось вдохновение. На протяжении всего 1816 года Александр, казалось бы, ещё совсем юнец, один из «птенцов лицейского гнезда» отдавал деве сердца все свое поэтическое вдохновение. 22 стихотворения с «бакунинским мотивом» - своего рода энциклопедия юношеской любви (Уж нет её…Мечты, мечты).

Вне лицея Пушкин был знаком только с семьей знаменитого историка Карамзина. Лето и осень 1816 года скрашивались для него возможностью постоянно бывать у Карамзиных. Остальное время проходило в творчестве (отнюдь не ученическом) в общении с друзьями, любовных мечтаниях о Бакуниной.

И вдруг какое-то необъяснимое пока чувство овладело им. на этот раз не юное создание, а замужняя женщина завладела его разумом и вошла в юные мечты. Пушкин нес в этот дом стихотворения, чтобы прочесть Катерине Андреевне Карамзиной. Стихи были прекрасные. И таким же прекрасным осталось его внезапно вспыхнувшее чувство, оставившее глубокий след в юной мятежной душе (Медлительно влекутся дни мои…).

Вырвавшись в Петербург из царско-сельской «кельи» юный поэт стал, подобно своему герою Онегину, театралом. «Под сенью кулис» Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического балета, «царствующей» Авдотьей Истоминой. Это увлечение нашло отзвук в I главе «Евгения Онегина» (Блистательна, полувоздушна).

Пушкинский гимн Истоминой, как называли эти строки поклонники яркого дарования балерины, широко распространился среди петербургской публики.

Не имея соперниц на сцене, «русская Терпсихора» вскоре нашла соперницу в сердце поэта. Ею стала «причудница большого света» Евдокия Ивановна Голицына, известная современникам под именем «Принцесса Ноктюрн».

В 1817-1819 гг. Пушкин был частым гостем в изысканном салоне этой прелестной, прекрасно образованной женщины и, по воспоминаниям князя Вяземского, поэта и друга Александра Сергеевича, «был приворожен ею». (Краев чужих неопытный любитель).

О глубоком уважении Пушкина к Евдокии Ивановне, живо интересовавшейся политическими событиями, математикой, свидетельствует и то, что он делился с нею своими творческими замыслами, а в 1818 году послал ей свою запрещенную оду «Вольность», сопроводив послание свое стихами (Простой воспитанник природы).

После окончания лицея юный Пушкин постоянно бывал ещё в одном гостеприимном доме – у президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. Там сходились художники, ученые, писатели.

Это было в 1819 году. Как-то вечером, придя к Олениным, Пушкин заметил среди гостей молодую незнакомку. Её нельзя было не заметить: прелестное лицо, ясные глаза, мелодичный голос. Она оказалась племянницей хозяйки дома. Звали ее Анна Петровна Керн. Она была замужем за генералом Ермолаем Керном. Весь вечер у Олениных Пушкин не сводил с неё глаз. Вот как описал поэт эту встречу в восьмой главе «Евгения Онегина» (Но вот толпа заколебалась).

Когда Анна Петровна в этот вечер уезжала от Лениных, садилась в карету, то видела: Пушкин стоит на крыльце и провожает её долгим взглядом. «Он не умел скрывать своих чувств, выражая их всегда искренно, был неописуемо хорош, когда что-нибудь приятное волновало его», писала Керн в своих воспоминаниях. (музыка)

Прошло 6 лет. И вот однажды в июне 1825 года, придя из Михайловского в Тригорское, поэт вновь увидел свою мимолетную знакомую. Она приехала ненадолго к другой своей тетке и теперь уже сама, восхищенная стихами Пушкина, мечтала увидеть его. Поэта вновь очаровали её красота и ум. Они познакомились ближе. Ему нравилось слушать пение Анны Петровны. Её тётя предложила всем отправиться на прогулку в Михайловское. Пушкин очень обрадовался. В эту ночь поэт и гостья долго гуляли по липовой аллее. На другой день анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Евгения Онегина». В нераспечатанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами, посвященными Анне Петровне Керн.

В них было всё: и воспоминание о первой мимолётной встрече у Олениных, и та светлая радость, то обновление, те мечты, которые пробудило в душе поэта их первое свидание в деревне.

Это стихотворение – одно из лучших творческих произведений – оказалось для Керн бессрочным пропуском в славное бессмертие.

Переложенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой, очарованною дочерью Анны Петровны, стихотворение превратилось в романс – восторженный, «сладостный гимн любви».

С 1820 г. Александр Сергеевич Пушкин в первой, южной ссылке: Кавказ, Крым, Кишинёв. Южное путешествие, совершённое ещё молодым поэтом, узнавшим уже в Петербурге и счастье любви, и горечь страдания, и одиночество гонения – это путешествие было для него искрометно-блестящим, но и переменчивым, как само южное море, к которому он приехал (Я помню море перед грозою).

Там он познакомился с семейством генерала Николая Раевского, к одной из дочерей которого Марии, ставшей впоследствии женой декабриста Сергея Волконского, питал особые нежные чувства. Это она – черноокая, ясноглазая, темноволосая – поразила воображение первого поэта России. Это она – прелестная, непосредственная, «на волне» навсегда вошла в поэзию Пушкина (Фонтан любви).

На склоне лет, Мария Волконская, рассуждая о влюблённостях Александра Сергеевича, очень тонко и точно заметила, разрешая споры последующих знатоков биографии великого поэта: «В сущности, он любил лишь свою Музу и облекал в поэзию всё, что видел» (Чью тень, о други, видел я?).

Летом 1823 г. в Одессе Пушкин познакомился с семьёй негоцианта Ризнича. Поэт не мог не влюбиться в его жену, прекрасную Амалию – она была вызывающе красива, умна и заметно отличалась даже на одесском фоне. Роман с этой необыкновенной, яркой красоты женщиной, полунемкой, полуитальянкой был очень короток, но оставил очень заметный след в творчестве поэта (Простишь ли мне ревнивые мечты?).

Предания эпохи упоминают ещё об одной женщине, превосходившей всех других по власти, с которой она управляла мыслью и существованием поэта. Жена одесского генерал-губернатора Екатерина Ксаверьевна Воронцова была, по свидетельству писателя Соллогуба, «одной из современнейших женщин своего времени» (Пускай увенчанный любовью красоты).

«Могучей страстью очаровал» - эти строки могут послужить эпиграфом к циклу стихотворений, изумительных по чувствам и тонкости его выражения, посвящённых этой незаурядной женщине. В них запечатлена большая и длительная сердечная привязанность поэта. Чувство к Воронцовой зародилось зимой 1824-1825 г. и не осталось вовсе безответным (Желаю славы, славься, что именем моим все в жертву памяти твоей).

Уезжая из Одессы в «далёкий северный уезд» Пушкин получил от возлюбленной перстень-талисман, которым очень дорожил. Память «о царице полуденной Тавриды» ещё долго преследовала поэта в новом изгнанье – в родовом именье Михайловском. От любимой женщины изредка приходили письма с заветной печатью, письма, которые он должен был сжигать, сберегая честь графини (Храни меня, мой талисман).

Время шло. Приходили новые увлечения. Несмотря на все усилия, Александр Сергеевич так и не смог забыть Воронцову. Она всегда присутствовала в его памяти: воспоминания о ней порой воскресали в поэте с пронзительной силой. И лишь осенью 1830 г., готовясь к браку, он навсегда простился с графиней, посвятив ей стихотворение «Прощание».

«Я знал красавиц недоступных» - писал Пушкин. Одной из них была Анна Алексеевна Оленина, которой поэт был увлечён в 1828 г. По свидетельству очевидцев, она в то время была назначена фрейлиной к императрицам; при дворе считалась одной из выдающихся красавиц, выделялась, кроме того, блистательным и игривым умом и особенно любовью ко всему изящному. Пушкин увлёкся ею бурно и мучительно.

В начале лета 1828 г. поэт просил руки Олениной, но получил резкий и решительный отказ. В отклонении предложения сыграли свою роль и равнодушие самолюбивой, избалованной девушки, и репутация Пушкина как политически неблагонадёжного человека, и, наконец, мнение семьи Олениных о том, что он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и не был богат. (Я ехал к вам).

Для поэта это были «дни и минуты» крайне тревожные, беспокойные, напряжённые – и вдохновенные. Томительное ожидание, предчувствие новых бед, новых гонений и утеснений, новых разлук сменились часами любовных томлений и надежд. Воспоминания о любимой согревали душу поэта, озаряя безрадостные дни (Романс «Не пой, красавица, при мне»).

Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии, выделяющейся высотой нравственного чувства, глубокого бесконечно нежного, облагораживающего и очищающего человека даже тогда, когда ей нет отклика (Я вас любил).

От плена изящной Олениной поэта избавила юная Гончарова. К этому времени Пушкин отчётливо ощутил, что неустроенность судьбы, сложные взаимоотношения с правительством, да и слава поэта, такая зыбкая и в глазах света чуть не скандальная – всё это делало его непрестижным женихом. Пожалуй, пока не появилась Наталья Николаевна Гончарова.

Он увидел её в декабре 1828 г. Ей минуло тогда только 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве.

В белом воздушном платье с золотым обручем на голове – она в этот замечательный тёплый вечер поражала всех своей классической, царственной, гармоничной и одухотворённой красотой, Александр Сергеевич не мог оторвать от неё глаз. Он был поражён «ударом грома» - любви с первого взгляда (Я думал, сердце позабыло).

Наталья Гончарова была скромна до болезненности при первом знакомстве. Его знаменитость, властность, присущие гению, не то, что сконфузили, а как-то придавили её. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врождённая скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта (Всё в ней гармония, всё диво).

Когда он увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Он полюбил её, голова у него закружилась, он сделал предложение. Посватался Пушкин в самом конце апреля. Получив полуотказ, он написал матери Натальи Николаевны и сразу уехал в действующую армию.

«Этот ответ - не отказ, вы позволяете мне надеяться. Я сейчас уезжаю и в глубине души увижу образ небесного существа, обязанного вам жизнью».

На закавказскую войну Пушкин уезжал хоть и обнадёженный Гончаровыми, но вовсе не убеждённый, что всё решено. Ни боевые действия, ни насыщенность событий – ничто не могло рассеять грусть поэта (На холмах Грузии).

«Бог мне свидетель, что я готов умереть за неё. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву свои вкусы, всё, чем я увлекался в жизни, моё вольное, полное случайностей существование».

И вот наконец! «Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от Вас», - писал он невесте.

А вот запись 8 апреля 1830 г.: Я намерен жениться на молодой девушке - мадемуазель Натали Гончаровой, которую люблю уже год. Я получил её согласие, а также и согласие матери. Участь моя решена. Та, которую любил я целых 2 года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она…почти моя! (Ужель не можно мне).

После кавказского путешествия, Гончаровы приняли Александра Сергеевича холодно, да Наталья Николаевна явной радости не выказывала. Поэт был на грани отчаяния.

Наталья Николаевна Гончарова была для поэта идеалом женщины. Очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении помимо её воли покоряли ей всех. «Она была божественна…» - с грустью признавались отвергнутые Наталией Гончаровой московские студенты, когда она отдала свою руку и сердце Пушкину (Каков я прежде был).

«Жена моя милая, мой ангел, всё в тебе грация и диво. А душу твою люблю я ещё более твоего лица. И солнце брака затмевает звезду стыдливую любви».

«Пушкин приехал из Москвы и привёз свою жену», - вспоминали современники. Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны… Он очень в неё влюблён.

Александр Сергеевич сам добивался того, чтобы Наталью Николаевну видели в свете, завидовали её красоте, чтобы художники её запечатлевали в своих шедеврах. Поэт гордился ею. Но, добиваясь её дворцового явления, сам вверг в великосветскую суету, поселившись рядом с царским дворцом в Царском селе и немало претерпел из-за клеветы света, названного им «мерзкой кучей грязи».

Бедная моя Натали стала «мишенью для ненависти света». Сердце ещё горело. За честь жены он всегда готов был стоять насмерть. Поэт предчувствовал свой трагический конец.

Но не хочу, о други, умирать.

Я жить хочу, чтоб мыслить и мечтать.

И, может быть, на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Но, устав от мирской суеты, он торопил роковое событие. Любовь к Гончаровой стала завершающим аккордом в пушкинской поэтической симфонии любви. Это было самое сильное, самое глубокое чувство, которое испытал поэт (Пора, мой друг, пора).

Беспощадным умом своим Александр Пушкин проникал в глубь явлений: знал без прикрас настоящее и предвидел то, что сулит будущее. «Что в имени тебе моём?» - с грустью вопрошал он. но великий поэт России верил в свою последнюю святую любовь и завещал:

Но в день печали, в тишине

Произнеси его, тоскуя:

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.


Музыкальное сопровождение

Симфония № 41 до Мажор Моцарт (музыкальный лейтмотив вечера);

2-ой концерт Рахманинова (фон);

«Лунная соната» Бетховена;

Вальс Хачатуряна «Маскарад» (вступление);

Вальс Свиридова (фильм «Метель»);

Романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье»;

Романс «Я вас любил»;

Романсы «Признание», «Не пой, красавица…., «На холмах Грузии».

Во время выступления на экран проецируются портреты А.С. Пушкина и адресатов его стихотворений – Е.П. Голицыной, А.И. Истоминой, А. Ризнич, М.Н. Волконской (Раевской), Е.К. Воронцовой, А.П. керн, Е.И. Голицыной, А.А. Олениной, Н.Н. Гончаровой-Пушкиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовная лирика А.С.Пушкина

Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чте...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по любовной лирике В. Маяковского «Как бы вам бы объяснить это состояние»

В аудитории темно. Прожектор высвечивает ведущего. На фоне музыки МоиеПе в исполнении Раи1Маипа1Всё чаще думаю —не поставить ли лучшеточку пули в своём конце.Сегодня яна всякий случайдаю прощаль...

"Я помню чудное мгновенье...". Любовная лирика А.С.Пушкина (Устный литературно-музыкальный журнал)

Устный музыкально-литературный журнал «Любовная лирика А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»». Работа автор знакомит с адресатами любовной лирики известного поэта, со стихотворениями, посвящ...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....