Любовная лирика А.С.Пушкина
план-конспект по литературе по теме

Малина Елена Васильевна

Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чтение стихотворений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubovnaya_lirika_pushkina.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного мероприятия: «Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство! ».

Оформление урока: репродукции женских портре тов. Рисунки поэта. Запись романсов. Выставка книг по теме.

Цели урока: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чтение стихотворений.

Эпиграф:

    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты...
 

                                 А. С. Пушкин

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Любовь - источник поэзии.

 В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина — «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Наш урок - это праздник поэзии, любви.  Потому что любовь - это источник поэзии.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки.

II. Анализ стихотворения «Нa холмах Грузии лежит ноч ная мгла».

Любовная лирика Пушкина всегда – высокая лирика. Удивительной человеческой высотой, благородством отличается она. Проанализируем стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

 - История создания стихотворения (индивидуальное задание).

- Как вы думаете, почему А. С. Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне?

- Как пони мать слова «нет наружного блеска»?

- Почему сердце «не любить не может»?

Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тон кой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

Звучит романс  «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам

известны?

I I I. Сообщения учащихся об адресатах лирики.

 Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чём-либо близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом:

–  Кому же посвящaл свои стихи А. С. Пушкин? (индивидуальное задание)

Сообщения учащихся. Чтение стихотворения, рассказ о судьбе героини стихотворения.

1 ученик. Екатерина Павловна Бакунина. 
Свое чувство к Бакуниной Пушкин выразил в цикле элегий 1816 года: «Уныние», «Месяц», «Певец», «Осеннее утро».
«Я счастлив был! ... вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, - сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов - ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив пять минут..» ( из дневника А.С.Пушкина)

2 ученик. Амалия Ризнич 
Полуитальянка, полунемка. Муж – крупный одесский коммерсант. Поэт познакомился с ней в июле 1823 года в г. Одессе. Ризнич была высока ростом, с прекрасными, выразительными глазами, огромной черной косой. Одевалась экстравагантно, носила непомерно длинные платья и мужские шляпы с огромными полями. Умерла очень рано от чахотки .

Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Стихотворения, посвященные А.Ризнич:
«Простишь ли мне ревнивые мечты...», 1823г.,
«Под небом голубым страны своей родной», 1826

3 ученик. Елизавета Ксаверьевна Воронцова ( урожденная графиня Браницкая), жена начальника Пушкина по службе, была на семь лет старше поэта, что в его неполные 25 лет составляло существенную разницу. Однако выглядела молодо, была хороша собой и отличалась утонченной любезностью полячки и светской дамы. Познакомился с ней осенью 23 г. Привычное внимание к молодой и красивой женщине скоро перешло в глубокое серьезное чувство.
«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, Раевский и многие, многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову…» (Ф.Сологуб)

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Ей посвящены стихотворения «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман».

4 ученик. Анна Керн

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», «с гением чистой красоты». ЕЕ голос нежный не сливается с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему во снах.

-Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы.

- Какова композиция этого стихотворения?

В чем смысл «кольцевой» композиции, повторов?

5ученик. Наталья Гончарова.

Тихо звучит «Реквием» Моцарта.

Ученик читает письмо Пушкина.

Пушкин:  «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило.

Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.

Будь проклят час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, потому что другого мы здесь и не видим.

Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка.

Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье».

Чтение стихотворения «Мадонна»

В этом произведении небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным первообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадонна»

 Обратите внимание на последнюю строфу, на последнюю строку. Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырех слов. Два из них эпитет «чистейший», почти буквально повторяются.

-В какой форме употреблено прилагательное «чистый»?

-В чем смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени?

-Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?

Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.

IV. Итог урока. Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя его "страстям мятежным". Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но любовь для Пушкина - это не "донжуанский список", не дневник его любовных побед и поражений, а предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.

Литература

1. Басина М. Жизнь Пушкина: Документально-художественные повести СПб.: Азбука. Пушкинский фонд, 1999.

2. Кузнецова А. Моя Мадонна. М., 1996.

3. Маранцман В. Изучение творчества Пушкина в школе. Библиотека

учителя-словесника. М.: ГИЦ «Владос», 1999.

4.Лотман Ю. М.: А. С. Пушкин: Биография писателя.
5.Непомнящий В. С.: «Пушкин А. С.» (БСЭ — 1975)
6.Литература (учебно-методическая газета для учителей словесности)№11,2010
http://pushkin.niv.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

Сценарий поэтического вечера "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любви.

Презентация к уроку литературы в 9 классе....

урок-размышление по литературе по теме "Моё понимание любовной лирики А.С.Пушкина"

на уроке используется технология «Педагогика сотрудничество».          Образовательные задачи: углубление и расширение знаний учащихся о любовной лирике...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....