Главные вкладки

    План урока литературы в 9 классе в форме литературной гостиной. "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина".
    план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

    Тараканова Любовь Владимировна
    "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Lyubovnaya_lirika_A.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)

    Учитель: Тараканова Любовь Владимировна

    (МОУ СОШ ст.Старица»)

    Цели: - познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;

                  -вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

                  - организовать деятельность учащихся по обобщению знаний учащихся по

                    творчеству поэта;

                   -создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение).

    Оформление: портрет А.С.Пушкина, репродукции женских портретов                                 (Н.Гончаровой, Е.Воронцовой, М.Волконской, А.Керн, А.Олениной), звукозапись романса «Я помню чудное мгновенье», выставка книг по теме.

    Эпиграф: Любви все возрасты покорны,

                          Её порывы благотворны…

                                                          А.С.Пушкин

    Ученики сидят за столиками по пять-шесть человек, на столах свечи

                               Ход урока.     

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня у нас необычный урок― урок литературная гостиная, в ней мы поговорим о любовной лирике поэта, попытаемся проникнуть в мир его поэзии, представить тех женщин, кому Александр Сергеевич посвящал свои стихотворения.

    Наш урок― это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь  ― это источник поэзии.

    Любовь― прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, но, как всякая буря, угасало, превращалось в «погасший пепел», «цветок засохший, безуханный».

    1. Сообщение ученика.

    Пушкин не икал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

    Александр Сергеевич был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику поэта не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка».Отметим, что в шедеврах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

    Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое разыскание, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

    1. Слово учителя.

    Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»

    В 1820 году Пушкина отправляют на юг в ссылку. В дороге он встречается с семейством генерала Раевского. С его дочерью Машей поэта связывает нежная дружба. Ей посвящено стихотворение «На холмах Грузии»

    1. Ученица читает стихотворение «На холмах Грузии»

    Комментирование. Стихотворение волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой. Элегическое начало, в котором грусть и лёгкость, светлая печаль кажутся созвучными состоянию природы, сменяется «импульсом» пробуждения бурного чувства― любви. Все слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего никто не мучит, не тревожит». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и чистой печали. Последние  строчки стихотворения очень важны: это важный элемент в понимании всей концепции любви у Пушкина: вечна сама потребность любить, а любовь возникает  как эхо женской красоты и гармонии.

    1. Сообщение ученика.

    Летом 1823 года Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова, в Одессу. Здесь он и познакомился с его женой, одарённой, культурной женщиной, которая была хороша собой.

    «Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственной грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё»,― отмечает писатель В.Сологуб.

    Елизавета Ксаверьевна оставила в жизни поэта большой и глубокий след. Ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо», «Талисман», «Ангел», «Храни меня, мой талисман» и другие. Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью М.С.Воронцова.

    Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское, Елизавета Ксаверьевна подарила на память Александру Сергеевичу свой портрет в золотом  медальоне и кольцо с сердоликовым камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил. Перед смертью поэт подарил это кольцо В.А.Жуковскому, другу, учителю.

    О.С.Павлищева, сестра поэта, вспоминала, с каким нетерпением, Александр Сергеевич ожидал писем из Одессы. Получив долгожданное послание, он запирался в своей комнате, чтобы никто не мешал беседовать с любимой, а потом сжигал её письма…

    1. Ученик читает стихотворение «Сожжённое письмо».

    Комментарий. Письмо для Пушкина не просто лист бумаги со словами любви, оно от любимой.Поэт обращается к нему, как к живому существу, просит простить: что делать― она велела! («Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…) Поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, словно обрывает её, потому что не в состоянии вымолвить приговор, он взволнован.Почему герой сжигает письмо? Ведь можно же просто спрятать это послание. Нет, он не может ослушаться любимую. Для поэта её требование священно. Письмо превращается в пепел. Но даже пепел от письма свят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди…» Во времена Пушкина для русского человека был характерен обычай носить ладанку. Она носилась на шее вместе с крестом и считалась оберегом. Святыня могла помещаться в ювелирное изделие, например, в медальон. Таким образом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.

    7.Сообщение ученика.

    Это было летом 1825 года. Пушкин шёл по дороге в Тригорское. На душе было спокойно, чисто и задорно. В конце концов, не так уж мрачна эта деревенская глушь, куда сослал его царь, надеясь на то, что одиночество и уединение окажутся сильнее дерзкой и мятежной пушкинской музы. Напрасно надеялись, Ваше Величество!

                              В глуши сильнее голос лирный,

                              Живее творческие сны!

    Пушкин неожиданно для себя  произнёс эти строки вслух и тут же улыбнулся своей горячности. Он испытывал сейчас приятное чувство человека, заслужившего отдых.

    Вперёд, в Тригорское! Через несколько минут Пушкин уже входил в дом, на правах старого и желанного друга― без предупреждения.

    Осиповы обедали. Барышни радостно закивали ему. Сидевшая за столом дама, очевидно гостья, подняла голову и спокойно посмотрела на него. (Демонстрируется портрет А.Керн).

    Милое, нежное лицо, мягкие, голубые глаза, волосы, волнами спадающие на виски и зачёсанные назад. Во всей фигуре― спокойствие и непринуждённость.

    «Анна  Петровна Керн»,― представила её тётушка.

    Анна Петровна молча наклонила голову. Пушкин очень низко поклонился, но не сказал ни слова. Анна Петровна тоже не нашлась, что сказать, но с удивлением отметила, что робость видна была в его движениях. Возбуждённость и весёлость его пропали, и весь этот день потом он был странно молчалив.

    … Прощаясь с Осиповыми, Пушкин обещал прийти и знал, что непременно придёт, жаждал этого момента и заранее думал о нём.

    Он возвращался домой той же дорогой, но теперь окружающее не занимало его. Другой мир, где теснились воспоминания, надежды, мечты, думы, целиком завладели им. И странно: воспоминания об Анне Керн невольно коснулись какой-то струны вдохновения, и теперь музыка поэзии звучала в нём, может быть, незаметно для него самого, но она, эта музыка, была чудесным аккомпанементом к мыслям о Керн.

    Мелодия поэзии звучала теперь и в воспоминаниях о первой их встрече…

    Анна Петровна Керн, в 16 лет насильно выданная замуж за пожилого генерала Ермолая Керна, гостила тогда в Петербурге: отец «вывозил её в свет». Пушкин увидел юную жену генерала Керна на одном из вечеров у Олениных. Весь вечер он старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но ему так и не удалось приблизиться к ней. А когда она уезжала и брат её садился в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и мучительно ему завидовал.

    Ученица читает стихотворение А.Дементьева «Встреча Пушкина с Анной Керн».

    А было это в день приезда.

    С ней говорил какой-то князь.

    «О боже! Как она прелестна!»―

    Подумал Пушкин, наклоняясь.

    Оно ничуть не оробела.

    А он нахлынувший восторг

    Переводил в слова несмело.

    И вдруг нахмурился,

    И смолк.

    Она, не подавая вида,

    К нему рванулась всей душой,

    Как будто впрямь была повинна

    В его задумчивости той.

    ―Что сочиняете вы ныне?

    Чем, Пушкин, поразите нас?―

    А он― как пилигрим в пустыне―

    Шёл к роднику далёких глаз.

    Ему хотелось ей в ладони

    Уткнуться. И смирить свой пыл.

    ―Что сочиняю?

    Я…не помню.

    Увидел вас―

    И всё забыл.

    Она  взглянула тихо, строго.

    И грустный шёпот, словно крик:

    ― Зачем вы так? Ну, ради Бога!

    Не омрачайте этот миг…

    Ничто любви не предвещало.

    Полуулыбка. Полувзгляд.

    Но мы-то знаем―

    Здесь начало

    Тех строк,

    Что нас потом пленят.

    И он смотрел заворожено

    Вслед уходившей красоте.

    А чьи-то дочери и жёны кружились в гулкой пустоте.

    И вот прошло шесть лет. Теперь они показались поэту тёмной бездной, по краям которой горели две светлые точки, две встречи с Керн.

    Пушкин стал бывать в Тригорском ещё чаще. Гуляли в тенистом парке, катались на лодках по Сороти, затевали игры, шарады. По вечерам Анна Петровна пела романсы, привезённые из Петербурга.

    Время летело быстро, и вот наступил момент прощания. Анна Петровна уезжала в Ригу. В день отъезда поэт пришёл в Тригорское и подарил ей на прощанье вторую главу «Онегина» в неразрезанных листах, между которыми она нашла сложенный листок почтовой бумаги.

    В дороге Анна раскрыла книгу и развернула листок…

    8. Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

    9. Сообщение ученика.

    Прошло пятнадцать лет. Пушкина уже три года как не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась, строки его горячо и беспокойно звучали в другом сердце, молодом и любящем. И снова любовь и вдохновенье идут рядом, только теперь не слова, а ноты записывает торопливая рука, и музыка, заключённая в пушкинских стихах, но ещё не угаданная никем, наконец, обрела материальное звучание. Грустная и нежная вначале, она словно осторожно прикасается к самым чистым и глубинным свойствам души. Затем волнение, тревога проникают в музыку― гармония исчезла из жизни.

    Но вот снова звучит прежняя мелодия, только более оживлённая и радостная― воскресшая песнь любви…

    Михаил Иванович Глинка посвятил этот романс женщине, которую любил,― дочери Анны Петровны Керн…

    (Звучит романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье»)

    10. Ученик читает стихотворение «Я вас любил».

    Комментарий. Это замечательное стихотворение о невысказанной, «безмолвной», не связанной с надеждами на взаимность любви. Поэт вспоминает грустные мгновенья своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью и желает, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Он благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, верит в то, что она вновь будет любима.Считается, что данное стихотворение посвящено А.Олениной, к которой Пушкин сватался, но получил отказ.

    11. Рассказ учителя.

    Тихим октябрьским утром Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто ― Натали.

    Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное, кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков. (Демонстрируется портрет Н.Гончаровой)

    Впервые Наталья Николаевна и Александр Сергеевич встретились в декабре 1828года на балу у танцмейстера Иогеля. Красота Гончаровой поразила поэта. Он понял, что это прекрасное созданье составит его счастье. Но не так просто было Пушкину получить согласие на брак. Его будущая тёща была скупая, злобная и сварливая. Она требовала свидетельства о политической благонадёжности поэта. Мать Натали третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила его до истерики.

    Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено. В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал на совсем короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окружённой холерным карантином. Три месяца тревог, тоски, ожидания, беспокойства за Натали… три месяца уединения и необычайного, нечеловеческого взлёта таланта и творческих способностей. Болдинская осень…

    (Инсценировка. Под музыку выходят Пушкин и Гончарова. По очереди читают письма)

    Пушкин: Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете― а  душу твою люблю ещё более твоего лица…

    Натали: Тебя, мой ангел ,люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе… кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет…

    Пушкин: О чём я думаю, Натали?

    Вот о чём: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не смогу…зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого ещё никогда не испытывал… Этой удивительной осенью нельзя не писать…

    12.Ученик читает стихотворение «Мадона».

    Комментарий. В сонете небесный образ Богородицы   не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным прообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадона», «чистейшей прелести чистейший образец».  

    13. Заключительное слово учителя.

    Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.          

                 

                     Приложение.

    А.С.Пушкин. «Сожжённое письмо».

    Прощай, письмо любви! Прощай: она велела.

    Как долго медлил я! Как долго не хотела

    Рука предать огню все радости мои!..

    Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

    Готов я; ничему душа моя не внемлет.

    Уж пламя жадное листы твои приемлет…

    Минуту!.. вспыхнули! пылают― лёгкий дым,

    Виясь, теряется с молением моим.

    Уж перстня верного утратя впечатленье,

      Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

    Свершилось! Тёмные свернулися листы;

    На лёгком пепле их заветные черты

    Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

    Отрада бедная в судьбе моей унылой,

    Останься век со мной на горестной груди…

                                                       1825

    А.С.Пушкин. «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

                Шумит Арагва предо мною.

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

              Печаль моя полна тобою;

    Тобой, одной тобой…Унынья моего

            Ничто не мучит, не тревожит,

    И сердце вновь горит и любит― оттого,  

           Что не любить оно не может.  

                                               1829

    А.С.Пушкин. «Я вас любил».

    Я вас любил: любовь ещё, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    Я вас любил  безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим;

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам Бог любимой быть другим.

                                                1829

    А.С.Пушкин. К***

    Я помню чудное мгновенье:                            В глуши, во мраке заточенья

    Передо мной явилась ты,                               Тянулись тихо дни мои

    Как мимолётное виденье,                              Без божества, без вдохновенья,

    Как гений чистой красоты.                          Без слёз, без жизни, без любви.

    В томленьях грусти безнадежной,             Душе настало пробужденье:

    В тревогах шумной суеты,                          И вот опять явилась ты,

    Звучал мне долго голос нежный                  Как мимолётное виденье,

    И снились милые черты.                              Как гений чистой красоты.

    Шли годы. Бурь порыв мятежный            И сердце бьётся в упоенье,

    Рассеял прежние мечты,                           И для него воскресли вновь

    И я забыл твой голос нежный,                 И божество, и вдохновенье,

    Твои небесные черты.                               И жизнь, и слёзы, и любовь.

                                                                                             1825  

    А.С.Пушкин. «Мадона».

    Не множеством картин старинных мастеров

    Украсить я всегда желал свою обитель,

    Чтоб суеверно им дивился посетитель,

    Внимая важному сужденью знатоков.

    В простом углу моём , средь медленных трудов,

    Одной картины я желал быть вечно зритель,

    Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

    Пречистая и наш божественный спаситель―

    Она с величием, он с разумом в очах―

    Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

    Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

    Исполнились мои желания. Творец

    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

    Чистейшей прелести чистейший образец.

                                                         1830

     

    Литература, использованная для подготовки к уроку.

    1. А.С.Пушкин. «Я помню чудное мгновенье». М., «Эксмо-пресс», 2002
    2. Л.Гроссман. «Пушкин». М., «Молодая гвардия», 1958
    3. Е. Карсалова. «Стихи живые сами говорят».М., «Просвещение», 1990
    4. Ю.Лотман. «Александр Сергеевич Пушкин».Ленинград, «Просвещение», 1981
    5. Е.Маймин. «Пушкин. Жизнь и творчество». М., «Наука», 1981


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

    Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

    Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

    На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

    Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

    Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

    «Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.

    Цели урока:• познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;• научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;• развитие нав...

    Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

    Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....