«Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Дашицыренова Элла Платоновна
Цели урока:
познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;
научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;
развитие навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина;
воспитывать способность сочувствовать, сопереживать и уважительно относиться к чувствам другого человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lyubovnaya_lirika_pushkina.docx36.08 КБ
Файл prezentatsiya_pushkin.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа №19»

Тема урока:

«Любовная лирика А.С.Пушкина»

9класс

                                 Подготовила: Дашицыренова Э.П.,

                              учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;
  • научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;
  • развитие навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина;
  • воспитывать способность сочувствовать, сопереживать и уважительно относиться к чувствам другого человека.

Планируемые результаты через универсальные учебные действия

Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, синтезировать полученную информацию .

Регулятивные УУД: 1. формулировать и удерживать учебную задачу; 2. использовать речь для регуляций своих действий, устанавливать причинно-следственные связи; 3. применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

 Коммуникативные УУД:  уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

 Личностные УУД: а) формирование навыков взаимодействия в группе; б) формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; в) Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок-обобщение.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, мультимедийная презентация , музыкальное оформление, видеосюжет из литературно-музыкальной композиции «Я встретил Вас…».

Методы работы: 1) презентации учащихся; 2) индивидуальная работа (опережающие задания); 3) обобщающая беседа.

Методы обучения: 1) продуктивно-индуктивные; 2) исследовательские; 3) творческий.

Технология: интерактивное обучение, проблемное обучение, личностно-ориентированное, педагогика сотрудничества.

Ход урока

Звучит отрывок из романса Глинки “Я вас любил…”.

Я знал любовь, но я не знал надежды,
Страдал один, в безмолвии любил.
Безумный сон покинул томны вежды,
Но мрачные я грезы не забыл.
А.С.Пушкин

Учитель: “любовь”… В чем проявляется это чувство? Забывание себя, сознательное жертвование собой. (Запись в тетрадь ассоциации учеников к этому слову): (слайд 1)

Понятие любовь многозначно. Вот одно из его толкований: “Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности”. Приходим к выводу, что в обыденной жизни нам не хватает очарования, прелести, пронзительной нежности, которые сопровождают настоящую любовь.

Стихи Пушкина – это вовсе не дневник его любовных побед и поражений, а прежде всего философские представления поэта о Женщине как источнике вдохновения. Традиционно считают, что его музой были женщины, которых он любил, которыми был увлечен.

О влюбчивости поэта судят по его стихотворениям, но Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Истинную любовь поэт ставит выше других чувств, показывая ее неодолимую силу. (слайд)

Сотни раз в стихах, прозе и письмах поэта встречаются слова: “любовь”, “любимый”, “любовник”, “влюбиться”... Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту, равнодушного “искателя наслаждений”. Как часто Пушкин подыгрывал этим мнениям, слухам, принимая позу “Ловеласа” и “Дон-Жуана”. (слайд 4)

Я знал любовь, но я не знал надежды,
Страдал один, в безмолвии любил.
Безумный сон покинул томны вежды,
Но мрачные я грезы не забыл.

Ученик: Лицом Пушкин был некрасив. В послании к известному красавцу Юрьеву Ф.Ф. он утешал себя:

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

Учитель: Современники Пушкина высказывали самые разные точки зрения на отношение поэта к женщинам. Но не подлежит спору, что в любви Пушкин бы одарен выше среднего человеческого уровня. Он был гениален в любви, может быть, не меньше, чем в поэзии. Его чувственность, его пристрастие к внешней женской красоте всем бросалась в глаза.

В его биографии мы наблюдаем самые разнообразные типы любви: от случайного каприза до напряженной, мучительной страсти. И когда любовь приходила не на шутку, она обычно протекала как тяжелая болезнь. К тому же поэт обладал исключительно ревнивым нравом. Способность испытывать ревнивые муки по самому ничтожному поводу нисколько не ослабевала с годами. Биографы предполагают, что героиней детского романа была Софья Николаевна Сушкова. Маленький Пушкин часто бывал у Николая Михайловича Сушкова, литератора, а по четвергам его возили на детские балы танцмейстера Йогеля. Софье было 8 лет, Пушкину – 9 лет.

Окинем беглым взглядом галерею женских портретов, неразлучных с биографией Пушкина. Список женщин, которых Пушкин набросал в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой, в 1829 году получил название Донжуанского списка. Это даже не один список, а два. В первом мы находим имена женщин, внушивших наиболее серьезные чувства поэту. Во втором – упомянуты героини более легких и поверхностных увлечений. (слайд)

Практически всем красавицам, которых упоминал поэт в альбоме Ушаковой, он посвятил стихи.

К "милой Бакуниной", предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения и элегии 1815-1817 годов.

Ученик:

…О милая, повсюду ты со мною:
Но я уныл и втайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдёт ли ночь с осеннею луною -
Я всё тебя, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, -
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь - невольно призываю;
Заслушаюсь - твой голос слышен мне.
Рассеянный сижу между друзьями,
Невнятен мне их шумный разговор,
Гляжу на них недвижными глазами,
Не узнаёт уж их мой хладный взор!

Учитель: Екатерина Павловна Бакунина - сестра лицейского товарища Пушкина. (слайд ). Летом она подолгу жила в Царском селе, бывала на лицейских балах. 29 ноября 1815 года Пушкин записал у себя в дневнике: “Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице – сладкая минута! Как она мила была: как черное платье пристало к милой Бакуниной”. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года. Вот так он об этом писал:

Ученик:

В те дни... в те дни, когда впервые 
Заметил я черты живые 
Прелестной девы, и любовь 
Младую взволновала кровь, 
И я, тоскуя безнадежно, 
Томясь обманом пылких слов, 
Везде искал ее следов, 
О ней задумывался нежно, 
Весь день минутной встречи ждал 
И счастья тайных мук узнал.

Учитель: Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения. Летом 1817 года Пушкин окончил лицей и познакомился с Евдокией Ивановной Голицыной, которая была старше поэта на 20 лет. Он был частым гостем княгини Голицыной и, по выражению П.А. Вяземского, “ был маленько приворожен ею”.

6 мая 1820 года по высочайшему повелению Пушкин был выслан из столицы на юг, где он находился под гостеприимным кровом семьи генерала Раевского, у которого было 4 дочери. 14-летняя Мария Раевская, будущая княгиня Волконская, стала предметом любви Пушкина. Образ Марии Раевской запечатлен в стихотворениях разных лет, одно из последних, посвященных Раевской, – “На холмах Грузии лежит ночная мгла” (слайд)

Ученик: Чтение стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла”

Учитель: В 1823–24 гг. Пушкин пережил роман к Елизавете Савельевне Воронцовой, дочери польского магната и одной из племянниц князя Потемкина. (слайд). Современники говорят о ней, “как о женщине умной, тонкой, образованной и обольстительной”. Пушкин влюбился в нее и, если верить стихам, “достиг взаимности”. Чувство поэта к Воронцовой запечатлено во многих обращенных к ней стихах: “Желание славы”, “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Прощание”, “Ангел”, «Все в жертву памяти твоей». На протяжении многих лет поэт рисовал портретыВоронцовой на полях своих рукописей.

Учитель: Предстоял отъезд в Михайловское и “грозный час разлуки” с Воронцовой. Елизавета Воронцова дарит Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо – талисман, чем очень дорожил поэт и с которым не расставался.

Храни меня, мой талисман, 
Храни меня во дни гоненья, 
Во дни раскаянья, волненья! 
Ты в день печали был мне дан.

В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин уже навсегда прощается с Воронцовой.

Ученик:

В последний раз твой образ милый 
Дерзаю мысленно ласкать, 
Будить мечту сердечной силой 
И с негой робкой и унылой 
Твою любовь воспоминать.

В мае 1827 года Пушкин уехал Петербург. Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь директораПубличной библиотеки, президента Академии художествОленина А.Н. (слайд). Анна Алексеевна Оленина сыграла особую роль в жизни поэта, и чувства его не были мимолетными, хотя случайных знакомств в его биографии было немало. Они познакомились, когда ей было всего девять лет. Вновь встретил он ее девятнадцатилетней красавицей,сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим голосом. Анна Оленина немного кокетничала, немного гордилась своими добродетелями и внешностью. Она остерегалась Пушкина, хотя и интересовалась им. Она мечтала выйти замуж, как всякая девушка, но не считала поэта “большой партией”. Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, “что это была честь, которой все завидовали”.. Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя признавалась в своем дневнике, что “увидела самого интересного человека своего времени”. Но гений Пушкина щедр, он посвятил Анне Алексеевне большой цикл лирических стихотворений: "Ее глаза", "Увы!", "Язык любви болтливый", "Ты и вы", "Не пой, красавица, примне...", "Предчувствие", "Город пышный, город бедный" и др.

Ученик читает «Она мила — скажу меж нами…»

Учитель: А позднее поэт написал ей в 1829 году прощальные стихи “Я вас любил...”. (слайд )

Учитель: “Гением чистой красоты” для Пушкина была красавица Анна Керн, милая, добрая женщина с несчастной судьбой (слайд).

В 1824 году в Михайловском произошел бурный, хотя и краткосрочный роман 20-летнего Пушкина с 19-летней Анной Керн, женой 52-летнего генерала Керна.

Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн 7 восторженных посланий на французском языке. Он называл ее “чудотворной”, “чудотворницей”.. Анна Керн уезжает. Вот и все. С тех пор они больше не виделись. Где она и что с ней – ему ничего не было известно. Прошло шесть лет. И велика была его радость, когда в 1825 году у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как и прежде. Они встретились, вспомнили Петербург, юношеские годы. А на следующий день она уезжала. Пушкин приехал её проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу “Онегина”. Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это и было стихотворение, наполненное искренним чувством “Я помню чудное мгновенье”.

Ученик читает стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

Учитель: После смерти генерала Керна Анна Петровна связала свою судьбу с небогатым помещиком А. В. Марковым-Виноградским и прожила с ним счастливо, хоть и в бедности, 30 лет. Она оставила воспоминания о Пушкине, отличающиеся искренностью, безыскусностью, бережным и проникновенным отношением к поэту.

Давайте поразмышляем над стихотворением “Я помню чудное мгновенье”,

3) Беседа по вопросам.

В итоге имеем план – ответ:

1. Тема. Любовная тематика подчинена философско-психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.

2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта.

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение.

3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».

4. Построение стихотворения.

- Словесные образы:

Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный

- Изобразительные средства:

Метафора: Душе настало пробужденье,

Сердце бьется в упоенье,

Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.

- Речевые особенности:

Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.

Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.

- Ритмика. (Учащимся самим предлагается определить размер стиха и рифму).

5.Объяснение значений слов. « Гений» - олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» - дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии).

Думается, что перед ним предстал гений- покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты. «Небесный» - божественный, ангельский.

После выполнения заданий учащимся предлагается высказать свое мнение на поднятые в стихотворении проблемы, например «тема радости встречи и горечи расставания». Высказать собственное мнение, обосновать его.

Учитель: В этих удивительных по силе чувства и художественной лаконичности стихотворениях рельефно воплотились те черты гуманности и изящества, в которых Белинский видел отличительные особенности пушкинской лирики любви.

Такова сердечная жизнь Пушкина до женитьбы.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Наталья Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. 

Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного, семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти года.

Пушкина Наталья Николаевна, урожденная Гончарова, - жена поэта. Пушкин познакомился с ней в Москве в декабре 1829 года. (слайд)

«Когда я увидел в первый раз, – писал он позднее Наталье Ивановне, матери Гончаровой, – красоту ее едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение».Ответ матери неопределен: дочь еще слишком молода. Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений. Весной 1830 года он неожиданно получает через знакомого, приехавшего из Москвы, привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт, как на крыльях, полетел в Москву. В начале апреля 1830 года он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.

18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом (впервые в жизни у него появился свой дом) молодую красавицу жену. Вскоре после свадьбы Пушкин писал другу: “Я женат – и счастлив! Желание мое, чтоб в жизни ничего не изменилось – лучшего не дождусь”. Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Тонкая, как стебель цветка, талия, мраморные плечи, безукоризненный овал лица – весь облик Н. Гончаровой напоминал идеальных женщин в картинах Рафаэля. Пушкин любил, чтобы другие, особенно близкие люди, восхищались его женой. Поэт говорил Брюллову: “У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и просить снять с нее портрет”.Её он считал своей мадонной. (слайд)

Ученик читает стихотворение «Мадонна»

Учитель: Но для него Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт. Сколько людей – среди них и друзья поэта - беспощадно и жестоко осуждали жену Пушкина. Он как будто предвидел это и заранее отвел все поклепы. Умирая, поэт утешил жену: “Будь спокойна, ты невинна в этом”. А врачу он сказал: “Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском!”

Пушкин был счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. За 6 лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Да, Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были счастливы, но не их вина в том, что они жили в обществе, не желавшем терпеть счастье поэта.

Поэт погиб. Одно из последних пушкинских произведений обращено также к жене.

Ученик:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердца просит.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить... 
И глядь – как раз – умрем. 
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег 
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Учитель: Большинство увлечений Пушкина оставило после себя лишь мимолетное воспоминание, а вот эти имена удостоились чести фигурировать в знаменитом списке Дон-Жуана:

  • графиня Наталья Викторовна Кочубей – актриса;
  • знаменитая актриса Екатерина Семенова;
  • Аглая Антоновна Давыдова, ее роман с Пушкиным в стихотворении “К Аглаи”;
  • гречанка Калипсо Полихронис;
  • Амалия Ризниц, жена богатого коммерсанта, полунемка, полуитальянка.

Он признавался в любви многим, но в действительности любил по-настоящему только свою музу.

Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме любви в лирике А.С.Пушкина. Вся любовная лирика поэта наполнена нежными и светлыми чувствами к женщине. Лирического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства. Любовь в лирике Пушкина – это способность подняться над мелким и случайным.

Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания - таков поэт в обращении ко всем любимым женщинам!

Продолжением истинной любви являются дети. И поэтому сегодня нельзя не упомянуть о потомках великого поэта.

Потомки Пушкина (слайд) (Дети старшего сына Александра Сергеевича Пушкина Александра Александровича: Наталья, Мария, Александр, Ольга, Нина и Григорий)

Учитель: Существует поверье, что Александр Сергеевич Пушкин запретил своим потомкам писать стихи. Он считал, «что так хорошо пишет, что они не должны творить хуже, чем он». Наверное, именно поэтому из 237 родственников Пушкина по всему миру нет ни одного поэта!

Пушкинский род был примечателен тем, что в его семьях бывало больше девочек, чем мальчиков. Прямых потомков Пушкина, то есть потомков по мужской непрерывающейся линии, было не так много, всего 13. Например, сейчас в России прямых потомков Пушкина не осталось вовсе. Со смертью правнука поэта и его сына прервалась прямая мужская линия живших в Москве родственников поэта. Побочное семейное древо Пушкина за прошедшие более чем 150 лет сильно разветвилось и имеет в настоящее время 58 ветвей, то есть фамилий. По данным на 200-летие Пушкина, в мире было зарегистрировано 227 потомков поэта, живущих в странах Европы, Америки и Азии. (слайд)

Ныне единственный прямой потомок Александра Сергеевича по второй мужской линии четвертого поколения, носящий его фамилию, — Александр Александрович Пушкин — живет в Брюсселе. Любопытно, что и его жена, Мария Александровна Пушкина-Дурнова, является потомком Пушкина — также от его старшего сына в пятом поколении, но по первой мужской линии — старший сын Пушкина был женат дважды. Александр Александрович постоянно живет в Европе, однако он является гражданином России. Паспорт, в соответствии с указом президента, он получил в конце 2005 года. Пять лет назад чета Пушкиных создала в Брюсселе фонд имени своего знаменитого прапрапрадеда. Развивает его по двум направлениям — по культурной и медицинской линии. Мария Александровна является председателем Международного фонда А. С. Пушкина, секретарем Союза русских дворян в Бельгии, казначеем Ассоциации женщин ЕС. Александр Александрович Пушкин — председатель Союза русских дворян в Бельгии, заместитель председателя Международного фонда А. С. Пушкина, заместитель председателя Союза потомков командоров и наследственных рыцарей Великого российского приорства ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Александр Александрович, нынче пенсионер, в прошлом оказался большим специалистом по телефонной связи. Он работал в бельгийской телефонной компании, которая впоследствии была куплена американцами, а потом стала французской. 27 лет работал по установке техники.

В Германии живут потомки Георга фон Нассау — сына дочери Пушкина Натальи. Например, Клотильда фон Ринтелен, внучка Георга. По профессии она врач-психиатр, у нее три сына: Александр, Грегор и Николас. 

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений о любви А.С.Пушкина.
  2. Написать эссе “Моё восприятие любовной лирики А. С. Пушкина”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина Составила Дашицыренова Э.П., учитель русского языка и литературы МАОУ « СОШ № 19»

Слайд 2

любовь жизнь самоотдача слёзы, грусть нежность самопожертвование ревность

Слайд 3

Любовная лирика в поэтическом наследии А.С.Пушкина Любовная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Восторженные признания и шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства, самозабвение и самоотверженность пронизывают стихи, обращенные к женщинам, которых любил, которыми восхищался поэт. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью,то ревностью томим; Я вас любил так искренно,так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Слайд 4

« Души моей царицы …» Екатерина Павловна Бакунина Екатерина Бакунина (в замужестве Полторацкая) - сестра А.П.Бакунина, товарища Пушкина по Лицею. Пушкин впервые увидел ее в Царском Селе: она жила там летом 1815 года и часто бывала на лицейских праздниках. Бакунина – первая юношеская любовь поэта. К ней обращены многие стихи и элегии 1815-1817 годов. Вспоминая свою юность, поэт писал: В те дни…в те дни,когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы, и любовь Младую взволновала кровь, И я,тоскуя безмятежно, Томясь обманом пылких снов, Везде искал ее следов, О ней задумывался нежно, Весь день минутной встречи ждал И счастье тайных мук узнал…

Слайд 5

Донжуанский список Пушкина первая часть списка: Наталья I Катерина I Катерина II NN Кн. Авдотия Настасья Катерина III Аглая Калипсо Пулхерия Амалия Элиза Евпраксея Катерина IV Анна Наталья. вторая часть: Мария Анна Софья Александра Варвара Вера Анна Анна Анна Варвара Елизавета Надежда Аграфена Любовь Ольга Евгения Александра Елена. Екатерина Ушакова

Слайд 6

Я знал любовь, но я не знал надежды, Страдал один, в безмолвии любил. Безумный сон покинул томны вежды, Но мрачные я грезы не забыл. Музы Пушкина

Слайд 7

Горячий, впечатлительный, быстро воспламеняющийся, Пушкин увлекался многими. В одних влюблялся легко, бурно и на короткие мгновения, других любил С таким тяжёлым напряженьем, С такою нежною,томительной тоскою, С таким безумством и мученьем! «Предметы страсти менялись в пылкой душе его, - писал брат поэта Л.С.Пушкин,- но сама страсть ее не оставляла». Менялись подруги, возлюбленные, адресаты его лирических признаний -неизменным оставалось великое служение Любви и Красоте, нежность и преданность тем, кто пробудил в его душе высокое чувство: благодарность Женщине - источнику творческого вдохновения: Довольно! Гордости моей Я мыслить буду с умиленьем: Я славой был обязан ей- А, может быть, и вдохновеньем.

Слайд 8

Елизавета Ксавериевна Воронцова Одна из самых богатых и очаровательных женщин своего времени. Увлечение Воронцовой оставило глубокий след в творчестве Пушкина. Когда в 1824 году Пушкин покидал Одессу, Воронцова подарила ему перстень - талисман с сердоликовой печаткой, которым поэт дорожил. Перстень был на нем и в день его последней дуэли. Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Елизавета Воронцова – урожденная графиня Браницкая, с 1819 года – жена графа М.С. Воронцова.

Слайд 9

Анна Алексеевна Оленина Анна Оленина – дочь президента Академии художеств А.Н.Оленина; с 1825 года – фрейлина, с 1840 – жена Ф.А.Андро. А.С.Пушкин бывал у Олениных с юности и знал Анну еще ребенком. В 1828 году он был глубоко увлечен Олениной. Она явилась вдохновительницей большого цикла любовной лирики поэта: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно,так нежно, Как ,дай вам Бог, любимой быть другим.

Слайд 10

Анна Петровна Керн Анна Керн – дочь помещика П.М.Полторацкого, выдавшего ее в 17 лет за 52-летнего генерала Е.Ф.Керна. Впервые 19-летний Пушкин встретил Анну Керн на одном из вечеров в Петербурге в 1819 году. Вторая встреча произошла в 1825 году в Тригорском, а при расставании поэт преподнес ей экземпляр второй главы «Евгения Онегина» и ставшими знаменитыми стихи: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Слайд 11

Мария Николаевна Волконская Мария Волконская - урожденная Раевская, с 1825 года жена князя С.Г. Волконского, одного из руководителей Южного общества декабристов. Первое чувство поэта к ней, глубоко скрытое, нашло свое воплощение в романтических образах южных поем. Ее решение оставить родных, сына и следовать за мужем, приговоренным к двадцати четырем годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири, вызвало у поэта восхищение и преклонение перед ее гражданским подвигом.

Слайд 12

Гончарова Наталья Николаевна Наталья Гончарова - с 18 февраля 1831 года жена А.С.Пушкина, с 1844 года - жена П.П. Ланского. Пушкин увидел Наталью Николаевну на балу в первый же год появления ее в московском свете, в 1828 году. И тогда же поэт сказал, что участь его будет навеки связана с нею. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение»,- писал Пушкин матери Натальи Николаевны Н.И.Гончаровой 5 апреля 1830 года.

Слайд 13

Ланская Наталья Николаевна Сонет «Мадонна», обращенный к невесте, заканчивается такими строками: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал , моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 14

Потомки Пушкина Наталья, Мария, Александр, Ольга, Нина и Григорий Дети А.С.Пушкина Мария Гартунг (старшая дочь) Александр Пушкин (старший сын) Григорий Пушкин Наталья Меренберг (младшая дочь)